Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
адаптация выпускников медицинского вуза на рынке труда / профессиональная мобильность / компетентность / непрерывное медицинское образование / конкурентоориентированность студентов. / adaptation of graduates of a medical university in the labor market / professional mobility / competence / continuing medical education / competitiveness of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е.В.

Изучение дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» в подготовке студента медицинского вуза является необходимой мерой в рамках модернизации образования, направленной на развитие конкурентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда. С внедрением практико-ориентированного подхода к учебному процессу реализация дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» позволяет сформировать у обучающихся более четкие представления о профессиональной среде, о своем месте в ней, о требованиях современного рынка труда, что положительным образом скажется на их готовности к профессиональной деятельности, к выполнению трудовых функций в сфере деятельности, которые отвечают требованиям современного работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DISCIPLINE «ADAPTATION OF A UNIVERSITY GRADUATE ON THE LABOR MARKET» IN A MEDICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY TRAINING OF A FUTURE DOCTOR

The study of the discipline «Adaptation of a university graduate in the labor market» in the preparation of a student of a medical university is a necessary measure in the framework of the modernization of education aimed at developing students' competitiveness and forming their competitiveness in the labor market. With the introduction of a practice-oriented approach to the educational process, the implementation of the discipline «Adaptation of a university graduate in the labor market» allows students to form a clearer idea of the professional environment, their place in it, the requirements of the modern labor market, which will positively affect their readiness for professional activity, to perform labor functions in the field of activity that meet the requirements of a modern employer

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

References 2. Passov E.I. The communicative method of

1. Weissburd M.L. The use of educational and teaching foreign language speaking. - M: Education, speech situations when teaching oral speech in a for- 1991 - 223, 8 p.

eign language. - Obninsk: Title, 2001-190s., 5 p. 3. Akishina A.A., Kagan O.E. Learning to teach. -

M.: Rus. Language. Courses, 2004. - 256, 25 p.

ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

ВРАЧА

Кузнецова Е.В.

заместитель декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет,

г. Киров, Россия

STUDY OF THE DISCIPLINE «ADAPTATION OF A UNIVERSITY GRADUATE ON THE LABOR MARKET» IN A MEDICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY TRAINING OF A

FUTURE DOCTOR

Kuznetsova E.

Deputy Dean of the Faculty of Pediatrics, Senior Lecturer of the Department of Social Work, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Kirov State Medical University

Kirov, Russia

Аннотация

Изучение дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» в подготовке студента медицинского вуза является необходимой мерой в рамках модернизации образования, направленной на развитие конкурентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда. С внедрением практико-ориентированного подхода к учебному процессу реализация дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» позволяет сформировать у обучающихся более четкие представления о профессиональной среде, о своем месте в ней, о требованиях современного рынка труда, что положительным образом скажется на их готовности к профессиональной деятельности, к выполнению трудовых функций в сфере деятельности, которые отвечают требованиям современного работодателя.

Abstract

The study of the discipline «Adaptation of a university graduate in the labor market» in the preparation of a student of a medical university is a necessary measure in the framework of the modernization of education aimed at developing students' competitiveness and forming their competitiveness in the labor market.

With the introduction of a practice-oriented approach to the educational process, the implementation of the discipline «Adaptation of a university graduate in the labor market» allows students to form a clearer idea of the professional environment, their place in it, the requirements of the modern labor market, which will positively affect their readiness for professional activity, to perform labor functions in the field of activity that meet the requirements of a modern employer.

Ключевые слова: адаптация выпускников медицинского вуза на рынке труда, профессиональная мобильность, компетентность, непрерывное медицинское образование, конкурентоориентированность студентов.

Keywords: adaptation of graduates of a medical university in the labor market, professional mobility, competence, continuing medical education, competitiveness of students.

Проблема адаптации выпускников медицинского вуза на рынке труда в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В обстановке стремительно изменяющегося мира это связано с новым качеством жизнедеятельности человека в целом. Постоянная динамика и интенсивный ритм жизни требуют от современного человека, относящегося к экономически активной части населения, быть в перманентной готовности к социальным и профессиональным изменениям, оперативному реагированию на них, т.е. обладать

высокой личностной и профессиональной мобильностью, являющейся залогом конкурентоспособности на рынке труда.

В связи с этим в модернизации российской системы образования, в частности системы высшего образования, обозначен курс на формирование и развитие у обучающихся качеств, позволяющих наращивать потенциал личностной и профессиональной мобильности, таких как инициативность, компетентность, адаптивность, коммуникабельность, активность и др.

Развивая у студентов данные качества в процессе обучения, медицинский вуз не только получает конкурентоспособного выпускника, но и повышает свой собственный уровень конкурентоспособности.

Цель данного исследования - обоснование места и роли учебной дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» в системе вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста, будущего врача на основе анализа тенденций развития современного высшего медицинского образования.

Материал и методы исследования. Материалом послужили эмпирические данные и теоретические положения отечественных исследователей по проблеме вузовской подготовки конкурентоспособных специалистов. Ее комплексное изучение осуществлялось на основе единства следующих методов: теоретических - анализ и систематизация научных исследований, посвященных вопросам подготовки студентов медицинских вузов к успешной адаптации на рынке труда, обобщение результатов исследования, педагогическое моделирование; эмпирических - педагогическое проектирование, анализ деятельности обучающихся медицинского вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня необходимым качеством конкурентоспособности выпускника медицинского вуза на рынке труда является развитая у него личностная и профессиональная мобильность.

Под личностной мобильностью понимается «интегративное личностное качество, базирующееся на индивидуальных свойствах (активность, пластичность, гибкость, адаптивность, высокий энергоресурс) и проявляющееся в поведении и деятельности субъекта в форме целеустремленности, самостоятельности, открытости новому опыту, творчеству, мотивации к саморазвитию, быстроте принятия решений» [2, с. 40-45].

Применительно к человеку, находящемуся на пути профессионального самоопределения, это означает: быть позитивно настроенным по отношению к изменениям, инновациям; быть готовым к непрерывному медицинскому образованию и самообразованию в течение всей жизни; уметь искать, собирать, интерпретировать и использовать информацию; адекватно оценивать свои ресурсы, эмоциональные состояния и управлять ими; владеть хорошими коммуникативными навыками; уметь и желать работать в команде; быть способным к принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; а также планировать, отслеживать результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональную мобильность можно определить как «интегративное новообразование личности, основывающееся на оптимальном сочетании его смыслообразующих элементов - социальных и личностных ценностей, профессионального творчества, проективного мышления - и проявляющегося в готовности и способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности».

Профессиональная мобильность выступает частным случаем общей жизненной стратегии личности. Быть профессионально мобильным значит быть готовым к необходимой корректировке своей «профессиональной траектории, своего профессионального маршрута», возникающей вследствие смены сферы деятельности в рамках одной «широкой» специальности; повышения статуса «на служебной лестнице», назначения на новую должность; смены одной медицинской специализации на другую, в той или иной степени «родственной» первоначальной или сходной с ней; кардинальной смены профессии или рода деятельности [2, с. 4045].

В этой связи в профессиональной педагогике активно обсуждается феномен «транспрофессионализма» как вызов современного рынка труда. Высшая школа при подготовке будущего специалиста должна учитывать стремительное развитие и изменчивость в мире профессий в сторону многофункциональности и многозадачности профессиональной деятельности, формировать востребованные универсальные, многомерные, гибкие компетенции ^ойъкПк). Тем самым медицинский вуз будет способствовать формированию у будущего врача готовности к одновременному сосуществованию и сочетанию нескольких видов профессиональных квалификаций, приобретаемых по индивидуальным образовательным траекториям в основном и дополнительном профессиональном образовании на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Следовательно, современному медицинскому университету в условиях необходимости постоянного реагирования на изменчивые требования рынка труда жизненно важно непрерывно совершенствовать используемые, а также вырабатывать новые образовательные технологии и методики, направленные на формирование и развитие у студентов важных для их профессиональной деятельности качеств. В этой связи выделяют две основные проблемы, стоящие перед вузом: развитие конку-рентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда.

Конкурентоориентированность студента определяется как «особый тип экономического мышления, направленный на обеспечение постоянного саморазвития, продвижения и успеха в глобальном мире во всех его ситуациях, и овладение соответствующими технологиями и методами». В процессе конкурентоориентирования студента участвуют вуз имедицинская организация-работодатель. Кон-курентоориентированность личности предшествует формированию ее конкурентоспособности.

При этом система взаимодействия вузов и медицинских организаций-работодателей в настоящее время в целом пока остается малоэффективной. В частности, об этом свидетельствуют результаты социологических опросов, отражающие несогласованность ряда взаимоожиданий выпускников вузов и работодателей [1, с. 60-61].

Очевидно, что молодое поколение делает ставку на внешние показатели успешности в борьбе

за собственное «выживание» на рынке труда (статус вуза, дающего медицинское образование; наличие опыта работы; высокая заработная плата; стабильность медицинской организации; удобное ее место расположение; адекватность руководства и др.), в то время как требуется акцентировать внимание на развитии внутренних, направленных на непрерывный личностный и профессиональный рост качеств - мотивацию к работе и готовность к постоянному развитию и обучению.

Таким образом, в своей образовательной парадигме современный медицинский вуз, реагирующий на социально-экономические изменения, обязательно должен учитывать тот факт, что высшее медицинское образование будет способствовать становлению конкурентоспособной личности только в том случае, если процесс обучения будет осуществляться при тесном сотрудничестве с потенциальным работодателем. Развитие востребованных на рынке труда личностных качеств у студентов лежит через развитие их личностной и профессиональной мобильности в открытой для них будущей профессиональной среде.

Являясь практико-ориентированной, учебная дисциплина «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» в качестве своей основной цели предполагает формирование у студентов навыков поиска работы, трудоустройства и построения карьеры, а также подготовку к успешной профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда и повышение их конкурентоспособности [3, с. 62].

Для ее реализации в ходе изучения данной дисциплины решаются следующие задачи:

- укрепить уверенность будущих выпускников медицинского вуза в своих профессиональных и личностных возможностях;

- помочь им выявить у себя потенциальные возможности;

- сформировать позицию активного поведения на рынке труда и позитивное отношение к процессу трудоустройства;

- помочь построить план профессиональной карьеры и определить пути его реализации;

- сформировать навыки эффективного поиска работы;

- способствовать выработке навыков делового общения и самопрезентации.

Дисциплина представляет собой интеграцию знаний из области психологии, правоведения, социологии и экономики в тесной связи с профессиональной вузовской подготовкой и требованиями современного рынка труда. Она включает в себя шесть разделов.

1. Карьера как стратегия трудовой жизни.

2. Технология эффективного трудоустройства.

3. Портфолио для успешной карьеры.

4. Правила самопрезентации. Собеседование при приеме на работу.

5. Адаптация на рабочем месте.

6. Конкурентоспособность выпускников.

В рамках изучения данных разделов особое внимание уделяется практическим занятиям,

направленным на укрепление личностной мобильности и развивающихся на ее основе профессиональной, а также социальной, академической мо-бильностей. Проводятся деловые игры, дискуссии и занятия с элементами тренинга с целью приобретения и совершенствования навыков самопрезентации, планирования карьеры и возможных «профессиональных маршрутов», а также диагностика профессиональной Я-концепции, при которой происходят «инвентаризация» сильных сторон и профессиональных навыков студентов, а также поиск компенсации слабых сторон, обнаруженных в личностной и профессиональной самохарактеристике.

Таким образом, обучение в рамках дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» нацелено на развитие у студентов основных составляющих конкурентоспособности: мотиваци-онной, личностной, квалификационной и деловой. Его итогом должны стать:

- направленность молодых людей на профессиональное развитие и самореализацию в целом;

- способность выявлять и корректировать (по необходимости) свои социально-психологические качества, содействующие реализации конкурентного поведения на рынке труда (самооценка, стрес-соустойчивость и конфликтоустойчивость, лидерство, способность к риску, адаптивность и др.);

-формирование гибких жизненных профессиональных стратегий и собственной профессиональной позиции;

- оценка качества усвоения профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО и работодателей, а также знание способов получения опыта и дополнительных навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- способность к продуктивному деловому общению при реализации индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда.

Изучение дисциплины «Адаптация выпускника вуза на рынке труда» в подготовке студента медицинского вуза является необходимой мерой в рамках модернизации образования, направленной на развитие конкурентоориентированности студентов и формирование у них конкурентоспособности на рынке труда. Наряду с внедрением практико-ориентированного подхода к учебному процессу реализация данной дисциплины позволяет сформировать у обучающихся более четкие представления о профессиональной среде, о своем месте в ней, о требованиях современного рынка труда, а значит, положительным образом влиять на их готовность к профессиональной деятельности, к выполнению трудовых функций в конкретной сфере деятельности, отвечающих требованиям современного работодателя.

Список литературы

1. Кузнецова Е.В. Проблемы трудоустройства выпускников вузов // в сборнике: Твое призвание. Материалы Шестого межрегионального (с между-

народным участием) конкурса научно-практических работ, посвящённого памяти доктора педагогических наук, профессора Василия Федоровича Сахарова. Ответственные редакторы В.А. Сахаров, Л.Г. Сахарова. 2019. С. 60-61.

2. Найданова Ю. В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. 2014. № 2. С. 40-45.

3. Успешность адаптации студентов медицинского вуза к особенностям избранной профессии // Кузнецова Е.В. / материалы Седьмого межрегионального (с международным участием) конкурса научно-практических работ «Твое призвание», по-свящённого памяти доктора педагогических наук, профессора Василия Федоровича Сахарова. Отв. редакторы В.А. Сахаров, Л.Г. Сахарова. 2020, с. 6064.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ПОПУЛЯРНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - «КРОССФИТ» И «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА». ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Мальченко Е.В.,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь, старший преподаватель Гордиенко В.А. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь, Преподаватель

COMPARATIVE ANALYSIS OF TWO POPULAR METHODS OF PHYSICAL IMPROVEMENT -«CROSSFIT» AND «CIRCUIT TRAINING». FEATURES OF THEIR APPLICATION IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Malchenko E.,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Russian State University of Justice" Crimean Branch, Simferopol, Senior Lecturer Gordienko V.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Russian State University of Justice" Crimean Branch, Simferopol, Lecturer

Аннотация

В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, имеют важное значение занятия, помогающие привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься в образовательных учреждениях, но и во внеурочное время тренироваться в секциях и вести здоровый образ жизни. У студентов одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Одним из результативных методов повысить уровень физической подготовленности учащихся является метод «круговой тренировки» и популярное направление силового фитнеса - «кросс-фит». Основная задача использования данных методик - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений, повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Abstract

In our modern world of computerization, automation, mechanization, where physical activity is not great, classes that help instill an interest in physical exercises, the desire not only to engage with enthusiasm in educational institutions, but also after school hours to train in sections and lead a healthy lifestyle are important. For students, one of the main tasks solved in the process of physical education is to ensure the optimal development of physical qualities inherent in a person. The main physical qualities include muscle strength, speed, endurance,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.