ББК: 74.5 УДК: 378.147.88
Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Стацук С.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Kustov, Y.A., LivshitsY.A., StatsukS.V.
IDENTIFICATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS
Ключевые слова: компетенция, социокультурная компетентность, социокультурное пространство, самооценка, качество, социализация, инкультурация, уровень, дискретность, целостность.
Keywords: competence, socio-culturalcompetence,socio-cultural space, self-esteem,quality, socialization, enculturation, level, discretion, integrity.
Аннотация: в статье дано обоснование новых подходов к решению проблемы формирования социокультурной компетентности студентов вузов, представлены результаты самооценки студентами уровней сформированности социальной и культурной компонентов их социокультурной компетентности, показана необходимость проектирования и реализации системы поэтапного формирования целостной социокультурной компетентности будущих специалистов средствами всех дисциплин учебного плана вуза.
Abstract: thearticleprovides a rationale fornew approaches to theproblem of socio-culturalcompetenceformation of university students, results of a student's self-assessment of levels of formation social and cultural components of their socio-cultural competence are presented, need of design and realization of stage-by-stage system of complete socio-cultural competence formation of future experts by means of all disciplines of the curriculum of higher education institution is shown.
Кризисная ситуация и глобальные изменения, охватившие мировое
сообщество, интеграция мировых процессов во всех сферах жизнедеятельности людей, расширение международных политических и культурных контактов выдвигают новые требования к повышению качества подготовки специалистов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года провозглашен курс на модернизацию системы непрерывного образования на основе реализации компетентностного подхода, выражающегося в приоритетном
формировании у студентов базовых навыков (В.И. Байденко)1, надпрофессиональных
Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению
базовых квалификаций (А.М. Новиков) , ключевых компетенций (Э.Ф. Зеер)3.
Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом в соответствующей области: социальная, коммуникативная, когнитивная, культурная, информационная, профессиональная и другие компетенции. Компетентность - потенциальная готовность решать проблемы, она включает как содержательный (знания), так и
компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России.- 2004. - №11.
2 Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.
3 Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. - 258 с.
процессуальный (умения) компоненты.
А.М. Мудрик считает, что формирование компетентности, развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат усвоения и воспроизводства им культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет1. Из этого определения следует, что приоритетными компетенциями в развитии личности являются социальная и культурная компетенции в их тесной взаимосвязи. Подтверждением этого заключения является следующее высказывание Э.А. Орловой: «Процессы вхождения индивида в общество и культуру обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация». Эти понятия
перекрывают друг друга по содержанию, поскольку оба обозначают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства -времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований»2. Кратко остановимся на характеристике сущности этих процессов и их результатах.
В результате социализации человек должен стать социально ориентированной личностью с сформированной социальной компетенцией, в состав которой входят различные виды развития человека. Раскроем сущность приоритетных из них:
- социальная ориентация - осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения;
- социальная обученность - результат приобретения социальных знаний, навыков и установок поведения в свободном социуме через имитацию, идентификацию и самореализацию;
1 Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
2 Орлова, Э.А. Введение в социальную и
культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
- социальная воспитанность -сформированные и развитые общественно значимые знания, умения и навыки, качества, потребности, мотивы, нормы и привычки поведения;
- социальное поведение -ответственность перед обществом, гражданская зрелость;
- социальный статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности;
- социальная роль - специфический способ нормативного поведения личности в зависимости от его социального статуса или позиции в обществе;
- социальная активность - способность влиять на жизненное пространство, понимаемое как совокупность условий жизнедеятельности (социальная, экономическая среда жизнедеятельности и естественная среда обитания);
- социальная коммуникативность -способность к общению, сочувствию, эмпатии, умение налаживать контакты с людьми;
- социальная установка - готовность к социальным действиям;
- социальный идеал - дух взаимопомощи и братства;
- социальное общение - навыки совместной деятельности, совместно переживаемые чувства;
- социальная позиция - совокупность ведущих мотивов деятельности.
Степень сформированности
параметров социальной компетенции определяет успешность ее социального бытия. Итоги «инкультурации» индивида можно представить в виде совокупности приоритетных компонентов общей культуры, частично представленных в таблице 2.
Опираясь на данные
социологических и культурологических исследований, рядом авторов введено понятие «индивидуального
социокультурного пространства
личности», модель которого представлена на рисунке 13.
3Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М.: Центр «Педагогический
поиск», 1999. - С. 24.
[ж\1 /Л
Рисунок 1 - Модель индивидуального социокультурного пространства личности: Л - личность, 1 - этническое бытие, 2 - социальное бытие, 3 - экономическое бытие, 4 - политическое бытие, 5 - профессиональное бытие, 6 - нравственное бытие, 7 -экологическое бытие, 8 - правовое бытие, 9 - эстетическое бытие, 10 - религиозное бытие, 11 и т.д. - можно вычленить еще целый ряд показателей данного пространства.
В цитируемых выше работах содержится идея о целесообразности интегративного подхода к процессу формирования социальной и культурной компетенций у студентов, результатом которого должна стать целостная социокультурная компетентность будущих специалистов.
Следует отметить, что исследованию проблемы формирования социокультурной компетентности студентов различных направлений подготовки учеными уделяется большое внимание. Например,
подготовлены и защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по таким темам: «Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза» (С.Э. Чехова, 2003)1, «Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин» (Е.А. Жежера, 2008)2, «Формирование социокультурной
1 Чехова, С.Э. Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Э. Чехова. - Н.Новгород, 2003. - 23 с.
2 Жежера, Е.А. Формирование социокультурной
компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных
компетентности будущих педагогов в открытой образовательной среде колледжа» (Т.В. Закутная, 2013)3 и др.
Анализ публикаций и
диссертационных исследований по проблеме формирования социокультурной компетентности будущих специалистов показал на ряд недостатков в ее решении:
- занижение значимости этой компетентности в системе подготовки студентов;
- ограничение технологии формирования социокультурной компетентности средствами одной дисциплины;
- отсутствие научно-обоснованной концепции проектирования модели системы формирования социокультурной компетентности личности;
- неопределенность приоритетных организационно-педагогических условий ее дальнейшего развития в самостоятельной профессиональной деятельности
дисциплин: автореферат дис. ... канд .пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Жежера. - Челябинск, 2008. - 24 с.
3 Закутная, Т.В. Формирование социокультурной компетентности будущих педагогов в открытой образовательной среде колледжа: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Закутная. - Великий Новгород, 2013. - 24 с.
выпускников вузов и др.
Например, Н.Г. Муравьева рассматривает «проблему формирования социокультурной компетенции как одной из составляющей общей культуры»1. В работах
2 3
В.В. Сафоновой , П.В. Сысоева , Г.В. Елизаровой4 социокультурная
компетентность считается компонентом коммуникативной компетенции. По их мнению социокультурная компетентность представляет собой совокупность определенных знаний, умений, навыков, способностей и качеств, формируемых в процессе языковой подготовки к межкультурному общению. Е.А. Жежера обосновывает актуальность проблемы формирования социокультурной
компетентности как одной из составляющих социально-профессиональной компетентности будущего специалиста5. И.В. Калягина исходит из того, что социокультурная компетентность является составной частью профессиональной компетентности. Она пишет: «Повысить качество подготовки студентов-
экономистов посредством формирования у них профессиональной компетентности, в частности, социокультурной, и создать модель формирования профессиональной, в том числе, социокультурной компетенции у будущих экономистов - цель нашего исследования»6. Д.Н. Машков считает, что
1 Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. С.136-143.
2 Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004.
3 Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранный язык в школе. -2001. - № 4. С.12-18.
4 Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. - СПб: КАРО, 2005. - 352 с.
5 Жежера, Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореферат дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Е.А. Жежера. - Челябинск, 2008. - 24 с.
6 Калягина, И.В. Социокультурная компетенция
профессиональная и социокультурная компетентности будущего специалиста хотя и взаимосвязаны, но достаточно автономны. Он пишет: «Профессиональные и социокультурные знания задают модель восприятия внешней (научно-технической, социально-экономической) среды,
позволяющей намечать цели и задачи деятельности, формируют личность
7
специалиста» .
Существуют также различные подходы к определению сущности социокультурной компетентности, которые имеют различную направленность. Так, в определении Н.Г. Муравьевой - это направленность на социокультурное информационное пространство.
«Социокультурная компетентность - это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для
смыслообразующей творческой
деятельности в информационном
8 о
пространстве» . В определении сущности этого понятия Е.А. Жежерой вообще опущен компонент культуры. Она пишет: «... анализ проблемы позволил определить социокультурную компетентность
будущего специалиста как интегративную интеллектуально и личностно
обусловленную характеристику человека, включающую совокупность приобретенных знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально
будущих экономистов / И.В. Калягина // Известия Самарского научного центра РАН, т.13. - 2011. -№ 2(2). - С.193-195.
7 Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. Выпуск 3. - 2011. - 30 июня. - С. 71-74.
8 Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. С.136-143.
важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально-профессиональную среду»1.
Д.Н. Машковым сущности
социокультурной компетентности придана профессиональная направленность: «Нами уточнено содержание понятия
социокультурная компетентность
специалиста по физической культуре и спорту как профессионально значимое интегративное качество, совокупность свойств личности, основными
составляющими компонентами которого являются система специфических знаний, умений и навыков создания и реализации художественно-образного замысла
спортивно-массовых мероприятий,
способность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решении в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности,
прогнозируя возможные последствия»2.
Приведенные примеры различных подходов к определению места, роли и сущности понятия социокультурной компетентности в системе подготовки будущих специалистов говорят о принципиальной нерешенности по крайней мере двух методологических вопросов:
1) о единстве дискретности и целостности формирования компетентности будущих специалистов;
2) о соотношении культурной и профессиональной компетенций личности.
Кратко остановимся на нашей точке зрения по решению этих вопросов. Дело в том, что проблема достижения целостности формирования социокультурной
компетентности связана с необходимостью совмещения дискретного освоения ее компонентов с процессом их синтеза,
1 Жежера, Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Жежера. - Челябинск, 2008. - 24 с.
2 Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической
культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. Выпуск 3. - 2011. - 30 июня. - С. 71-74.
интеграции, поэтапным развитием качеств личности, обеспечивающих совокупное применение на практике полученных по разным дисциплинам знаний, умений и навыков. В педагогических целях в существующих стандартах компоненты социокультурной компетентности
распределены по общекультурным и профессиональным компетенциям
студентов разных направлений подготовки. Среди этих компонентов фигурируют: «понимание и соблюдение базовых ценностей культуры», «толерантность», «способность к социальной адаптации», «навыки социокультурной и межкультурной коммуникации», «бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям», «культура мышления», «способность к обобщению, анализу, восприятию» и т.п.3 Известно, что целое в методологии понимается как интеграция, синтез многообразного, как упорядоченное множество компонентов, подчиненным единым целям и задачам. Цель скоординированной деятельности педагогов как раз и должна состоять в том, чтобы на основе представленных в стандартах третьего поколения компонентов компетенций средствами различных дисциплин учебного плана формировать у будущих специалистов целостную социокультурную компетентность. Вместо этого, судя по приведенным выше примерам, ряд исследователей отдельные компоненты компетенций
(коммуникативный, лингвострановедческий, культурологический, социально-
психологический, информационный и т.п.) выдают за целостную социокультурную компетентность.
Мы считаем также ошибочной точку зрения о том, что социокультурная компетентность является составной частью профессиональной компетентности. Дело в том, что профессии, средства и орудия труда, лежащие в их основе, являются результатом развития культуры
3 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. URL: http: / www.edu.ru.
человечества. По специфике приобретенных орудий труда ученые классифицируют эпохи развития человеческого общества. Ископаемые орудия труда позволяют археологам судить о культуре, быте, социальных отношениях наших предков. В связи с этим методологически будет правильным считать, что профессиональная компетенция является составной частью социокультурной компетентности личности.
Проведенный анализ исследований по проблеме реализации компетентностного подхода к повышению качества подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях говорит о необходимости проектирования и реализации
педагогической системы формирования социокультурной компетентности
студентов вузов с учетом указанных выше недостатков, возникших при этом противоречий и сформулированных методологических подходов.
С целью решения этой задачи, определения состояния решения
обсуждаемой проблемы в существующей практике, авторами была проведена серия констатирующих пилотных
экспериментальных исследований по выявлению уровня сформированности компонентов социокультурной
компетентности у студентов гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета.
В одном из экспериментов 30 студентам второго курса направления подготовки бакалавров «Социология» была предложена анкета, взятая из работы академика Российской Академии образования В.И. Андреева1, в которой студентам предлагалось по десятибалльной шкале дать самооценку уровня сформированности у них профессионально значимых личностных качеств и качеств их общей культуры. При этом студентам была дана следующая уровневая характеристика каждого балла:
1 - очень низкий уровень развития существующего качества;
1 Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е издание / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2 - низкий;
3 - ниже среднего;
4 - чуть ниже среднего;
5 - средний уровень;
6 - чуть выше среднего;
7 - выше среднего;
8 - высокий;
9 - очень высокий;
10 - наивысший уровень развития.
Предполагалось на основе результатов
самооценок качеств определить в первом приближении уровень сформированности основ социокультурной компетентности студентов при отсутствии специально спроектированной и реализуемой системы.
В таблицах 1 и 2 представлены перечни и средние значения качеств, оцененных самими студентами.
По данным таблицы 1 очевидно можно составить представление об уровне сформированности у студентов социального компонента, а по данным таблицы 2 - об уровне сформированности культурного компонента социокультурной
компетентности.
Анализ значений данных этих таблиц показывает, что ни по одному из качеств испытуемые не вышли в среднем на уровни «Очень высокий» (9 баллов) и «Наивысший уровень развития» (10 баллов). В определенной степени это свидетельствует о высокой достоверности полученных данных и достаточной ответственности респондентов за их ответы. Среди 20 названных качеств лишь одно получило самооценку 8 баллов: «Высокий уровень стремления к самосовершенствованию». Это свидетельствует о том, что основная масса опрошенных студентов настроена на творческое саморазвитие в области получаемой в вузе специальности и формирования социокультурной
компетентности.
Интересно отметить, что «Выше среднего» получили самооценку те качества, формирование которых было заложено еще в средней школе: «Общая культура и поведение», «Творческая инициатива», «Интеллигентность»,
«Культура умственного труда», «Правовая культура». На среднем уровне оказались те качества, которые должны были быть
сформированы в вузе: «Интерес к социологическим инновациям»,
«Методическая исследовательская
культура», «Профессиональная культура», «Политическая культура», «Нравственная культура». В среднем же интегративный средний балл основ социального компонента социокультурной
компетентности составил 6,37, что соответствует уровню: «Чуть выше среднего», а основ культурного компонента - 6,23 балла, что соответствует тому же Таблица 1 - Результаты самооценки студентами
уровню сформированности. Отсюда следует, что сформированность целостной социокультурной компетентности
студентов второго курса также соответствует уровню «чуть выше среднего».
Это означает, что даже по самооценке студентов для достижения наивысшего уровня сформированности социокультурной компетентности им необходимо дополнить еще порядка 40% того, что они уже имеют в области социализации и инкультурации. профессионально значимых качеств
№ п/п Качество Среднее значение качества
Баллы Уровень
1 Творческая инициатива 7,7 Выше среднего
2 Интеллигентность 7,3 Выше среднего
3 Интерес к социологическим инновациям 5,3 Средний уровень
4 Стремление к самосовершенствованию 8 Высокий
5 Способность к видению социологических проблем 5,8 Чуть выше среднего
6 Стремление к самоанализу 6,9 Выше среднего
7 Уровень способности к самоорганизации 5,8 Чуть выше среднего
8 Уровень творческого потенциала 6,2 Чуть выше среднего
9 Уровень методической исследовательской культуры 5 Средний уровень
10 Уровень профессиональной компетентности 6 Чуть выше среднего
Таблица 2 - Результаты самооценки студентами качеств культуры
№ Качество Среднее значение качества
п/п Баллы Уровень
1 Культура общая и поведения 7 Выше среднего
2 Культура умственного труда 6,7 Выше среднего
3 Эстетическая и художественная культура 6,6 Выше среднего
4 Физическая культура 6 Чуть выше среднего
5 Профессиональная культура 5,1 Средний уровень
6 Экологическая культура 6,8 Выше среднего
7 Экономическая культура 6,7 Выше среднего
8 Правовая культура 7 Выше среднего
9 Политическая культура 5,4 Средний уровень
10 Нравственная культура 5 Средний уровень
Эта важная задача может быть решена путем теоретического обоснования проектирования и реализации системы поэтапного и непрерывного формирования социокультурной компетентности
студентов на протяжении всех лет обучения в вузе средствами всех дисциплин учебного плана их подготовки усилиями не только преподавателей, но и творческого саморазвития будущих специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е издание / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России.- 2004. -№11.
3. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. -СПб: КАРО, 2005. - 352 с.
4. Жежера, Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Жежера. - Челябинск, 2008. - 24 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. - 258 с.
6. Закутная, Т.В. Формирование социокультурной компетентности будущих педагогов в открытой образовательной среде колледжа: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Закутная. - Великий Новгород, 2013. - 24 с.
7. Калягина, И.В. Социокультурная компетенция будущих экономистов / И.В. Калягина // Известия Самарского научного центра РАН, т.13. - 2011. - № 2(2). - С.193-195.
8. Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. Выпуск 3. - 2011. - 30 июня. - С. 71-74.
9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под редакцией В.А. Сластенина / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
10. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С.136-143.
11. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.
12. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
13. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004.
14. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
15. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранный язык в школе. - 2001. - № 4. - С.12-18.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) и высшего профессионального образования. Ц^: http: / www.edu.ru.
17. Чехова, С.Э. Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Э. Чехова. - Н.Новгород, 2003. - 23 с.