Научная статья на тему 'Методика изучения сформированности социальной компетентности будущих кураторов в деятельности куратора студенческой группы'

Методика изучения сформированности социальной компетентности будущих кураторов в деятельности куратора студенческой группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРАТОР / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДИАГНОСТИКА / EXTRACURRICULAR WORK / SUPERVISOR / SOCIAL COMPETENCE / CRITERIA / SIGNS / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна

Показан авторский подход к организации воспитательной деятельности куратора по формированию социальной компетентности будущих бакалавров технического вуза гуманитарного факультета. Раскрыта методика формирования социальной компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», состоящая из трех взаимосвязанных этапов, соответствующих курсам обучения студентов. Экспериментально доказывается, что итогом реализации данной методики является повышение уровня сформированности социальной компетентности студентов данного направления. Подробно описан диагностический инструментарий исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the author’s approach to organization of a supervisor’s educational work aimed to develop future bachelors’ social competence at faculties of humanities at a technical higher school. The author suggests the methodology of development of social competence of bachelors specializing in “Advertisement and Public Relations” which consists of three stages relevant to the years of education. It is empirically proved that as the result of this methodology social competence of students will be improved. The diagnostic tools used by the author are described in the article.

Текст научной работы на тему «Методика изучения сформированности социальной компетентности будущих кураторов в деятельности куратора студенческой группы»

Н.С. БЕйЛИНА (Самара)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ*

Показан авторский подход к организации воспитательной деятельности куратора по формированию социальной компетентности будущих бакалавров технического вуза гуманитарного факультета. Раскрыта методика формирования социальной компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» из трех взаимосвязанных этапов, соответствующих курсам обучения студентов. Экспериментально доказывается, что итогом реализации данной методики является повышение уровня сформиро-ванности социальной компетентности студентов данного направления. Подробно описан диагностический инструментарий исследователя.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, куратор, социальная компетентность, критерии, показатели, диагностика.

На современном этапе развития общества высшая профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления, происходит ее интенсивное реформирование. Ведущая цель модернизации образования - максимально приблизить обучение и воспитание бакалавра к запросам времени, создать условия для реализации его индивидуальных способностей, творческой активности, помочь раскрытию всех дарований личности [2]. С введением ФГОС ВПО кардинально изменились требования к профессиональной подготовке бакалавров для той или иной сферы деятельности. На рынке труда востребован профессионал, способный быстро адаптироваться в постоянно изменяющейся профессиональной среде, умеющий налаживать партнерские отношения и экстренно принимать эффективные, порой нестандартные, решения, т. е. бакалавр, имеющий высокий уровень сформиро-ванности социальной компетентности [7].

* Работа выполнена в рамках научного проекта № 15-06-10308а, поддержанного РГНФ

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К. Маркова и ряд других ученых (В.Г. Максимова, В.А. Сластенин и др. [8]) выделяют четыре вида профессиональной компетентности -специальную, социальную, личностную, индивидуальную.

1. Специальная, или деятельностная, компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умения применить их на практике.

2. Социальная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Рассмотрим более подробно специфику формирования социальной компетентности. По мнению И.А. Зимней [6], все компетентности социальны в широком смысле, ибо они формируются в социуме. Социальная компетентность является одной из ключевых ком-петентностей выпускника учебного заведения, т. к. представляет собой систему компе-тентностей, необходимых для успешной адаптации личности в социуме, обеспечивающих профессиональный и личный успех. Социальная компетентность является, по мнению Т.Б. Беляевой, интегративным системным качеством личности, а значит, мы можем говорить о том, что она интегрирует в себе другие виды профессиональной компетентности (индивидуальный, личностный и т. д.) [3].

Сопоставляя исследовательские подходы с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, мы определили, что социальная компетентность - это интегративная ха-

О Бейлина Н.С., 2016

рактеристика личности, которая может быть представлена как совокупность компетенций, необходимых выпускнику вуза для успешной адаптации в современном обществе и продуктивного выполнения различных социальных ролей. опираясь на толкование термина «продуктивный», отметим, что продуктивное выполнение социальной роли предполагает создание ценностей, достижение результатов деятельности на основе имеющихся знаний.

Для формирования социальной компетентности у бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в Самарском государственном техническом университете в процессе деятельности куратора была разработана система опытно-экспериментальной работы.

Эксперимент состоял из трех взаимосвязанных этапов, соответствующих курсам обучения студентов: адаптивно-познавательного (1-й курс, программа «я и моя профессия»), деятельностного (2-й курс, проектная деятельность «наши проекты»), практико-преобразующего (3-й курс, студенческая лаборатория «творчество и интеллект»).

опытно-экспериментальная работа по определению уровня сформированности социальной компетентности у студентов проводилась на базе факультета гуманитарного образования (ФГО) Самарского государственного технического университета. Проверка гипотетических положений потребовала выделения экспериментальной и контрольной групп. При проведении исследования на данном этапе учитывались требования, которые предъявляются к проведению педагогического эксперимента: наличие экспериментальной базы; предварительная разработка показателей, критериев и диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформирован-ности критериев; однородность состава экспериментальной и контрольной групп; идентичность диагностических средств для стартового и итогового контроля сформированности критериев с учётом специфики внеучебной деятельности [9]. на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 116 человек, для оценки уровня сформированности критериев социальной компетентности (когнитивного, деятельностного, мотивационно-целевого) был использован следующий диагностический инструментарий: тест «я и моя профессия»; анкета по выявлению сформиро-ванности умения работать в команде (Г.В. Ло-

патенков); ситуационные задачи, тест «Социальная креативность» (А.В. Батаршев); «Мо-тивационный профиль» (ш. Ричи, П. Мартин); тест «оценка способности к саморазвитию, к самообразованию» (В.И. андреев).

Выбор методов реализации всех этапов эксперимента осуществлялся на основе классификации н.М. Борытко, содержащей следующие группы методов воспитания: рефлексивные (метод драматизации, сочинение-эссе, убеждение, внушение, метод примера), ценностные (метод стимулирования; требование, диалог), проективные (метод упражнения, метод социальных проб, соревнование), комплексные (метод воспитывающих ситуаций; консультирование). учитывая, что они представляют собой «систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и студента» [4], считаем возможным использовать их в процессе внеучебной работы. Данная классификация была дополнена активными методами: кейс-стади, деловая игра, диспут, беседа, «мозговой штурм». В ходе практической работы подтвердилось, что все они могут успешно применяться во внеучебной деятельности.

Автором были выделены уровни сформи-рованности показателей по каждому критерию и социальной компетентности в целом: высокий (3 балла), допустимый (2 балла), недостаточный (1 балл).

Показатели определения сформированно-сти социальной компетентности были разработаны с учетом общекультурных и профессиональных компетенций, входящих в ФГоС. Для диагностики социальной компетентности и ее составляющих были выделены следующие показатели:

- знания в области основ психологии и этики делового общения, социальной психологии, конфликтологии, валеологии;

- знание основ проектной деятельности;

- умения работать в команде, поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе, налаживать деловые контакты с различными организациями;

- креативность в социально-профессиональной сфере, готовность решать нестандартные задачи, принимать нестандартные решения;

- готовность к профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию;

- проявление интереса к своей профессии;

- мотивация к активной профессиональной деятельности и выполнению профессиональных задач.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие критерии: когнитивный, деятельностный, мотивационно-целевой. Диагностируемые критерии социальной компетентности были разработаны и сформулированы с учетом сущности и особенностей социальной компетентности.

В ходе экспериментальной деятельности были разработаны содержательные характеристики уровней сформированности социальной компетентности бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Недостаточный уровень характеризуется отсутствием знаний по многим темам и проблемам, необходимых для успешного формирования социальной компетентности, неумением принимать нестандартные решения, отсутствием навыков работы в команде, стремления к саморазвитию, проявлением внешних отрицательных мотивов. Профессиональная мотивация на данном уровне находится на одном из последних мест или не включена в список мотиваций бакалавра.

Допустимый уровень сформированно-сти социальной компетентности характеризуется наличием знаний в области психолого-педагогических наук, основ проектной деятельности, недостаточным проявлением умения работать в команде, затруднениями в решении нестандартных задач при оперативном принятии решений в нестандартных ситуациях. На данном уровне профессиональная мотивация не является одним из ведущих видов мотивации бакалавра; наблюдаются виды мотивации, связанные с материальным и моральным поощрением; недостаточно выражено стремление к саморазвитию и самообразованию.

Высокий уровень характеризуется наличием базовых знаний в области общих основ психологии и этики делового общения, социальной психологии, конфликтологии, валеологии и др., знанием основ проектной деятельности, умением работать в команде, принимать решения в нестандартных или кризисных ситуациях, сотрудничать с коллегами в решении общих задач. Профессиональная мотивация на данном уровне является одним из ведущих видов мотиваций личности; проявляются готовность и стремление к саморазвитию, самообразованию.

Показатели сформированности социальной компетентности фиксировались по каждому критерию после 1-го и 3-го этапов опытно-экспериментальной работы. Проведенная в рамках констатирующего эксперимента диагностика позволила сделать следующие выводы: студенты первого курса ФГо обладают недостаточными знаниями по основам психологии и этики делового общения, конфликтологии, основам проектирования; не имеют целостного представления о правилах и особенностях деловых взаимоотношений в коллективе, испытывают затруднения при решении задач, требующих найти выход из конфликтной ситуации, а также принять нестандартное решение; проявляют невысокий уровень сформированности социальной креативности.

Промежуточные срезы, которые проводились после 1-го этапа формирующего эксперимента, позволили скорректировать дальнейшую работу с отдельными студентами. На контрольном этапе исследования предстояло определить эффективность влияния разработанного содержания, форм, методов формирования социальной компетентности у студентов направления «Реклама и связи с общественностью» в процессе деятельности куратора студенческой группы. Статистическая проверка полученных данных проводилась, как и в начале констатирующего эксперимента, с помощью критерия Стьюдента. Для установления совпадений и различий характеристик экспериментальной и контрольной групп были выдвинуты две статистические гипотезы: нулевая гипотеза (Н0), согласно которой различия являются незначительными, и альтернативная гипотеза (Н1) о значительных различиях. В связи с тем, что t = 2 > 1,96, считаем возможным принятие альтернативной гипотезы (Н1) о достоверности различий, т. е. достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания формирующего эксперимента составляет 95%, на основании чего можно сделать вывод о его эффективности. Результаты сформированности социальной компетентности до начала эксперимента и после представлены в таблице на с. 69.

Полученные данные позволили установить, что в результате системной деятельности куратора по формированию социальной компетентности у бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» значительно повысился уровень сфор-

педагогика общего и профессионального образования уровни сформированности социальной компетентности студентов до и после эксперимента

Уровень Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап

Экспериментальная группа (n=57 чел.) Контрольная группа (n=59 чел.) Экспериментальная группа (n=57 чел.) Контрольная группа (n=59 чел.)

% чел. % чел. % чел. % чел.

Высокий 17,5 10 17 10 42,1 24 18,6 11

Допустимый 47,3 27 48 28 43,8 25 50,9 30

Недостаточный 35,2 20 35 21 14 8 30,5 18

мированности основных критериев социальной компетентности и, соответственно, ее общий уровень. так, например, число человек, показавших высокий уровень сформированно-сти социальной компетентности, увеличилось в экспериментальной группе на 24%, в свою очередь, в контрольной группе данный показатель увеличился на 1,6%.

Помимо данных диагностики, на протяжении всей опытно-экспериментальной работы исследователем анализировалось участие студентов в молодежных мероприятиях, форумах «Иволга», «Селигер» и др., на которых они могли проявить умения в разработке и выполнении проектов, работать в команде, самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях и др. Студенты, активно участвующие в проектной деятельности под руководством кураторов студенческих групп, педагогов-наставников, в том числе и в Самарской социально-гуманитарной академии, Поволжском университете им. Татищева, То-льяттинском государственном университете, значительно успешнее выступали в конкурсах социальных проектов, благотворительных акциях, проявляли интерес к общественной жизни вуза. Представители данных групп стали волонтерами на олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Эти студенты значительно выше оценивают свои жизненные и профессиональные перспективы, готовность к профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют констатировать, что формирование социальной компетентности бакалавров в деятельности куратора студенческой группы является эффективным.

таким образом, разработанная методика изучения и формирования социальной компетентности студентов в деятельности кура-

тора студенческой группы является актуальной, поскольку результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня сформированности данной компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью».

список литературы

1. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36.

2. Ахметжанова Г.В., Груздова И.В. [и др.]. Полиаспектная подготовка современного педагога. М.: Акад. естествознания, 2011 [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru.

3. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 8-12.

4. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе / под ред. Н.К. Сергеева. М.: АПКиППРО, 2005.

5. Зелеева В.П. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 10.

6. зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель): М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 10-19.

7. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 1-6.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

9. Руденко И.В., Бейлина Н.С. Деятельность куратора студенческой группы как инновационный блок вне учебной работы в вузе // Вектор нау-

ки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4. С. 280.

* * *

1. Alieva L.V., Rudenko I.V. Kriterii i poka-zateli jeffektivnosti vneuchebnoj dejatel'nosti -innovacionnogo bloka vospitatel'noj sistemy vuza // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2014. № 4. S. 32-36.

2. Ahmetzhanova G.V., Gruzdоva I.V. [i dr.]. Poliaspektnaja podgotovka sovremennogo pedagoga. M.: Akad. estestvoznanija, 2011. [Jelektronnyj resurs]. URL: www.rae.ru.

3. Beljaeva T.B. Model' social'noj kompetentno-sti // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2005. № 31. S. 8-12.

4. Borytko N.M. Sistema professional'nogo vospitanija v vuze / pod red. N.K. Sergeeva. M.: APKiPPRO, 2005.

5. Zeleeva V.P. Rol' kuratora studencheskoj grup-py v organizacii vospitatel'noj raboty v vuze // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011. № 10.

6. Zimnjaja I.A. Social'no-professional'naja kom-petentnost' kak celostnyj rezul'tat professional'nogo obrazovanija (idealizirovannaja model'): M.: IC problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. S. 10-19.

7. Kamenskaja E.V. Social'naja kompetentnost': sootnoshenie nauchnyh teorij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 1. S. 1-6.

8. Markova A.K. Psihologija professionalizma. M.: Mezhdunar. gumanit. fond «Znanie», 1996.

9. Rudenko I.V., Bejlina N.S. Dejatel'nost' kura-tora studencheskoj gruppy kak innovacionnyj blok vne uchebnoj raboty v vuze // Vektor nauki Tol'-jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4. S. 280.

Methods to research the development of future supervisors' social competence in the activities of a student group supervisor

The article describes the author's approach to organization of a supervisor's educational work aimed to develop future bachelors' social competence at faculties of humanities at a technical higher school. The author suggests the methodology of development of social competence of bachelors specializing in "Advertisement andPublicRelations" which consists of three stages relevant to the years of education. It is empirically proved that as the result of this methodology social competence of students will be improved. The diagnostic tools used by the author are described in the article.

Key words: extracurricular work, supervisor, social competence, criteria, signs, diagnostics.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

Е.В. ЛАПИНА (Воронеж)

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В качестве модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации описаны структура и организация повышения квалификации в едином образовательном пространстве Воронежской области. Разработаны и систематизированы научные подходы и базовые принципы, уточнено понятие «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации», перечислены организационно-педагогические условия, выделены и обоснованы компоненты, критерии и уровни развития познавательно значимых ценностей педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории повышения квалификации.

Ключевые слова: модель, развитие, структура, организация, компоненты, критерии, показатели, уровни, условия, этапы, результат.

концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации отражает основные аспекты непрерывного образования педагогов, построенного на проектировании траектории повышения квалификации и обеспечивающего осмысленное и продуктивное саморазвитие и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская проблема состояла в научном обосновании педагогической сущности и содержания процесса развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Решались задачи:

1) разработки и систематизации теоретических положений развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации (научные подходы и базовые принципы);

2) уточнения научного понимания, педагогической сущности и содержания понятия «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации»;

3) выявления и совершенствования организационно-педагогических условий развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации;

О Лапина Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.