ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ^ СФЕРЫ,ТРУДА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
УДК 314.174 ББК 65.24
Абдулаева З.З. - Институтсоциально-экономическихисследований ДНЦ РАН
Abdulaeva Z.Z. - Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
CURRENT SITUATION AND PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF
YOUTH ON THE LABOUR MARKET IN THE REPUBLIC OF
DAGESTAN
На сегодняшний день молодые люди в силу отсутствия необходимых навыков и опыта являются наименее конкурентоспособной группой на рынке труда.В статье анализируются современное состояние и проблемы занятости молодежи в Республике Дагестан. Рассмотрены и обобщены основные пути решения проблемы трудоустройства молодежи в Республике Дагестан.
Ключевые слова: занятость, молодежь, республика Дагестан, безработица, молодежное предпринимательство, трудоустройство.
Today, young people because of the lack of necessary skills and experience are the least competitive group in the labor market.In this article the current state and problems of youth employment in the Republic of Dagestan have been analyzed.The main ways to address youth employment issues in the Republic of Dagestan have been reviewed and summarized.
Keywords.Employment, youth, Republic of Dagestan, unemployment, youth entrepreneurship and employment.
На фоне самого высокого уровня безработицы населения в СевероКавказском федеральном округе (СКФО), по сравнению с другими регионами Российской Федерации, особую остроту приобретает вопрос трудоустройства молодежи, являющихся наименее востребованными на рынке труда вследствие отсутствия необходимого опыта и навыков.
В России, в соответствии с «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», под «молодежью» понимается социально-демографическая группа, которая выделяется на основе возрастных особенностей, социального положения молодых людей и характерных им специфических интересов и ценностей. В нее входят лица в возрасте 14-30 лет, а в некоторых случаях, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, которые имеют постоянное место жительства в России или проживают за границей (граждане РФ и соотечественники) [1].
В «Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 г.» отмечается важность развития эффективных моделей и форм вовлечения молодых людей в трудовую и экономическую деятельность, поддержание предпринимательской деятельности среди молодежи, а также совершенствование законодательной базы для привлечения молодых
людей к трудовой деятельности и обеспечения ее прав и интересов в законодательном порядке [2].
Республика Дагестан по уровню безработицы населения в 2014 г. занимала четвертое место после Ставропольского края, Северной Осетии - Алании и Кабардино-Балкарской Республик (рис. 1).
Рис. 1. Уровень безработицы в разрезе субъектов СКФО в 2014 г., %[3, 4]
Анализ структуры безработных в Республике Дагестан в разрезе возрастных групп свидетельствует о том, что наибольший удельный вес среди безработных в 2010-2014 гг. занимал сегмент в возрасте от 20 до 24 лет, на долю которого приходилось от 22,8% (в 2014 г.) до 27,4% (в 2011 г.) (рис. 2).
В тоже время в 2013-2014 гг. наблюдалась положительная тенденция к сокращению доли безработных в данном сегменте. Второе место в разрезе возрастных групп приходилось на безработных в возрасте от 25 до 29 лет, удельный вес которых колебался от 18% (в 2012 г.) до 25,3% (в 2013 г.). В 2014 г. доля данного сегмента также сократилась, что является положительным фактором. Тем не менее, обе группы занимали существенный удельный вес в течение рассматриваемых периодов. Так, максимальное значение 52,2% безработной молодежи в возрасте от 20 до 29 лет наблюдалось в 2013 г., а минимальное - 43,1% в 2014 г. Третью позицию на рынке безработицы в разрезе возрастных групп занимали лица в возрасте от 30 до 34 лет, доля которых находилась в пределах от 10% в 2013 г. до 12,6% в 2011 г. В целом же на все три возрастных сегмента приходилась большая часть всех безработных (62,2% в 2013 г., 55,2% в 2014 г.), что свидетельствует о низкой конкурентоспособности данных возрастных групп на рынке труда.
«« 11 л м м м
5,1 1,3 .
** ?,1 . , / о
1Л «60.73
» В Ш
61Ж I,, Ш 17.1 ««я»
■ «а 44
М| кз
т; ' 1« го,} ■»»
М* 40И
зек
: ::::
■ »34
• лого
гаи 7014
Рис. 2. Структура безработных в Республике Дагестан в разрезе возрастных групп, % [3, 4]
По половому признаку в среднем за пять лет наблюдалось превышение доли безработных среди мужчин в возрасте от 20 до 24 лет над женщинами (27,16% против 24,2%) и в возрасте от 25 до 29 лет (22,1% и 19,3%) (табл. 1). В возрастной группе от 30 до 34 лет отмечалась обратная ситуация и доля безработных женщин в среднем за пять лет была выше, чем мужчин (12,6% против 10,8%).
Таблица 1
Распределение численности безработных в РД по половому признаку в разрезе возрастных групп(в процентах к итогу)
Мужчины до 20 2024 2529 3034 3539 4044 4549 50 54 55 59 60 72 Средний возраст безработн ых, лет
2010 г. 10 0 10, 6 24, 4 22, 8 11, 7 9,7 7,6 6,4 4, 4 1, 9 0, 5 30,6
2011 г. 10 0 11, 2 28, 5 20, 5 10, 4 8,5 6 6,4 5, 7 2, 9 0 30,2
2012 г. 10 0 9,7 29, 1 17, 4 11, 1 7,3 7,3 7,3 6 3, 6 1, 1 31,4
2013 г. 10 0 8,3 29, 4 27, 8 7,8 6,8 6,2 6,9 4, 7 1, 7 0, 3 29,7
2014 г. 10 0 11, 1 24, 4 22, 1 13, 2 9,7 5,4 5,4 4, 8 3, 6 0, 3 30,5
В сред-нем за 5 лет 10 0 10, 2 27, 2 22, 1 10, 8 8,4 6,5 6,5 5, 1 2, 7 0, 4 30,5
Женщины до 20 2024 2529 3034 3539 4044 4549 50 54 55 59 60 72 Средний возраст безработных, лет
2010 г. 10 0 8,8 23, 1 16, 4 11, 9 13, 2 11, 7 8,4 5, 5 0, 5 0, 4 32,1
2011 г. 10 0 8,1 25, 7 19, 8 14, 7 7,2 6,5 10, 8 4, 5 1, 5 1, 1 31,4
2012 г. 10 0 7,3 26, 2 18, 5 13, 1 9,6 9,1 9,3 4, 8 1, 2 0, 8 31,8
2013 г. 10 0 9,1 24, 5 22, 8 12, 1 10, 9 8,2 6,3 5, 2 0, 8 0, 2 30,7
2014 г. 10 0 11, 0 21, 5 18, 8 11, 1 10, 7 10, 0 10, 0 6, 4 0, 3 0, 2 31,8
В сред-нем за 5 лет 10 0 8,9 24, 2 19, 3 12, 6 10, 3 9,1 9,0 5, 3 0, 9 0, 5 31,6
Источник: составлено по данным [3, 4]
Следует отметить, что в 2014 г., по сравнению с предыдущим годом, доля безработных мужчин в возрасте от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет продемонстрировала положительную тенденцию к снижению до 24,4% и 22,1%, соответственно. За этот же период удельный вес мужчин в возрасте от 30 до 35 лет показал существенный рост с 7,8% в 2013 г. до 13,2% в 2014 г.
Среди женщин наблюдалось сокращение доли безработных в 2014 г. по возрастным группам от 20 до 24 лет, от 25 до 29 лет и от 30 до 34 лет, что является положительным фактором.
Среди проблем, затрудняющих трудоустройство молодежи, специалисты выделяют:
1) несоответствие квалификационного уровня выпускников требованиям работодателей (отсутствие теоретических знаний и практических навыков, опыта принятия самостоятельных решений);
2) неверное представление молодых людей о способах адаптации в области труда и занятости;
3) переизбыток специалистов гуманитарных наук и нехватка специалистов технических специальностей на рынке труда [5].
Х.М. Хаджалова, в свою очередь, среди проблем Дагестана выделяет: отсутствие на местах кадров, которые знают ситуацию в среде молодежи; отсутствие мониторинга происходящих внутри республики
этнических и конфессиональных процессов; отсутствие институтов, которые были бы готовы совместно с муниципальными органами власти городов и районов помогать в подготовке кадров для организации эффективной работы в среде молодых людей [6].
Помимо указанных факторов, проблемы занятости молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе осложняются еще и тем, что регион по основным социально-экономическим показателям и уровню развития экономики является наименее развитым по сравнению с другими федеральными округами России. Более того, есть существенные различия в разных субъектах СКФО, обусловленных особенностями традиционного уклада, а также различной природой межэтнических, межрелигиозных и межконфессиональных проблем [7]. Особенно актуальной является проблема обособленности молодых людей от жизни государства, их закрытость внутри этнических общностей, что может привести к конфликтам с другими этническими группами в результате воздействия на них националистических и религиозных экстремистов [8].
Также необходимо отметить, что современная молодежь и в Республике Дагестан, и в целом по России является довольно амбициозной и имеет завышенный уровень ожиданий и запросов.
Важную роль для решения проблем трудоустройства, в особенности молодежи, по мнению большинства исследователей, играет государство, в том числе и органы местного самоуправления [9]. При этом на уровне государства основными задачами должны быть: защита социальной стабильности разных слоев населения; корректировка и контроль служб по трудоустройству населения; финансирование программ по трудоустройству молодежи; координирование работы службы занятости, образовательной сферы и комитетов по делам молодежи. На уровне органов местной администрации региона, города должны осуществляться: мониторинг и контроль работы биржи труда, центра занятости; формирование заказов для вузов на специальности, имеющие спрос на рынке труда. На уровне предприятий проблему трудоустройства молодежи можно решить путем смягчения требований при приеме на работу, трудоустройству без опыта работы, предоставления гибкого графика для студентов дневной формы обучения, повысить уровень прозрачности о вакансиях на предприятиях [5, 6]. Для выпускников профессиональных учебных заведений важное значение имеет разработка адаптационных программ по поведению на рынке труда [5].
Отметим, что в «Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероКавказский федеральный округ, до 2025 года» выделены следующие направления по трудоустройству молодежи [7]:
- организация работы специализированных учреждений по трудоустройству молодых людей, в частности: бирж труда для молодежи, центров трудоустройства выпускников, бизнес-инкубаторов штабов студенческих отрядов;
- развитие системы профориентации молодежи. Особая роль отводится информированию молодежи о возможности трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы в учреждениях и на предприятиях, а также проведению информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства;
- организация временной и сезонной занятости молодежи;
- формирование предпосылок и стимулов для устройства на работу молодых специалистов;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность (предоставление информации о программах поддержки и развития малого предпринимательства, обучение основам ведения предпринимательской деятельности, предоставление финансовой и другой поддержки малому бизнесу, организованному молодежью). Для стимулирования предпринимательства, как отмечают некоторые исследователи, целесообразно использовать Единую электронную молодежную торговую площадку (ЕЭМТП), сущность которой заключается в выделении доли государственного или муниципального заказа администрациями и размещении его среди молодых предпринимателей путем проведения электронного отбора поставщиков [6];
- формирование и поддержание работы молодежных, студенческих отрядов, организацию их работы на строительных объектах в СКФО и в других субъектах РФ;
- вовлечение молодых людей в волонтерскую деятельность, а также использование их труда для социального и экономического развития округа;
- стимулирование работы молодых специалистов и молодых ученых в сельской местности путем обеспечения их доступным жильем.
Таким образом, указанные решения проблемы трудоустройства призваны сократить долю безработицы среди молодежи. Положительная динамика снижения доли безработных среди молодежи в 2014 г. демонстрирует позитивную работу государственных органов Республики Дагестан, однако их удельный вес остается по-прежнему высоким по сравнению с другими регионами Российской Федерации, что обуславливает необходимость поиска новых путей решения этой проблемы.
Список литературы:
1. Гендерные стереотипы в меняющемся мире. Опыт комплексного социального исследования /Н. М. Римашевская и др.; под ред. Н. М. Римашевской; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения, Науч. совет по пробл. гендер. отношений. - М.: Наука, 2009.
2. Стратегиясоциально-экономического развитияСеверо-Кавказского федерального округа до 2025 года: Утверждена Правительством РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rb.ra/mform/148307.html. (дата обращения: 04.04.2016).
3. Статистический ежегодник. 2014. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/official_p иЫюайош/е1еСшшс^егеюш/(дата обращения: 05.04.2016).
4. Дагестан в цифрах - 2015. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/official_p ublications/electronic_versions//(дата обращения: 05.04.2016).
5. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 924-927.
6. Хаджалова Х.М. Теоретико-методологические основы исследования качества жизни // Региональные проблемы преобразования экономики. -2013. - № 1 (35). - С. 435-441.
7. Хаджалова Х.М.Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. - 2009. - № 58. - С. 236240.
8. Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17
апреля 2012 г. № 506-р г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 17. - ст. 2062.
9. Багомедов М.А. Уровень оплаты труда как индикатор модернизации в экономике региона //Вопросы структуризации экономики. - 2012. - № 3. - С. 23-30.
10. Хаджалова Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. -2013. - № 4 (38). - С. 290-299.
11. Хаджалова Х.М., Курбанова У.А.И.Социальная политика государства в повышениикачества жизни населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 65. - С. 4349.
12. Курбанов К.К., Юнусов М.А. Территориально-отраслевая структура и формирование трудового потенциала села// Апробация.- 2014.- № 7. - С. 69-70.