ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ
1 2 3
Вешкурцева Е.А. , Махмуд А.Ю. , Кучина О.В.
1Вешкурцева Екатерина Андреевна - студент; 2Махмуд Анна Юрьевна - студент,
направление: менеджмент, факультет экономики и финансов; 3Кучина Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент,
Северо-Западный Институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в работе описываются важные вопросы и проблемы, волнующие многих студентов, которые связаны с трудоустройством. Мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются студенты при поиске работы, а также готовность работодателей принимать и обучать молодых специалистов.
Ключевые слова: трудоустройство, работодатель, студент, резюме, собеседование.
Введение
В наши дни архиактуален вопрос трудоустройства выпускников ВУЗов и студентов в целом. Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение профессии и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.
В современных условиях все более насущными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Основное препятствие - несоответствие профессиональных областей, в которых желают трудоустроиться выпускники, и тех, куда готовы принять их работодатели. Выявленные противоречия между ожиданиями молодых специалистов и потребностями работодателей ведут к сложностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности. Трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные группы современных студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе.
В настоящее время, на российском рынке труда наблюдается серьезная проблема, связанная с трудоустройством молодежи. Необходимость анализа занятости молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие [1]. Именно поэтому, как студенты, мы можем рассмотреть этот вопрос наиболее точно, так как мы видим картину изнутри.
Теоретические аспекты трудоустройства
Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы) [2].
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность и будущее страны в целом.
Проблема молодежной занятости обостряется, прежде всего, предъявляемыми требованиями работодателей к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов. Сегодня в жестких, специфически изменяющихся условиях формирования рынка, предприятиям требуются специалисты качественно нового уровня. Они должны быть восприимчивыми к инновациям, целеустремленными и коммуникабельными, умеющими работать как самостоятельно, так и в команде, обладающими трудовой мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего профессионального обучения, работоспособностью, энергичностью, отсутствием стереотипа профессионального поведения. Предприятиям требуются специалисты, владеющие иностранными языками, современными компьютерными технологиями и программами, готовые развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям, возникающим в производстве и экономике в целом.
Выпускники профессиональных образовательных учреждений должны быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональным знаниям, а также максимально реализовать свой личностный потенциал.
Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются непривлекательными для работодателя. Связано это, прежде всего, с тем, что набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий и с неопытностью и наивностью молодых специалистов.
Как отмечает в своей работе Кучина О.В., «немаловажное значение для трудоустройства молодежи имеет значение наличие соответствующих программ поддержки молодых специалистов для различных отраслей»1. Также немаловажным аспектом является отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения.
Проблема несовпадения ожиданий
Главное удивление для студентов - это равнодушие работодателя к красному диплому! Если в анкете напротив графы «стаж» стоит прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. Даже второе высшее образование и название престижного вуза не гарантирует никакой защиты от безработицы.
1 О.В. Кучина. Подходы к подготовке кадров для сельских территорий российской федерации (статья). - ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ: Материалы X Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2018 г. / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. Том 4. 180 с.
По статистике более 75% студентов вузов по окончанию обучения испытывают трудности в устройстве на работу. Проблема трудоустройства выпускников возникла еще в далеком 1990 году, после того, как было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. С тех пор эта проблема приобрела социальный характер. В настоящий момент разрешения этой проблемы все еще не найдено.
Работодатели так же имеют претензии к студентам и к выпускникам вузов. Их возмущает настроение выпускников и их требования. Такие претензии, как: комфортное рабочее место, удобный рабочий график, зарплата не ниже 50-70 тысяч рублей в среднем, полное соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации, четко прописанные обязанности, оплачиваемые отпускные. Не кажется ли, что это слишком большая роскошь для людей, которые вообще не имеют опыта работы? Разве не так? Такого же мнения придерживается большинство работодателей. Ведь работодатель сильно рискует, когда берет на работу молодого специалиста. Неизвестно, какие знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения в высшем учебном заведении и сможет ли он применить их на практике. Скорее всего, что после всех «завышенных» требований молодого «специалиста» ему последует отказ [3].
Для того чтобы рассмотреть и понять данную проблему, проанализируем ответы выпускников и работодателей с помощью статистических данных.
В рамках нашего исследования мы провели опрос среди студентов разных специальностей и курсов института управления РАНХиГС, а также работодателей. В опросе приняли участие 312 студентов и 68 работодателей.
Исходя из опроса, 80% обучающихся на специальности государственное и муниципальное управление, в то время как обучающиеся по направлениям, подходящим для коммерческих предприятий составляет всего 20%.
58% опрошенных студентов планируют работать по специальности, однако работодатели, испытывающие потребность в новых работниках, находятся по большей части в коммерческом секторе, а не в государственном.
Из этого можно выявить первое несоответствие:
Профессиональные области, в которых желают трудоустроиться выпускники, отличаются от тех, куда готовы принять их работодатели.
Одним из вариантов решения может послужить грамотная государственная политика в сфере занятости молодежи, безусловно, поможет системе профессионального образования адекватно реагировать на потребности рынка труда, направлять трудовые ресурсы в необходимое, нуждающееся в квалифицированных кадрах, русло и увеличить долю выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности.
Далее перейдем к самому волнующему вопросу - заработная плата.
— 39% выпускников ожидают заработную плату от 45 до 65 тыс. рублей
— 34% - более 100 тыс.
— 20% - от 70 до 90
— И менее 10% готовы работать за 20-40 тыс. рублей.
— Ни один выпускник не готов работать менее чем за 20 тысяч рублей в месяц.
В то время как опрошенный работодатели готовы предложить в подавляющем большинстве ( 80%) от 20 до 40 тысяч рублей , оставшиеся 20% - менее 20 тыс. рублей
Это приводит ко второму основному несоответствию ожиданий и реальной ситуации на рынке. При решении данной проблемы стоит принимать во внимание тот факт, что ожидания студентов всегда будут завышены, в то время как предложения работодателей в отношении студентов всегда будут занижены. В этом случае можно предпринять лишь некоторые меры для его сглаживания:
1) Прохождение оплачиваемой практики для лучшего понимания студентами их будущей заработной платы.
2) Проведение тренингов и специальных семинаров на тему Стоимости труда на рынке.
3) Проведение различных мероприятий по знакомству работодателей и выпускников вузов с возможностями дальнейшего сотрудничества.
Далее перейдем к вопросу о том, кто должен решать проблему трудоустройства выпускников. Работодатели абсолютно сходятся во мнении, что студенту необходимо волноваться и решать вопрос своего трудоустройства самостоятельно, в то время как выпускники видят эту проблему по-другому:
— 45% - учебное заведение
— 26% - самостоятельно
— 25% - государство
— 5% - не определились
По выявленным результатам, становится очевидным третье несоответствие: студент не готов брать ответственность за самостоятельное решение данного вопроса. Работодатель наоборот ожидает от студента повышенной инициативности и ответственности. Это может говорить о низкой мотивации к труду, которая должна постоянно стимулироваться со стороны работодателя. (Приложение 3)
Именно это может заинтересовать и вовлечь молодежь в процесс активного поиска работы и проявления инициативности не только в плане учебы, но и в усиленном старании показать работодателю себя и зарекомендовать именно свою кандидатуру.
Четвертым немаловажным вопросом, волнующим студентов и работодателей, является наличие опыта и возможности его получения в ходе работы [4].
Преобладающая часть работодателей готова принимать студентов как с опытом работы, так и без. А у 67% опрошенных студентов опыт работы есть, что может говорить о том, что у каждого выпускника и студента есть шанс устроиться на хорошую и достойную работу, а как сделать это правильно мы рассмотрим в следующей главе.
Мнение экспертов
Нами были проведены несколько интервью с HR- экспертами, которые поделились своим опытом и мнением по теме Трудоустройства студентов и выпускников, а также рассказали об ошибках на собеседовании и правильном составлении резюме.
Петр Липов1 - эксперт в области развития карьеры, более 14 лет он успешно помогает трудоустраиваться людям различных специальностей.
Основные аспекты нашего интервью можно сформулировать в следующих выводах:
• Работодатели готовы брать студентов на работу и обучать их.
• Магистратура важна и станет вашим преимуществом.
• Резюме должно быть четко структурировано и не содержать лишней информации.
• На собеседовании работодатель в первую очередь ценит инициативность, ответственность и открытость.
• Знание иностранного языка необходимо и высоко ценится работодателями [5].
Вторым HR-экспертом стала Арина Орловская.2 Арина - начинающий специалист
со стремительно развивающейся карьерой в успешной сети отелей.
1 Петр Липов (Ссылка на аккаунт в социальной сети : https://vk.com/petr.lipov)
2 Арина Орловская - HR специалист. Аккаунт в социальной сети "Вконтакте"// URL: https://vk.com/orlovskaya_arina
Проанализировав ответы на вопросы из нашего интервью, мы сделали следующие выводы:
• Твоя карьера в твоих руках.
• Отсутствие у работодателей предвзятого отношения к студентам.
• Проявив инициативность, ты можешь показать себя и заполучить работу своей мечты.
• Не стоит бояться начинать с малого, ведь многие крутые компании предлагают большие перспективы развития.
• Изучение дополнительных материалов, самообразование, посещение мастер-классов и курсов зависит только от желания студентов развиваться, что является необходимым для получения хорошей должности. Так как грамотный руководитель должен быть эрудированным и показывать пример другим своими лидерскими качествами.
Заключение
В заключении можем сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах. А также, чтобы получить достойное рабочее место и хорошую заработную плату, выпускник должен на все 100% использовать данные ему возможности образования, реализовывать свои знания, навыки и умения, быть максимально самостоятельным и, несомненно, верить в свои силы. Также студент должен проявлять высокую инициативность и знать четко, чего он хочет от работы.
Список литературы
1. Коземаслов Н.Д., Боркова Е.А. Проблемы трудоустройства выпускников вуза [Текст]/ Коземаслов Н.Д., Боркова Е.А. Проблемы трудоустройства выпускников вуза. Молодежный научный форум. Статья, 2015.
2. Буланова В.С. и Волгина Н.А. Рынок труда [Текст] / В.С. Буланова и Н.А. Волгина. Рынок труда, 2003. С. 39.
3. Лапшин В.Ю. Рынок труда: теория и российская практика [Текст] / Лапшин В.Ю. Рынок труда: теория и российская практика. Статья, 2006. С. 70.
4. Вязова Н.С. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи (на примере Санкт-Петербурга) [Текст] / Вязова Н.С. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи (на примере Санкт-Петербурга). Статья, 2016. С. 151.
5. Липов Петр. Интервью для студентов РАНХиГС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/videos-142864730?z=video-142864730_456239020%2Fpl_-142864730_-2/ (дата обращения: 17.06.2019).
6. Малка А.А., Чуева Я.Ю. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [Текст] / Малка А.А., Чуева Я.Ю Проблемы трудоустройства молодых специалистов. Студенческий научный форум», 2014.