Научная статья на тему 'Реализация комптентностного подхода в процессе дополнительной подготовки студентов вуза'

Реализация комптентностного подхода в процессе дополнительной подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / COMPETENCE / COMPETENCE MODEL OF GRADUATE / COMPETITIVENESS OF GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблова Нина Васильевна, Барбара Анна Дмитриевна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на востребованность выпускников вузов на рынке труда. Обоснована необходимость создания дополнительных условий для развития компетенций через построение инновационной инфраструктуры в вузе. Методология исследования: анализ требований работодателей к выпускникам вузов, эмпирическое исследование представлений студентов о готовности к профессиональной деятельности. Результат: представлена комптентностная модель выпускника вуза, предложен вариант создания инновационной инфраструктуры вуза для реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE UNIVERSITY BY ADDITIONAL STUDENTS TRAINING

The article deals with the factors affecting the demand for graduates in the labor market. In the paper it is proved that there is need of the creation of additional conditions for the development of competencies through university innovation infrastructure. Methodology: analysis of employer requirements for graduates, empirical research on the students’ representations of readiness for professional work. Result: competence model of the graduate is presented, the innovation infrastructure of the university for implementation of the competency approach in the process of training students is offered.

Текст научной работы на тему «Реализация комптентностного подхода в процессе дополнительной подготовки студентов вуза»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-7 УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Коблова Н.В., Барбара А. Д.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на востребованность выпускников вузов на рынке труда. Обоснована необходимость создания дополнительных условий для развития компетенций через построение инновационной инфраструктуры в вузе.

Методология исследования: анализ требований работодателей к выпускникам вузов, эмпирическое исследование представлений студентов о готовности к профессиональной деятельности.

Результат: представлена комптентностная модель выпускника вуза, предложен вариант создания инновационной инфраструктуры вуза для реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов.

Ключевые слова: компетенции; компетентностная модель выпускника; конкурентоспособность молодых специалистов.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE UNIVERSITY BY ADDITIONAL STUDENTS TRAINING

Koblova N.V., Barbara A.D.

The article deals with the factors affecting the demand for graduates in the labor market. In the paper it is proved that there is need of the creation of additional

conditions for the development of competencies through university innovation infrastructure.

Methodology: analysis of employer requirements for graduates, empirical research on the students' representations of readiness for professional work.

Result: competence model of the graduate is presented, the innovation infrastructure of the university for implementation of the competency approach in the process of training students is offered.

Keywords: competence; competence model of graduate; competitiveness of graduate.

В условиях социально-экономических преобразований формируется идеология развития личности, творческой активности субъектов труда. В системе требований к специалисту сегодня отчетливо проявляются социально-психологические компоненты, что отражается в требованиях к творческому потенциалу, готовности выпускника к продуктивной деятельности, гибкости и самостоятельности решения личностных, социальных и профессиональных задач в современной организационной реальности [4].

В традиционной модели профессионального образования России преобладал узкопрофессиональный подход, основой которого было усвоение учебной информации, а базовыми категориями являлись «знания», «умения», «навыки». Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые не всегда отражали реальный уровень компетентности. Сегодня такой подход не оправдывает себя, так как в рамках новых тенденций образования одним из главных требований к выпускнику вуза является его конкурентоспособность [1].

Несоответствие уровня развития профессионального, социально-психологического потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, недостаточная подготовленность молодых специалистов к саморазвитию и самореализации в новых условиях снижают уровень

конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Из основных причин можно выделить следующие [3,6,10].

Во-первых, знаниево-ориентированная система профессиональной подготовки и отсутствие личностно-ориентированных, развивающих моделей обучения; во-вторых, для работы в реальном производстве нужен не столько отлично вышколенный теоретик, сколько практико-ориентированный специалист, для подготовки которого необходимы технологии организации и моделирования деятельности. Третьей причиной является то, что в современных условиях информационный поток теряет свою актуальность быстрее, чем завершается естественный цикл обучения. Кроме того, все возрастающий динамизм жизни, при котором темпы социального прогресса опережают темпы смены поколений, обусловил необходимость формирования саморазвивающейся личности с аутодидактическими навыками. Следовательно, важно научить студентов учиться («учить себя»), то есть уметь пользоваться обширной, быстро изменяющейся информацией, характерной для нашего времени, мобильно перестраиваться, успешно действовать.

В контексте Болонского процесса российское высшее образование формирует новую образовательную политику, направленную на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство и, соответственно, формируется новая парадигма образования, основанная на компетентностном подходе.

В компетентностном подходе отражено содержание образования, которое не сводится только к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных и профессиональных проблем, выполнения ключевых (относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Традиционная триада «знания - умения -навыки» при этом не исчезают из структуры образованности, а выполняют в ней подчиненную, ориентирующую роль. Кроме того, в системе высшего профессионального образования с практико-ориентированной

направленностью, опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. Таким образом, традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: Знания -Умения - Навыки - Опыт деятельности. Акценты переносятся на многостороннее профессионально-личностное развитие, в соответствии с приоритетной ролью личности в решении социально-экономических проблем. Определение компетентности как «умения мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем», позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования [2].

Основополагающей идеей данного исследования было осознание того, что квалификационная узкопрофильная модель выпускника вуза не соответствует требованиям и результатам подготовки кадрового потенциала в современной социально-экономической ситуации, что определяет актуальность проблемы создания модели выпускника на основе тесного взаимодействия образования с работодателями, анализа требований рынка труда, образовательного заказа, а также условий качественной реализации модели. Уровень образованности, общей и нравственной культуры, профессиональной компетентности выступают факторами социальной защищенности выпускников вузов в условиях рынка. А задача государства и образования - помочь выпускникам высших профессиональных учебных заведений сориентироваться в новых реалиях.

На современном рынке труда важными становятся не только профессиональные навыки, но и личные качества. На первый план выходят эффективность, универсальность и гибкость. Производству нужны эффективные, нацеленные на результат и способные добиваться цели работники. Работодатель уже не может позволить себе содержать нерезультативных сотрудников. Но при этом многие компании готовы брать на работу молодых специалистов даже без опыта работы. Происходит отбор по

качествам - умение работать в команде и брать на себя ответственность за командный результат, способность генерировать новые идеи в текущей ситуации неопределенности, креативность, уверенность в своих силах, способность предлагать решения, находить нестандартные методы их практической реализации [7].

На основе аналитического обзора общероссийских требований были выделены следующие основные характеристики специалистов, от которых зависит эффективность производственной деятельности [3,5,9]:

• добросовестность, трудолюбие, активность, энергичность, предприимчивость, самостоятельность, организованность, работоспособность;

• образованность, интеллектуальная развитость, широта кругозора, культура мышления, умение работать над комплексными проектами;

• способность видеть перспективы развития дела, искать и вносить усовершенствования с учетом инновационных тенденций, генерировать новые идеи;

• способность работать в коллективе, корпоративность, преданность организации, честность, порядочность, общительность, вежливость, трудовая дисциплинированность;

• умение строить гуманные, демократичные, деловые, культурные отношения с людьми независимо от их расовой, национальной, религиозной и социальной принадлежности, находить с ними взаимопонимание;

• гражданственность, потребность и умение интегрировать свой труд в современное общество, связывать его с совершенствованием общества, интересами других людей, соблюдением норм морали, заботой об экологии и сохранении природы;

• умение сочетать труд с укреплением духовных начал жизни, собственным самосовершенствованием и достойным самоутверждением;

• стремление к здоровому образу жизни, владение технологиями личного ортобиоза;

• способность в условиях изменяющейся социальной политики и

развития науки анализировать свои возможности, умение приобретать новые знания, используя современные информационные технологии.

Для успешной профессиональной самореализации важна комплексная совокупность всех или части перечисленных выше качеств выпускника, но решающим фактором успеха является высокий уровень мотивации и самоотдачи.

Проблема социально-психологической адаптации выпускников в настоящее время весьма актуальна. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты предъявляют особые требования к адаптационным возможностям человека и структуре его личностных качеств. Поэтому в значительной степени возросла ответственность каждого выпускника за самореализацию в социальном, профессиональном и личностном значении.

На основе анкетирования ведущих промышленных предприятий, учреждений финансовой и социальной сферы г. Междуреченска нами выделена следующая иерархическая структура профессионально важных и личностных качеств (таблица 1):

Таблица 1

Иерархическая структура профессионально важных и личностных качеств

Профессионально важные качества Личностные качества

Стремление к повышению квалификационного уровня, профессиональному росту Умение работать с информацией Способность сохранять долгое время устойчивое внимание Умение рационально использовать время Умение организовывать и планировать свою работу Способность брать на себя ответственность Владение навыками делового общения и делового этикета Умение сотрудничать в рамках совместной деятельности Умение быстро принимать решение Умение располагать к себе людей Порядочность Ответственность Исполнительность Дисциплинированность Высокий уровень общей и интеллектуальной активности Коммуникабельность Инициативность Лидерские качества Тактичность, сдержанность Готовность к риску

В результате анализа мнения работодателей можно сделать следующие выводы: большая часть работодателей, особенно промышленного сектора, предъявляют высокие требования к качественной подготовке выпускников по специальности, знаниям по технике безопасности, нормативно-правовой базы (70,0%), а также к профессионально важным и личностным качествам (67,0%). Уровень общей культуры, навыки делового общения и этикета также важны для работодателей, но в большей степени для финансовой и социальной сферы деятельности. Стоит отметить, что для работодателей важен любой опыт работы, ведь «погружение» в рабочую атмосферу любой сферы деятельности является ценным опытом для успешного профессионального становления.

Изучение представлений студентов филиала о будущей профессиональной деятельности было проведено на основе авторской анкеты «Адаптация молодых специалистов на современном рынке труда». В анкетировании участвовали 120 студентов.

Анализ результатов анкетирования показал, что большая часть опрошенных после окончания вуза (78,7%) считает необходимым закрепить свои знания на практике, укрепить материальное положение, но 21,3% намерены продолжить образование для более успешной профессиональной самореализации. Студенты отметили большую роль полученных знаний и навыков в оптимизации межличностного взаимодействия, делового общения и приобретения престижного места работы, для этого 94,1% опрошенных хотели бы дополнительно повысить свой квалификационный уровень. Большинство студентов (93,3%) считают, что вуз должен содействовать устройству выпускника, но при этом 63,3% считают, что могут найти работу самостоятельно, 28,3% полагаются на связи и знакомства, 2,7% полагаются на родителей и 5,7% ждут помощи только от вуза.

Главным конкурентным преимуществом старшекурсники считают наличие диплома, а опыт работы ставят на предпоследнее место, возможно не

осознавая требований работодателей, которые предпочитают принимать специалистов с опытом любой профессиональной деятельности.

Среди профессиональных качеств «стремление к повышению квалификации», «стремление к карьерному росту» и «умение работать с информацией» заняли лидирующие позиции. «Брать на себя ответственность» будущие специалисты не считают нужным и отнесли это качество на последнее место, возможно из отсутствия опыта управленческой деятельности. Приоритетными требованиями к своему рабочему месту стали условия работы, достижения в работе, карьерный рост, размер заработной платы. Желание иметь престижную работу с гибким графиком, высокой заработной платой -таковы запросы большинства молодых амбициозных, полных надежд студентов.

К главным личным, конкурентным качествам студенты отнесли «высокий уровень общей и интеллектуальной активности», «исполнительность», «коммуникабельность», «дисциплинированность».

Сравнительный анализ основных характеристик молодого специалиста на основе общероссийских требований, требований работодателей и

представлений студентов представлен на рис. 1.

□ Общероссийские требования

□ Требования работодателей

□ Представления студентов

9080706050403020100

Пк— ill

ГгГГ

£

¿Г

ЧЙ

/ у „

i*

&

f

а

Рис. 1. Сравнительный анализ основных требований к молодому

специалисту

Результаты сравнительного анализа показали, что на современном этапе развития существует серьезная проблема диссонанса интересов бизнеса, вузов и выпускников по поводу проблем трудоустройства и карьеры. Требует разрешения противоречие, сложившееся между качеством профессиональной подготовки выпускников вузов и реальной обстановкой на рынке труда, требованиями, которые предъявляют работодатели при приеме на работу. Существует заметный разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих качествах, которые формирует вуз в соответствии с государственными образовательными стандартами. В результате у работодателя, вуза, и студента различные представления об уровне профессиональной подготовки будущего специалиста, хотя подавляющее большинство студентов имеют достаточно четкое представление о требованиях современного рынка труда и указывают на необходимость дополнительного образования, особенно, в формировании компетенций социально-профессионального взаимодействия.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но и в социально-психологическом и социально-культурном аспектах. В современных условиях намечаются тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности - к широкой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры - к гибкому выбору пути профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собственное развитие. В этих условиях актуализируется не только проблема передачи и усвоения знаний, но и проблема, связанная с социально-психологической адаптацией выпускников. Профессиональное развитие и становление нельзя искусственно отделить от жизненного пути человека, от развития и становления личности.

Важно обеспечить не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и характер, способы социального существования в

профессиональной жизни, успешной адаптации и самореализации в жизненном пространстве. В связи с этим, нами выполнена работа по проектированию модели выпускника филиала КузГТУ в г. Междуреченске.

Концептуальные основы разработки компетентностной модели определены основными направлениями образовательной политики, в частности, связанными с переходом к реализации Болонского соглашения, исследованиями требований рынка труда, результатами анкетирования работодателей ведущих промышленных предприятий, учреждений финансовой и социальной сферы города, общероссийскими тенденциями. В модели выделены четыре блока компетенций, которыми должен обладать выпускник.

Модель выпускника понимается нами как научная основа процесса и результата подготовки выпускника филиала КузГТУ, выраженная системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность будущего специалиста к эффективной деятельности, его профессиональной и социальной самореализации. Графическая интерпретация модели представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Компетентностная модель выпускника филиала КузГТУ

Краткое содержание компетенций выпускника:

Профессиональная компетенция

o владение профессиональными знаниями, умениями, навыками по избранной специальности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (нормативная модель);

o способность совершенствовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал с использованием современных технологий в сфере научно-исследовательской, проектно-конструкторской производственной деятельности;

o способность выстраивать и реализовывать перспективы профессионального развития;

o умение принимать решения и достигать результата в деятельности; o владение современными информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации;

o владение знаниями современных методов и технологий эффективного управления и организации, креативными навыками продуктивной деятельности.

Социально-психологическая компетенция

o владение совместной («работать в команде») профессиональной деятельностью, технологиями эффективной коммуникации, сотрудничества и делового общения, навыками социальной активности и функциональной грамотности, необходимыми для жизни в современном обществе;

o умение составить представление о внутреннем мире другого человека, причинах его поступков и ролевой структуре коллективного взаимодействия, использовать стратегии эффективного общения;

o уметь эффективно действовать в условиях неопределенности, мобильно перестраиваться (социальная мобильность);

o умение анализировать, интерпретировать, структурировать и воспроизводить информацию.

Личностная компетенция

o владение приемами самопознания, личностного саморазвития и самовыражения, развития индивидуальности в рамках профессии;

o способность и готовность к самоактуализации, творческому преобразованию собственной жизни;

o владение технологиями постановки целей, планирования, самопрезентации и эффективной деятельности;

o способность осуществлять рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности в условиях изменяющейся социально-экономической политики и развития науки. Общекультурная компетенция

o владение общечеловеческой культурой, духовно-нравственными основами жизни человека, культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, высокой политической, правовой и демократической культурой, культурой здорового образа жизни;

o умение строить гуманные, демократичные, деловые, культурные отношения с людьми, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности;

o гражданственность, потребность и умение интегрировать свой труд в современное общество, связывать его с совершенствованием общества, интересами других людей и соблюдением норм морали.

Реализация данной модели предполагает значительные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, образовательные технологии, то есть системную перестройку всего процесса подготовки студентов. Становится очевидной необходимость создания инновационной инфраструктуры вуза в связи с переходом от навыко-знаниевой к личностно-ориентированной компетентностной модели обучения.

В связи с этим мы предлагаем заполнить содержательные «пустоты» образовательной программы, реализацией основных направлений в деятельности инновационной структуры «молодежный центр» при конкретном вузе.

Молодежный центр позволит не фрагментарно, а комплексно и планомерно организовать для студентов университета альтернативное образовательное пространство, обеспечив тем самым получение студентами собственного опыта по профессиональному становлению, уверенность в востребованности полученных знаний и конкурентоспособности на рынке труда в соответствии с моделью выпускника.

Деятельность центра имеет комплексный характер, и осуществляется в четырех направлениях:

1. Планирование и развитие карьеры.

2. Научно-исследовательская деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проектная деятельность.

4. Университет здорового образа жизни.

Качества выпускника вуза и ожидаемые результаты в процессе реализации деятельности центра представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ожидаемые результаты в процессе реализации деятельности

молодежного центра

Качества Характеристики Ожидаемые результаты

Планирование и развитие карьеры

Цель: формирование компетенций социально-профессионального взаимодействия, качеств востребованного на рынке труда выпускника, способного выстраивать перспективы профессионального развития

Способность принимать решения Умение анализировать ситуации и выстраивать перспективы развития Способность осуществлять рефлексию к различным видам собственной активности, умение оценивать проблемы и достижения, строить индивидуальную траекторию в образовании

Самостоятельность и инициативность Умение индивидуально проектировать модель конкретных действий и способов ее реализации

Готовность к изменениям и гибкость Умение эффективно действовать в ситуациях неопределенности, мобильно перестраиваться

Способность выстраивать перспективы

профессионального развития Развитие профессиональной компетенции, социальной активности и мобильности Научно-исследовательская деятельность_

Цель: формирование и развитие интеллектуального потенциала, аналитических и исследовательских компетенций, навыков самопрезентации и презентации результата

Интеллектуальная активность Способность к поиску новых знаний, овладение информационными технологиями, навыками самоорганизации Владение знаниями современных методов и технологий организации и моделирования научно-исследовательской деятельности Развитие рефлексивно-аналитических способностей, креативных навыков продуктивной деятельности

Умение работать с информацией Способность анализировать, интерпретировать, структурировать и воспроизводить информацию

Упорство и целеустремленность Умение отстоять свою точку зрения, генерировать новые идеи

Проектная деятельность

Цель: формирование профессиональных компетенций, продуктивной деятельности инновационного содержания, опыта самореализации в социальной среде

Системное мышление Способность к целостному восприятию объектов и умение работать над комплексными проектами Повышение конкурентоспособности, деловой активности и экономической самостоятельности молодых людей Формирование проектных и коммуникативных компетенций, развитие деловой активности, навыков по разработке, анализу и экономическому обоснованию проекта и бизнес-идеи; молодежного предпринимательства

Коммерческая и деловая ориентация Владение технологиями эффективной деятельности и делового общения

Конструктивность Способность вырабатывать конструктивные модели решения проблем

Университет здорового образа жизни

Цель: формирование общекультурных компетенций, системы смыслообразующих ценностей, стремления к здоровому образу жизни, психологической культуры, способности проектировать перспективы жизненного самоопределения

Коммуникативные способности Владение речью и невербальными средствами общения, умение строить отношения Снижение уровня социальной девиации, количества рисков в молодежной среде Формирование устойчивых моделей здорового образа жизни Развитие самосознания, перспектив личностного

Нравственная «психологическая» культура Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Стремление к здоровому образу Владение технологиями личного ортобиоза

действия развития, моделирования

отношении в социальной и

профессиональной среде

Заключение

Создание модели выпускника высшей профессиональной школы и соответствующего воспитательно-образовательного пространства, отвечает потребностям общества и является социально значимым. Развитие творческого потенциала молодых людей и создание условий для этого - залог успеха и мирового лидерства России. Построение инновационной экономики и повышение качества жизни - все это невозможно без современных высокопрофессиональных специалистов с активной жизненной позицией, предлагающих новый взгляд на проблемы, обладающих стратегическим мышлением, высокой профессиональной культурой.

Список литературы

1. Викторов А.Д. Новая парадима образования - шанс для отечественной сферы бизнеса // Ректор вуза. - 2011. - №3. - с 84-87.

2. Воронов М.В., Рябова Г.В., Фокина В.Н. Формирование и контроль профессиональных компетентностей студентов по направлению подготовки «Экономика» // Открытое образование. - 2008. - №2. -с. 40-47.

3. Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. №8. Режим доступа: Ы±р://^-portal.ru/article/usloviya-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda (дата обращения 10.06.2014).

4. Егорова Е.П. Современные социально-экономические условия и общественные требования к личности специалиста // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - №4. - с. 48-49.

5. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владивосток, 2007. - 200 с.

6. Психология и педагогика / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

7. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - с. 18-23.

9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высш. образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.

10. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения 30.05.2014).

References

1. Viktorov A.D. Novaya paradigma obrazovaniya - shans dlya otechestvennoy sfery biznesa [A new paradigma of education - a chance for native business sphere. Rector.]. Rektor vuza. 2011. №3. p. 84-87.

2. Voronov M.V., Ryabova G.V., Fokina V.N. Formirovaniye i kontrol' professional'nykh kompetentnostey studentov po napravleniyu podgotovki «Ekonomika» [Formation and control of professional competence in the preparation of students of economics. The open education]. Otkrytoye obrazovaniye. 2008. №2. p. 40-47.

3. Dmitriyeva Y. Usloviya trudoustroystva vypusknikov vuzov na rynke truda [Conditions of employment of graduates in the labor market. Personnel

management]. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. 2008. №8. Rezhim dostupa: http://hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroystva-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda (accessed June 10, 2014).

4. Yegorova E.P. Sovremennyye sotsial'no-ekonomicheskiye usloviya i obshchestvennyye trebovaniya k lichnosti spetsialista [A modern social-economic conditions and societal demands for the personality of specialist. A modern high-technology]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2007. №4. р. 48-49.

5. Nosko I.V. Model' vypusknika kak osnova formirovaniya kompetentsiy studentov v protsesse vuzovskoy podgotovki [Model of the graduate as a basis of competencies formation by high school preparation]. Vladivostok, 2007. 200 p.

6. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy.]/ Nikolayenko V.M., Zalesov G.M., Andryushina T.V. i dr.; otv. red. V.M. Nikolayenko. - M.: INFRA-M; Novosibirsk: NGAEiU, 2000. 175 p.

7. Stolyarenko A.M. Psikhologiya i pedagogika [ Psychology and pedagogy]. - M.: YUNITI-DANA, 2004. 423 p.

8. Khutorskoy, A.V. Klyuchevyye kompetentnosti kak komponent lichnostno-oriyentirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key competence as a component of student-centered educational paradigm]. Narodnoye obrazovaniye. 2003. № 2. p. 1823.

9. Shadrikov V.D. Novaya model' spetsialista: innovatsionnaya podgotovka i kompetentnostnyy podkhod [The new model of the specialist: innovative training and competence-based approach]. Vysshee obrazovaniye segodnya, 2004. № 8. p. 26-31.

10. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-oriyentirovannomu obrazovaniyu [Action-competence approach to practice-oriented education]. Eydos. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (accessed May 30, 2014).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Коблова Нина Васильевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Филиал КузГТУ в г. Междуреченске

пр. Строителей, 36, г. Междуреченск, Кемеровская область, 652870, Россия e-mail: koblova_nv@mail. ru

Барбара Анна Дмитриевна, заместитель директора по учебной работе

Филиал КузГТУ в г. Междуреченске

пр. Строителей, 36, г. Междуреченск, Кемеровская область, 652870, Россия

e-mail: barbara_ad@mail.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9314-3810

DATA ABOUT THE AUTHORS

Koblova Nina Vasilevna, associate professor of social and humanities

Branch of Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev Stroiteley st., 36, Mezhdurechensk, Kemerovskaya region, 652870, Russia e-mail: koblova_nv@mail. ru

Barbara Anna Dmitrievna, deputy director for academic affairs

Branch of Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev Stroiteley st., 36, Mezhdurechensk, Kemerovskaya region, 652870, Russia e-mail: barbara_ad@mail.ru

Рецензент:

Елькина Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.