Научная статья на тему 'Концептуальные положения проектирования системы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата'

Концептуальные положения проектирования системы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / ПОЛИТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / POLY THEORETICAL APPROACH / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / THE CONCEPTUAL PROVISIONS OF THE SYSTEM / СИСТЕМА / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / THE SYSTEM-ELEMENT SYSTEM FACTOR / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ УСТАНОВКА / SOCIO-CULTURAL SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лившиц Ю.А.

В статье организация процесса формирования интегративной социокультурной компетентности студентов бакалавриата рассматривается с позиции проектирования педагогической системы, систеообразующим элементом которой является социокультурная компетентность, а системообразующим фактором принцип культуросообразности; дается краткая характеристика концептуальных положений, лежащих в основе проектирвоания системы; представлена система процесса формирования социокультурной компетентности студентов; раскрывается логика ее проектирования; обосновывается необходимость преобразования компонентов существующей системы подготовки бакалавров в соответствии с требованиями системообразующих элемента и фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лившиц Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROVISIONS OF DESIGN OF SYSTEM OF FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE

Article Organization of the formation of integrative socio-cultural competence of undergraduate students is considered from the perspective of designing educational system sisteoobrazuyuschim element is the socio-cultural competency and a factor which the principle of cultural conformity; a brief description of the conceptual provisions of the underlying proektirvoaniya system; The system of the process of formation of social and cultural competence of students; reveals the logic of its design; The necessity of converting the components of the existing system of bachelor in accordance with the requirements of systemically important element and factor.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения проектирования системы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата»

УДК: 371.13

ББК: 74.58

Лившиц Ю.А.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Livshits Yu.A.

CONCEPTUAL PROVISIONS OF DESIGN OF SYSTEM OF FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE

Ключевые слова: социокультурная компетентность, политеоретический подход, концептуальные положения, система, системообразующий элемент, системообразующий фактор, социокультурная установка.

Keywords: socio-cultural competence, poly theoretical approach, the conceptual provisions of the system, the system-element system factor, socio-cultural setting.

Аннотация: в статье организация процесса формирования интегративной социокультурной компетентности студентов бакалавриата рассматривается с позиции проектирования педагогической системы, систеообразующим элементом которой является социокультурная компетентность, а системообразующим фактором - принцип культуросообразности; дается краткая характеристика концептуальных положений, лежащих в основе проектирвоания системы; представлена система процесса формирования социокультурной компетентности студентов; раскрывается логика ее проектирования; обосновывается необходимость преобразования компонентов существующей системы подготовки бакалавров в соответствии с требованиями системообразующих элемента и фактора.

Abstract: article Organization of the formation of integrative socio-cultural competence of undergraduate students is considered from the perspective of designing educational system siste-oobrazuyuschim element is the socio-cultural competency and a factor which - the principle of cultural conformity; a brief description of the conceptual provisions of the underlying proektirvoaniya system; The system of the process of formation of social and cultural competence of students; reveals the logic of its design; The necessity of converting the components of the existing system of bachelor in accordance with the requirements of systemically important element and factor.

Национальной доктриной образования Российской Федерации определена образовательная политика государства на период до 2025 года, предусматривающая повышение качества подготовки будущих специалистов на основе компетентностного подхода.

Первое время исследователи, педагоги и организаторы образования обращали внимание на формирование у специалистов отдельных компетенций: социальных, коммуникативных, когнитивных, профессиональных, культурных и др.

Однако потребность общественной практики и организации труда в новых социально-экономических условиях, требования работодателей связаны с необходимостью формирования у будущих специалистов инте-гративных комплексов компетенций. Одним из таких комплексов является социокультурная компетентность.

Проблема и сущность понятия социокультурной компетентности личности раскрыты нами в ряде работ1'2. В них мы исходим

1 Лившиц, Ю.А. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как

из трактовки Н.Г. Муравьевой, которая на основе ретроспективного анализа исследований по выявлению сущности понятия социокультурной компетентности пришла к следующему определению этой категории: «Это инте-гративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообра-зующей творческой деятельности в информационном пространстве»3.

педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. - № 4 (14). - С. 118 - 124.

2 Лившиц, Ю.А. Сущность социокультурной компетентности личности / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2014. - № 4 (17). - С. 139 -149.

3 Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной

Для проектирования системы формирования социокультурной компетентности студентов необходимо было обосновать концептуальные положения ее разработки и приоритетные направления практической реализации. При этом автор руководствовался политеоретическим подходом к решению этой задачи, который, согласно А.П. Беляевой, состоит в том, что «теоретический фундамент и практическая надстройка практикуемых педагогических систем должна строится на комплексной модели социально-экономических, философских, психолого-педагогических, культурологических, научно-технических требований, рассматриваемых в разных науках, а задача состоит в том, чтобы выявить взаимообусловленность различных названных областей, их влияние на педагогическую и социальную действительность»1.

Дадим краткую характеристику обоснованных в процессе исследования приоритетных концептуальных положений проектирования и реализации разрабатываемой педагогической системы.

В исследовании прежде всего мы исходили из того, что организацию процесса формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров следует вести с позиций проектирования новой педагогической системы, ядром которой становится включение студентов в разнообразные виды учебной и социокультурной деятельности, способствующих развитию личности будущего работника.

Отсюда следует, что первым концептуальным положением разрабатываемой модели является системный подход. Системный подход - это направление методологии решения какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Системный подход предполагает рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. В силу высокой общности, системный подход основывается на ряде категорий диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное развитие части и целого и т.п.

Системный подход требует, чтобы каж-

компетентности в современной науке и образова-тель-ной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 136 - 143.

1 Беляева, А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехнобразования,

1995. - 49 с.

дое изменение в содержании, форме, действии любого компонента существующей педагогической системы в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития сопровождалось адекватной содержательной и функциональной перестройкой всех остальных компонентов вновь проектируемой системы.

В нашем исследовании в такой структурный компонент педагогической системы как «цель», введен новый системообразующий элемент - формирование социокультурной компетентности студентов. Для достижения этой цели, согласно сформулированному выше требованию, все компоненты существующей системы подготовки бакалавров должны быть «подстроены» под требования вновь введенного системообразующего элемента: формирование социокультурной компетентности будущих работников.

Помимо системообразующего элемента при преобразовании существующей педагогической системы должен быть определен системообразующий фактор. Под системообразующим фактором необходимо понимать явление, состояние или предмет, способные объединить в единое целое все компоненты системы, целенаправить их, стимулировать целостное деятельностное проявление, сохранив при этом оптимальную долю самостоятельности и автономии каждого из взаимосвязываемых компонентов.

В дидактике в качестве системообразующих факторов выступают принципы обучения, которые интерпретируют цель, конкретизируют ее, делают более доступной для соединения с содержанием, методами, формами обучения.

М.И. Махмутов дал обоснование системы специфических для профессионального образования принципов обучения. К ним относятся принципы: профессиональной целесообразности, политехнизма, преемственности, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивация учения и труда, индивидуализации обучения и др.2

При разработке системы формирования социокультурной компетентности студентов вуза в качестве системообразующего фактора логично взять принцип культуросообразно-сти. В этом состоит второе концептуальное положение разрабатываемой системы.

Принцип культуросообразности являет-■ся требованием, выполнение которого способствует достижению целей гуманитарного.

2 Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сб. науч. бр. -Челябинск: ЧГПИ, 1985. - С. 88 - 100.

Следование этому принципу обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки бакалавров с учетом особенностей выбранной профессии, с целью формирования профессионально важных личностных качеств, знаний и умений, социокультурной компетентности.

Принцип культуросообразности состоит в максимальном использовании в формировании социокультурной компетентности будущих бакалавров культуры той среды, в которой находится их учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона, социума). Правила осуществления принципа культуросообразности по В.С. Безруковой в контексте данного исследования состоят в следующем:

- понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования, обучения и закладывающую их будущее;

- максимально использовать семейную и региональную, народную материальную и духовную культуру;

- обеспечивать единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании;

- формировать творческие способности и установки студентов на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Третьим концептуальным положением проектируемой системы является взаимодействие принципа культуросообразности с другими специфическими для профессионального образования принципами: профессиональной целесообразности, принципа преемственности, единство обучения и воспитания, принципа гуманизма, принципа регионализации и др.

Важным педагогическим условием формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров является взаимодействие принципа культуросообразности с принципом профессиональной целесообразности. Опираясь на работы В.С. Безруковой1, сформулируем правила выполнения требований принципа профессиональной целесообразности применительно к разработке системы формирования социокультурной компетентности студентов вуза. Эти правила состоят в следующем:

- осуществлять отбор содержания, мето-

1 Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. для инж. -пед. спец. / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования, 1994. - 337 с.

дов, средств и форм подготовки будущих бакалавров с учетом особенностей выбранной специальности и в помощь овладения ею;

- формировать профессионально важные личностные качества студентов, способствующих усвоению профессии и выполнению социокультурных функций;

- расширять сферу знаний студентов о предстоящей профессиональной деятельности и направлениях подготовки профессионально и социально мобильных специалистов;

- всемерно использовать разностороннюю внеучебную деятельность и профессиональную подготовку студентов в целях непрерывного развития и становления их личности, формирования социокультурной компетентности.

Реализация принципа профессиональной целесообразности в условиях формирования социокультурной компетентности студентов гуманитарного профиля раскрывает связь между культурной, профессиональной и социальной сторонами образовательного процесса в вузе, предполагает ориентацию обучающихся не только на получение программных традиционных знаний и умений, но и на творческое саморазвитие в области социокультурной компетентности как профессионально важного качества личности.

Формирование у будущих бакалавров социокультурной компетентности как личностного качества в значительной степени основывается также на последовательном выполнении принципа единства обучения и воспитания. Становление будущего бакалавра -это процесс его воспитания, составной частью которого является профессиональная подготовка, учебные и производственные практики, участие в творческом производительном труде. Одно из важнейших требований принципа единства обучения и воспитания при разработке системы формирования социокультурной компетентности студентов вуза состоит в оптимальном планировании различных видов их активной деятельности и формировании профессионально значимых личностных качеств в соответствии с содержанием профессии, а также с потребностями социума и рынка труда.

Проектирование системы формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров любого профиля подготовки должно исходить также из требований принципа педагогической регионализации. Понятие «принцип педагогической регионализации» введено И.А. Бажиной. Она утверждает, что основу принципа регионализации составляет социальная и биологическая обусловленность компонентов системы образования, их зависимость от социально-экономических и природных условий, выражающихся в ком-

плексе причинно-следственных связей между региональной системой образования и экономикой, государсвтенной политикой в области образования, общественными и политическими институтами, наукой, производством и т.д.

«Изучение этих связей в глобальном масштабе позволило расширить перечень субъектов регионализации. Кроме образования, к ним следует отнести государство, политические партии, общественные движения и институты (семья, религиозные организации и др.), материальные производства, природную и социальную среду (общественную идеологию, общественные отношения), науку, народную педагогику и т.п.

Возникающая между субъектами регионализации и системой образования юридические, финансовые, медико-социальные и педагогические формы взаимодействия придают регионализации методологическую, социально-педагогическую и методическую функции, которые реализуются в методологии региональной системы, в методах обучения и воспитания, а также сказываются на социальном положении учреждений образования, участников образовательного процесса и его ре-зультатах»1.

Взаимодействие принципа культуросо-образности с принципами профессиональной целесообразности, гуманизации, единством обучения и воспитания, регионализации при разработке системы формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров гуманитарного профиля обеспечивает выполнение требований принципа мотивации учения и труда студентов.

Из последнего следует четвертое концептуальное положение проектирования системы формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров, состоящее в том, что стремление студентов к активной деятельности по развитию своей социокультурной компетентности представляет собой установку личности на интеграцию с социумом, с одной стороны, восприятие культурных ценностей, созданных предшественниками, их использование и развитие, с другой. В связи с этим правомерно говорить о развитии социокультурной установки, обеспечивающей их готовность к вхождению в систему социальных и культурных ценностей, дающей им уверенность в себе как субъектах социализации, инкультурации и предстоящей профессиональной деятельности.

Пятое концептуальное положение проектируемой системы заключается в ее

Бажина, И.А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: монография. - Казань: Изд-во Казанского государственного ун-та, 2003. - 194 с.

направленности на непрерывное становление студентов вузов как активных субъектов творческого саморазвития в области социокультурной компетентности.

На основе определенных в исследовании теоретических предпосылок, сформулированных концептуальных положений была спроектирована педагогическая система формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров гуманитарного профиля как субъектов творческого саморазвития социокультурной компетентности (рисунок 1).

Раскроем логику ее проектирования. Изменение вектора социально-

экономического развития страны связано с новыми задачами профессионального образования, состоящими в том, чтобы вузы не только обеспечивали бы студентов знаниями и умениями, но и развивали их профессионально значимые личностные качества, навыки творческого саморазвития, формировали бы их социокультурную компетентность. Выходящая в современных условиях на первый план культуроцентрическая модель воспитания подрастающего поколения направлена на развитие интереса, мотивов, установок и стремлений студентов на творческое саморазвитие в области социокультурной компетентности. Чтобы выполнить социальный заказ общества на подготовку социокультурного, компетентностного бакалавра необходимо в цель его подготовки внести новый системообразующий элемент (формирование социокультурной компетентности), предусматривающий интенсификацию процессов социализации и инкультурации студентов, а в качестве системообразующего фактора руководствоваться требованиями и правилами принципа культуросообразности.

Формирование социокультурной компетентности студентов должно вестись в процессе изучения ими всех дисциплин учебного плана вуза и в многообразной внеаудиторной деятельности. При этом все преподаватели должны исходить из обоснованных в исследовании политеоретических предпосылок и концептуальных положений.

Следуя одному из требований системного подхода, структурные и функциональные компоненты существующей педагогической системы необходимо перестроить в соответствии с требованиями и правилами системообразующего элемента (социокультурная компетентность) и системообразующего фактора (принцип культуросообразности). Пройдя через преобразованную таким образом педагогическую систему подготовки студентов в вузе, его выпускник, обладающий сформированной социокультурной компетентностью, входит в общество в качестве творчески са-

моразвивающегося субъекта социализации и инкультурации.

Социально-экономические

Культурологи-ческие

Социологические

Психологические

Аксиологические

Педагогические

I + * * * +

Педагогическая система подготовки бакалавров

+

<— Структурные компоненты Функциональные компоненты -»

Преобразование

—► Цель Проектировочный —

компонентов под требование «форми-

—► Содержание Конструктивный <—

рование социокультурной компетентности» и принципа культу-росообразности

—► Средства педагогической коммуникации Коммуникативный

—► Педагоги Организаторский —

—► Студенты Гностический ■4-

1

Непрерывное формирование социокультурной компетентности студентов средствами всех дисциплин учебного плана вуза

_±_

Результат: выпускник вуза со сформированной социокультурной компетентностью и ее

__творческим саморазвитием_

Рисунок 1 - Система формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата

Задача следующего этапа исследования заключается в определении приоритетных направлений преобразования компонентов существующей педагогической системы под-

готовки бакалавров в соответствии с требованиями систеообразующих элемента и фактора: цели, содержания, методики, деятельности преподавателей и студентов.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бажина, И.А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: монография. - Казань: Изд-во Казанского государственного ун-та, 2003. - 194 с.

2. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. для инж. - пед. спец. / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования, 1994. - 337 с.

3. Беляева, А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехнобразования, 1995. - 49 с.

4. Лившиц, Ю.А. Сущность социокультурной компетентности личности / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2014. - № 4 (17). - С. 139 - 149.

5. Лившиц, Ю.А. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. - № 4 (14). - С. 118 - 124.

6. Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И. Махму-тов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сб. науч. бр. - Челябинск: ЧГПИ, 1985. - С.88 - 100.

7. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетентности в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 136 - 143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.