УДК: 371.13 ББК: 74.58
Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Стацук С.В.
СУЩНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Kustov, Y.A., Livshits Y.A., Statsuk S. V.,
ESSENCE OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF PERSONALITY
Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, целостность, социокультурная компетентность, компоненты, социализация, инкультурация, интегративная характеристика, дуальность, профессиональная компетентность.
Keywords: competence, key competence, integrity, socio-cultural competence, components, socialization, enculturation, integrative characteristic, duality, professional competence.
Аннотация: в статье раскрывается сущность и компонентный состав социокультурной компетентности; показано, что профессиональная компетентность является составной частью социокультурной компетентности; рекомендуется в дидактических целях разводить такие категории, как социальная и культурная компоненты целостной социокультурной компетентности; критикуются подходы, в которых некоторые исследователи отводят социокультурной компетентности второстепенную роль в подготовке специалистов или место одного из компонентов более частной компетенции, например, коммуникативной; развивается тезис о том, что компоненты социокультурной компетентности личности формируются средствами не одной какой-то дисциплины, а всеми элементами образовательной системы.
Abstract: the article reveals the essence and component composition of the sociocultural competence; shown that professional competence is an integral part of sociocultural competence; such categories as social and cultural components of an integrated sociocultural competence are recommended to differentiate for didactic purposes; the approaches that some researchers assign sociocultural competence minor role in training or the place of one of the components of a private competence, such as communicative are criticized; the idea that the individual components of the sociocultural competence is not formed by means of any discipline, but all the elements of the educational system is being developed.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из приоритетных задач провозглашена «подготовка
высокообразованных специалистов,
способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности».
Для ее достижения реализуется закрепленный в Болонской декларации компетентностный подход к организации подготовки специалистов, в соответствии с которым от современного выпускника вуза требуются мобильность, способность быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям общества, готовность взаимодействовать с
различными социальными субъектами и системами. Данные качества личности
предопределяют эффективное
сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни, использование новых технологий в социальной, культурной и профессиональной сферах, успешность в основных видах деятельности.
Компетенции - это обобщенные межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности личности, необходимые для вхождения ее в социум и продуктивной деятельности в различных социальных, культурных и
профессиональных сообществах.
С целью унификации востребованных обществом компетенций Европейским сообществом было выделено пять приоритетных обобщенных компетенций: социальная, коммуникативная, социально-
информационная, когнитивная и специальная.
Раскроем их сущность:
- социальная компетенция -
способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
- социально-информационная компетенция - владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространенной СМИ;
- когнитивная компетенция -готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
- специальная компетенция -подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке своего труда1.
Из определения содержания ключевых компетенций следует, что помимо знаний, умений и навыков, в их состав входят когнитивные способности, качества личности и формы поведения.
Следует отметить, что среди перечисленных пяти ключевых
компетенций нет компетенции,
отражающей уровень сформированности у личности культуры. Однако при внимательном рассмотрении определения обобщенных компетенций оказывается, что элементы культурной компетенции в них присутствуют. В образовательных стандартах третьего поколения они
Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. проф.-пед. ун-та, 2000. - 258 с.
представлены в форме общекультурных компетенций (ОК). Также имеет место ряд научных публикаций и диссертационных исследований по проблеме формирования культурной компетентности студентов вузов. Так в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на эту тему Н.В. Хорошилова (2013) дает такое определение этой категории: «Культурная
компетентность студента является интегративным качеством личности, проявляющемся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную
жизнедеятельность»2. С другой стороны, в государственных образовательных
стандартах третьего поколения не определены компоненты социальной компетенции. Основное внимание в них обращено на формирование
общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Таким образом как в теории, так и на практике наблюдается отсутствие единого подхода к реализации идеи Европейского сообщества о формировании у учащихся единых и обобщенных ключевых компетенций. Одни исследователи и руководители образования акцентируют внимание на формировании общекультурной компетенции учащихся, другие - на социальной. При этом относительно соотношения выделяемых компетенций наблюдается проявление прямо
противоположных тенденций. Одни ученые и практики склонны автономизировать формирование компетенций, другие стремятся их интегрировать, достигать их взаимодействия и целостности. Последняя тенденция сказалась, например, в интеграции социальной и коммуникативной компетенций в целостную социально-информа-ционную компетентность,
сущность которой, наряду с другими, была
2 Хорошилова, Н.В. Формирование культурной компетентности студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.В. Хорошилова. - Нижний Новгород, 2013. - 34 с.
раскрыта выше.
Очевидно конкретный выбор из этих двух подходов зависит от этапа и средств формирования компетенций. При исходном начальном формировании компетенций средствами отдельных дисциплин учебного плана предпочтение отдается автономному подходу, при котором обращается внимание на развитие тех или иных компонентов определенной компетенции учащихся. При последующем формировании компетенций на уровне межпредметных связей - их интегрируют.
Ретроспективный анализ показывает, что действительно на первых этапах реализации компетентностного подхода к организации образования исследователи, педагоги и руководители учреждений образования обращали внимание на формирование отдельных, достаточно автономных компетенций: социальной, коммуникативной, когнитивной,
специальной, культурной и т.п.
Однако потребность общественной практики и организации труда в новых социально-экономических условиях связана с необходимостью формирования у будущих специалистов интегративных целостных комплексов компетенций: социально-информа-ционной, коммуникативно-
когнитивной, когнитивно-социальной,
социально-профессио-нальной компетентностей. Идея интеграции достижения целостности формирования компетенций и ее реализации в учебных планах и программах подготовки специалистов впервые была обозначена рядом исследователей:
В.А. Болотовым, В.В. Сериковым1, разработчиками модернизации системы непрерывного образования2 и др.
Одной из первых интегративный подход к формированию компетенций реализовала И.А. Зимняя, введя понятие «целостной социально-профессиональной компетентности человека» как «личностное,
1 Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
2 Стратегия модернизации содержания общего
образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2011.
интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и
профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность
проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека3.
Согласно И.А. Зимней, социально-профессиональная компетентность
включает четыре блока.
1. Базовый - интеллектуально-обеспечивающий (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник образовательного учреждения (вуза) должен характеризоваться как минимум нормой развития следующих мыслительных действий (умственных операций):
- анализ, синтез;
- сопоставление, сравнение;
- систематизация;
- принятие решения;
- прогнозирование;
- соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.
2. Личностный, в рамках которого человеку должны быть присущи (или он должен характеризоваться ими) следующие личностные свойства:
- ответственность;
- организованность;
- целеустремленность.
3. Социальный - социально-обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. В соответствии с этим блоком выпускник должен быть способным:
- организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни;
- руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина;
- руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия;
- выстраивать и реализовывать
3 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая.
перспективные линии саморазвития (самосовершенствования);
- интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач;
- сотрудничать, руководить людьми и подчиняться;
- общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках;
- находить решения в нестандартных ситуациях;
- находить творческие решения социальных и профессиональных задач;
- принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и др.).
4. Профессиональный -
обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению.
При внимательном анализе состава социального блока социально-профессиональной компетентности легко заметить, что во многие его компоненты входит понятие «культура». К тому же профессиональный блок компетентности является важной составной частью культуры общества. По этому поводу А.Н. Галагузов подчеркивает:
«Профессиональная культура
представляет интегративное качество личности, предполагающее не только владение необходимыми для выполнения профессиональной деятельности
профессиональными знаниями, умениями и навыками и профессиональной компетентностью, но и интериоризацию культурных норм и ценностей соответствующей профессиональной
сферы, а также креативность как способность и готовность к творчеству в профессиональной деятельности»1.
На рисунке 1 отражена иерархия обсуждаемых понятий с переходом от общих категорий к частным: культура общества - профессиональная культура -личностная и деловая культура -коммуникативная культура - культура общения.
В контексте сделанных замечаний мы вправе ставить вопрос о формировании у будущих специалистов целостной социально-культурной компетентности как более общей, интегративной по сравнению с социально-профессиональной компетентностью будущего специалиста2.
О правомерности введения такого понятия, как социокультурная
компетентность, говорит широко
распространенное употребление в научной литературе понятий, связанных с единством понятий «социализация» и
«инкультурация». Так, в работе Э.А. Орловой «Введение в социальную и культурную антропологию» под культурой понимается «содержание социальной жизни людей». «Процессы вхождения индивида в общество и культуру обозначаются понятиями «социализация» и
«инкультурация». Эти понятия
перекрывают друг друга по содержанию, поскольку оба означают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства - времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований»3.
Между тем некоторые исследователи в разработке проблем теории и методики профессионального образования
социокультурную компетентность
рассматривают как часть профессиональной компетентности. Так, И.В. Калягина, например, намерена «Повысить качество подготовки студентов-экономистов
1 Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / А.Н. Галагузов. -М., 2011. - 41 с.
Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, Е.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. - № 4
(14). - С. 118 - 124. (4).
3 Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
посредством формирования у них профессиональной компетентности, в частности, социокультурной, и создать модель формирования профессиональной, в том числе, социокультуной компетентности у будущих экономистов»1. То есть И.В. Калягина считает социокультурную компетентность частью профессиональной компетентности.
1 Калягина, И.В. Социокультурная компетенция будущих экономистов / И.В. Калягина // Известия Самарского научного центра РАН, т.13. - 2011. -№ 2(2). - С.193-195.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014
Физическа я
культура
Нравствен
ная культура
Профессиональн ая культура
Духовная культура
Организаци онная культура
Личностная культура
Деловая культура
ы
й р
ик рут
кс ь
е л
чи лук
(ч
о н
л н
о е
е н
с о
о п
н Г м о
к
ы
й р
и к рут
с ь
е л лук
н с и Ё е н
ам о п
мГу м ок
ы
й ы р рут
н ьл
ьл е лук
н
л н
т н
и е
п н
с о
о п
В м
о
к
т
н
е
н
о
п
м
о ы
к р
« ¡у
н л
в и лук
т
ялгу
е
Рч
й ы р
ы н рут
в ь
и л
ита лук
и « н нум Ё е н о
м п
о м
К ок
т
н
е
н
о
п
м ы
о р
к « ¡у
ы л
н ч лук
о
н
е
ц
О
т
н
е
н
о
п
м
о ы
к р
« ¡у
й
н л
в и лук
т
а
ам
р
о
Н
Рисунок 1 - Профессиональная компетентность как составная часть социокультурной
компетентности
Если же исходить из утверждения Э.А. Орловой, что «технология деятельности» является элементом социокультурной компетентности человека1 , то следует еще раз утверждать, что профессиональная компетентность, связанная с той или иной технологией является составной частью социокультурной компетентности. В самом деле, любая профессиональная деятельность связана с использованием технологии и орудий труда, которые являются продуктом развития культуры человечества. Не напрасно об уровне развития культуры, ее временной классификации археологи судят по специфике тех или иных ископаемых орудий труда, которыми пользовалось в ту или иную эпоху развития человечество. Иначе говоря, профессия и технология труда, лежащая в ее основе, есть результат исторического развития
Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
культуры. Отсюда методологически правильным будет считать, что профессиональная компетентность является составной частью социокультурной компетентности человека, а не наоборот. Следует отметить, что такой же точки зрения придерживается ряд исследователей и работников системы непрерывного профессионального образования. Например, Д.Н. Машков пишет: «Модель социокультурной компетентности выпускника представляет собой синтез деловых качеств специалиста и тех знаний, умений и опыта, которые обеспечат эффективность его работы»2.
Таким образом, социокультурная
2 Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. Выпуск 3. - 2011. - 30 июня. - С. 71-74.
компетентность выпускника вуза это его целостное личностное сформированное качество, проявляющееся в высоком уровне решения им разнообразных социальных, культурных и профессиональных задач, позволяющее определить его как компетентностного в своей области деятельности.
Каждый преподаватель средствами своей дисциплины формирует те или иные общекультурные, общепрофессиональные, специальные и другие компетенции и тем самым вносит свой вклад в развитие как ключевых универсальных компетенций так и в интегративную целостную социокультурную компетентность будущих специалистов.
Объективно социокультурная
компетентность включает в себя все компоненты, относящиеся к социализации личности, ее вхождению в существующее общество, социум, а также к инкультурации развивающегося человека, состоящей в усвоении созданных предшественниками культурных ценностей, их использовании и дальнейшем творческом развитии.
Социокультурная компетентность будущего специалиста представляет собой интегративную целостную совокупность результатов всестороннего развития, обучения и воспитания личности, приоритетные компоненты который представлены в таблице 1.
Как следует из данных таблицы 1 социокультурная компетентность личности представляет собой довольно сложное и многоаспектное образование, включающее в себя компоненты, характеризующие многосторонность вхождения человека в социум (социальная компетенция) и усвоение культурных норм и ценностей, созданных предшественниками, их соблюдения и использования в практической деятельности, их дальнейшее развитие и дополнение (культурная компетенция)1.
Подобного рода дуальная структура
1 Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, Е.В. Определение сформирвоанности социокультурной компетентности студентов вузов / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук. - Тольятти: Волжский университет
им. В.Н. Татищева, 2014. - № 1 (15). - С. 119 - 126.
социокультурной компетентности отражена во многих публикациях. В той же работе Э.А. Орловой уже в названии монографии (Введение в социальную и культурную антропологию) разводятся социальная и культурная стороны существования человека. А в тексте работы раскрывается «механизм» их интеграции. По Э.А. Орловой результатами интеграции социальной и культурной компетенций и сформированности целостной социокультурной компетентности личности являются:
- «овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
- овладение достаточными культурными знаниями и социальным опытом через участие в различных социокультурных группах и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, право, политика, религия);
- принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых участников системы общественного разделения труда»2.
Из дуальности социокультурной компетентности следует, что при проектировании процесса ее формирования необходимо предусматривать средствами каких дисциплин и как будут формироваться ее компоненты. Для этого, несмотря на тесную взаимосвязь таких процессов как «социализация» и «инкультурация», в дидактических целях необходимо четко разводить такие понятия как социальная и культурная компетенции. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи. Например, Е.Ю. Почтарева (г. Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО) в статье «Социокультурная компетентность как фактор становления субъектности личности» выделяет эти два компонента феномена социокультурной компетентности: «принадлежность индивида к определенной социальной группе и самоотождествление личности с культурными образцами». Ее землячка И.Г. Самохвалова (г. Екатеринбург) в статье «Социокультурная компетентность личности» на основе анализа понятий общей культуры и социальной
2 Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
компетентности приходит к выводу о необходимости введения понятия
«социокультурная компетентность», под которым понимается «качество личности, владеющей культуросообразным способом Таблица 1 - Приоритетные компоненты социокультурной компетентности
социальной жизнедеятельности,
обеспечивающее возможность решения социальных задач адекватно возникающим штатным и нештатным ситуациям».
Компоненты развития Основные направления обучения и воспитания по развитию компонентов
1 Физическое Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма. Формирование специальных двигательных навыков и умений. Развитие волевых качеств
2 Умственное Овладение системой научных знаний, навыков и умений. Формирование научных взглядов, логического умения, развитие познавательных сил. Формирование научного мировоззрения
3 Политическое Формирование политических взглядов и убеждений. Формирование политической культуры, воспитание политической сознательности. Включенность в общественную деятельность
4 Трудовое и профессиональное Воспитание потребности трудиться. Формирование политехнических основ профессионально-технических знаний, навыков и умений. Профессиональное самоопределение личности. Экономическое воспитание
5 Нравственное Формирование нравственных понятий, убеждений. Формирование нравственных чувств и привычек. Воспитание высоконравственных черт воли и характера. Нравственное самовоспитание
6 Правовое Формирование правовых знаний. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов, формирование единства правового сознания и поведения
7 Экологическое Формирование экологических знаний. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней
8 Эстетическое Формирование умений воспринимать прекрасное, эстетических знаний, суждений и оценок. Формирование художественного вкуса. Развитие самодеятельности, творческих способностей и дарований
Н.Г. Муравьева на основе ретроспективного анализа исследований по выявлению сущности понятия
социокультурной компетенции в
современной науке и практике приходит к следующему определению сущности социокультурной компетенции: «Это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и
готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для
смыслообразующей творческой
деятельности в информационном пространстве»1. Разведение компонентов
1 Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и
социокультурной компетентности в этом определении получило отражение в такой части этого определения как «в различных социальных и культурных сферах».
М.Н. Филатова в докторской диссертации по проблеме конструирования социокультурной среды вуза в условиях компетентнотсного подхода к образованию, раскрывая сущность компетентностного подхода, показывает взаимодействие социального и культурного компонентов в интегративной социокультурной
компетентности. Она пишет:
«Компетентностный подход направлен на формирование в обучаемом комплекса индивидуально-личностных и социальных качеств, определяющих его готовность и способность ответственно и продуктивно взаимодействовать в обществе, успешно осуществлять собственное саморазвитие, направленное на овладение метапредметными и специальными компетенциями человека культуры информационного общества в их единстве и взаимосвязи. Такие способности приобретаются при многообразном воздействии на личность со стороны всех элементов образовательной системы и выступают как результат взаимодействия с социокультурной средой»1 . Для нас очень важным является утверждение М.Н. Филатовой о том, что компоненты социокультурной компетентности личности формируются средствами не одной какой-то дисциплины, а всеми элементами образовательной системы.
Такой же точки зрения придерживается и М.Г. Семенова, исследуя педагогические функции социально-культурной практики как средства формирования гражданской культуры студенческой молодежи, среди которых: «социально-адаптационная, культурологическая, воспитательная,
развивающая, гуманистическая, досугово-
образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного
университета. - 2011. - № 9. -С. 136-143.
1 Филатова, М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 22.00.08 / М.Н. Филатова. - Москва, 2012. - 47 с.
развивающая и коммуникативная функции»2. Первые две функции представляют не только социально-культурную практику, но и отражают проявление двух сторон социокультурной компетентности.
Может возникнуть вопрос о том, почему авторы приводят многочисленные примеры, подтверждающие их точку зрения относительно приоритетного места и двойственности структуры
социокультурной компетентности будущих специалистов? Дело в том, что понятие интегративной социокультурной
компетентности личности в педагогике введено сравнительно недавно. И при разработке проблем, связанных с ее формированием наблюдаются зачастую противоречащие друг другу подходы.
Так, несмотря на указанные выше универсальные функции социокультурной компетентности некоторые авторы отводят ей второстепенную роль или место одного
из
компонентов
более
частной
компетенции. Например, П.В. Сысоев3 и Г.В. Елизарова4 считают, что социокультурная компетентность
представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и качеств, формируемых в процессе языковой подготовки студентов к межкультурному обмену. Здесь авторы путают соотношение частного и общего. Несомненно, что указанная совокупность языковой подготовки студентов вносит свой вклад в формирование социокультурной компетентности студентов. Однако считать, что она представляет собой все ее компоненты будет методологически неверным утверждением. Ту же ошибку по сужению функций социокультурной
Семенова, М.Г. Педагогические функции социально-культурной практики как средства формирования гражданской культуры студенческой -молодежи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / М.Г. Семенова. -Казань, 2012. - 35 с.
3 Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // Иностранный язык в школе. - 2001. - № 4. С.12-18.
4 Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. - СПб: КАРО, 2005. - 352 с.
компетентности допускает и С.В. Пахотина, заявляя: «Социокультурная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для межкультурной коммуникации в соответствии с культурными и социальными нормами коммуникативного поведения»1.
Некоторые исследователи в разработке проблемы формирования социокультурной компетентности
студентов уделяют внимание рассмотрения одной ее стороны - социальной или культурной. Так И.К. Ярцева рассматривает социокультурную компетентность как «обеспечивающую высокий уровень общей культуры специалиста, а также эффективное общение представителей разных культур». Исключение социального аспекта в определении структуры и сущности этого понятия просматривается в следующем положении работы И.К. Ярцевой: «Социокультурная компетенция студентов отделения переводчиков определяется нами как умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран, признание права на существование различных культурных моделей и формируемых на их основе представлений, норм, верований, с одной стороны, а также готовность представлять свою страну и ее культуру, конструктивно отстаивать собственные позиции, принимая и уважая точку зрения других, с другой стороны»2.
В этом определении автор всецело уделяет внимание культурному компоненту социокультурной компетентности и опускает наличие в ее составе социальной компетенции и необходимости ее формирования. По этому поводу следует сослаться на мнение А.В. Калянова,
1 Пахотина, С.В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: на примере факультета физической культуры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.В. Пахотина. -Ишим, 2007. - 25 с.
2 Ярцева, И.К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: автореферат дис.
... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И.К. Ярцева. - Воронеж, 2009. - 23 с.
утверждающего, что «В современных условиях особо актуальной становится функция социализации личности, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства учащимися социального опыта и его адаптация к изменяющимся
обстоятельствам»3.
Чем же объяснить тот факт, что многие исследователи считают, что социокультурная компетентность является частью профессиональной компетентности?
Мы предполагаем, что это связано со стремлением исследователей уйти от узкого технократизма в подготовке специалистов различных направлений, расширить их культурный кругозор, обеспечить разностороннюю готовность к активной деятельности в обществе. Об этом, например, говорит следующее определение сущности социокультурной
компетентности, которую дает А.В. Казаков: «На основании характеристики социокультурной компетентности нами был определен ее структурный состав, который предполагает следующие умения: организационные (уметь представить компанию, владеть способностью выстраивать стратегию ее развития, владеть основами управления); дипломатические (владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, уметь выступать и задавать вопросы, корректно вести диалог); лингвистические (владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо, владеть способами и приемами действий в ситуациях общения, в том числе в режиме диалога культур, используя иностранный язык, умение искать и находить компромиссы); этнотолерантные (иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных
Калянов, А.В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05, 13.00.08 / А.В. Калянов. - Москва, 2012. - 50 с.
национальных общностей и социальных групп)»1. В приведенном определении среди перечисленных умений будущего специалиста отсутствуют
профессиональные умения, навыки творческого саморазвития, технологические способности. Иначе говоря А.В. Казаков считает, что социокультурная
компетентность является лишь некоторым дополнением к профессиональной подготовке будущего специалиста, прямо заявляя: «Социокультурную
компетентность, на наш взгляд, можно понимать как необходимую и обязательную составляющую профессиональной
компетентности специалистов». Что подтверждает наше предположение относительно причин постановки некоторыми исследователями категории социокультурной компетентности на второе место после профессиональной
компетентности, несмотря на то, что профессия, технология, лежащая в ее основе, является частью социума и достижением развития культуры
человечества.
1 Казаков, А.В. Моделирование процесса формирования социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования / А.В. Казаков. -Киров: Вятский социально-экономический институт, 2012.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / А.Н. Галагузов. - М., 2011. - 41 с.
3. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. -СПб: КАРО, 2005. - 352 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. проф. - пед. ун-та, 2000. - 258 с.
5. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая.
6. Казаков, А.В. Моделирование процесса формирования социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования / А.В. Казаков. - Киров: Вятский социально-экономический институт, 2012.
7. Калягина, И.В. Социокультурная компетенция будущих экономистов / И.В. Калягина // Известия Самарского научного центра РАН, т.13. - 2011. - № 2(2). - С. 193195.
8. Калянов, А.В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05, 13.00.08 / А.В. Калянов. - Москва, 2012. - 50 с.
9. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, Е.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. -№ 4 (14). - С. 118 - 124. (4).
10. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, Е.В. Определение сформирвоанности социокультурной компетентности студентов вузов / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Е.В. Стацук. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2014. - № 1 (15). - С. 119 - 126.
11. Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. Выпуск 3. - 2011. - 30 июня. - С. 71-74.
12. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 136-143.
13. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
14. Пахотина, С.В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: на примере факультета физической культуры: автореферат дис. ... степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.В. Пахотина. - Ишим, 2007. - 25 с.
15. Семенова, М.Г. Педагогические функции социально-культурной практики как средства формирования гражданской культуры студенческой молодежи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / М.Г. Семенова. - Казань, 2012. - 35 с.
16. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2011.
17. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // Иностранный язык в школе. - 2001. -№ 4. -С. 12-18.
18. Филатова, М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 22.00.08 / М.Н. Филатова. - Москва, 2012. - 47 с.
19. Хорошилова, Н.В. Формирование культурной компетентности студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.В. Хорошилова. -Нижний Новгород, 2013. - 34 с.
20. Ярцева, И.К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И.К. Ярцева. - Воронеж, 2009. - 23 с.