Научная статья на тему 'Цель системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза'

Цель системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

Дается анализ цели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса, которая рассматривается в качестве начального звена формирования их социально-профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSE OF DEVELOPING AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS’ SOCIAL AND PROFESSIONAL AWARENESS

The paper provides an analysis of developing future agriculture experts’ social and professional awareness which is considered to be a first stage of their social-and-professional competency development.

Текст научной работы на тему «Цель системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза»

ние, не способствуя повышению их конкурентоспособности. Изменения в правовом статусе российских аграрных вузов, развитие у них предпринимательской активности за счет расширения сотрудничества с ведущими государственными и частными сельскохозяйственными компаниями не только укрепят их имидж и финансовое положение, но и создадут реальные возможности на равных отстаивать свои позиции в мировом образовательном пространстве.

Список литературы

1. Budget of the US Government. Fiscal Year 2008. — Wash., US Gov. pr. off, 2007. — P. 54.

2. Budget of the US government. Fiscal year 2003. — Wash., US Gov. pr. off., 2002. — P. 113.

3. Budget of the US government. Fiscal year 2008. — Wash., US Gov. pr. off., 2007. — P. 54-55.

4. Statistical Abstract of the United States. — Wash., Bureu, 2008. — Table 210.

5. Садовников, Н. На десять лет и без залога. Елена Скрынник обещает доступные кредиты студентам аграрных вузов / Н. Садовников // Российская газета. Столичный выпуск. — № 4877. — 27.03.2009. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/27/skrinnik.html

6. Барбашин, И.В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации / И.В. Барбашин // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации: аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2003. — № 2 (195). — С. 75-84.

УДК 378(066):159.9

Н.В. Пудовкина

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА

Ведущим компонентом любой педагогической системы является ее цель. Она отражает как новую идею, заложенную в проектируемую педагогическую систему, так и стратегию технологии, которая призвана ее реализовать.

Основной мыслью статьи является повышение качества подготовки специалистов агропромышленного комплекса через формирование социальнопрофессиональной установки у выпускников сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности.

Социально-профессиональная установка — это особое состояние личности будущего специалиста, его внутренняя готовность к освоению и выполнению профессиональной деятельности, с дальнейшей самореализацией в профессиональном сообществе и обществе в целом, к творческому саморазвитию профессионально значимых личностных качеств, к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями социума.

Социально-профессиональная установка является приоритетным и ведущим звеном формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса, отражающим оптимальное соотношение их профессионального, личностного и социального развития.

Данное понятие позволяет рассматривать в тесной взаимосвязи личность будущего специа-

листа агропромышленного комплекса, как субъекта осуществляемой учебно-профессиональной и будущей социально-профессиональной деятельности, и основные функции исследуемого явления (социально-профессиональные цели, планы, прогнозы, оценки, самооценки, рефлексия).

С одной стороны, социально-профессиональная установка, как готовность воспринимать, осознавать, оценивать и в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность в определенном социуме, предполагает формирование профессиональных знаний и умений, развитие индивидуально-психологических свойств личности будущего специалиста, определяющих особенности выполнения профессиональной деятельности; с другой — профессионально важных качеств, профессиональных целей, планов, отношений, прогнозов.

Формирование социально-профессиональной установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию будущей социально-профессиональной деятельности и принятие им задач, которые в ней возникают, преобразование мотивации индивида и, следовательно, зависит от распределения того, что субъективно для него значимо.

Таким образом, социально-профессиональная установка, как и установка вообще, возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в со-

101

стоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, социально-профессиональная установка, как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и заканчивая мировоззренческими взглядами или позициями личности.

Опираясь на гипотезу А.Г. Асмолова об иерархической уровневой природе социальной установки, как механизма стабилизации и регуляции деятельности, автор статьи рассматривает социально-профессиональную установку в качестве системного образования целевых, смысловых и операциональных установок (в зависимости от того, на какой объективной фактор деятельности направлена установка — цель, мотив, условие).

Целевая установка определяется целью и устанавливает устойчивый характер протекания действий. Сформированность целей является критерием развития личности студента. Цели определяются мотивами, в которых конкретизируются потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей будущей профессиональной и социальной деятельности и составляющие «ядро» личности будущего специалиста-профес-сионала. Знание и переживание студентом целей будущей социально-профессиональной деятельности создают необходимые предпосылки для формирования идеального образа его работы, в частности образа объекта данной деятельности и субъекта (личность самого будущего специалиста).

Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях, способствуют самоутверждению личности, выражаются в стремлении личности привести в систему содержащийся в них личностный смысл знаний, норм, ценностей — это отношение студента к себе как к будущему специа-листу-профессионалу, к собственной деятельности по освоению профессии, что в конечном итоге формирует профессиональную позицию будущего специалиста в социуме.

Операциональная установка включает систему действий студента, направленных на решение учебно-профессиональных задач, и действий, раскрывающих его субъектную позицию по отношению к будущей социально-профессиональной деятельности.

Признание социально-профессиональной установки сложным психолого-педагогическим яв-

102

лением обусловливает обращение к анализу ее сторон, который возможен на основе системного подхода, позволяющего определять компоненты социально-профессиональной установки, их свойства, признаки, особенности, критериальные характеристики, связи и взаимодействие между ними.

Структурные компоненты социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса определяются в соответствии с классической мультиком-понентной структурой социальной установки, теорией функционирования социально-психологических установок в профессиональной деятельности (Э.С. Чугунова). Как следствие, в структуре социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза выделяются когнитивный, аффективный, поведенческий и личностный компоненты.

Когнитивный компонент — это осознание студентом объекта социально-профессиональной установки (учебно-профессиональной и будущей социально-профессиональной деятельности). Этот компонент являет относительно устойчивые различия в особенностях познавательных процессов, что обнаруживается в индивидуально-познавательных процессах через знания, убеждения, представления, суждения студентов, образованные в результате познания данного объекта.

Осознание объекта учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности в социуме невозможно вне концепции собственной деятельности, в основе которой лежит осознание значимости ее объективных целей, а также профессиональных знаний и знаний о будущей профессии. Знания понимаются как отражение объективной реальности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. В данном случае профессиональные знания и знания о профессии выступают как отражение в сознании студента будущей профессиональной реальности, как отношение субъекта к объекту, как определенная система представлений, понятий, суждений, фиксирующая проявления профессиональной деятельности в социуме.

Система объективно существующих знаний порождает в сознании будущего специалиста личностную систему ценностных и эмоциональных отношений, а также систему реальных профессионально ориентированных действий и поступков.

Аффективный компонент связан с отношением личности к профессии, осознанием стимулов будущей трудовой деятельности, соотношением внешних и внутренних факторов регуляции поведения в условиях социально-профессиональной деятельности. Данный компонент отражает личностное отношение будущего специалиста к объекту социально-профессиональной установки, его эмоцио-

нальную оценку, чувство симпатии или антипатии к нему, представляет собой различные эмоции, чувства, переживания.

Поведенческий компонент — готовность и намерение действовать по отношению к объекту социально-профессиональной установки, что демонстрирует степень пассивно-активного отношения будущего специалиста к требованиям будущей профессии, его предрасположенность к реальным положительным (или отрицательным) действиям в социуме. Поведенческий компонент социальнопрофессиональной установки представлен как непосредственным поведением, так и различными ожиданиями, стремлениями, замыслами, планами действий студентов.

Личностный компонент — это профессионально важные качества личности, включающие в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы профессионально важных качеств, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив — цель»; планирование деятельности; переработка текущей информации; концептуальная модель; принятие решения; действия; проверка результатов; коррекция действий).

Социально-профессиональная установка будущих специалистов агропромышленного комплекса рассматривается в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов.

Под функциональными компонентами социально-профессиональной установки понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных элементов и конечным искомым результатом.

Выделяются следующие функциональные компоненты социально-профессиональной установки будущего специалиста сельского хозяйства: рефлексия, целеполагание, планирование, прогнозирование и оценивание.

Системное понимание социально-профессиональной установки, выделение ее структурных и функциональных компонентов дают возможность определить критерии проявления социально-профессиональной установки.

Критерий — это признак, на основании которого проводится оценка, суждение. Предлагаемая система критериев проявления социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса была определена на основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов теоретико-экспериментальной работы и мнения экспертов, в роли которых выступали студенты и преподаватели сельскохозяйственного вуза, а также работающие специалисты.

В соответствии с компонентами социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза выделяют следующие критерии ее сформированности.

Сформированность когнитивного компонента: систематизированные контекстные социальные и профессиональные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социально-профессиональных задач; самооценка уровня своих знаний по профилю профессиональной деятельности; познавательная самостоятельность; интеллектуальная активность.

Критериями сформированности аффективного компонента социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются способность к адекватной самооценке и саморегуляции поведения; интерес к профессии и адекватные представления о содержании профессиональной деятельности, о требованиях социума и профессии к их личности и стремление соответствовать этим требованиям; интерес к общественной и профессиональной деятельности, личностное принятие социальных и профессиональных ценностей и целей; сознательное ценностное отношение к собственному социальному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Поведенческий компонент социально-профессиональной установки является сформированным, если у будущих специалистов агропромышленного комплекса присутствует профессиональная самостоятельность; адекватная самооценка профессиональных качеств; удовлетворенность своей деятельностью и стремление повысить свою квалификацию; проектирование перспектив развития и результатов профессиональной деятельности.

Наличие профессионально важных качеств означает сформированность личностного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса.

Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса вуза под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Опыт массовой подготовки специалистов в различных областях производства подтверждает, что профессионально важные качества приобре-

103

таемы. Их можно сформировать и развить в ходе профессиональной подготовки, они являются результатом обучения и воспитания, а также итогом становления личности в ходе профессиональной деятельности.

В основе внутренних механизмов формирования профессионально важных качеств лежит процесс самосовершенствования студентов, интенсивность которого определяется степенью достаточности профессионального интереса и мотивации профессиональной деятельности. Наряду со стремлением к самосовершенствованию не менее важным фактором для развития человека в личностном плане является мера его активности в позитивной творческой деятельности.

Анализ профессиограмм различных специалистов сельского хозяйства (инженер, зоотехник, ветеринарный врач, агроном, технолог, бухгалтер) позволяет определить общую, применительно ко всем специальностям, структуру профессионально важных качеств.

Так, профессионально важными качествами будущего специалиста агропромышленного комплекса являются патриотизм к избранной профессии, ответственность, трудолюбие, инициативность, творческая активность.

Процесс подготовки студентов сельскохозяйственного вуза к будущей социально-профессиональной деятельности есть переход от низкого уровня к высокому, поэтому в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на саморазвитие их социально-профессиональной компетентности необходимо вы-

делить уровни сформированности данной установки.

Анализ научной литературы, проводимых в научных психолого-педагогических исследованиях классификации уровней готовности к профессиональной деятельности, уровней сформированности различного рода компетенций, а также выявленные критерии сформированности социально-профессиональной установки позволили выделить и определить три основных уровня сформированности социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие их личности.

Каждый из этих уровней характеризуется совокупностью показателей, определяющих степень сформированности социально-профессиональной установки (таблица).

Все уровни сформированности социальнопрофессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса не являются обособленными, они находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему и отражая содержание социально-профессиональной компетентности. Это позволяет студенту, как субъекту социального и профессионального развития, представить и увидеть будущую профессиональную деятельность в целом и превратить ее в предмет практического преобразования, а именно: внутренне принимать, осознавать и оценивать содержание, трудности и противоречия будущего профессионального труда; самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями; рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как пре-

Уровни сформированности социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза

Уровень Компоненты социально-профессиональной установки

Когнитивный Аффективный Поведенческий Личностный

Низкий Малые по объему, бессистемные знания в области профессиональной деятельности; репродуктивная интеллектуальная активность; низкая самооценка знаний Пассивность; участие в учебно-профессиональной деятельности вынужденное, детерминированное внешними мотивами Неспособность эффективно решать учебно-теоретические и практические задачи; частичное владение профессиональными умениями Нерегулярное проявление одного или нескольких профессионально важных качеств

Сред- ний Средние по объему, неструктурированные знания в области профессиональной деятельности; эвристическая интеллектуальная активность; средний уровень самооценки знаний Активное участие в учебно-профессиональной деятельности, ситуационное проявление инициативы осуществления деятельности, превалирование внешней мотивации Достаточно успешное решение учебно-теоретических задач; ситуативная эффективность учебно-практической деятельности Спонтанное проявление одного или нескольких профессионально важных качеств

Высо- кий Средние или выше среднего по объему, упорядоченные, структурированные знания в области профессиональной деятельности; креативная интеллектуальная активность; высокая самооценка уровня знаний Активное и сознательное участие в учебно-профессиональной деятельности, основанное на внутренней положительной мотивации Успешное эффективное решение теоретических и практических социально-профессиональных задач; существует реальный опыт выполнения социально-профессиональных функций Регулярное проявление необходимых профессионально важных качеств

одоление собственных пределов; осознавать ресурсы своего личностного и профессионального развития.

Таким образом, цель системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза необходимо определить как развивающийся потенциал высокопродуктивного специалиста, нацеленного на приобретение социально-профессиональной компетентности и творческое саморазвитие личности.

Список литературы

1. Орлов, В.И. Вопросы дидактики: качественная характеристика обучения и его результата / В.И. Орлов. — М., 1998. — 136 с.

2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Ас-молов. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 152 с.

3. Чугунова, Э.С. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженера / Э.С. Чугунова, В.Н. Панферов, С.М. Михеева; под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого // Промышленная социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 181—184.

УДК 378

М.П. Макарова

Самарская государственная сельскохозяйственная академия В.П. Косырев, доктор пед. наук Ю.А. Судник, доктор техн. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ОСНОВУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Процесс перехода на двухуровневое образование сопровождается обсуждением набора образовательных областей и учебных предметов — обязательных и необязательных к изучению.

Однако вопросам методического характера, которые, на взгляд авторов, являются ключевыми, внимание уделяется недостаточно.

Концепцию образовательного стандарта нового поколения отличает четко прописанный компе-тентностный подход к его реализации [1—5].

В педагогической теории и практике последние несколько лет находит все более широкое распространение понимание компетентностного подхода как метода моделирования и описания результатов образования, как норм его качества в виде признаков готовности человека к практической деятельности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя). Как целедостигающий процесс, в котором заданы ступени уровней освоения компетенции и возможной квалиметрической оценки будущих специалистов [6].

До настоящего времени при разработке учебно-методических комплексов в соответствии со стандартом второго поколения когнитивная составляющая была представлена обобщенной характеристикой: что должен знать и уметь выпускник вуза в соответствии с деятельностным подходом. По стандарту третьего поколения результаты образовательной деятельности вуза необходимо описывать, следуя требованиям компетентностного подхода. При разработке методик оценки результатов

обучения преподаватель должен провести анализ по следующим пунктам стандарта:

• рассмотреть профессиональную деятельность, которая должна быть реализована в рамках образовательного процесса;

• из множества вариантов общекультурных и профессиональных компетенций выбрать именно те, которые можно сформировать на данном предмете;

• по содержанию структуры основной образовательной программы (далее ООП) для базовых дисциплин выбрать показатели, которые обязательно должны быть отражены в рабочих программах дисциплины.

Следовательно, в содержании ФГОС ВПО

впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженным на языке компетенций.

Из этого следует, что нужно новое методическое обеспечение по проектированию ООП, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Опыт разработки инновационных подходов к проектированию оценочных средств (Национальный исследовательский технологический университет НИТУ «МИСиС», Псковский ГПУ, Пермский ГТУ, Томский политехнический университет и другие), показывает, что выдвигаемая ими идея паспортизации компетенций весьма эффективна.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.