Научная статья на тему 'Социокультурная компетентность как результат воспитания и профессиональной подготовки студентов вуза: опыт разработки модели'

Социокультурная компетентность как результат воспитания и профессиональной подготовки студентов вуза: опыт разработки модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМА / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS / MODEL OF DEVELOPMENT / CONCEPTUAL STATEMENTS / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лившиц Юрий Анатольевич

Обоснована необходимость формирования у студентов бакалавриата интегративной социокультурной компетентности как результата их воспитания и профессиональной подготовки; представлены модель процесса формирования этой компетентности, цель и структура содержания системы, характеристики содержательных компонентов и стратегия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лившиц Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the idea of the necessity of development of students’ integrative sociocultural competence as the result of their education and professional training. It represents the model of the process of development of this competence, the goal and structure of the system, characterizes the essence of the components of the system, describes the strategy of its implementation.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетентность как результат воспитания и профессиональной подготовки студентов вуза: опыт разработки модели»

педагогика общего и профессионального образования

rezhnye Chelny. URL: http: // www.art-school. nabchelny.ru/s_3025/p_23109/ (data obrashhenija: 20.04.2016).

3. Koncepcija vospitatel'noj raboty GBOU SPO «Ural'skij gosudarstvennyj kolledzh im. I.I. Polzu-nova» na period 2013-2016 gg. // [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ugkp.ru/node/912 (data obrashhenija: 26.04.2016).

4. Koncepcija organizacii vospitatel'noj dejatel'-nosti v GBOU SPO «Kurganskij bazovyj medicinskij kolledzh» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. kbmk45.ru/vs/kon-vs.html (data obrashhenija: 26.04.2016).

5. Malygina I.O. Znachenie konkursov profes-sional'nogo masterstva v formirovanii professional'noj kompetentnosti tehnika po special'nosti «Tehnologija mashinostroenija» v GBOU SPO «Anzhero-Sudzhenskij gornyj tehnikum» [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// nsportal.ru/npo-spo/metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/library/2016/04/14/znachenie-konkursov (data obrashhenija: 25.04.2016).

6. O vospitatel'noj dejatel'nosti GBOU SPO «Kolledzh gorodskoj infrastruktury i stroitel'stva № 1» (gorod Moskva) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sc1. ucoz.ru/index/uchebno_vospitatelnaja_rabota/0-8 (data obrashhenija: 20.04.2016).

7. Pazuhina S.A. Aspekty vospitatel'noj raboty v uslovijah realizacii FGOS SPO v FGOU SPO «Ufimskij kolledzh statistiki, informatiki i vychislitel'noj tehniki» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fcoit.ru/internet_conference/innovative_ approaches_and_technologies_in_the_educational_ system_of_the_college/aspects_of_educational_work_ in_the_implementation_of_the_gef_spo.php (data obra-shhenija: 20.04.2016).

8. Sovremennyj vospitatel'nyj process v obra-zovatel'noj organizacii: v 2 ch. / pod red. L.V. Alievoj, I.V. Rudenko. Ch. 1: Nauchnyj doklad. Tol'jatti: Kassandra, 2015.

9. Tereshhenkova E.V. Dual'naja sistema obrazo-vanija kak osnova podgotovki specialistov // Koncept. 2014. № 4 (apr.). ART 14087. URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm.

10. Tregubova E.S. Optimizacija processa professional'nogo vospitanija studentov tehniches-kogo kolledzha: celevaja pedagogicheskaja programma. Krasnogorsk: Krasnogor. gos. kolledzh, 2013.

11. Frolova S.L. Preemstvennost' v professional'-nom vospitanii studentov kolledzha i vuza // Voprosy vospitanija. 2008. № 7. S. 17-20.

12. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty: dokl. na otd-nii filos. obrazovanija i teorii pedagogiki RAO [Jelektronnyj resurs]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm (data obrashhenija: 20.04.2016).

Development of general competences of students of secondary professional educational institutions in the process of educational work

The article describes the experience of domestic education of a future specialist in secondary professional educational institutions. The basic forms and methods used in Russian colleges with the aim to develop students' general competences are described and analyzed. The competences essential for competitive specialist's personality development are found out. The author proves the necessity to search for the innovative forms and methods aimed to educate a student with steady abilities and skills to solve professional tasks.

Key words: general competences, educational activities, forms and methods of education, competence, social partnership, target educational programme, dual education.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2016)

ЮЛ. ЛИВШИЦ (Тольятти)

социокультурная компетентность как результат воспитания и профессиональной подготовки студентов вуза: опыт разработки модели*

Обоснована необходимость формирования у студентов бакалавриата интегративной социокультурной компетентности как результата их воспитания и профессиональной подготовки; представлены модель процесса формирования этой компетентности, цель и структура содержания системы, характеристики содержательных компонентов и стратегия их реализации.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, воспитание, профессиональная подготовка бакалавров, модель формирования, концептуальные положения, система.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы"» предусматривается зна-

* Работа выполнена в рамках научного проекта № 15-06-10308а, поддержанного РГНФ

О Лившиц Ю.А., 2016

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

чительное повышение кадрового потенциала страны на основе совершенствования системы непрерывного образования, организации воспитательной деятельности во всех ее звеньях.

Известно, что воспитание - это коллективная деятельность, направленная на развитие личности, организацию условий для профессионального самоопределения, социализации, инкультурации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и исторически принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества, государства и семьи. Анализ новых социально-экономических условий в стране указывает на необходимость возвращения вопросов воспитания и профессиональной подготовки подрастающего поколения, его социализации и инкультурации в круг государственных приоритетов на всех уровнях образования.

К сожалению, определенные позитивные результаты преобразований в стране сопровождаются рядом деструктивных тенденций, связанных с некритическим переносом западноевропейских ценностей в нашу российскую действительность. Среди этих тенденций тревожат те, которые могут привести к кризису социализации и инкультурации подрастающего поколения:

- дисбаланс социальных идеалов и ценностей, ведущий к доминированию материальных ценностей над духовными;

- рост социальной агрессии, подростковой преступности;

- появление «рыночного» типа личности, озабоченной проблемой, как «подороже продаться».

Перед современными молодыми людьми возникает значительное число проблем, в разрешении которых призваны оказать поддержку представители старшего поколения, наставники, педагоги, руководители образовательных и производственных учреждений. Среди них:

- проблема нравственного становления личности;

- проблема самоидентификации;

- проблемы самоуправления, самоорганизации, самоопределения;

- проблема общения;

- проблема приобщения к традиционной отечественной культуре;

- проблема информационной культуры.

Главная задача российского общества, работников всех звеньев образования сегодня

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации и инкультурации подрастающих поколений в новых условиях, когда молодежные неформальные группы и субкультуры становятся объектами и жертвами политических манипуляций, криминала, организаций тоталитарного толка.

Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит высшей школе, в частности такой ее ступени, как бакалавриат. Именно выпускники бакалавриата составляют в последние годы основное пополнение кадрового потенциала страны в различных сферах - гуманитарной, социальной, обслуживающей, медицинской, культурной, технологической и т. д. В связи с их тесным «соприкосновением» с работниками различного возраста и социального положения выпускники бакалавриата должны иметь не только узкие профессиональные умения, но и навыки организаторов, общественников, быть активными и разносторонними членами функционирующего на производстве коллектива.

Требования федеральных образовательных стандартов третьего поколения по формированию общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (оПк) компетенций средствами различных дисциплин учебных планов вузов не решают проблему целостности и соотнесения этой работы с результатами внеучеб-ной деятельности. Интегративные, целостные компетентности у студентов не формируются. Идея необходимости формирования у студентов целостных компетентностей высказывалась рядом исследователей - В.А. Болотовым, В.В. Сериковым, И.А. Зимней и др. Одной из таких интегративных компетентностей является совокупность социальной и культурной компетенций - социокультурная компетентность.

Исследованиями формирования социокультурной компетентности у студентов различных направлений профессиональной подготовки занимались Н.Г. Муравьева, Д.Н. Машков, Е.А. Жежера, Е.Г. Белякова, Т.В. Закут-ная и др. Н.Г. Муравьева на основе ретроспективного анализа исследований по определению сущности понятия социокультурной компетентности пришла к следующему определению этой категории: «Это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опи-

- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ

раясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [2]. Автор статьи разделяет эту точку зрения.

Автором статьи в тольяттинском государственном университете проводилась опытно-экспериментальная работа в данном направлении. Ведущая идея исследования состоит в том, что проектируемая система формирования социокультурной компетентности у будущих бакалавров по историко-культурному туризму должна быть направлена на всестороннее развитие социокультурной субъект-ности студентов, способных успешно выполнять профессиональную, социальную и культурную функции, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми, продуктивно решать профессиональные задачи, усваивать достижения накопленной человечеством культуры, активно использовать эти достижения в своей профессиональной, общественной и культурной деятельности, вносить свой вклад в их развитие [1].

На основе определенных в процессе исследования теоретических предпосылок и концептуальных положений была спроектирована модель формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров гуманитарного профиля, показанная на рис. 1 (см. с. 50).

Раскроем логику ее проектирования. Изменение вектора социально-экономического развития страны связано с новыми задачами профессионального образования, состоящими в том, чтобы вузы не только обеспечивали студентов специальными знаниями и умениями, но и развивали их профессионально значимые личностные качества, навыки творческого саморазвития, формировали их социокультурную компетентность. Выходящая в современных условиях на первый план культу-роцентрическая модель воспитания подрастающего поколения направлена на развитие интереса, мотивов, установок и стремлений студентов на творческое саморазвитие в области социокультурной компетентности. Чтобы выполнить социальный заказ общества на подготовку социокультурного, компетентностного бакалавра, необходимо в цель его подготовки внести новый системообразующий элемент, предусматривающий интенсификацию процессов социализации и инкультурации студентов, а в качестве системообразующего фактора руководствоваться требованиями и правилами принципа культуросообразности.

^СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

Формирование социокультурной компетентности студентов должно вестись в процессе изучения ими всех дисциплин учебного плана вуза и во внеучебной деятельности. При этом все преподаватели должны исходить из обоснованных в исследовании политеоретических предпосылок и концептуальных положений. Следуя одному из требований системного подхода, структурные и функциональные компоненты существующей педагогической системы необходимо перестроить в соответствии с требованиями и правилами системообразующего элемента (социокультурная компетентность) и системообразующего фактора (принцип культуросообразности). Пройдя через преобразованную таким образом педагогическую систему подготовки студентов в вузе, выпускник, обладающий сформированной социокультурной компетентностью, входит в общество в качестве творчески саморазвивающегося субъекта социализации и инкультура-ции и профессионализации.

Задача следующего этапа исследования состояла в преобразовании компонентов существующей педагогической системы подготовки бакалавров в соответствии с требованиями системообразующих элемента и фактора. Так, цели и задачи предстоящей деятельности были сформулированы следующим образом.

1. Создать организационно-педагогические условия, при которых практически все студенты в период обучения в вузе не только изучают указанные в учебном плане общетеоретические, общепрофессинальные и специальные дисциплины, но и привлекаются к социальной, культурной, профессиональной и общественной деятельности в том или ином направлении.

2. достичь разностороннего развития студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности.

3. Обеспечить активное участие всех преподавателей в формировании социокультурной компетентности студентов.

В связи с введением в цель подготовки студентов бакалавриата формирования социокультурной компетентности возникает необходимость представить компоненты цели системы в виде совокупности психограммы, со-циограммы, культурограммы и собственно профессиограммы, которые должны отражать особенности компонентов этой компетенции: социальной, культурной и профессиональной.

известия вгпу. педагогические науки

Рис. 1. Модель формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата

- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ

На рис. 2 показаны приоритетные направления цели системы формирования социокультурной компетентности студентов, в которых отражена органическая связь компонентов профессиональной компетенции будущих бакалавров с социальным и культурным компонентами их социокультурной компетентности. Тем самым показывается, что социокультурная компетентность бакалавра - не просто

:сионального ОБРАЗОВАНИЯ -

сумма социальной, культурной и профессиональной компетенций, а их тесная взаимосвязь, целостный интегративный комплекс.

При определении структуры и содержания социокультурной компетентности классификация компонентов социальной компетентности, данная В.Г. Петвутинским [3], была перенесена на состав социокультурной компетентности студентов. Дадим краткую характери-

Компоненты целеполагания системы формирования социокультурной компетентности _бакалавров в области исторического краеведения_

i

Общие требования к социокультурным качествам личности: быть патриотом России, помнить о своем гражданском

долге и ответственности, любить своих учеников, быть тактичным и справедливым, быть честным и принципиальным,

иметь чувство меры, быть самокритичным, расширять свою эрудицию, культуру и мастерство, стремиться к

творческой самореализации, заботиться о своем авторитете и авторитете коллег

1 1 x

1 Психо у грамма Социограмма Культурограмма ▼ Профессиограмма

Способность к Высокая степень социальной Активное усвоение, Способность

осмыслению жизненных ответственности перед потребление, сохранение, использовать в

явлений, критическому обществом и аудиторией. обмен и создание исследованиях знания

восприятию Тактичность, готовность к культурных ценностей. из всеобщей и

противоречивых идей, позитивному Способность обобщать, отечественной истории,

анализу своей взаимодействию и аргументированно археологии и

деятельности, готовность к сотрудничеству с коллегами, строить свою речь, этнологии,

инновационным способность самостоятельно стремление к источниковедения,

преобразованиям, и эффективно решать саморазвитию, понимать движущие

универсализм. Высокая проблемы в области способность силы и закономерности

степень личной профессиональной анализировать социально исторического

ответственности, деятельности. Знание значимые проблемы, процесса, критически

коммуникативные этических и правовых норм, бережно относиться к воспринимать

способности, широкий регулирующих отношения. историческому наследию концепции различных

кругозор эрудиция, Осознание системной связи и культурным традициям, историографических

стрессоустойчивость, своей профессии с критически оценивать школ, составлять

активность, социально-культурной свои достоинства и обзоры, аннотации,

бесконфликтность, реальностью. недостатки, владение рефераты по тематике

настойчивость в Гражданственность, чувство навыками работы с проводимых

достижении цели, культура социальной справедливости, информацией из исследований,владеть

творческой деятельности, объективность, различных источников методикой

креативность, лидерские гуманистическая для решения социальных преподавания курса

качества. Высокая степень просвещенность, и профессиональных истории краеведения в

обязательности отзывчивость, задач, владение средней школе,

выполнения заданий. неподкупность, средствами укрепления информационного

Открытость, публичность. максимальное здоровья, физическая обеспечения принятия

Способность воспринимать использование в своей готовность к оптимальных решений

и перерабатывать большие деятельности культуры той полноценной социальной органами

объемы информации. среды, в которой находится и профессиональной государственного

Гуманистическая позиция: бакалавр (культура региона, деятельности. управления, местного,

ценностная нации, общества, страны). Способность к работе в регионального и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сориентированность, Приоритетные качества: архивах и музеях, республиканского

уважение, защита, забота, социальная воспитанность, библиотеках, самоуправления,

поддержка, социальная активность, способность к разработке способность к работе с

сопереживание, социальная позиция, информационного информацией для

понимание мотивация, социальное общение, обеспечения историко- обеспечения

социокультурная социальная адаптация, культурных и историко- деятельности

установка, готовность к работе в краеведческих аспектов в аналитических центров,

уравновешенность коллективе, осознание тематике деятельности общественных и

притязаний, культура социальной значимости организаций и государственных

мышления, высокая своего труда, умелое учреждений культуры организаций, средств

мотивация деятельности, решение социальных задач массовой информации

толерантность к

этнонациональным

различиям

Рис. 2. Цель системы формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров по историко-культурному туризму

- известия вгпу. пе,

стику сущности этих компонентов социокультурной компетентности.

социально-культурный интеллект -уровень развития психических процессов человека (ощущения, восприятие, мышление и т. д.), обеспечивающих успешность познавательной деятельности; закрепленность профессионального выбора, профессиональные притязания, мотивация на предстоящую профессиональную деятельность, социокультурная установка, включенность в общественную и добровольческую деятельность. Это индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать социальную ситуацию, гибко реагировать на нее, способность к активной социокультурной адаптации.

духовно-культурная развитость определяется направленностью ценностных ори-ентаций личности: ценностями жизни (жизнь, здоровье, труд, любовь, дружба, семья и т. д.), ценностями культуры - материальными, социально-политическими, духовными (наука, искусство, религия, истина, добро, красота и др.), профессиональными ценностями (престижность профессии, предмет труда в профессии, условия труда, материальная оценка труда, перспективы профессионального и карьерного роста).

социально-нравственная воспитанность определяется уровнем моральной, этической, патриотической, национальной и интернациональной, политической воспитанности студентов. Ей соответствуют такие профессионально значимые личностные качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, организованность, требовательность, кругозор, мотивация.

социально-культурная зрелость. Она характеризуется уровнем сформированности у студентов следующих умений: перцептивные, эмпатийные, коммуникативные, рефлексивные, самопрезентативные, владение информационными технологиями, иностранными языками, навыками менеджмента, решения профессиональных задач (способность к эффективному взаимодействию в системе профессиональных и межличностных отношений, профессиональная зрелость, активность, самостоятельность).

В приведенных характеристиках виден основательный акцент на личностный компонент личностно-деятельностного подхода к

гогические науки -

воспитанию студентов в процессе формирования социокультурной компетентности, важной частью которой является их профессиональная подготовка в вузе. Компоненты социокультурной компетентности должны формироваться взаимосвязанно, сквозным образом, т. е. в течение всех лет обучения студентов в вузе средствами всех дисциплин учебного плана, всеми преподавателями при активной творческой деятельности студентов - будущих бакалавров.

Чтобы этот процесс был педагогически управляемым, как показывает опыт, оказалось целесообразным отдавать предпочтение формированию на том или ином курсе обучения студентов какому-то одному компоненту социокультурной компетентности. Приоритетность формирования того или иного компонента интегративной социокультурной компетентности зависит от ряда условий: уровня сформированности предшествующего компонента, программного обеспечения, готовности студентов активно участвовать в процессе творческого развития социокультурной компетентности. Развитие компонента этой компетентности, сформированного на предшествующих этапах, продолжается и на последующих курсах обучения студентов, однако приоритет отдается формированию следующего компонента. В результате все компоненты этой компетентности студентов будут поэтапно от курса к курсу сформированы в процессе обучения в вузе. Изучение передового педагогического опыта, ретроспективный анализ исследований по обсуждаемой проблеме выявляют целесообразность распределения по времени компонентов процесса сквозного формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров, представленного в таблице.

Поэтапное формирование социокультурной компетентности студентов бакалавриата

Курс обучения Приоритетно формируемый компонент социально-культурной компетентности

1-й Социально-культурный интеллект

2-й Духовно-культурная развитость

3-й Социально-нравственная воспитанность

4-й Социально-культурная зрелость

Экспериментальная проверка эффективности реализации разработанной в исследовании модели формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров по

педагогика общего и профессионального образования

историко-культурному туризму в условиях Тольяттинского государственного университета показала ее высокую действенность в повышении качества готовности выпускников к творческой общественной, культурной и профессиональной деятельности.

список литературы

1. Лившиц Ю.А. Сквозное формирование социально-культурной компетенции студентов вузов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 239-242.

2. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 136-143.

3. Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов // Материалы сайта кафедры акмеологии

РГПУ им. Герцена. URL: www.akmeo.ru.

* * *

1. Livshic Ju.A. Skvoznoe formirovanie social'no-kul'turnoj kompetencii studentov vuzov // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (27). S. 239-242.

2. Murav'eva N.G. Ponjatie sociokul'turnoj kompetencii v sovremennoj nauke i obrazovatel'noj prak-tike // vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2011. № 9. S. 136-143.

3. Pervutinskij V.G. Sovremennye podhody k razvitiju professional'noj kompetentnosti studentov // Materialy sajta kafedry akmeologii RGPU im. Gercena. URL: www.akmeo.ru.

Sociocultural competence as the result of education and professional training of higher school students: model development experience

The article deals with the idea of the necessity of development of students' integrative sociocultural competence as the result of their education and professional training. It represents the model of the process of development of this competence, the goal and structure of the system, characterizes the essence of the components of the system, describes the strategy of its implementation.

Key words: sociocultural competence, education, professional training of bachelors, model of development, conceptual statements, system.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2016)

Л.В. АЛИЕВА, И.В. РУДЕНКО (Тольятти)

теоретические подходы к разработке критериев и показателей сформированности общепрофессиональных компетенций студентов во внеучебной деятельности вуза*

Раскрываются теоретические подходы к разработке проблемы определения критериев и показателей эффективности внеучеб-ной деятельности по формированию общепрофессиональных компетенций студентов вуза. Дана характеристика внеучебной деятельности как инновационного блока системы образовательной деятельности современного вуза. Комплекс критериев-показателей сформированности исследуемых компетенций представлен двумя группами результатов. Дана развёрнутая характеристика каждой группы.

Ключевые слова: высшее образование, воспитание, внеучебная деятельность, критерии, показатели, общепрофессиональные компетенции, диагностика.

Формирование общепрофессиональных компетенций студентов в деятельности вуза - актуальная проблема современной теории и практики высшего образования, разрешение которой позволит качественно реализовать возрастающую роль образования в развитии общества, государства, в воспитании человека нового времени как личности, гражданина, профессионала. В основу разработки данной проблемы положены: государственно-общественный заказ системе высшего образования, представленный основными документами (Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом высшего образования, государ-

* Работа выполнена в рамках научного проекта № 15-06-10308а, поддержанного РГНФ.

О Алиева Л.В., Руденко И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.