Научная статья на тему 'Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема'

Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / COMPETENCE / CAPACITY / SOCIALIZATION / INCULTURATION / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE / INTEGRITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич, Лившиц Юрий Анатольевич, Стацук Светлана Валерьевна

В статье рассматривается идея интегративного подхода к формированию компетенций студентов вузов, придания интегративным компетентностям профессиональной направленности, поднимается вопрос о необходимости формирования целостной социально-культурной компетентности будущих специалистов, выдвигается идея о том, что при проектировании системы формирования интегративной социально-культурной компетентности студентов прежде всего следует определить компоненты этой компетентности, а затем уже определять содержание учебного плана и входящих в него дисциплин, изучение которых обеспечит ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич, Лившиц Юрий Анатольевич, Стацук Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS AS PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the idea of the integrative approach to the formation of competences of students. We have the issue about the necessity of the formation of the integral social and cultural competence of future specialists. There is an idea to define the components of competence before forming the integral social and cultural competence.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема»

УДК:371.13 ББК:74.58

Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Стацук С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Kustov Y.A., Livshits Y.A., Statsuk S.V

FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS AS PEDAGOGICAL PROBLEM

Ключевые слова: компетенция, компетентность, социализация, инкультурация, социально-культурная компетентность, интеграция, целостность.

Keywords: competence, capacity, socialization, inculturation, social and cultural competence, integrity.

Аннотация: в статье рассматривается идея интегративного подхода к формированию компетенций студентов вузов, придания интегративным компетентностям профессиональной направленности, поднимается вопрос о необходимости формирования целостной социально-культурной компетентности будущих специалистов, выдвигается идея о том, что при проектировании системы формирования интегративной социально-культурной компетентности студентов прежде всего следует определить компоненты этой компетентности, а затем уже определять содержание учебного плана и входящих в него дисциплин, изучение которых обеспечит ее формирование.

Abstract: the article deals with the idea of the integrative approach to the formation of competences of students. We have the issue about the necessity of the formation of the integral social and cultural competence of future specialists. There is an idea to define the components of competence before forming the integral social and cultural competence.

Национальной доктриной образования Российской Федерации определена образовательная политика государства на период до 2025 года, направленная на повышение качества подготовки будущих специалистов на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Компетентностно-риентированный подход -это реакция общества на новые социально-экономические условия, на процессы рыночной экономики и труда. Работодатели предъявляют к специалистам ряд общих требований, носящих надпредметный, универсальный характер,

предусматривающий наличие у будущих специалистов определенных компетенций, совокупность которых характеризует их компетентность.

До последнего времени большинство исследователей и организаторов образования обращали внимание на процесс формирования у студентов отдельных компетенций: социальных, коммуникативных, когнитивных, профессиональных, культурных

и др.

Однако потребность общественной практики и организации труда в новых социально-экономических условиях связаны с необходимостью формирования у будущих специалистов интегрированных целостных комплексов компетенций: социально-информационной, коммуникативно-когнитивной, когнитивно-социальной, социально-профессиональной компетентностей. Идея необходимости достижения целостности формирования компетенций и ее реализации в учебных планах и программах подготовки специалистов высказывалась рядом исследователей: В.А. Болотовым, В.В. Сериковым1, разработчиками модернизации системы непрерывного образования2 и др.

1 Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№ 10.

2 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2011.

При этом некоторыми педагогами указывалось, что интегративные

компетентности должны иметь

профессиональную направленность.

Например, по их мнению, для будущих специалистов в области средств массовой информации ведущей компетентностью является социально-информационная. Для будущих работников образования -коммуникативно-когнитивная компетентность. Идея профессионализации компетенций получила реализацию в Федеральных государственных

образовательных стандартах третьего поколения. Например, по направлению подготовки магистров 050400 «Психолого-педагогическое образование», наряду с комплексами общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК),

профессиональных (ПК) компетенций, предусмотрено формирование таких специфических для будущих специалистов этой области компетенций как профессиональные компетенции в области образовательной деятельности (ПКОД), профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности (ПКНМ), профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности

(ПКНИ), и т.п. В таком подходе, наряду с интеграцией, получила отражение идея дифференциации компетенций, которая, несомненно, является прогрессивной и отвечающей требованиям совершенствования теории и методики профессионального образования. Таким образом одним из концептуальных положений разработки системы формирования целостной

компетентности является диалектическое единство интеграции и дифференциации компетенций будущих специалистов.

Одной из первых идею интегративного подхода к формированию компетенций реализовала И.А. Зимняя, введя понятие «целостной социально-профессиональной компетентности человека» как « личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и

профессиональных ситуаций. Социально-

профессиональная компетентность

проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека»1.

При внимательном рассмотрении состава социального блока социально-профессиональной компетентности по И.А. Зимней можно заметить, что в некоторые его компоненты входит понятие «культура». К тому же профессиональный блок этой компетентности является важной составной частью культуры. По этому поводу А.Н. Галагузов пишет: «Профессиональная культура представляет собой интегративное качество личности, предполагающее не только владение необходимыми для выполнения

профессиональной деятельности

профессиональными знаниями, умениями и навыками и профессиональной

компетентностью, но и интериоризацию культурных норм и ценностей соответствующей профессиональной сферы, а также креативность, как способность и готовность к творчеству в

профессиональной деятельности»2.

В контексте сделанных выше замечаний мы вправе ставить вопрос о необходимости формирования у студентов целостной социально-культурной

компетентности как более общей и универсальной по сравнению с социально-профессиональной компетентностью

будущего специалиста.

Об обоснованности введения такого понятия говорит широко распространенное в научной литературе и практике представление о единстве социализации и культуризации человека. Так, в работе Э.А. Орловой «Введение в социальную и культурную антропологию» прямо сказано: «Под культурой понимается содержание социальной жизни людей... Процессы вхождения индивида в общество и культуру обозначаются понятиями «социализация» и

«инкультурация». Эти понятия перекрывают

1 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая.

2 Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08 / А.Н. Галагузов. - М., 2011. - 41 с.

друг друга по содержанию, поскольку оба обозначают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства - времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований»1.

Здесь мы встречаемся с другой стороной педагогической проблемы формирования социально-культурной

компетентности будущих специалистов, состоящей в дидактической необходимости разведения понятий социальная и культурная компетенции, несмотря на тесную взаимосвязь таких понятий как «социализация» и «инкультурация».

Отсутствие такого разведения в педагогике приводит к двум недостаткам в организации формирования социально-культурной компетентности студентов:

- опускание одной из составляющей этой компетентности;

- смешение компетенций, составляющих социально-культурную компетентность.

Примером последнего подхода являются характеристики элементов сформированности социокультурной

компетентности человека, указываемые Э.А. Орловой:

- «овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

- овладение достаточными культурными знаниями и социальным опытом через участие в различных социокультурных группах и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, право, политика, религия);

- принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых участников системы общественного разделения труда»2.

Для дидактики, отвечающей на вопросы «чему учить?» и «как учить?» совершенно не ясно какие из

1 Орлова, Э.А. Введение в социологию и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - С.111.

2 Орлова, Э.А. Введение в социологию и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - С. 113.

перечисленных здесь элементов социально-культурной компетентности относятся к социализации, а какие - к инкультурации, где, кем, когда они должны формироваться.

Примером одностороннего подхода к формированию интегративной социально-культурной компетентности студентов является ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 050400 Психолого-педагогическое образование. Если в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры здесь указано 11 общекультурных компетенций, то о социальных компетенциях речь здесь вообще не идет. Правда в неявном виде элементы социальной компетенции здесь входят в общекультурные и профессиональные компетенции.

В самом деле, в соответствии с этим ФГОС ВПО выпускник этого направления должен обладать следующими

общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

- способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

- способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);

- способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

- способностью использовать

инновационные технологии в практическом деятельности (ОК-8);

- способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

Элементы социальной компетенции просматриваются здесь лишь в способности выстраивать социальное взаимодействие, изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических условий, способностью к саморазвитию.

Между тем И.А. Зимняя дает развернутую характеристику социальному компоненту интегративной компетентности социально-обеспечивающему жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. В соответствии с этим компонентом выпускник должен быть способным:

- организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни;

- руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина;

- руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия;

- выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования);

- интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач;

- сотрудничать, руководить людьми и подчиняться;

- общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках;

- находить решения в нестандартных ситуациях;

- находить творческие решения социальных и профессиональных задач;

- принимать, сохранять, обрабатывать,

распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и др.)1.

В цитируемой работе И.А. Зимней отдано предпочтение формированию у будущих специалистов социального компонента интегративной компетентности, в которой выражены элементы общекультурной компетенции: здоровый образ жизни, ценности культуры, самосовершенствование, прием и преобразование информации.

Между тем многие исследователи раскрывают широкий диапазон компонентов личностной и деловой культуры специалистов: гносеологического,

гуманистического, коммуникативного,

образовательного, воспитательного,

нормативного, информационного,

регулятивного, оценочного и т.д. Формирование гносеологического

компонента культуры обуславливает методологическую, исследовательскую, интеллектуальную, историческую,

психологическую культуру будущего специалиста. Развитие гуманистического компонента - нравственную, духовную; коммуникативного - речевую культуру, культуру общения, рефлексивную, эмпатическую, культуру межнационального общения; образовательного -

технологическую, профессиональную;

воспитательного - эстетическую, политическую, экономическую,

физическую, экологическую; нормативного - правовую, управленческую;

информационного - диагностическую, инновационную, мониторинговую,

компьютерную культуру; регулятивного -поведенческую; оценочного - критическую, позитивную культуру2.

Таким образом, анализ научной литературы, нормативных положений и существующей практики показывает, что при

1 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая.

2 Саксонова, Л.П. Профессиональная культура технического специалиста: монография / Л.П. Саксонова. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2005. - 250 с.

проектировании и реализации системы формирования целостной социально-культурной компетентности будущих специалистов наблюдается односторонний подход: отдается предпочтение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формированию либо социальному компоненту, либо культурному. Помимо этого, даже в существующих стандартах третьего поколения в основу подготовки специалистов положены образовательные программы, а не те компетенции, которые должны определять структуру учебных планов подготовки бакалавров и магистров и содержание программ их обучения.

Мы считаем, что избежать отмеченных здесь недостатков можно путем постановки на первое место тех компетенций, совокупность которых обеспечивает формирование интегративной социально-культурной компетентности будущих специалистов. При этом, несомненно, должно учитываться направление подготовки студентов и требования работодателей к выпускникам.

Исходными предпосылками для обоснования комплекса компетенций должны быть:

- анализ опыта подготовки кадров предполагаемого направления и перспектив их трудоустройства;

- мониторинг требований работодателей к качеству и видам деятельности выпускников;

- анализ специальной литературы по особенностям технологии предстоящей деятельности студентов;

- организация сотрудничества с научно-исследовательскими институтами, разрабатывающими инновационные технологии;

- связь с другими вузами, позволяющая учесть их коллективный опыт по подготовке кадров проектируемого направления;

- установление связей с ведущими учреждениями отрасли для совместного определения компонентов социально-культурной компетентности будущих специалистов, обсуждения содержания основных образовательных программ, вынесения части практических занятий на производство, привлечения опытных специалистов к участию в учебном процессе.

На основе обобщения опыта подготовки кадров определенного направления, обсуждения достоинств и недостатков деятельности молодых специалистов с работниками базовых учреждений, анализа научной литературы, а также перспектив использования выпускников, определяются приоритетные компоненты социально-культурной компетентности, подлежащие формированию у студентов.

Для этого перенесем классификацию компонентов социальной компетентности, данную В.Г. Первутинским и сформулированные выше соображения на состав социально-культурной

компетентности1. В соответствии с этими подходами, структуру социально-культурной компетентности будущего специалиста можно представить в виде совокупности четырех приоритетных взаимозаменяемых

компонентов: социально-культурный

интеллект, духовно-культурная развитость, социально-нравственная воспитанность, социально-культурная зрелость. Дадим краткую характеристику сущности этих компонентов социально-культурной

компетентности.

Социально-культурный интеллект. Интеллект - уровень развития психических процессов человека: ощущения, восприятия, мышления и т.д., обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Это индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей

деятельности, понимать социальную ситуацию, гибко реагировать на эту ситуацию, способность к активной социокультурной адаптации.

Духовно-культурная развитость. Она определяется направленностью ценностных ориентаций личности: ценностями жизни (жизнь, здоровье, труд, любовь, дружба, семья и т.д.) и ценностями культуры -материальными, социально-политическими, духовными (наука, искусство, религия,

1 Первутинский, В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов / В.Г. Первутинский // Материалы сайта кафедры акмеологии РГПУ им. Герцена. ww.akmeo.ru.

истина, добро, красота и др.).

Социально-нравственная воспитанность. Эта компонента

определяется уровнем моральной, этической, патриотической, национальной и

интернациональной, политической

воспитанностью индивида. Ей соответствуют такие профессионально значимые качества как ответственность, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, организованность, требовательность,

кругозор, мотивация.

Социально-культурная зрелость. Она характеризуется уровнем сформированности у человека таких умений как перцептивные, эмпатийные, коммуникативные,

рефлексивные, самопрезентативные, навыков менеджмента, владения информационными технологиями, иностранными языками, решения профессиональных задач по специальности (производственно-

технических, расчетно-проектных,

эксплуатационных, экспериментально-

исследовательских).

Компоненты социально-культурной компетентности должны формироваться взаимосвязано сквозным образом, то есть в течение всех лет обучения студентов в вузе средствами всех дисциплин учебного плана, всеми преподавателями при активной творческой деятельности будущих специалистов.

Однако было бы ошибкой считать, что сформированность у студентов вуза основ социокультурной компетентности означает завершение этого процесса. Дело в том, что в течение последующей после окончания вуза социокультурной жизни выпускнику приходиться иметь дело с разнообразными ситуациями социально-культурного

взаимодействия, с разными языками культуры, с необходимостью решать разноплановые задачи. На каждом этапе социально-культурной адаптации выпускнику

вуза приходиться осваивать новый опыт, соотносить его с тем, что был приобретен раньше. При стихийном протекании этого процесса освоенное позднее не всегда преемственно связывается с освоенным ранее. Оно даже может стать его отрицанием. Чтобы этого не происходило необходимо всем преподавателям вуза средствами своих дисциплин содействовать творческому саморазвитию студентов в области социально-культурной компетентности.

Чтобы этот процесс был педагогически управляемым, как показывает опыт, оказалось целесообразным отдавать предпочтение формированию на том или ином курсе какому-то одному компоненту социально-культурной компетентности. Приоритетность формирования того или иного компонента интегративной компетентности зависит от ряда условий: уровня сфорированности предшествовавшего компонента,

программного обеспечения, готовности студентов активно участвовать в процессе творческого саморазвития социально-культурной компетентности. Развитие компонента этой компетентности,

сформированного на предшествующих этапах, продолжается и на последующих курсах обучения студентов. Однако приоритет уже отдается формированию последующего компонента социально-культурной

компетентности. В результате все компоненты этой компетентности студентов будут поэтапно от курса к курсу сформированы в процессе их обучения в вузе. Изучение передового педагогического опыта, ретроспективный анализ исследований по решению обсуждаемой проблемы показывает на целесообразность временного

распределения компонентов процесса сквозного формирования социально-культурной компетентности будущих бакалавров, представленного в таблице 1.

Таблица 1 - Поэтапное формирование социально-культурной компетентности студентов

Курс обучения Приоритетный формируемый компонент социально-культурной компетентности

1 Социально-культурный интеллект

2 Духовно-культурная развитость

3 Социально-нравственная воспитанность

4 Социально-культурная зрелость

Следующим шагом в разработке сквозной системы поэтапного

формирования социально-культурной

компетентности является определение на каждом курсе дисциплин учебного плана, средствами которых предстоит развивать эту компетентность. Пусковым

«механизмом» этого процесса должен стать специальный курс «Введение в социально-культурную компетентность», который, наряду с курсом «Введение в специальность», призван сосредоточить внимание первокурсников на

необходимости творческого саморазвития в области социализации и инкультурации. Кроме того на каждом курсе целесообразно выделить дисциплину учебного плана, которая стала бы ведущей в формировании социально-культурной компетентности студентов. Все остальные дисциплины этого курса призваны дополнять и развивать идеи этой ведущей дисциплины в области социально-культурной компетентности.

Неотъемлемой частью сквозной системы формирования социально-культурной компетенции будущих специалистов должно быть включение студентов на каждом курсе в разнообразную учебную и внеучебную общественно-организаторскую деятельность,

способствующую развитию этой

компетентности: культурно-просветительскую, социально-экономическую, правовую, профессиональную, научную, в студенческое самоуправление. Для каждого курса в этой системе целесообразно указать: формируемый приоритетный компонент, педагогическую цель, формы и виды учебной и внеучебной деятельности. Например, для студентов третьего курса гуманитарно-педагогических направлений подготовки они могут быть такими.

Формируемый компонент социально-культурной компетентности: социально-нравственная воспитанность.

Педагогическая цель: формирование моральных и этических норм - совестливости, порядочности, честности,

целеустремленности, настойчивости,

уверенности в себе, организованности, требовательности, гуманистического

мировоззрения, активной гражданской позиции. Формирование культуры

умственного труда и профессиональной этики.

Формы и виды учебной деятельности студентов: изучение цикла философских, культурологических,

общепрофессиональных и специальных дисциплин, основ творческой деятельности будущего специалиста, профессиональной этики и т.п.

Внеаудиторная деятельность:

подготовка студентами творческих работ, раскрывающих морально-правовую основу межличностных отношений в современных социально-экономических условиях,

организация любительских клубов и студий по интересам, подготовка и проведение диспутов в группе («Экология жизни -экология совести», «Этический кодекс специалиста» «В защиту жизни на земле», «Кумиры, которых мы выбираем», «Как добиться успеха»), проведение

профессионально-эстетических тренингов, турниров знатоков этики профессионального поведения, подготовка и выпуск информационных листков, газет, радио - и телепередач по патриотической и интернациональной тематике, участие в творческих студиях, спортивных секциях, научных исследованиях и т.п.

Опыт показывает, что планирование и организация содержания обучения на основе установленных качеств, видов деятельности, поэтапное формирование социально-культурной компетентности будущего специалиста повышает

экономичность образования,

интенсифицирует его, делает процесс обучения по любой дисциплине более направленным и лично значимым для каждого студента. Самое же главное состоит в том, что процесс формирования социально-культурной компетентности будущих специалистов становится управляемым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной

программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / А.Н. Галагузов. -М., 2011. - 41 с.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая.

4. Кустов, Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Ю.А. Кустов. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1982. - 274 с.

5. Орлова, Э.А. Введение в социологию и культурную антропологию / Э.А. Орлова. -М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.

6. Первутинский, В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов / В.Г. Первутинский // Материалы сайта кафедры акмеологии РГПУ им. Герцена. ww.akmeo.ru.

7. Саксонова, Л.П. Профессиональная культура технического специалиста: монография / Л.П. Саксонова. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2005. - 250 с.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2011.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.