Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования эффективности формирования региональной социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму'

Экспериментальные исследования эффективности формирования региональной социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / REGIONAL CULTURE / СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / SOCIAL COMPONENT / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / CULTURAL COMPONENT / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / FORMATION LEVEL / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE STATING EXPERIMENT / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / THE FORMING TRAINING / ПОКАЗАТЕЛЬ / ВОПРОСЫ / QUESTIONS / ОТВЕТЫ / ANSWERS / АНКЕТЫ / QUESTIONNAIRES / БЛОКИ / BLOCKS / ТУРИЗМ / TOURISM / СОСТАВЛЯЮЩАЯ / COMPONENT / СИСТЕМА / SYSTEM / КУРС / COURSE / AN INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лившиц Юрий Анатольевич

Государственными документами предусматривается пазвитие внутреннего туризма в стране. В соответствии с этим в Тольяттинском государственном университете начата подготовка бакалавров по историко-культурному туризму. Проведенными экспериментальными исследованиями установлено, что уровень подготовки принятых на это направление студентов первого курса в области социальной и культурной компетенций требует значительного повышения. Решение этой проблемы состоит в проектировании и реализации системы формирования целостной социокультурной компетентности студентов этого направления подготовки. В процессе разработки этой системы, помимо определения ее теоретико-методологических основ, были выявлены особенности структурных компонентов, проведен ряд констатирующих и формирующих экспериментальных исследований по проверке эффективности установленных в работе подходов к решению проблемы. Целью настоящей статьи является представление и анализ результатов экспериментальных исследований по определению эффективности методики формирования у студентов первого курса элементов такого компонента социокультурной компетентности как социально-культурный интеллект. В частности в эксперименте сравнивался уровень сформированности у студентов будущих краеведов представлений о региональной материальной и духовной культуре до формирующего экспериментального преподавания и после него. Результаты констатирующего экспериментального среза показали, что уровень сформированности регионального элемента социокультурной компетентности студентов не превышает в среднем 50% от максимального в 100%. Методика формирования этого элемента социокультурной компетентности студентов была основана на использовании потенциальных возможностей изучаемых студентами дисциплин дополнительного авторского курса «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности». В результате формирующего преподавания рост уровня показателей по социальному компоненту составил 35%, по культурному компоненту 15%. Полученные экспериментальные результаты говорят о высокой эффективности разработанной в исследовании методики формирования у студентов регионального элемента социокультурной компетентности. Перспективы дальнейших изысканий данного направления автор видит в экспериментальной проверке эффективности разработанной методики в формировании последующих компонентов социокультурной компетентности студентов: духовно-культурной развитости 2 курс, социально-нравственной воспитанности 3 курс, социально-культурной зрелости 4 курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лившиц Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF FORMATION OF REGIONAL SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS BACHELOR''S HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM

The state documents provide pazvity internal tourism in the country. According to it at the Tolyatti state university training of bachelors on historical and cultural tourism is begun. It is established by the conducted pilot studies that the level of training of the first-year students accepted on this direction in the field of social and cultural competences demands substantial increase. The solution of this problem consists in design and realization of system of formation of complete sociocultural competence of students of this direction of preparation. In the course of development of this system, besides definition of its teoretiko-methodological bases, features of structural components were revealed, a number of the stating and forming pilot studies on check of efficiency of the approaches to a solution established in work is carried out. The purpose of the present article is representation and the analysis of results of pilot studies by determination of efficiency of a technique of formation at first-year students of elements of such component of sociocultural competence as welfare intelligence. In particular in experiment formation level at students future local historians of ideas of regional material and spiritual culture before the forming experimental teaching and after it was compared. Results of the stating experimental cut showed that the level of formation of a regional element of sociocultural competence of students doesn't exceed on average 50% from maximum in 100%. The technique of formation of this element of sociocultural competence of students was based on use of potential opportunities of the disciplines of the additional author's course "Creative Self-development of Sociocultural Competence" studied by students. As a result of the forming teaching growth of level of indicators on a social component made 35%, on a cultural component 15%. The received experimental results speak about high efficiency of the formation technique developed in research at students of a regional element of sociocultural competence. The author sees prospects of further researches of this direction in experimental check of efficiency of the developed technique in formation of the subsequent components of sociocultural competence of students: spiritual and cultural development the 2nd course, social and moral good breeding the 3rd course, a welfare maturity the 4th course.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования эффективности формирования региональной социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму»

УДК 381.7

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

БАКАЛАВРИАТА ПО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ ТУРИЗМУ Ю.А. Лившиц, заместитель ректора - директор гуманитарно-педагогического института

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Государственными документами предусматривается пазвитие внутреннего туризма в стране. В соответствии с этим в Тольяттинском государственном университете начата подготовка бакалавров по историко-культурному туризму. Проведенными экспериментальными исследованиями установлено, что уровень подготовки принятых на это направление студентов первого курса в области социальной и культурной компетенций требует значительного повышения. Решение этой проблемы состоит в проектировании и реализации системы формирования целостной социокультурной компетентности студентов этого направления подготовки. В процессе разработки этой системы, помимо определения ее теоретико-методологических основ, были выявлены особенности структурных компонентов, проведен ряд констатирующих и формирующих экспериментальных исследований по проверке эффективности установленных в работе подходов к решению проблемы. Целью настоящей статьи является представление и анализ результатов экспериментальных исследований по определению эффективности методики формирования у студентов первого курса элементов такого компонента социокультурной компетентности как социально-культурный интеллект. В частности в эксперименте сравнивался уровень сформированности у студентов - будущих краеведов представлений о региональной материальной и духовной культуре до формирующего экспериментального преподавания и после него. Результаты констатирующего экспериментального среза показали, что уровень сформированности регионального элемента социокультурной компетентности студентов не превышает в среднем 50% от максимального в 100%. Методика формирования этого элемента социокультурной компетентности студентов была основана на использовании потенциальных возможностей изучаемых студентами дисциплин дополнительного авторского курса «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности». В результате формирующего преподавания рост уровня показателей по социальному компоненту составил 35%, по культурному компоненту - 15%. Полученные экспериментальные результаты говорят о высокой эффективности разработанной в исследовании методики формирования у студентов регионального элемента социокультурной компетентности. Перспективы дальнейших изысканий данного направления автор видит в экспериментальной проверке эффективности разработанной методики в формировании последующих компонентов социокультурной компетентности студентов: духовно-культурной развитости - 2 курс, социально-нравственной воспитанности - 3 курс, социально-культурной зрелости - 4 курс.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, региональная культура, социальный компонент, культурный компонент, уровень сформированности, культурное наследие, констатирующий эксперимент, формирующее обучение, показатель, вопросы, ответы, анкеты, блоки, туризм, составляющая, система, курс.

В Тольяттинском государственном университете создано новое учебное подразделение - Институт сервиса. Институт сервиса сосредоточит усилия на подготовке квалифицированных специалистов для туристско-рекреационного кластера города Тольятти и Самарской области [1].

Начало подготовки специалистов этого профиля было положено в 2014 году приданием студентам бакалавриата 030600 «История» профессионализации «Историко-культурный туризм». Учебный план их подготовки представляет собой сочетание классического гуманитарного образования с практическими потребностями такой динамично развивающейся отрасли, как туризм. Программа складывается из трех блоков: к единой для всех студентов-историков общеисторической основе добавляется комплекс дисциплин по культуре и искусству России и зарубежных стран, а также специальные «туристические» дисциплины: «История туризма», «История туризма в России», «Философия туристического бизнеса», «Зарубежное историко-культурное наследие», «Регинональный туризм за рубежом», «Военный туризм» и т.д. Благодаря этому специальному дополнению к учебному плану у выпускников расширяются возможности трудоустройства. Как и обычные выпускники направления «История» они могут работать преподавателями они заниматься научными исследованиями. Кроме того, они приобретают багаж знаний по странам и регионам мира, их национальным, культурным и бытовым особенностям, достопримечательностям и памятникам искусства. Благодаря изучению целого набора специальных дисциплин по туризму, а также практикам в туристических фирмах, студенты могут начать работать а сфере туризма уже в процессе обучения в вузе.

Однако для этого необходимо повысить уровень их подготовки в области социальной и культурной компетенций. Иначе говоря - обеспечить сформированность

целостной социокультурной компетентности путем интеграции этих компетенций.

Н.Г. Муравьева дает такое определение сущности понятия «Социокультурная компетентность»: «Это интегрированная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном просрантсве» [2].

В процессе исследования проблемы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата нами были определены ее приоритетные компоненты [3, 4, 5], содержательные блоки [6, 7], разработана технология их реализации [8-11], проведен ряд экспериментальных срезов по определению эффективности и действенности спроектированной педагогической системы.

Одно их таких экспериментальных исследований состояло в определении эффективности формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму [12-21] средствами курсов «Регионоведения» и авторского курса по выбору «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности».

При этом, при разработке содержания анкетного опроса студентов мы руководствовались одним из правил осуществления принципа культуросообразно-сти в процессе образования, сформулированного В.С. Безруковой: «Максимально использовать семейную и региональную, народную материальную и духовную культуру» [22].

В соответствии с этим, предложенная студентам (22 человека) анкета состояла из двух серий вопросов. Первые 10 вопросов были направлены на выявление

уровня сформированности элементов социального компонента социокультурной компетентности студентов. Вторая серия из 10 вопросов выявляла уровень сформи-рованности у студентов ее культурного компонента в региональной среде городского округа Тольятти.

Приведем перечень вопросов анкеты по выявлению уровня сформированности у студентов элементов социального компонента социокультурной компетентности:

1. Кто такие калмыки?

2. Как называется место жития калмыков (мазанка, палатка, дом, другое название)?

3. Кто такие зайсанги?

4. Как был устроен Ставрополь в середине-конце XVIII века?

5. Откуда произошло название гор «Жигули»?

6. Что оставил Петр Великий в Жигулях?

7. В каком году переименован г.Ставрополь в г.Тольятти?

8. Назовите основную профессию Пальмиро Тольятти?

9. Что вам больше всего нравится в Тольятти?

10. Что вам больше всего не нравится в Тольятти?

Вопросы анкеты по выявлению уровня сформиро-

ванности у студентов элементов культурного компонента социокультурной компетентности были следующие:

1. Какими занятиями зарабатывали на жизнь калмыки?

2. Какой великий русский живописец бывал и творил в наших местах?

3. Что означает слово «осокорь»?

4. Кто такие бурлаки?

5. Куда отдавали своих детей жители Ставрополя учиться уму-разуму?

6. Какие памятные туристические места вы знаете в нашем городе, имеющие отношение к Ставрополю?

7. Перечислите своих любимых писателей, композиторов, художников, архитекторов, скульпторов XIX-XX веков?

8. Что означает для вас получение образования?

9. Почему вы выбрали именно специальность историка-краеведа?

10. Назовите имена людей, наиболее известных выходцев из Ставрополя-Тольятти?

Проведем анализ результатов полученных ответов студентов. «Кто такие калмыки?» абсолютное большинство (19 респондентов) дали в целом правильные ответы: упоминались как принадлежность народности к тюркской языковой группе, так и их ойратское происхождение. Однако тех, кому известно, что калмыки - коренные жители Ставрополя-на-Волге, оказалось меньше 12 человек из 22.

Студенты не знают точно как называлось жилище калмыков. Предположения по этому поводу различны: 6 человек считают, что калмыки жили в «мазанках», 4 полагают, что в - «палатках», для остальных это «кибитка», «шатер», «дом». По мнению респондентов, основным видом деятельности калмыков было скотоводство (13 человек) и земледелие (7 человек), более редкими оказались ответы «рыболовство» и «ремесленничество» (по 4 ответа).

Вопрос «Кто такие зайсанги?», как и «Что означает слово осокорь?», вызвал серьезные затруднения у всех респондентов - ни один из них ничего ответить не смог. Тем не менее, кто такие бурлаки, студенты кафедры истории знают - лишь двое воздержались от ответов, остальные сошлись во мнении, что так назывались на Руси наемные рабочие, которые поднимали суда вверх по течению рек.

История Жигулевских гор также мало известна студентам. Никто не ответил на вопрос «Что оставил Петр Великий в Жигулях?». Немногие (6 человек) озвучили версии происхождения названия гор «Жигули» - по их мнению, название произошло от звука «жиг» и от преж-

него названия Самарской Луки «Джунгли». О прошлом г. Тольятти, связанном с названием Ставрополь-на-Волге, большинство опрошенных имеют представление. Ставрополь они описывают как небольшое поселение, состоящее из одно- двухэтажных строений , некоторые отмечают его значение как крепости. По их мнению, жители Ставрополя предпочитали отдавать своих детей «учиться уму-разуму» в церковно-приходские школы (5 упоминаний) и в обычные школы и гимназии (мнение 7 человек). Большинство первокурсников уверено, что именно И.Е. Репин - тот великий русский живописец, который бывал и творил в наших местах». Двое респондентов считают, что этим великим русским живописцем является В.И. Суриков. Намного сложнее оказалось перечислить известных людей - выходцев из Ставрополя-на-Волге. Никто из опрошенных не смог отделить для себя представителей исторического города от известных персон города-преемника, упоминались чемпион мира по легкой атлетике А. Немов, а также известный врач и общественный деятель В.А. Гройсман и т.д. Свое отношение к культурному наследию респонденты выразили, выделив тех деятелей культуры и искусства, к которым они относятся с наибольшей симпатией. Чаще других упоминались Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и С.А. Есенин. Если же говорить о музыкальной сфере, то на вершине рейтинга оказался С.В. Рахманинов.

Социокультурная компетентность предполагает не только наличие знаний о культурной сфере, но и о ее социальном компоненте. Следующий блок вопросов дает возможность оценить уровень сформированности у первокурсников-историков социальной составляющей социокультурной компетентности.

На вопрос «Какие памятные туристические места, имеющие отношение к Ставрополю-на-Волге», вам известны?», отражающий не только культурное значение городских достопримечательностей, но и их социальную значимость, были получены достаточно разнообразные ответы: упоминались общеизвестный памятник основателю города В.Н. Татищеву, земская больница, ее церковь. Половина респондентов считает, что г. Ставрополь был переименован в г. Тольятти в 1964 году, также есть те (4 человека), кто лишь указал, что это произошло в 60-е годы. Присутствовали варианты 1959 г. (2 человека), 1954 г. (2 человека) и 1737 г. (2 человека).

Как относятся студенты к современному названию города, с чем они его связывают? Оказалось, что все ответившие знают, кто такой Пальмиро Тольятти, в честь которого был переименован Ставрополь-на-Волге. Его основную профессию, так или иначе, связывают с политической деятельностью (13 ответов), указывая на принадлежность к коммунистической партии Италии (6 ответов) и должность генерального секретаря (3 ответа).

Примененный инструментарий также ставил своей целью выяснить, что студентам 1-го курса нравится, или же не нравится в городе Тольятти. Оказалось, что многим (13 упоминаний) отмечается богатая природная растительность, 7 респондентов отметили и наличие мест для прогулок и культурного отдыха. Среди отрицательных качеств города преобладает плохая экология и загрязненность города мусором (9 ответов), также плохие дороги и невысокий уровень культуры у горожан.

Заключительная часть опросного листа направлена на выявление причин, побудивших респондентов стать студентами кафедры истории. Основным мотивом можно признать необходимость определиться со своей будущей профессией и гарантировать себе относительно беспроблемное трудоустройство. Однако среди опрошенных есть и те, кто признался, что просто хотят заниматься любимым делом - таких 5 человек. Образование, по мнению большинства, дает возможность научиться мыслить и расширить кругозор.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о довольно низком уровне сформированности у студен-

тов-историков 1 курса культурного компонента социокультурной компетентности. Несколько лучше обстоят дела с социальной составляющей вышеупомянутой компетентности - у первокурсников прослеживается критическое восприятие социального окружения, наличие определенных ценностей, осознанная жизненная позиция.

Таким образом можно констатировать необходимость формирования ценностного отношения студентов к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру и потребность в организации такого образовательного процесса, в создании такой социокультурной образовательной среды, которые обеспечивают успешное формирование личности в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных социальных и культурных условий жизнедеятельности человека.

Об этом говорят также количественные показатели сформированности компонентов социокультурной компетентности, полученные в результате констатирующего экспериментального среза.

Количественный уровень сформированности основ социальной и культурной компетенций студентов в области краеведения оценивался по доли правильных ответов, данных студентами группы, по тем или иным вопросам.

Результат по определению уровня сформированно-сти у студентов-краеведов элементов социального компонента социокультурной компетентности представлен в таблице 1.

Таблица 1. Количественный результат констатирующего эксперимента по определению уровня сформиро-ванности у студентов социального компонента социокультурной компетентности

вопроса 1 2 3 4 5 6 7 3 9 10

Доля правильных ответов б % 46,5 27,2 0 37,2 27,2 0 18,0 13,5 58,5 40,5

Результат констатирующего эксперимента по установлению уровня сформированности у студентов-краеведов элементов культурного компонента социокультурной компетентности представлен в таблице 2.

Таблица 2. Количественный результат констатирующего эксперимента по установлению уровня сформи-рованности у студентов культурного компонента социокультурной компетентности

Нол (ер вопроса анкеты 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

Доля правильных ответов ^% 58,5 63,0 0 85,5 54,0 72,0 81,0 76,5 22,5 31,5

Как следует из данных таблиц 1, 2 сформированность региональных компонентов социокультурной компетентности студентов при стихийном их развитии весьма разноуровневая. Показатели социальной составляющей меняются от 0 (кто такие зайсанги?) до 58,5% (что Вам больше всего нравится в Тольятти?).

Разброс в показателях сформированности культурного компонента социокультурной компетентности еще больше: от 0 (что означает слово «осокорь»?) до 81% (Перечислите своих любимых писателей, композиторов, художников, архитекторов, скульпторов Х1Х-ХХ веков).

Налицо явная необходимость повышения роли регионального окружения в повышении уровня сформи-рованности социокультурной компетентности будущих историков-краеведов.

Следующий экспериментальный срез проводился после формирующего обучения студентов первого курса специальности по историко-культурному туризму. Формируемый приоритетный компонент социокультурной компетентности на этом курсе - социокультурный интеллект.

Согласно проекта содержания системы непрерывного формирования социокультурной компетентности

будущих бакалавров по историко-культурному туризму основными составляющими формируемого на первом курсе компонента (социокультурный интеллект) являются: сформированность приоритетных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, систематизация, соотношение действия с целью, понимание социальной ситуации, способность к активной социокультурной адаптации [23-27].

Ведущими дисциплинами по теоретическому обоснованию технологии формирования этого компонента являлись «Регионоведение» и авторский курс «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности».

Дополнительными дисциплинами при этом были все изучаемые студентами первого курса учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом.

По окончании экспериментального преподавания контрольный опрос тех же студентов проводился по тем же вопросам, что и при констатирующем эксперименте. Результаты формирующего обучения представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты формирования компонентов социокультурной компетентности будущих бакалавров по историко-культурному туризму

вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Доля правильных социальному компоненту % 85,5 76,5 54,0 81,0 76,5 58,5 95,0 89,0 78,0 83,0

Доля правильных ответов 5 по культурному компоненту % 86,5 96,3 68,2 95,4 78,1 89,0 100,0 93,5 79,0 87,3

-♦—До

обучения

1

После обучения

3

4

6

Рис. 1. Профили уровней сформированности у студентов социального компонента до и после экспериментального обучения

Для наглядности на рисунке 1 представлен сравнительный профиль уровней сформированности компонентов социальной составляющей социокультурной компетентности студентов по результатам констатирующего и формирующего экспериментов.

Сравнительные уровни сформированности у студентов экспериментальной группы культурного компонента до и после формирующего обучения представлены на рисунке 2.

Как следует из данных таблицы 3 и рисунков 1, 2 данные уровней сформированности социальной и культурной составляющих социокультурной компетентности студентов после реализации касающейся студентов первого курса спроектированной педагогической системы значительно сместились в сторону более высоких показателей.

□ До

воздействия

80 70 60 50 40 30 20 10 Г После формирующего — воздействия

-

_

123456789 10

Рис. 2. Гистограммы уровней сформированности у студентов экспериментальной группы культурного компонента социокультурной компетентности до и после формирующего обучения

Так, до формирующего воздействия по социальному компоненту уровень сформированности десяти показателей варьировался в диапазоне: 0% - 58,5% из 100%. После формирующего обучения уровень этих показателей стал находится в интервале: 5,4% - 95% из максимальных 100%, то есть рост «потолка» показателей составил 34,5%. Подобный рост показателей наблюдается и по культурному компоненту социокультурной компетентности студентов в области информированности в региональном краеведческом материале. В констатирующем эксперименте этот показатель изменялся в интервале 0% - 85,5%. После формирующего воздействия его диапазон сместился в сторону более высоких показателей: 68,2% - 100%. Рост «потолка» показателей для этого компонента составил 14,5%.Одновременно повысился нижний порог сформированности у студентов социального и культурного компонентов социокультурной компетентности: для социального компонента - на 54%, а для культурного компонента - на 68,2%.

Таким образом, полученные экспериментальные результаты свидетельствуют о высокой эффективности реализации разработанной в исследовании методики формирования регионального элемента социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму. Можно предположить, что эти показатели значительно возрастут при ее применении в процессе формирования последующих компонентов социокультурной компетентности студентов: духовно-культурной развитости - 2 курс, социально-нравственной воспитанности - 3 курс, социально-культурной зрелости - 4 курс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

11. Турутин, К. Ход конем // Тольяттинский университет. - 18 ноября 2015. - С. 1, 3.

12. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С.136-143.

13. Лившиц, Ю.А. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Изд-во Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. - № 4 (14). - С. 118 - 124. (4).

14. Яковенко Е.В. Критерии интегрированности студентов в социокультурную среду учебного заведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 46-48.

15. Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Теоретические основы разработки модели формирования социокультурной идентификации // Самарский научный вестник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. № 4. С. 66-67.

16. Лившиц, Ю.А. Сущность социокультурной компетентности личности / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Изд-во Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2014. - № 4 (17). - С. 139 - 149.

17. Коваль В.А. Формирование социокультурной компетентности студентов в контексте подготовки учителя-филолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 137-140.

18. Лившиц, Ю.А. Сквозное формирование социокультурной компетенции студентов вузов / Ю.А. Лившиц // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 239-242.

19. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

20. Ярыгин О.Н. От 'competence' до «компетентности» : продолжение эволюции понятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 333-336.

21. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.

22. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 282-283.

23. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.

24. Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4. № 2 (60). С. 280-286.

25. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.

26. Ермишин С.П., Якунин В.Н. Проблема повышения роли туризма в развитии самарской области и г. Тольятти // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2 (6). С. 47-51.

27. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад-Россия-Восток. 2014. № 8. С. 499-517.

28. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124-126.

29. Макеева Д.Р., Христофорова И.В. Проблемы и перспективы развития туризма в России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 5 (37). С. 55-59.

30. Якунин В.Н. Объекты православного религиозного туризма и паломничества в Тольятти и их значение для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 377-382.

31. Валиев М.Ш. Государственно-частное партнерство как инструмент отраслевого развития внутреннего регионального туризма // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.

2014. № 5 (37). С. 66-72.

32. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования, 1994. - 337 с.

33. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7-9.

34. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 75-78.

35. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследова-

ний: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

36. Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.

37. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

Исследование проводится при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10308а

EXPERIMENTAL RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF FORMATION OF REGIONAL SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS BACHELOR'S HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM

© 2015

Y.A. Livshits, Director of Humanitarian Pedagogical Institute

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The state documents provide pazvity internal tourism in the country. According to it at the Tolyatti state university training of bachelors on historical and cultural tourism is begun. It is established by the conducted pilot studies that the level of training of the first-year students accepted on this direction in the field of social and cultural competences demands substantial increase. The solution of this problem consists in design and realization of system of formation of complete sociocultural competence of students of this direction of preparation. In the course of development of this system, besides definition of its teoretiko-methodological bases, features of structural components were revealed, a number of the stating and forming pilot studies on check of efficiency of the approaches to a solution established in work is carried out. The purpose of the present article is representation and the analysis of results of pilot studies by determination of efficiency of a technique of formation at first-year students of elements of such component of sociocultural competence as welfare intelligence. In particular in experiment formation level at students - future local historians of ideas of regional material and spiritual culture before the forming experimental teaching and after it was compared. Results of the stating experimental cut showed that the level of formation of a regional element of sociocultural competence of students doesn't exceed on average 50% from maximum in 100%. The technique of formation of this element of sociocultural competence of students was based on use of potential opportunities of the disciplines of the additional author's course "Creative Self-development of Sociocultural Competence" studied by students. As a result of the forming teaching growth of level of indicators on a social component made 35%, on a cultural component - 15%. The received experimental results speak about high efficiency of the formation technique developed in research at students of a regional element of sociocultural competence. The author sees prospects of further researches of this direction in experimental check of efficiency of the developed technique in formation of the subsequent components of sociocultural competence of students: spiritual and cultural development - the 2nd course, social and moral good breeding - the 3rd course, a welfare maturity - the 4th course.

Keywords: sociocultural competence, regional culture, social component, cultural component, the formation level, cultural heritage stating experiment, the forming training, an indicator, questions, answers, questionnaires, blocks, tourism, a component, system, a course.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.