Научная статья на тему 'Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения'

Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
730
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология медицины
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LABOR MARKET / GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITIES / LABOR EMPLOYMENT / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вяткина Н. Ю., Присяжная Надежда Владимировна, Вассерман Б. А.

В статье рассмотрены основные дискурсы изучения трудовой занятости выпускников медицинских вузов в научной литературе. Авторы на основе изучения массива релевантных источников выделяют тематические блоки проблем, обусловливающих дисбаланс рынка труда и недостаточную эффективность взаимодействия основных акторов, вовлеченных в указанный процесс. По мнению авторов, необходимым условием разработки эффективной стратегии решения проблемы трудоустройства выпускников медицинских вузов выступает понимание природы механизмов рынка труда с учетом многозначности данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вяткина Н. Ю., Присяжная Надежда Владимировна, Вассерман Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOR EMPLOYMENT OF GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITIES: THE MAIN DISCOURSES OF INVESTIGATION

The article considers main discourses of investigation of labor employment of graduates of medical universities as exposed in scientific publications. On the basis of analysis of relevant data array thematic sets of problems conditioning imbalance of labor market and inadequate efficiency of interaction of major actors involved into the mentioned process are marked out. The comprehension of nature of mechanisms of labor market accounting multi-value of the given occurrence acts as a necessary condition of development of effective strategy of solving the problem of employment of graduates of medical universities.

Текст научной работы на тему «Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения»

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018

Вяткина Н.Ю., Присяжная Н.В., Вассерман Б.А.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ:

ОСНОВНЫЕ ДИСКУРСЫ ИЗУЧЕНИЯ

Институт социологии, психологии и гуманитарных наук ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет),

119435, г. Москва

В статье рассмотрены основные дискурсы изучения трудовой занятости выпускников медицинских вузов в научной литературе. Авторы на основе изучения массива релевантных источников выделяют тематические блоки проблем, обусловливающих дисбаланс рынка труда и недостаточную эффективность взаимодействия основных акторов, вовлеченных в указанный процесс. По мнению авторов, необходимым условием разработки эффективной стратегии решения проблемы трудоустройства выпускников медицинских вузов выступает понимание природы механизмов рынка труда с учетом многозначности данного явления.

Ключевые слова: рынок труда; выпускники медицинских вузов; трудовая занятость; медицинское образование.

Для цитирования: Вяткина Н.Ю., Присяжная Н.В., Вассерман Б.А. Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения. Социология медицины. 2018;17(2): 88-97. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-2-88-97

Для корреспонденции: Присяжная Надежда Владимировна, канд. социол. наук, зам. директора по науке, e-mail: [email protected]

Viatkina N.Iu., Prisiazhnaia N.V., Vasserman B.A.

THE LABOR EMPLOYMENT OF GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITIES: THE MAIN DISCOURSES OF INVESTIGATION

The Institute of Sociology, Psychology and Humanities of The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University" of Minzdrav of Russia,

119991, Moscow, Russia

The article considers main discourses of investigation of labor employment of graduates of medical universities as exposed in scientific publications. On the basis of analysis of relevant data array thematic sets of problems conditioning imbalance of labor market and inadequate efficiency of interaction of major actors involved into the mentioned process are marked out. The comprehension of nature of mechanisms of labor market accounting multi-value of the given occurrence acts as a necessary condition of development of effective strategy of solving the problem of employment of graduates of medical universities.

Keywords: labor market; graduates of medical universities; labor employment; medical education.

For citation: Viatkina N.Iu., Prisiazhnaia N.V., Vasserman B.A. The labor employment of graduates of medical universities: The main discourses of investigation. Sociologiya meditsiny. 2018; 17(2): 88-97. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-2-88-97

For correspondence: Prisiazhnaia N.V., candidate of sociological sciences, the Deputy Director on Science of the Institute of Sociology, Psychology and Humanities of The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University". e-mail: [email protected] Conflict of interest. The authors declare absence of conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 07.10.2018 Accepted 06.06.2019

Ключевым фактором развития государства является решение проблем, связанных с кадровым обеспечением. При этом кадровый потенциал и обеспеченность специалистами в образовании, здравоохранении, народном хозяйстве обеспечивается системным кадровым замещением в соответствующих возрастных когортах. Ф.Э. Шереги отмечает, что в процессе воспроизводства социально-трудовой структуры общества конкурируют две большие группы: учащиеся и работающие [1], а об-

разование выступает механизмом, обеспечивающим переход в этих группах.

Ведущая роль образования как социального института для государства, общества, граждан проявляется не только в поступательном накоплении высокообразованного трудового резерва для экономического развития страны и достижения показателей мирового уровня по ряду отраслей народного хозяйства, но и в формировании демографически значимой социальной

группы граждан, имеющих определенный набор профессиональных знаний, умений и навыков, потенциально востребованных на современном рынке труда, и серьезным объемом социальных установок и личностных ресурсов для выстраивания стратегии успешной коммуникации в современном обществе [2]. Так, М. Вебер рассматривал образование в высшей школе как механизм формирования установок студентов на профессиональное развитие [3, 4].

Образование — один из признанных «лифтов социальной мобильности» человека, который позволяет формировать социальный заказ общества на кадровый резерв. Ежегодно российские вузы выпускают примерно 1,2 млн дипломированных специалистов, и эта цифра имеет тенденцию к приросту. Так, в 2015 г. получили диплом о высшем образовании 1,3 млн выпускников [5]. При этом с 1992 г. число выпускников увеличивается во многом за счет увеличения доли студентов, обучающихся на договорной основе. Кроме того, активными участниками рынка образовательных услуг сегодня являются частные вузы. В целом, по официальным данным, около 14,6% специалистов являются выпускниками именно частных вузов [5]. Указанная ситуация ставит учреждения высшей школы перед необходимостью быть конкурентоспособными, соответствовать требованиям рынка, новым условиям, динамике и мировым тенденциям развития системы образования.

Сегодня большая часть вузов столкнулась с ситуацией обострения конкурентной борьбы, что актуализирует потребность руководителей высшей школы в информации о востребованности направлений подготовки на рынке труда, об имеющихся у вуза преимуществах и областях для оптимизации. Д.Л. Константиновский указывает, что в России «в самом деле зарождается рынок образовательных услуг. А закон маркетинга гласит: выживет только тот товар, который соответствует нуждам потребителей» [6].

Большинство вузов сегодня смогли принять новые условия функционирования, ориентированные на требования рынка труда, и перестроить свою деятельность в соответствии с этими требованиями. Общие тенденции на внедрение инновационных технологий, сближения науки и практики, глобализации образовательных процессов и ориентация на соответствие мировым стандартам образования выступают сегодня базовыми векторами стратегического развития для высшей школы.

Однако ряд модернизационных изменений (зачастую весьма болезненных) отечественной системы образования до настоящего времени вызывает серьезные разногласия в профессиональном сообществе работников системы образования [7]. Вместе с тем динамика социальной жизни и все возрастающая скорость развития технологий обусловливают необходимость поступательного развития системы образования, соответствующей требованиям времени. Согласимся с Д.Л. Константиновским, что «система образования — это зеркало общества. Меняется общество — меняется и система образования» [6].

Близкой позиции придерживаются В.И. Добреньков и В.Я. Нечаев, которые указывают, что «образование должно развиваться одновременно с другими сферами жизни, иначе вложения в него окажутся бесполезны-

ми. Рост образования может усиливать безработицу, поскольку поднимает и уровень запросов людей: так, среди лиц с более высоким уровнем образования отмечается резкое снижение готовности выполнять малоквалифицированную работу даже при относительно высоких заработках» [8].

Особое значение ситуация на рынке труда имеет для системы здравоохранения. Выпускники медицинских вузов, испытывая влияние общей ситуации на рынке труда, сталкиваются с модернизационными изменениями в системе здравоохранения, что во многом усложняет для молодых специалистов адаптацию в профессии. Необходимость изучения многоаспектной проблематики трудоустройства и кадрового замещения в медицинской отрасли выступило основной целью медико-социологического исследования «Оценка востребованности выпускников ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России на профессиональном рынке труда».

Материалы и методы

В рамках комплексного медико-социологического исследования кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при участии авторов в октябре-декабре 2016 г. был проведен контент-анализ диссертационных исследований 2002-2016 гг. (#=93), тематика которых соотносилась с вопросами трудоустройства выпускников медицинских вузов. Также был проведен анализ научной литературы по поставленной проблеме в русле медицины, социологии, социологии медицины, психологии и педагогики, юридической науки, изучены материалы официальных сайтов вузов, рекрутинговых организаций, открытые источники в Интернете (N=198).

Результаты исследования

Анализ массива источников показал, что в настоящее время проблема трудоустройства выпускников медицинских вузов изучается исследователями преимущественно в русле экономики, педагогики, психологии, социологии. Некоторые особенности трудоустройства выпускников высшей школы и траектории профессионального становления отражены в медицинских исследованиях, сочетающих теоретические и эмпирические составляющие. Общие проблемы занятости молодых специалистов представлены в научной юридической и педагогической литературе. Кроме того, ряд медико-социологических публикаций раскрывает отдельные аспекты указанной проблемы, однако изучению проблем трудоустройства в контексте социологии медицины посвящено значительно меньше работ.

Контент-анализ позволил выделить несколько современных ведущих дискурсов научного изучения проблемы трудоустройства молодых медицинских специалистов в России:

♦ трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема государства;

♦ трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема системы образования (вуза);

♦ трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема личности.

Трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема государства. В рамках данного дискурса векторы научного поиска направлены на изучение и анализ специфики государственного участия в вопросах решения проблемы занятости молодых медицинских специалистов.

Взаимовлияние рынка труда и экономической сферы государства разработали основоположники классической теории занятости Д. Белл, Д. Гиллер, Дж. Коэн,

A. Лаффер, А. Маршалл, Дж. Милль, В. Ойкен, А. Пигу, Д. Рикардо, Р.С. Смит, Ж.Б. Сэй, М. Фридмен, Р. Холл, Г. Эмерсон и др. Одним из важнейших направлений в этой области выступает теория Дж.М. Кейнса, основные положения которой связаны с потребительским спросом и предложением на рынке товаров и труда.

Реализация стратегических интересов государственной политики Российской Федерации в рамках взаимодействия с институтом образования, ориентир на формирование надежного кадрового потенциала страны в условиях изменений находится в фокусе аналитического изучения Е.В. Балацкова, О.Л. Веревки-на, Е.Д. Вознесенской, М.К. Горшкова, Л.М. Гохберга, Г.А. Ключарева, Д.Л. Константиновского, С.Г. Коса-рецкого, О.Н. Смолина, Н.Е. Тихоновой, Ж.Т. Тощен-ко, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Харчевой, Г.А. Чередниченко, Ф.Э. Шереги. Оценка государственной политики в сфере занятости молодежи посвящены работы Е.Н. Ба-выкиной, С.С. Гущиной, О.В. Мельниковой, Т.В. Поздняковой и др. Необходимость формирования кадрового резерва здравоохранения отмечается в трудах В.З. Кучеренко, Ю.П. Лисицина, В.А. Медика, А.М. Осипова, Н.В. Полуниной, Г.Э. Улумбековой, Н.В. Эккерт.

Исследователи отмечают, что происходящие в России реформы закономерно требуют подготовки специалистов, способных обеспечить преобразования не только в «прорывных» направлениях (технологиях, информационных системах), но и в организации деятельности учреждений, в решении вопросов управления коллективами и коммерческими структурами, в повышении качества предоставляемых услуг населению. Безусловно, вузы, действительно ориентированные на укрепление своей репутации и престижа, должны стратегически оценивать потребность в специальностях в долговременной перспективе и соотносить выгоду от приема абитуриентов с потребностями экономики страны. Не будем забывать, что ведущим показателем рейтинга вуза выступает уровень трудоустройства выпускников по специальности и их конкурентоспособности на рынке труда.

Высшее образование как стратифицирующий механизм и фактор социальной мобильности рассматривается в работах А.Л. Арефьева, В.Е. Гимпельсон, Г.Е. Зборовского, Р.И. Капелюшникова, С.Г. Косарецко-го, Д.В. Кротова, М.А. Пинской, В.В. Радаева, Н.Е. Тихоновой, И.Д. Фрумина, Ф.Э. Шереги, О.И. Шкаратана, Е.А. Шуклиной. Роль государства в обеспечении рабочими местами специалистов с высшим образованием рассматривается в публикациях С.В. Богданова, О.Б. Лен-киной, Н.М. Ноговицыной, В.И. Плакся, В.П. Пашина,

B.В. Потаповой, А. Сафонова, диссертационных исследованиях Л.И. Алонкиной, О С. Потаповой, О.А. Сини-ченко, С.Г. Стрельченко, А.Е. Черницова.

Вместе с тем серьезная аналитическая работа О.Н. Смолина [9] со всей очевидностью отразила и несовершенство реализуемой государством политики в сфере образования, ориентированной на сокращение вузов и количества бюджетных мест на основе формальных критериев без учета отраслевых, экономических и иных особенностей учреждений высшей школы. По его мнению, «подобные меры могут привести к тому, что часть талантливых молодых людей не смогут реализовать свой потенциал».

Возможности решения проблемы трудоустройства на региональном уровне рассматриваются в публикациях В.Е. Гимпельсон, Р. Капелюшникова, П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Трудоустройство медицинских кадров в регионах изучается А.В. Володиным, Л.И. Летниковой, Г.Б. Кацовой, К.В. Кушко-вой, З.А. Мустафаевой, Т.Н. Павленко, М.С. Сюповой, С.М. Таовой, Л.В. Шубцовой. Кроме того, общим для указанного направления является признание приоритетной необходимости совершенствования нормативно-правовой базы для более эффективного решения проблем, связанных с занятостью выпускников высшей школы и молодых специалистов. В частности, приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2017 г. № 328н «О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работниками с высшим образованием по направлению «здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Министерством здравоохранения РФ от 8.11.2015 г. № 707н» нуждается в улучшенном регулировании, разработке механизмов нормативно-правовой базы.

Вопросы занятости населения, безработицы и особенности молодежного рынка труда в современной России находятся в центре внимания С.Э. Алексе-ровой, Е.Н. Бавыкиной, В.Л. Бибик, С.В. Богданова,

A.В. Воронина, В.А. Гуртова, С.С. Гущиной, Д.В. Захарова, К.В. Марковой, О.В. Мельниковой, С.Ю. Наумова, В.П. Пашина, Т.В. Поздняковой, С.Ю. Рощиной и др. В работах И.В. Гайдым, Д.В. Диденко, Г.А. Ключа-рева, Ю.В. Латова, Н.В. Латовой, Л. Осиленкер изучаются существующие барьеры на рынке труда для молодых специалистов. Это и требования работодателями наличия трудового стажа, недостаточность вакансий по выбранной специальности в регионе, и отсутствие компенсации за сверхурочные часы работы, и морально трудоемкий опыт трудовой деятельности.

Взаимосвязь системы образования и функционирования рынка труда детально анализируются в научных публикациях Д.В. Адамчук, В.И. Герчикова,

B.И. Добренькова, В.Ю. Зайцева, Г.Е. Зборовского, Н.Н. Калмыкова, П.М. Козыревой, Ю.О. Коломиец, Д.Л. Константиновского, Д. Мороза, Е.А. Наумова, В.Я. Нечаева, Л. Осиленкер, Е. Пшухина, В.И. Плакся, Я.М. Рощиной, Т.С. Сатырь, О.Н. Семеновой, В.С. Соб-кина, С.В. Шишкина, Е.А. Шуклиной и др.

Современные российские исследователи отмечают, что в условиях рынка, когда спрос определяет предложение, способствует формированию диспропорции структуры трудовых ресурсов; абитуриенты желают получить «престижную», «лучшую», «доходную» специальность, а зачастую даже не специальность, а диплом [10]. Вузы удовлетворяют запросы потребителей

услуг, предоставляя возможность получения желаемой специальности, а рынок труда при этом недополучает специалистов. Г.А. Ключарев указывает, что «вузы сегодня ориентируются не на потребности работодателей, а на востребованность (популярность) специальностей у абитуриентов» [10]. При этом рост коммерциализации вузов и отток абитуриентов в столичные вузы формируют искаженный план профессиональной подготовки специалистов: престижные в больших городах профессии могут быть совершенно невостребованными в регионах, что формирует отток подготовленных работников из профессии, высокую конкуренцию на рынке труда. В совокупности это ведет к разбаланси-ровке объемов профессиональной подготовки специалистов с реальными потребностями в квалифицированных кадрах отраслей экономики.

Кроме того, традиционное восприятие работника с высшим образованием как «знак качества» специалиста, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, сегодня замещается дискретным образом работника: оценивается факт наличия документа о высшем образовании отдельно от фактических знаний, умений, навыков и личностных особенностей специалиста. Условно говоря, работодатели сегодня все более ориентированы на поиск специалиста с «обычным» дипломом, но обладающего соответствующими знаниями и личностными качествами, нежели обладателя «престижного» диплома без фактических знаний по специальности. Г.А. Ключарев подчеркивает, что большинство работодателей считают наиболее значимым опыт работы у выпускников, а репутация вуза и диплома — на втором месте [10]. При этом у учащихся вузов кардинально противоположный взгляд: по данным опроса учащихся 56% считают, что «главное для их сверстников — просто получить диплом как таковой» [11].

Престиж профессии как фактор роста спроса образовательных услуг и предложения на рынке труда, а также профессиональной мобильности рассматриваются Д.Л. Константиновским, Ф.Р. Филипповым, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкиным, Ф.Э. Шереги. Трудовые ценности и их стратегическая значимость для поступательного развития страны раскрыты в работах Г.П. Бессокирной, В.С. Магуна, Г.А. Монусовой, Л.А. Хахулиной. По мнению авторов, сегодня на рынке труда наблюдается высокий уровень неопределенности в части кадровой потребности в силу общих социально-экономических процессов, динамичного развития информационных технологий, изменения механизма спроса-предложения. Указанная ситуация вполне ожидаема, Д.Л. Константиновский указывает, что прогнозы кадровых потребностей затруднены, поскольку они должны быть завязаны на прогнозы более общих социальных и экономических процессов развития страны [6], что существенно затрудняет глобализационные трансформационные процессы.

Трудоустройство молодых медицинских специалистов как кадрового резерва государственной системы здравоохранения рассматривается А.М. Аленовым, Е.В. Андриановой, Е.А. Андрияновой, Е.Е. Ачкасо-вым, Л.Г. Гариповой, Е.В. Ермолаевой, В.В. Куршевым, А.С. Михайловой, Д.Р. Медведской, Д.А. Сучковым, А.О. Усатенко, Е.В. Чернышковой, Р.В. Шуруповой.

Специфика образовательных траекторий и особенности профессионального становления находятся в центре внимания В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшникова, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина. Некоторые аспекты проблемы трудоустройства выпускников медицинских вузов рассматривается в работах Е.В. Ермолаевой,

A.Д. Коваленко, Д.А. Кондратьевой, О.В. Крячковой.

Социологический взгляд на проблемы занятости

молодежи как механизма обеспечения стабильности государства и общества представлен в трудах классиков М. Вебера, Э. Дюркгейма, Д.М. Кейнса, Т. Парсонса, П. Сорокина, а также современных отечественных исследователей Р.Н. Абрамовой, В.Е. Гимпельсон, А.Б. Гофмана, Р.И. Капелюшникова, П.М. Козыревой, В.В. Рада-ева, Л.В. Рязанцевой, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратана,

B.Н. Шубкина, М.Ф. Черныша, В.А. Ядова.

Реализация государственных задач по подготовке

кадров для сферы здравоохранения является центральной темой научных работ Т.Н. Баклановой, В.З. Кучеренко, И.В. Маева, В.К. Попович, А. Сафонова, И.Б Шикиной, А.Г. Турчиева. Отдельные аспекты работы с медицинскими кадрами представлены в диссертационных работах Т.Н. Ивановой, А.А. Кондрашова, Н.А. Мельниковой.

Кадровый потенциал здравоохранения и особенности управления медицинским персоналом изучают

A.В. Решетников, Н.В. Зайцева, О.И. Кузнецов, Т.И. Расторгуева, Л.В. Солохина, В.А. Спивак, В.И. Сперанский, Н.С. Тимченко, Н.Ю. Трифонова, О.В. Ходо-ренко и др. Необходимость сохранения и укрепления кадрового потенциала здравоохранения обоснована в работах О.П. Абаевой, И.Н. Антиповой, Г.Н. Барско-вой, Н.Н. Бурышниковой, И.Г. Глотовой, В.И. Дерихов-ской, М.В. Еругиной, Е.И. Зиминой, В.З. Кучеренко, О.А. Манеровой, К.В. Межевова, А.В. Решетникова,

B.А. Решетникова, В.И. Стародубова, М.И. Черной, О.П. Щепина, В.О. Щепина и др.

В сфере здравоохранения в настоящий момент отмечаются тенденции нарастания дефицита кадров. Так, наблюдается отток молодых специалистов, высокая текучесть кадров, недостаточная мотивация медицинских работников к повышению качества медицинских услуг. Эти проблемы рассматриваются в трудах Г.П. Ахременко, Ю.И. Бравве, Ш.М. Вахитова, О.В. Гриднева, М.В. Еругиной, А.Д. Каприна, О.В. Карповой, А.А. Костина, С.В. Лапика, А.Л. Линденбратена, Е.Б. Марочкиной, Ю.В. Медведской, Ю.В. Михайловой, Ю.В. Павлова, Н.Ю. Перепелкиной, С.А. Пескова, Б.Т. Пономаренко, А.В. Решетникова, В.А. Решетникова, Ю.В.Самсонова,Т.А.Сибуриной,Г.П.Сквирской,М.А.Татар-никова, С.А. Шапиро, К.В. Шаповалова, В.И. Шевского, О.В. Ходаковой, И.М. Шеймана, В.О. Щепина.

Авторы отмечают усугубление кадрового дисбаланса в ближайшее время в связи со сдвигом демографического кризиса 1990-х годов, по выражению О.Н. Смолина, «из школьной возрастной когорты в вузовскую» [9] (а многие региональные вузы реально столкнулись в 2014 г. с нехваткой абитуриентов) и сохраняющимися тенденциями выбора «топовых» специальностей абитуриентами. Таким образом, демографическая ситуация (сокращение численности молодежи трудоспособного возраста на рынке труда) ожидаемо негативно повлияет

на показатели кадрового обеспечения отраслей экономики и будет способствовать увеличению дефицита специалистов с высшим образованием на рынке труда.

Вопросы стратегического управления в современной системе здравоохранения подробно описаны в работах исследователей Л.Ж. Аттаевой, Г.Н. Бар-сковой, С.Г. Боярского, Т. Блохиной, Р.Ф. Гайфулли-на, Л.С. Гринкевич, А.Н. Грязнова, Н.В. Даниловой, С.П. Дырина, Н.Н. Камыниной, И.С. Кицул, А.А. Князева, Н.Ф. Князюк, Л.К. Лохтиной, М.Л. Меньшикова, Т.И. Расторгуевой, А.В. Решетникова, В.А. Решетникова, М.Г. Рогова, К.Н. Рыжковой, Т.В. Семиной, И.Ф. Се-региной, Т.А. Сибуриной, Г.П. Сквирской, Л.Е. Сырцовой, Т.В. Чубаровой, Н.Г. Шамшуриной, В.И. Шевско-го, И.М. Шеймана, которые отмечают приоритетность работы с кадрами для эффективного и поступательного развития медицинских организаций, а также указывают на необходимость учета в профессиональной деятельности внутренних неформальных отношений -- организационной культуры.

Центральное место в исследованиях А.С. Михайловой занимает анализ функционирования рынка труда в медицине. Сопоставление требований работодателей и уровня подготовки медицинских специалистов представлено в аналитической работе Л. Осиленкер. Необходимость развития системы информационного обеспечения здравоохранения подчеркивается в трудах А.В. Бреусова, О.Е. Коновалова, В.Б. Мысякова, А.В. Чернова, Ю.Р. Яковлева, диссертационной работе Н.Ю. Мисиченко. Отдельные аспекты разработки информационного обеспечения для поддержки трудоустройства выпускников высшей школы исследованы в рамках диссертации М.В. Миронова.

Существовавшая ранее государственная система профессионального распределения в настоящее время отсутствует. После замещения системы обязательного государственного распределения выпускников профессиональных учреждений свободным рынком труда большинство молодых специалистов столкнулись с необходимостью самостоятельного трудоустройства, а работодатели — с необходимостью поиска и подбора персонала. Одновременно произошло отдаление системы образования от «прямого» работодателя, который получил возможность принимать специалистов с опытом работы и тем самым избежать нагрузки по социально-профессиональной адаптации молодых специалистов. Ряд научных публикаций [1, 9, 10, 12] освещает разрыв современной системы образования и рынка труда, что обусловило снижение ответственности учреждений образования за трудоустройство выпускников и тем самым неизбежно повлияло на качество подготовки специалистов и трудовую мотивацию преподавательского состава.

Сегодня признается, что указанные обстоятельства способствуют росту вынужденной безработицы, особенно среди молодых специалистов, трудоустройству не по специальности, необходимости получения дополнительного образования специалистами. Кроме того, большая часть соискателей на рынке труда — уже имеющие опыт работы, адаптировавшиеся в профессии специалисты, что усложняет поиск работы для выпускников. По мнению Ф.Э. Шереги, «только эко-

номика есть тот потребитель «конечной продукции» системы профессионального образования, который либо признает ее функциональность, с пользой для себя трудоустраивая выпускников, либо констатирует дис-функциональность профессионального образования, не проявляя потребности в выпускниках» [1]. Таким образом, в современных научных публикациях описывается ситуация, когда непрерывно пополняемая группа соискателей с высшим образованием и «престижной специальностью» без опыта работы имеет слабые шансы на трудоустройство в силу высокой конкуренции, отсутствия опыта и завышенных трудовых ожиданиях соискателей.

В целом в рамках данного дискурса представлены результаты исследований, которые позволили выявить области для совершенствования этого направления государственной деятельности в части совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия государственных структур по предотвращению молодежной безработицы, а также отразить специфику правового ландшафта и возможности юридического регулирования проблем рынка труда.

Трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема системы образования. Значительный объем современных научных публикаций посвящен изучению специфики рынка труда для молодых медицинских специалистов, которая сохраняется практически неизменной на протяжении двух десятилетий. Однако в последнее время все большее число ученых указывают на тенденции к возрастанию проблем, связанных с трудоустройством молодых выпускников вузов. Наиболее очевидно разрыв рынка труда и системы образования проявляется в показателях трудоустройства, траекториях профессионального становления, особенностях трудовой занятости — эти аспекты раскрыты в трудах Е.Я. Варшавской, Д.В. Диденко, Н.Н. Калмыкова, Г.А. Ключарева, Ю.В. Латова, Н.В. Латовой, Т.С. Са-тырь, И.О. Тюриной.

Необходимость взаимодействия вуза и рынка труда находятся в центре внимания диссертационных исследований О.В. Бутенко, Т.П. Борисовой, М.Н. Вражно-вой, Л.Г. Зверевой, С.А. Иващенко, Е.С. Коноваловой, В.Б. Максимовой, М.П. Мерзловой, Т.Б. Панкратовой, А.В. Родионовой.

Общепризнано, что для обеспечения соответствия профессиональных знаний, умений и навыков требованиям рынка труда, а также для эффективного трудоустройства выпускников необходимой является систематическая актуализация содержания программ подготовки специалистов в вузе. Взаимосвязь трудоустройства и качества образовательных услуг, необходимость формирования дополнительных компетенций в смежных с основной программой подготовки дисциплинах для обеспечения конкурентоспособности выпускников высшей школы на рынке труда рассматриваются в работах Т.В. Бакуна, Э.З. Галимовой, С.А. Деминой, Р.В. Зени-на. Особенность формирования потребительских ожиданий населения в отношении медицинской помощи и представителей медицинской профессии рассматриваются в публикациях Е.В. Ермолаевой, Л.А. Павловой, А.В. Решетникова как критерии соответствия профессии.

Вопросы обеспечения качества высшего профессионального образования в связи с оценкой эффективности трудоустройства по профессии являются сферой научных интересов З.Т. Голенковой, Е.Д. Егитханян, Т.И. Заславской, Г.Е. Зборовского, В.В. Радаева, М.А. Шабановой. Ответственности вуза за качество профессиональной подготовки выпускников посвящены работы А.И. Еремкина, В.А. Иващенко. На взгляд академика А.В. Решетникова, Н.Н. Богачанской, С.В. Павлова, Н.В. Присяжной, качество подготовки студентов зависит от уровня удовлетворенности трудом профессорско-преподавательского состава.

Отдельные аспекты деятельности вуза для укрепления престижа профессии изучаются Б.А. Вассерманом, Н.С. Голиковой, Е.Ф. Савосиной, В.В. Тарасовым. Необходимость системной работы вуза по мониториро-ванию трудоустройства студентов отражена в работах Н.М. Воловской, Л.К. Плюсниной, А.О. Усатенко, Е.Б. Шилиной, Т.Р. Шишигиной и др. В настоящее время исследователи отмечают сохраняющиеся масштабы проблем, связанных с трудовой занятостью молодых специалистов в России, что отражается в дефиците кадров, высоких показателях кадрового оттока и работы не по специальности. Социологический взгляд на проблему трудоустройства выпускников высшей школы представлен работами В.Е. Гимпельсон, Т.И. Заславской, B.C. Магун, Е.Л. Омельченко, В.В. Радаева, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана.

Социальные механизмы трудового найма, формы занятости и незанятости, управление медицинскими коллективами, кадровый подбор, адаптация персонала находятся в центре внимания Т.П. Васильевой, Н.М. Воловской, Н.В. Зайцевой, Т.И. Заславской, В.М. Куксенко, Г.В. Осипова, И.Г. Халецкого и др. Так, академик А.В. Решетников, Н.Н. Богачан-ская, А.Ю. Вахромеева, Н.Ю. Вяткина, С.В. Павлов, Н.В. Присяжная, концентрируют усилия на оценке удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников медицинского вуза. По данным авторов, несмотря на удовлетворенность (более 85%) работодателей подготовкой медицинских специалистов, остается ряд нареканий относительно развития ряда необходимых для трудовой деятельности компетенций (знание инновацинных медицинских технологий, иностранного языка, владение современной медицинской техникой и пр.) [13, 14].

Особенностям взаимоотношений между работником и работодателем посвящены работы М.Г. Беляевой, У.А. Назаровой, Р.М. Нутфулиной, Л.П. Пчелы. Наиболее полно взаимодействие между врачом и руководством медицинской организации представлено в исследованиях академика А.В. Решетникова.

Дискуссионное обсуждение в научной литературе качества профессиональной подготовки выпускников высшей школы как институциальной проблемы образования исходит из приоритетности ответственности вузов за качество предоставляемых услуг, мотивированности учащихся к освоению программы обучения и включает два базовых вектора научного поиска, связанных с ответами на вопросы, как повысить качество образовательных услуг и как мотивировать студентов на повышение активности в части усвоения знаний, уме-

ний, навыков и самостоятельной работы по профессии. Исследования в рамках этого дискурса показывают, что кадровая проблема в здравоохранении представляет собой общественно-значимую проблему, имеющую весьма резонансные последствия для функционирования общественных институтов, восполнения и укрепления общественных структур.

Заметим, что сегодня чаша весов больше склоняется к увеличению требований к вузу, нежели к потребителям услуг. Однако в большинстве случаев вне поля обсуждения остается необходимость усилий учащегося для усвоения знаний, большой работы самого студента по освоению навыков и умений по профессии до уровня хорошего владения, стремлению к профессиональному совершенствованию и самостоятельному ознакомлению (актуализации) с материалами научных публикаций по специальности.

Трудовая занятость выпускников медицинских вузов как проблема личности. Внимание современных исследователей все чаще привлекает взаимосвязь трудоустройства и личностных проблем человека. Доказано, что даже в благоприятных условиях и стабильной социально-экономической ситуации на рынке труда значительное количество выпускников высшей школы в период трудового дебюта оказываются не вполне подготовленными к эффективному взаимодействию в этой области. Проблемы поиска работы «выбивают из колеи» зачастую даже молодых специалистов, имеющих высокий уровень знаний, умений, навыков по специальности.

Получение высшего образования в рамках концепции человеческого капитала рассматривается в классических трудах G.S. Becker, E. Denison, F. Herzberg, B. Maunssner, B. Snyderman, T.W Shultz, М. Армстронга, Дж. Коулмана, которые отмечали, что инвестирование в профессиональное обучение и совершенствование в профессии позволяет индивиду получать как прямые дивиденды в виде повышения заработной платы за труд, так и в виде повышения интеллектуального и культурного уровня, а также личностного развития.

Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда исследовались в диссертационных работах Е.В. Азарниковой, О.В. Борисовой, О.С. Елкиной,

A.Н. Кара, О.В. Киржбаума, Е.В. Потравной, Т.О. Разу-мовой, А.Н. Савиновой. Особенности поведения выпускников медицинских вузов на рынке труда исследовались Н.В. Ивановым, а проблематика последовательного перехода в системе школа-вуз-рынок труда занимает ведущее место в работах Е.Я. Варшавской и Е.В. Мороденко. Модели поведения молодежи на рынке труда анализируются в работах Н.М. Арсентьевой,

B.П. Бусыгина, И.О. Тюриной.

Исследователи отмечают, что уровень фактического образования выпускников далеко не всегда соответствует ожиданиям работодателей. Так, О.Н. Смолин указывает, что «кадровый кризис в России может быть выражен формулой: дипломированных — все больше, специалистов — все меньше» [9]. Безусловно, трудовой дебют — переход к трудовой деятельности — для молодого специалиста выступает фактором стресса, истоки которого формируются уже в период обучения, проявляясь в форме тревоги в период ожидания и пла-

нирования трудоустройства, и демонстрирует высокие темпы роста в период поиска работы непосредственно после завершения обучения и в первый год трудовой деятельности. Адаптация молодежи на рынке труда связана сегодня, прежде всего с пониманием проблем и требований рынка труда, потребностями работодателей

[15].

По разным оценкам, «в течение первых 5 лет работы меняют свою квалификацию или профессию в среднем 60% молодых специалистов, окончивших вузы» [1]. Сталкиваясь с проблемами поиска работы, эта группа молодых специалистов зачастую уходит из профессии — получает более прикладное образование, работает не по специальности или не работает.

Таким образом, в научной литературе отмечается, что отсроченной перспективе на рынке труда формируется весьма неоднозначная ситуация: дефицит квалифицированных кадров со средним образованием, нехватка специалистов узкого профиля, высокая потребность в специалистах, имеющих опыт работы и высокую квалификацию при одновременном перенасыщении рынка труда специалистами «топовых» профессий с высшим образованием и без опыта работы по специальности. Как указывают авторы [10, 13, 15], во многом такая ситуация связана с нехваткой информации у потенциальных абитуриентов о специфике рынка труда по специальности, уровне востребованности специалистов того или иного профиля работодателями, особенностях траектории профессионального становления специалистов.

В экспертном опросе руководителей, реализованном Г.А. Ключаревым, получены данные, «что предприятия в среднем недоукомплектован^! на четверть от имеющейся потребности в квалифицированных специалистах». Одновременно он отмечает, что «за последние пять лет спрос на специалистов оставался на одном и том же уровне, а спрос на квалифицированных рабочих постоянно увеличивался как за счет недостатка предложений по кадрам, так и за счет увеличения доли рабочих специальностей в общем производственном процессе» [10].

Сегодня признается, что, несмотря на обширные последствия кадрового дисбаланса на медицинском рынке труда для государства и общества, в первую очередь проблема поиска работы и трудоустройства является проблемой личности. Наиболее остро проблема трудоустройства проявляется в особенностях поведения на рынке труда и адаптационных стратегиях специалиста в трудовом коллективе.

Проблемы профессиональной адаптации личности рассматривались в работах Х.А. Абунаваса, А.А. Алек-сеевского, И.В. Антоновой, О.В. Башмаковой, О.Г. Бе-рестневой, Г.П. Бессокирной, Н.В. Гафаровой, М.О. Ла-туха. Адаптация выпускников высшей школы как фактор профессиональной мобильности рассматривается в работах Д.В. Вошева, Д.П. Дербенева, Т.А. Еременко, О.В. Крячковой, С.В. Кузнецова, А.А. Куприна, Р. Мартышкина, Т.И. Расторгуевой, П.В. Романова, Е.А. Став-ропольцевой, Т.А. Труфановой, Е.Р. Ярской-Смир-новой, К.А. Эхте, а также в диссертациях А.А. Масленниковой и Н.В. Костюк. Проблемы адаптации на рабочем месте раскрываются в публикациях зарубеж-

ных исследователей W. Bridges, G.A. Bayer, C.L. Hulin, C. Niessen, C. Roberts, J.G. Rosse, а также российских авторов Х.А. Абунавас, О.Г. Берестнева, Е.И. Гениатул-лина, З.Т. Голенковой, Е.Д. Егитханян, Т.И. Заславской,

B.В. Радаева, М.А. Шабановой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологическая оценка проблем и способов адаптации специалистов в сфере занятости, особенностей их профессиональных стратегий, поведение в коллективе посвящены труды З.Т. Голенковой, Е.Д. Егитханян, Н.В. Зайцевой. Специфика профессиональной адаптации медицинских специалистов представлена в трудах

A.И. Губина, Т.С. Диваковой, В.И. Евдокимова, В.Е. Ефремовой, Д.А. Зайцева, И.В. Кагитиной, Н.А. Касимовской, Л.Н. Лаптиевой, Р.М. Нутфулиной, Е.И. Рублевской, Н.Д. Тарасовой, Е.А. Ценных. Вопросы адаптации специалистов на региональных рынках труда разрабатываются Е.А. Карповой, И.В. Лопаткиным, О.В. Прокофьевым, Т.Б. Свиридовой, Е.Н. Смольяни-новой.

Адаптация на рынке труда тесно связана с уровнем конкурентоспособности специалиста. Конкурентоспособность как фактор успешного трудоустройства рассматривается в научных публикациях Н.Ю. Вяткиной,

C.И. Плакся. Наблюдаемое в настоящий момент снижение показателей профессионального трудоустройства во многом обусловлено недостаточностью адаптационных навыков у выпускников высшей школы. Е.В. За-валева отмечает, что одной из важных причин такого положения является то, что выпускники медицинских образовательных организаций высшего образования не всегда могут адаптироваться к условиям профессиональной деятельности в медицинских организациях.

Ряд исследователей констатируют, что на современном молодежном рынке труда, все еще наблюдаются «советские модели поведения» и ожидания социальной защищенности (Е.В. Андрианова, В.А.Давыденко,

B.И. Герчиков). Одновременно исследования показывают, что приоритетным фактором трудовой мотивации для россиян остается уровень оплаты труда1. Вместе с тем исследователи отмечают, что и для жителей Европы наличие работы и уровень оплаты труда выступают лидирующими критериями оценки «хорошей работы».

Анализ истории успешного трудоустройства выпускников вузов побудили Ю.А. Нехаеву выделить основные качества личности, способствующие успешному трудоустройству. Взаимосвязь между уровнем развития индивида и его удовлетворенностью учебой, процессом получения знаний отмечали в своих работах P.G. Altbach, L.Reisberg, L.Rumbley, D.B. Bills, S.Nilsson, S. Nyström, Т. Парсонс, А.Н. Леонтьев, А.Г. Здравомыс-лов, В.А. Ядов.

Значительный вклад в изучение особенностей профессиональной подготовки студенчества в вузе во взаимосвязи с показателями последующего трудоустройства и профессионального становления внесли труды Д.Л. Константиновского, В.Я. Нечаева, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Харчевой, Г.А. Чередниченко, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина. Возможность подготовки к процессам

1 По данным Бессокирной Г.П. Результаты международной программы сравнительных исследований (ISSP — International Social Science Programm).

поиска работы и формирования карьерной компетентности студентов в рамках обучения в вузе в центре внимания диссертационного исследования Э.И. Забневой, А.А. Сочиловой, И.В. Янченко.

Необходимость личностных качеств для профессионального развития и формирования профессиональной идентичности медицинских специалистов показана в работах А.Б. Атаманюк, Е.В. Валиуллиной, Ю.Р. Вишневского, Н.В. Гафаровой, Е.И. Гениатулли-ной, Н.В. Гуляевской, В.А. Гуртова, И.В. Дамулина, С.А. Дружилова, Д.В. Евтухи, И.Ю. Зыкова, Т.С. Игнатовой, В.Г. Изатулина, А.Н. Калягина, О.А. Карабин-ской, О.В. Колесниковой, И.Г. Кондауровой, М.Л. Кро-пачевой, М.А. Левиной, Е.А. Наумова, Е.В. Руженской, О.Н. Семеновой, Л.М. Серовой, М.А. Соболевой, Е.А. Федоровой, Т.Б. Фейлинг, Е.В. Харитоновой, Л.А. Чернышевой, Ю.Г. Шварц, М.Э. Шубиной, Р.В. Шуруповой. Необходимость наставничества для успешной профессиональной адаптации молодых медицинских специалистов отмечей- в исследовании М.В. Клочко.

По мнению авторов, одним из базовых аспектов в изучении проблем трудовой занятости выпускников медицинских вузов является вопрос мотивации получения образования и ожиданий молодых специалистов в отношении выбранной профессиональной деятельности. Исследования показывают, что в настоящий момент, основными мотивационными факторами молодых специалистов выступают уровень оплаты труда, содержательность и интерес работы, условия труда, а многие выпускники «престижных» специальностей изначально ориентированы на высокую стартовую оплату труда, активный карьерный рост, предоставление преференций в части обеспечения желаемых условий труда [10, 16, 17]2. Как следствие — менее половины выпускников вузов объективно оценивают возможности и условия своего трудоустройства, тогда как большая часть молодежи имеет завышенные ожидания в отношении своей трудовой занятости. Парадоксально, но сами выпускники, признавая, что уровень их подготовки не вполне соответствует требованиям рынка труда, сохраняют завышенные ожидания в части заработной платы и скорости развития профессиональной карьеры, что выступает ведущим фактором неудовлетворенности трудом и проявляется в оттоке молодых специалистов в другие области занятости, длительному поиску «подходящего» места работы, большой текучке кадров [10].

Общую картину мотивации студентов характеризуют эксперты, которые отмечают, что у половины абитуриентов поступление в вуз продиктовано не желанием получить специальность и стать профессионалом, а иными причинами: переехать в крупный город, получить отсрочку от армии, оттянуть начало работы и др. [10] Такая ситуация обусловливает скепсис и недове-

2 По данным Г.П. Бессокирной, И.О. Тюриной, в исследовании на тему "Русская мечта: какая она и может ли осуществиться?» (репрезентативная общенациональная выборка, Институт социологии РАН) выявлено, что триада требований образуется такими характеристиками работы, как размер заработной платы, содержательность и предопределяемая ею способность быть интересной, а также хорошие условия труда.

рие многих работодателей к высшему образованию и дипломам многих вузов.

Профессорско-преподавательский состав оценивает востребованность выпускников на рынке труда достаточно высоко (от 60 до 95%) [12, 13, 18], однако исследователи отмечают, что преподаватели не имеют конкретных данных о трудоустройстве выпускников и оценивают востребованность выпускников по уровню «престижа» специальности и высокому спросу среди абитуриентов, а не реальной потребности в специалистах.

Изучение влияния трудовой мотивации на траектории профессионального становления, основные показатели трудовой деятельности занимают центральное место в диссертационных исследованиях О.Е. Андрю-щенко, А.А. Волокитина, Р.М. Гараниной, В.В. Мадья-новой, М.П. Миронова, К.Л. Полежаева, Е.В. Рощев-ской, О.В. Соколовой, О.В. Тимошенко, Е.В. Тихоновой, Ю.А. Федоровой, Л.М. Федотовой. Взаимосвязь трудовой мотивации и профессионального самоопределения содержат исследования Г.Е. Зборовского, Д.Л. Константиновского, Х. Хекхаузена.

Практические наработки в области трудовой мотивации специалистов связываются с именами В.И. Гер-чикова, Е.П. Ильина, Ф.Н. Ильясова, А.В. Попова, Е.С. Поповой, А.К. Хетагуровой. Исследования возможностей влияния на уровень мотивированности трудовой молодежи находятся в центре внимания М.А. Виноградова, О.В. Юровой. Взаимосвязь статусных показателей и различных аспектов здоровья личности отражены в фундаментальных трудах академика А.В. Решетникова. Особенности отношения к здоровью со стороны индивида и общества проанализированы в трудах И.В. Журавлевой.

Таким образом, наряду с востребованностью молодых специалистов на рынке труда, а также уверенностью профессорско-преподавательского состава в успешности трудового дебюта, выпускники медицинских вузов испытывают серьезные трудности в начале трудовой деятельности.

Заключение

Социоструктурные трансформации конца XX века, повлекшие тотальные изменения на уровне всех социальных институтов, неизбежно обусловили серьезное переустройство деятельности высшей школы. Одновременно трансформационные процессы последних лет определяющим образом повлияли на процессы социально-трудовой мобильности медицинских специалистов.

Большинство публикаций, посвященных указанной проблеме, центрируются на негативных сторонах и явлениях, связанных с процессом трудоустройства выпускников медицинских вузов.

Кризисная социально-экономическая ситуация напрямую влияет на уровень востребованности выпускников медицинских вузов, в стране продолжает углубляться диспропорция подготовки и спроса специалистов на рынке труда, наблюдается низкий уровень взаимосвязи государства, рекрутинговых и трудовых агентств и высшей школы. При дефиците кадров в отрасли наблюдается переизбыток предложения на рынке

труда из-за разноплановости запросов работодателя и молодого специалиста, наблюдается сегментирован-ность территориальных, отраслевых и профессиональных рынков. Исследователи отмечают, что складывается парадоксальная ситуация: работодатели испытывают кадровый дефицит при переизбытке соискателей на рынке труда. Основная причина, на наш взгляд, заключается в несовпадении ожиданий (запросов) специалистов и требований работодателей.

Вместе с тем высшая школа претерпевает трансформационные процессы (реструктуризация образования, ориентир на рейтинговые показатели, укрупнение вузов и др.), объективное ограничение в части оперативного реагирования вузов на изменения на рынке труда обусловливает ситуацию «оторванности» программ подготовки специалистов в вузах от реальных запросов рынка труда и работодателей. Одновременно все чаще исследователи указывают на недостаточность практических навыков и профессиональной мотивации у молодых медицинских специалистов, что сочетается с завышенными ожиданиями в отношении заработной платы и условий труда. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шереги Ф.Э. Факторы противодействия модернизации российского профессионального образования. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги (ред.). М.: ЦСП; 2010.

2. Решетников А.В. Социология медицины. Руководство. М.: Медицина: 2010.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат; 1991.

4. Weber М. Soziologie. Weltgeschichtliche Analysen. Politik. Frankfurt-am-Main: 1969.

5. Российский статистический ежегодник. 2016. Стат.сб-к. М.: Росстат; 2016.

6. Константиновский Д.Л. Институт образования: мифы и реальность. Формальные институты и реальные практики. М.: МВШСЭН; 2002.

7. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015;(1):143-67.

8. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М; 2003.

9. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? Социологические исследования. 2015;(6):91-101.

10. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов. Социологические исследования. 2015(11):49-56.

11. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н. В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. Ю.В. Латов (ред.) М.: ЦСПиМ; 2014.

12. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозах кадровых потребностях (по результатам мониторинга, проведенного в 83 субъектах РФ). Министерство образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере высшего образования. ПетрГУ; 2012.

13. Вяткина Н.Ю., Вахромеева А.Ю., Ефименко С.А. Удовлетворенность работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов (на примере ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава

России). Сб-к статей Очередной III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социология медицины: векторы научного поиска». М.: Изд-во Перо; 2015.

14. Изучение требований и удовлетворенности потребителей образовательных, медицинских услуг и научно-исследовательских работ Университета. Аналитический отчет по результатам социологического исследования. М.: ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова; 2015.

15. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? Социологические исследования. 2016; (2):39-46.

16. Бессокирная Г.П. Мотивация труда в постсоветской России: опыт и методики исследований. Социологические исследования. 2016;(2):29-38.

17. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Молодой медицинский специалист сегодня: ожидание работодателей. Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Екатеринбург. 19-21.10.2016. М.: Российское социологическое общество; 2016.

18. Тюрина И.О. О какой работе мечтают россияне. О чем мечтают россияне: идеал и реальность. М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова (ред.). М.: Весь Мир; 2013.

REFERENCES

1. Sheregi F.E. Factors of counteraction of modernization of the Russian professional education. In: Modernization of Russian education: problems and prospect [Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy]. M. К. Gorshkov, F.E. Sheregi (eds.). Moscow: CSF; 2010; 212-7. (in Russian)

2. Reshetnikov A.V. Medicine sociology. Management [Sociolo-giya meditsiny: rukovodstvo]. Moscow: Meditsina; 2010. (in Russian)

3. Veber M. Science as calling and profession. Consciousness of the European culture of the 20th century [Nauka kak prizvanie i pro-fessiya. Samosoznanie evropeiskoi kultury XX veka]. Moscow: Politizdat; 1991; 130-49. (in Russian)

4. Weber М. Soziologie. Weltgeschichtliche Analysen. Politik. Francfurt-am-Main: 1969.

5. Russian statistical year-book. 2016: Statistical collection [Ros-siiskii ststisticheskii ezhegodnik. 2016]. Moscow: Rosstat; 2016. (in Russian)

6. Konstantinovsky D.L. Institute of education: myths and reality. Formal institutes and real practicians [Instinun obrazovaniya: mify I realnosn. Formalnye insninuny I realnye praktiki]. Moscow: MHSSES; 2002; 219-25. (in Russian)

7. Sheiman I.M., Shevsky V.I. Personnel policy in health care: comparative analysis of the Russian and international practice. Questions of the public and municipal administration. 2015; (1):143-67. (in Russian)

8. Dobrenkov V.I., Nechayev V.Ya. Society and education [Obsh-estvo I obrazovanie]. Moscow: INFRA-M; 2003. (in Russian)

9. Smolin O.N. The higher education: fight for quality or attempt at human potential? (article 1). Sociological researches. 2015;(6): 91-101. (in Russian)

10. Klyucharev G.A. "Rupture" of education and labor market: opinions of experts. Sociological researches. 2015;(11):49-56. (in Russian)

11. Klyucharyov G.A., Didenko D.V., Latov Yu.V., Latova N.V. Continuous education — an incentive of human development and a factor of social and economic inequalities [Nepreryvnoe obrazovanie - stimul chelovecheskogo razvitiya i faktor sotsialno-ekonovicheskih neravenstv]. Moscow: CSFaM; 2014. (in Russian)

12. About a condition of employment of graduates of institutions of professional education, demanded specialties, the required competences and the expected forecasts personnel requirements (by results of the monitoring which is carried out in 83 territorial subjects of the Russian Federation). The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Department of state policy in the sphere of the higher education. [O sostoyanii trudoustrois-va vypusknikov uchrezhdenii professionalnogo obrazovaniya, vostrebovannyh specialnostyah trebuemyh kompetenciyah i

Социология медицинской профессии

ozhidaemyh prognozah, kadrovyh potrebnostyah] Petrozavodsk: Petrozavodsk State University; 2012. (in Russian)

13. Vyatkina N.Yu., Vakhromeeva A.Yu., Efimenko S.A. Satisfaction of employers with quality of vocational training of graduates of medical schools (on the example of SBEI of HPE First MSMU of I.M. Sechenov of the Russian Ministry of Health). The Collection of articles of Regular III All-Russian scientific and practical conference with the international participation "Medicine sociology: vectors of scientific search" [Udopvletvorennost raboto-datelei kachestvom professionalnoi podgotovki vypusknikov meditsinskih vuzov]. Moscow: Pero's publishing house; 2015. (in Russian)

14. Studying of requirements and satisfaction of consumers of educational, medical services and research works of the University. Analytical report on results of a sociological research.[Izuche-nie trebovanii I udovletvorennosti pjtrebitelei obrazovatelnyh meditsinskih uslug I naucho-issledovatelskih rabot Universiteta] Moscow: SBEI of HPE First MSMU of I.M. Sechenov; 2015. (in Russian)

15. Warsawskaya E.Ya. Success of transition "study-work": for whom the road is easier? Sociological researches. 2016;(2):39-46. (in Russian)

16. Bessokirny G.P. Motivation of work in Post-Soviet Russia: experience and techniques of researches. Sociological researches. 2016;(2):29-38. (in Russian)

17. Reshetnikov A.V., Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. Young medical specialist today: expectation of employers. Sociology and society: social inequality and social justice. Ekaterinburg: 2016. In.: Materials V of the All-Russian sociological congress. [Molodoi meditsinskii specialist segodnya. Materialy V Vser-ossiiskogo kongressa] Moscow: Russian sociological society; 2016; 5257-63. (in Russian)

18. Tyurina I.O. Of what work Russians dream. In: Of what dream Russians dream: an ideal and reality [O chem mechtayut ros-siyane: ideal I realnost] M.K. Gorshkov, R. Krumm, N.E. Tik-honova (eds.). Moscow: Whole world; 2013;126-58. (in Russian)

Поступила 07.10.2018 Принята в печать 06.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.