Вязова Н.С.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Аннотация. В работе рассматривается положение молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга, определены актуальные проблемы в сфере занятости молодежи. Изучены возможные пути решения проблемы молодежной безработицы, в том числе повышения конкурентоспособности выпускника, как приоритетное направление деятельности вуза.
Ключевые слова. Рынок труда, трудоустройство молодежи, образование, конкурентоспособность выпускника.
Viazova N.S.
CURRENT PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)
Abstract. The main directions of the state policy of young people employment in St. Petersburg are examined . Studied possible solutions to youth unemployment, including graduate enhance competitiveness as a priority direction of the university.
Keywords. Labor market, youth employment, employment, education, competitiveness graduate.
Молодежь наиболее уязвима на рынке труда, в таком городе как Санкт-Петербург сложившаяся ситуация наиболее наглядна. Руководствуясь оценками специалистов и статистикой МОТ, мы делаем вывод, что молодежный рынок труда, на современном этапе, способен предложить специалистам любых профессий возможности их развития и будущего профессионального роста, а для наиболее грамотных специалистов гарантируется рост уровня заработной платы [2].
В 2015 году нами был проведен опрос среди студентов вузов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Военно-медицинская Академия имени С.М. Кирова и др.). Темой исследования стала проблема трудоустройства молодежи на примере студентов вузов Санкт-Петербурга. Предметом исследования явились трудовые отношения между работодателем и молодым специалистом, ситуация на молодежном рынке труда Санкт-Петербурга.
По результатам опроса были решены следующие задачи: определен процент студентов, желающих работать по специальности; определены предпочтения студентов в вопросе выбора специальности и выявлено, что влияет на данный выбор; определена эффективность проводимой профориентационной работы при выборе будущей профессии перед поступлением в вуз; определена заинтересованность студентов в проводимой работе студенческой биржей труда и городской службой занятости, а также в повышении ее эффективности; проанализированы предложения студентов по улучшению ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга.
Для проведения исследования был выбран метод анкетного опроса, так как он позволяет провести исследование в более сжатые сроки, избежать ошибок при записи информации со слов опрашиваемого, учитывает анонимность, облегчает обработку собранной информации. Социологическим инстру-
ГРНТИ 06.77.74 © Вязова Н.С., 2016
Наталия Сергеевна Вязова — аспирант кафедры страхования и управления рисками Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. 8 (812) 310-40-55. E-mail: [email protected].
ментарием опроса является анкета, количество опрошенных студентов: 100 человек [3]. Данные опроса свидетельствуют, что более 90% студентов считают, что в Санкт-Петербурге существует проблема безработицы среди молодежи, и почти 50% утверждают, что это распространенное явление (рис. 1). Основными причинами, которые затрудняют процесс трудоустройства молодежи, студенты называют недостаток опыта работы (40% респондентов) и (более 20%) невостребованность выбранной профессии на рынке труда (рис. 2).
Для молодежного рынок труда Санкт-Петербурга можно назвать характерным то, что большинство студентов при выборе будущей профессии руководствуются мнением о ее престижности, в то время как стоит уделять внимание также ее востребованности на рынке труда и специфике будущей работы. По данным опроса мы видим, что более 30% молодых людей нацелены на создание собственного бизнеса (рис. 3). Т.е. амбиции современных студентов достаточно высоки.
□ не существует проблемы
□ невелика
□ достаточно распространенное явление Составлено автором.
Рис. 1. Мнение студентов о существовании молодежной безработицы в Санкт-Петербурге, %.
% из числа
опрошенных
студентов
60
отсутствие законодательной базы, обеспечивающей защиту и поддержку молодежи 20
недостаток опыта работы 40
недостаточный уровень образования невостребованность выбранной профессии на рынке труда 18 22
0 20 40
Составлено автором.
Рис. 2. Мнение студентов Санкт-Петербурга о возможных причинах не трудоустройства молодежи, %.
40 30 20 10 0
государственное предприятие частная фирма □ предприятие с зарубежным инвестированием свой бизнес
государственная (муниципальная) служба
Составлено автором.
Рис. 3. Предпочтение студентов в выборе будущей сферы деятельности, %.
Можно отметить то, что условия для выбора созданы со стороны учебных заведений, которые предлагают достаточно большой перечень специальностей и профилей подготовки по востребованным абитуриентами направлениям. Однако достаточно низкий процент выпускников вузов достигает
своей цели, т.к. став специалистом по определенной специальности, человек зачастую не адаптирован для современного рынка труда, зачастую не способен грамотно выстроить свой бизнес и конкурировать с более опытными руководителями. Данное положение говорит о низкой конкурентоспособности выпускников вузов, об отсутствии определенных практических навыков работы.
Если рассматривать не сферу самостоятельного бизнеса, а работу на различных предприятиях, то мы делаем вывод, что при высокой конкуренции между организациями, работодатели пристально следят за всеми новыми тенденциями в своих сферах, а также за ситуацией на рынке труда. Это вызвано тем, что обновление кадрового состава молодыми перспективными кадрами является важным для работодателя, т.к. приоритетным направлением деятельности любой организации является укрепление и рост производства, что влечет за собой ряд инноваций, внедрения новых технологий. В такой ситуации у молодежи гораздо больше шансов быть трудоустроенным по специальности, естественно, при прохождении конкурного обора на должность.
Несмотря на высказанное утверждение, положение молодежи на рынке труда значительно усложняется в связи с наличием пробелов в системе знаний о профессии, в том числе - о содержании нормативных актов и профессиональных стандартов, определяющих специфику данной специальности. Наличие пробелов в системе знаний о профессии у молодежи оказывает влияние на процесс трудоустройства, отношение к данной профессии, и, как следствие, на конкурентоспособность молодого специалиста. Для повышения своей конкурентоспособности молодежь все чаще выбирает способ самообразования, согласно проведенного нами опроса среди студентов вузов [5]. Под самообразованием мы подразумеваем самостоятельное изучение литературы, в том числе нормативно-правовых документов и профессиональных стандартов, для пополнения свих теоретических знаний.
С целью изменения сложившейся проблемной ситуации на рынке труда для молодежи, респондентам был задан вопрос о том, какие пути решения со стороны государства и учебных заведений они считают наиболее продуктивными. Данные опроса показывают, что более 30% студентов считают необходимым создание эффективной системы государственной поддержки молодежи при трудоустройстве. Популярностью пользуется также мнение о том, что увеличение целевого набора в вузы, т.е. гарантированное трудоустройство после окончания его окончания, значительно повлияет на снижение молодежной безработицы и повышение интереса к выбранной профессии.
На поддержку городской службы занятости и студенческой биржи труда рассчитывает не более 10% студентов. При этом, проанализировав отношение к работе каждой из этих организаций (рис. 4 и 5), мы видим, что более 70% опрошенных студентов относится к их работе нейтрально. То есть они либо абсолютно не знают и не интересуются их работой, либо просто не считают их деятельность имеющей отношение непосредственно к ним самим. Это может быть обусловлено неэффективной оказанной помощью этими организациями или отсутствием информации о положительной динамике количества трудоустроенных студентов по специальности, отсутствием достаточного количества рекламы и информации об их работе. Это может быть также связано со стереотипами, сложившимися у молодежи в том, что подобные структуры устарели, что их работа неэффективна, или же просто, что их услуги -это крайняя мера поиска работы.
Возможности этих организаций гораздо больше, чем представляют себе многие молодые люди. Они способны повлиять на сложившуюся напряженную ситуацию на рынке труда для молодых специалистов. Необходимо направить деятельность городской службы занятости и студенческой биржи труда силами администрации города на создание условий, при которых будет налажен механизм взаимодействия с вузами. В таких условиях для студентов будет обеспечена реальная поддержка при трудоустройстве по специальности уже на старших курсах вуза, при этом созданы условия для совмещения обучения и работы.
Естественно, что не в каждой профессии для студента возможна работа по специальности, так как для специалиста определены необходимые квалификационные требования. Посредством выполненной работы при прохождении практики от учебного заведения в организации, можно получить хороший результат в приобретении необходимых знаний и навыков для студента. Возможно увеличение объема часов практики, продолжение работы после окончания практики в организации для закрепления полученных знаний. Нами предлагается развитие сотрудничества в этой сфере, чтобы наиболее точно видеть картину потребностей студента и, как следствие, находить оптимальный путь взаимодействия с молодежью (рис. 6).
положительное отношение к работе СБТ
□ нейтральное отношение к работе СБТ
отрицательное отношение к работе СБТ
Составлено автором.
Рис. 4. Отношение студентов Санкт-Петербурга к работе Студенческой биржи труда (СБТ), %.
положительное отношение к работе ГСЗ
□ нейтральное отношение к работе ГСЗ
отрицательное отношение к работе ГСЗ
Составлено автором.
Рис. 5. Отношение студентов Санкт-Петербурга к работе Городской службы занятости (ГСЗ), %.
Составлено автором.
Рис. 6. Модель взаимодействия между организациями и вузом.
По нашему мнению, наиболее эффективным методом борьбы с молодежной безработицей будет объединение усилий как государственных организаций, в лице городской службы занятости и студенческой биржи труда, так и представителей вузов. Работа данных организаций должна быть согласованна между собой, чтобы у студента не возникало сомнений, что цели у всех этих организаций одни - обучение и успешное трудоустройство студента, становление молодого человека успешным специалистом своей профессии [4].
На основании выше приведенных положений, мы выделили несколько основных проблем молодежного трудоустройства [2]: проблема организации профориентационной работы со школьниками; проблема формирования системы знаний о профессии у обучающихся; недостаточный уровень конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда; недостаточно эффективная работа студенческой биржи труда и службы занятости населения; недостаточный уровень профессионального, т.е. прикладного образования у выпускников высших учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилова Ж.Н., Шамаева Н.В. Исследование социально-трудовых отношений молодых специалистов // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, Белгород, 15-18 декабря 2009 г. Белгород: ИП Остащенко А. А., 2009. С. 18-24.
2. Вязова Н.С. Государственная политика занятости молодежи: проблемы и перспективы развития // Сборник научных трудов «Региональная экономика». Выпуск № 4. СПб.: СПбГУСЭ, 2013. С. 110-116.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
4. Резник С.Д. Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников высших учебных заведений на рынке труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: инновации в образовании. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006. С. 290-296.
5. Сигова С. В. Вопросы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://labourmarket.ru/Pages/co№í2/book/ico№í2_book3.pdf (дата обращения 01.06.2016).