Научная статья на тему 'Культурограмма – целезадатчик формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов'

Культурограмма – целезадатчик формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / ЦЕЛЬ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОГРАММА / CULTURE / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PRINCIPLE OF CULTURE / GOAL OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION / CULTUREGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саксонова Лариса Петровна

В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание динамики целеполагания высшего технического образования через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саксонова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUREGRAM IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

The analysis of training of modern specialists of technical areas, understanding the dynamics of goal setting of higher technical education in the light of interrelationship, the further development of dominant culture and basic social and professional competence of future specialists are given in the article

Текст научной работы на тему «Культурограмма – целезадатчик формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов»

УДК 378.1

КУЛЬТУРОГРАММА - ЦЕЛЕЗАДАТЧИК ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л.П. Саксонова1

Самарский государственный университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Советская, 45 E-mail: [email protected]

В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание динамики целеполагания высшего технического образования через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: культура, социально-профессиональная компетентность, принцип культуросообразности, цель высшего технического образования, культурограмма.

В новых социально-экономических условиях современная молодежь в процессе социального и профессионального развития встречается с рядом проблем на пути достижения инновационных целей образования: нравственного становления, самоидентификации и самоконтроля, самоуправления, общения, освоения достижений отечественной и мировой культуры. Исследования В.И. Байденко, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова доказывают, что приобщение подрастающего поколения к приоритетным ценностям современной культуры является основным звеном в цепи задач повышения уровня качества профессиональной подготовки будущих специалистов (профессиональной компетентности) во взаимосвязи с формированием их профессионально значимых личностных качеств (социальной компетентности). В результате у будущих специалистов должно быть сформировано интегративное социально-профессиональное качество, которое И.А. Зимней определяется как целостная социально-профессиональная компетентность специалиста: «...его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека. Соответственно, можно говорить о целостной компетентности и парциальных компетенциях, входящих в нее» [1]. В частности, по классификации, принятой Советом Европы, в комплексную социально-профессиональную компетентность входят социальная и профессиональная (специальная) компетенции.

Таким образом, идея совершенствования качества образования специалистов в технических вузах состоит в приведении системы их подготовки на основе компетентност-но-ориентированного подхода в соответствие с уровнем культуры постиндустриальной эпохи развития общества. В педагогическом плане речь идет о назревшей необходимости проектирования и реализации новой педагогической системы, в основу которой должна быть положена интеграция компетентностного подхода и культуросообразности профессионального образования - системы формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов.

1 Лариса Петровна Саксонова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук.

144

Проектирование и реализация системы в новых условиях является преемственным продолжением решения актуальной и извечной проблемы, состоящей в том, что для действенного использования опыта предшествующих поколений (достижений культуры) дискретный процесс обучения должен сопровождаться формированием системных, целостных научных знаний, умений и навыков, их синтезом. Идея о необходимости достижения целостности и действенности получаемых новыми поколениями знаний и умений в постиндустриальную эпоху получила дальнейшее развитие в компетентностно-ориентированном подходе к обучению (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.П. Бездухов, Г.Э. Белицкая, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.).

Однако возникает вопрос: как формируемые в результате образования будущих специалистов компетенции/компетентности соотносятся с общей культурой человека - являются ли они ее составляющими, заменяют ли ее или сосуществуют с ней, находясь в отношении рядоположения или соподчинения? Этот вопрос особенно актуален для рассмотрения связи общей культуры и результирующей профессионального образования - социально-профессиональной компетентности будущего специалиста. Ответ на поставленный вопрос потребовал исходного для данного рассмотрения определения понятия общей культуры человека.

По мнению ученых, разрабатывающих концепцию образования в контексте идеи культуры под руководством В.С. Библера, «культура есть всеобщая форма современного общения и бытия людей различных - настоящих, прошлых и будущих - культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей» [2]. Поэтому выпускник современного учебного заведения должен обладать не только готовыми знаниями, умениями, навыками, но и культурой их формирования, изменения, трансформации и преобразования.

В теоретическом плане проблема формирования целостной социально-профессиональной компетентности путем приобщения учащейся молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры связана с выполнением требований и правил принципа культуросообразности. О сущности этого принципа В.С. Безрукова пишет: «Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX века. Он предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» [4].

Анализ динамических процессов целеполагания высшей технической школы предполагает необходимость перестройки всех компонентов учебно-воспитательного процесса в техническом вузе для реализации разработанной системы. Глубина преобразований будет варьироваться в зависимости от связей процессов, основных тенденций и инвариантных направлений.

Цель - одна из важнейших категорий, которая предопределяет и прогнозирует результат, под нее подбираются соответствующие содержание, методы и средства. С появлением цели возникает активность и самостоятельность личности. В педагогической науке существует множество определений цели, но при их многообразии в каждом можно найти инвариантные признаки Большинство исследователей считают, что будущий результат по форме отражения может быть представлен в перцептивных образах и моделях либо в виде вербализованных понятий, суждений и умозаключений. Однако образ будущего результата не образует цели, а становится ею, когда имеется потребность, желание достигнуть или приблизиться к этому результату.

Конкретизируя динамику преобразований в целеполагании исследования, следует подчеркнуть, что система формирования культуросообразной социально-профес-

сиональной компетентности будущего специалиста на фоне достижения высоких результатов обучения является частью общей цели повышения качества его подготовки. В связи с этим на начальном этапе реализации системы необходимо повысить качество личностного развития молодежи, а на последующих стадиях соотношение личностного и профессионального развития студентов начнет приобретать динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное и социокультурное развитие личности начинает доминировать [3].

Основываясь на анализе состояния и тенденций развития современной техносферы и требований, предъявляемых к инженерной деятельности, можно сформулировать следующие задачи по формированию культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза:

- актуализация социального, культурного и профессионального потенциала личности;

- мотивирование и стимулирование будущего профессионального роста и карьеры;

- диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля;

- развитие профессионально значимых качеств и ключевых квалификаций;

- формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений;

- освоение компетентных технологий социально-профессионального поведения;

- развитие позитивной профессиональной "Я-концепции" и проектирование сценариев профессионального развития;

- преодоление деструктивного развития личности.

В большинстве исследований отправной точкой для построения системы целе-полагания в высшем образовании служит модель специалиста, в основе содержания которой находится квалификационная характеристика с фиксируемой системой требований к работнику. Целостность воспитательно-образовательного процесса в высшей технической школе предполагает синтез формирования знаний, умений, приемов и навыков развития социально-профессиональной деятельности, культуры, личностных качеств специалиста. Поэтому в модели осуществляется проекция требований к специалисту в соответствии с особенностями организации учебного процесса, построения содержания учебных планов, программ, методов обучения и т.д.

По мнению Н.Ф. Талызиной, переходом от модели специалиста к модели его подготовки служит выделение и полное описание типовых задач, которые он должен будет решать в своей будущей профессиональной деятельности. Типовые задачи выстраиваются в целостную систему, которая отражает иерархию целей высшего образования [4].

Педагогические исследования и передовой опыт предлагают модели высших уровней профессиональной деятельности, которые следует использовать в качестве нормативных целей - эталонов для оценки качества образования. При этом можно идти двумя путями: от профессии и от личности [5]. В соответствии с этим некоторые исследователи используют профессиографический и персонологический принципы построения моделей будущих специалистов. В настоящее время наиболее предпочтительной является профессиографическая модель с характерным набором базовых свойств, основывающихся на системе требований работодателя к специалисту, и специальных способностей, которыми должен обладать представитель этой профессии. Выбор основных свойств в персонологических моделях ведется от профессионально значимых личностных качеств и основывается на представлении о многофакторной структуре личности.

В качестве эталонных моделей специалистов многие исследователи используют профессиограммы с описанием условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств, противо-

показаний по состоянию здоровья [5, 6]. По определению А.К. Марковой, «профес-сиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональные требования, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [6]. Однако профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибко ориентированная основа для формирования и развития специалиста в соответствии со следующими требованиями:

- четкое выделение предмета и основных результатов труда;

- подчеркивание направленности труда на благо конкретного человека;

- целостное описание компонентов профессии;

- показ возможных линий развития человека средствами профессии;

- представление перспективы изменений в самой профессии;

- направленность на решение практических задач.

По мнению А.К. Марковой, профессиограмма включает трудограмму (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека в профессии) [6].

Трудограмма отражает назначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека:

- распространенность профессии;

- предмет труда в профессии;

- профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда;

- виды деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, применяемые в данной профессии для достижения результата;

- средства труда (инструменты, приборы, знаковые символы);

- условия труда (режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место);

- организация и кооперация труда;

- возможные уровня профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии;

- права и должностные обязанности представителя данной профессии;

- влияние данной профессии на человека [6].

Психограмма содержит описание целей, задач, мотивов, потребностей человека в профессии, ценностные ориентации, отношения, эмоции, психические состояния, удовлетворенность трудом, психологические требования и противопоказания, предъявляемые к специалисту профессией, ее позитивные и негативные стороны, профессиональные притязания и профессиональную самооценку [5, 7].

Социограмма отражает взаимодействие общества и профессии. Этот блок про-фессиограммы включает основные социально ориентированные требования, предъявляемые к профессии, социально значимые качества человека (организаторские способности, мобильность), социальную значимость и востребованность профессии в обществе, социальные нормы человека в профессии, правила субординации, адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды, возможности обогатить опыт профессии и профессиональное мышление.

В процессе проведения исследования была разработана профессиограмма, которая отражает рекомендации Европейской Федерации национальных инженерных ассоциаций, учитывает требования к знаниям, умениям, компетенциям бакалавра по специальности 151000 «Технологические машины и оборудование», анализ исследований профессиональных и психологических особенностей работников технической сферы, результаты анкетного опроса преподавателей и работодателей Самарского региона (см. таблицу).

Профессиограмма будущего специалиста ио направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование»

Организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов исполнителей; составление технической документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы и оборудование) и подготовка отчетности по установленным формам; проведение анализа и оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализ результатов деятельности производственных подразделений; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений; выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации машин, приводов, систем, различных комплексов, технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; планирование работы персонала и фондов оплаты труда; подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии; проведение организационно-плановых расчетов по созданию или реорганизации производственных участков.

Научно-исследовательская деятельность: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований в области машин, £ приводов, систем, различных комплексов, машиностроительного производства; мате-1 матическое моделирование машин, приводов, систем, различных комплексов, процес-& сов, оборудования и производственных объектов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования и проведения исследований; проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов; проведение технических измерений, составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления научных обзоров и публикаций; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и внедрению результатов исследований и разработок в области машиностроения; организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.

Проектно-конструкторская деятельность: сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования изделий машиностроения и технологий их изготовления; расчет и проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования; разработка рабочей проектной и технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ; проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных решений

Мотивы, цели, задачи в профессии. Психологические знания о труде, профессии, психотехнологии. Эмоции и психическое состояние. Высокий уровень развития когнитив-£ ных процессов мышления, памяти, внимания. Способность к анализу, синтезу, абстра-

1 гированию, обобщению. Готовность к постоянному обучению, инновациям. Профес-& сиональная самооценка. Коммуникативные способности, высокий уровень стрессо-^ устойчивости, выдержки, выносливости. Активность, бесконфликтность, настойчивей вость и упорство в достижении целей, лидерские качества. Психологические характеристики профессионального роста и спада профессиональной деятельности, негативные стороны профессии

Окончание таблицы

Социально значимые качества в профессии. Социализация профессиональной деятель-« ности. Социальные нормы в профессии. Ответственность перед социумом за результа-| ты труда в профессиональной деятельности. Тактичность, готовность к сотрудничеству, & позитивному взаимодействию с коллегами, администрацией. Способность самостоя-о тельно и эффективно решать профессиональные проблемы. Эмоциональная устойчи-я вость в ситуациях социально-профессиональной напряженности. Подчинение личных 0 интересов целям группы. Гражданственность. Социальная зрелость. Социальные черты профессионального роста и спада профессиональной деятельности Максимальное использование культуры среды, в которой находится специалист (культура региона, нации, общества, страны). Поликультурное развитие. Формирование организационной, коммуникативной, корпоративной культуры, нахождение компромиссных решений в условиях культурного диалога, профессионального общения и этических норм. Разработка проектов изделий с учетом эстетических, механических, техно-| логических, конструкторских, эксплуатационных и экологических параметров. Владе-& ние информационной культурой. Самореализация личности в культуре. Культурная ¡^ рефлексия (осознание и оценка своего уровня культурного развития). Ценностные ориентации. Выявление и развитие способностей в области культуры. Анализ профессио-е^ нального прошлого, настоящего и будущего с учетом социокультурных изменений. По-^ строение траектории профессионального и культурного роста. Выработка культурных эталонов и стратегий профессионального поведения и общения. Выделение аксиологического, гносеологического, праксиологического компонентов профессиональной деятельности и культуры. Готовность к творческому саморазвитию и культурному росту, креативность, широкий кругозор

«

£

Профессиограмма является эталоном для выбора стратегических целей в изучении различных дисциплин технического вуза и позволяет сделать подготовку будущих специалистов качественной, системной и прозрачной. Преподаватель может определить компоненты социально-профессиональной компетентности, которые могут быть сформированы у студентов в процессе изучения учебной дисциплины, построить модель подготовки специалиста, задать показатели качества, цели и ожидаемые результаты.

Существенным дополнением стала разработанная автором исследования кулъту-рограмма, которая отражает культурно ориентированные требования, предъявляемые к личности и профессии, культурные нормы, творческие способности, общую и профессиональную культуру, условия и средства взаимодействия культуры, профессии и личности специалиста.

Для непрерывного формирования социально-профессиональной компетентности студентов необходимо создание единой команды всех преподавателей технического вуза, способной учесть качества, свойства, компетенции и компетентности будущего специалиста в его культуросообразной подготовке. При этом учебный предмет ориентировать на формирование и дальнейшее развитие таких компетентностей будущего специалиста, которые позволили бы оценивать технические изобретения, научные открытия с точки зрения ответственности за последствия профессиональной деятельности, технологической, экономической, социальной и культурной эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1986. - № 6. - С. 32-41.

3. Безрукова В.С. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. -Екатеринбург: Екатер. обл. ин-т развития образования, 1994. - 312 с.

4. Марквард К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. - М., 1986. - С. 30.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 288 с.

6. Субетто А.И. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов / А.И. Субетто, Ю.К. Чернова, М.В. Горшенина. - СПб.: Астерион, 2004. - 278 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

Поступила в редакцию 21.03.2013. В окончательном варианте 21.03.2013.

UDC 378.1

CULTUREGRAM IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

L.P. Saksonova

Syzran Department of Samara State University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]

The analysis of training of modern specialists of technical areas, understanding the dynamics of goal setting of higher technical education in the light of interrelationship, the further development of dominant culture and basic social and professional competence offuture specialists are given in the article.

Keywords: culture, social and professional competence, principle of culture, goal of higher technical education, culturegram.

Original article submitted 21.03.2013. Revision submitted 21.03.2013.

Larisa Р. Saksonova, candidate of pedagogics, associate professor, Department of Humanities. УДК 372.8

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

С.М. Симакова1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

В статье анализируется структура учебного пособия по грамматике английского языка для технического вуза. Показана значимость фоpмирoвания грамматических нaвыкoв как компонента речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма и эффективность обучения грамматике в рамках коммуникативного подхода.

Ключевые слова: грамматические навыки, коммуникативный подход, речевые упражнения.

Знание иностранного языка является необходимым в современном мире. Обучение иностранному языку рассматривается как один из обязательных компонентов профессиональной подготовки специалиста. При этом «преподаватели иностранных языков сегодня сталкиваются с трудностями не только в выборе материалов, методов и средств обучения, но и с трудностями более высокого порядка, а именно в выборе подхода к обучению» [1].

1 Симакова Светлана Михайловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.