Научная статья на тему 'Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи'

Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи»

Лт СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 332.1 ББК 65.04

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

Н.С. Вязова, Е.В. Воронина

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 7

В последнее время проблемам в сфере занятости молодежи уделяется большое внимание на всех уровнях государственной и региональной власти.

В Санкт-Петербурге в настоящее время зарегистрирован рост масштабов

регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

Особенность молодежного рынка труда заключается в некоторой неустойчивости спроса и предложения. Эту ее черту можно объяснить трудностями, вызванными изменчивостью приоритетов молодежи в выборе рода занятий и места работы.

Кроме того, молодежь сталкивается с такой проблемой, как конкуренция. Когда мы рассматриваем другие возрастные группы трудоспособного населения, становится очевидно, что в силу профессионального опыта они меньше рискуют потерять место работы и имеют существенно больше преимуществ при трудоустройстве. У молодых людей при приеме на работу наиболее часто возникает такой барьер, как трудовой стаж, который у большинства отсутствует. Часто это вынуждает молодежь переориентироваться и работать не по специальности, что говорит о предвзятом отношении работодателя к молодым кадрам: невозможно повышать уровень квалификации, иметь трудовой стаж без возможности работать по специальности. В таком положении находится подавляющее большинство молодых людей, обучающихся на старших курсах вузов. Естественно, что после устройства на работу не по профилю следует увольнение из-за неоправданных ожиданий или общей неудовлетворенности условиями труда.

Многие работодатели находят выход в так называемом «доучивании» своих сотрудников, в повышении их квалификации. Этот метод очень эффективен, хотя и требует немалых затрат. Он позволяет получить готового специалиста, уже адаптированного под конкретно выбранную организацию. Финансовые вложения в образование своих сотрудников может себе позволить не каждое предприятие или организация, в таких ситуациях оказываются очень эффективными государственные программы, нацеленные на помощь в трудоустройстве молодежи. Смысл их заключается в том, чтобы мотивировать и стимулировать работодателей брать на работу молодых и еще неопытных специалистов [1].

Исследование рынка труда необходимо для определения востребованных профессий и для выявления социальных тенденций. Привлечение молодежной аудитории к самореализации посредством трудовых отношений - логичный процесс профессионального воспроизводства общества. В настоящее время существует огромное количество современных социологических инструментов, благодаря которым у нас есть возможность взглянуть на предпочтения молодежной аудитории глобально, в масштабах страны.

Существует два ключевых критерия оценки профессионального успеха - это прибыльность и престижность выбранной профессии (социальное признание). Причем далеко не во всех случаях эти критерии прямо пропорциональны друг другу. Уровень несовпадения социального признания и денежного вознаграждения отражает несовпадение индивидуальных ожиданий молодежи с объективными потребностями или возможностями общества. Такое противоречие проявляется в отношении к

предпринимательской деятельности. Молодежь признает потенциальную выгоду предпринимательства (первое место в рейтинге по прибыльности), но, что касается престижа, то предприниматель в их глазах значительно уступает таким профессиям, как юрист, государственный чиновник, экономист, представитель творческой профессии или банковский служащий.

Восприятие прибыльности той или иной профессии в значительной степени искажается острой конкуренцией в отрасли. Так, профессии юриста, экономиста и менеджера занимают верхушку рейтинга по уровню общественного престижа, но вот денежная прибыль оценивается молодежью как средняя.

По-прежнему молодые люди не жалуют специальности, которые можно отнести к старомодному понятию «интеллигенция» (инженер, ученый, преподаватель, врач). В данном случае прослеживается прямая зависимость между престижем и низкой оплатой труда представителей этих профессий, что ведет к снижению качества работы и административному застою.

Низка также престижность и прибыльность рабочих профессий, хотя по уровню заработной платы даже эти профессии молодежью оцениваются выше, чем профессии «интеллигенции».

Вопреки сложившимся стереотипам, молодежь в выборе будущей профессии рассматривает не только ее прибыльность и престижность, но и общий статус, интерес к профессии и долгосрочность перспектив. За последнее десятилетие расширился спектр престижных профессий [2].

На сегодняшний день основной проблемой молодежного рынка труда специалисты называют неустойчивость спроса и предложения. Эта неустойчивость связана с изменчивостью ориентаций молодежи, ее социально-профе-ссиональной неопределенностью. Многие молодые люди, получив диплом, не могут точно сказать, какую работу и в какой области им хотелось бы получить. Они пробуют себя в разных сферах деятельности, часто меняют работу. Естественно, что работодатель хочет видеть у себя в штате сотрудника, который нацелен на развитие в профессии и облада-

ет зрелой мотивацией к выполнению трудовых обязанностей [3].

В процессе профессиональной подготовки молодых специалистов имеются пробелы в формировании системы знаний о профессии, в том числе, о нормативных актах, определяющих специфику данной специальности. Отсутствие данных знаний влияет на процесс трудоустройства, на отношение к данной профессии, а так же на конкурентоспособность молодого специалиста.

Вчерашние студенты, как правило, не обладают необходимыми практическими навыками и опытом работы в целом, тогда как наличие опыта работы - основное требование, предъявляемое работодателем потенциальному сотруднику. По оценкам специалистов, только 30% выпускников профессиональных учебных заведений имеют опыт работы к моменту их окончания. Молодежь проигрывает более зрелым соискателям также и потому, что имеет слабые представления о бизнесе.

Ни для кого не секрет, что при повышенном интересе к выбранной профессии у молодого человека появляется отличный шанс для того, чтобы стать высокооплачиваемым, квалифицированным специалистом.

В мае 2013 г. нами был проведен опрос среди студентов вузов Санкт-Петер-бурга (таких, как Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики и др.) с целью выявления мнения данной категории жителей города о положении молодежи на рынке труда.

Темой исследования стала проблема трудоустройства молодежи на примере студентов вузов Санкт-Петербурга. Предметом исследования явились трудовые отношения между работодателем и молодым специалистом, ситуация на молодежном рынке труда Санкт-Петер-бурга. По результатам опроса были решены следующие задачи:

• определен процент студентов, желающих работать;

•определены предпочтения студентов при выборе специальности (что влияет на этот выбор);

• определена эффективность профори-ентационной работы при выборе профессии перед поступлением в вузы;

• определена заинтересованность студентов в работе Студенческой биржи труда (СБТ) и городской Службы занятости (СЗ), необходимость повышения эффективности этой работы;

•проанализированы предложения студентов по улучшению ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга.

Для проведения исследования был выбран метод анкетного опроса, так как он позволяет провести исследование в более сжатые сроки, избежать ошибок при записи информации со слов опрашиваемого, учитывает анонимность, облегчает обработку собранной информации.

Социологическим инструментарием опроса является анкета.

По данным опроса, на поддержку городской Службы занятости и Студенческой биржи труда рассчитывает не более 10% студентов. При этом, проанализировав отношение к работе каждой из этих организаций (рис. 1. и рис. 2.), мы видим, что более 70% опрошенных студентов относится к их работе нейтрально, то есть опрошенные либо абсолютно не знают и не интересуются их работой, либо просто не считают их деятельность имеющей отношение непосредственно к ним самим. Отрицательное отношение к городской Службе занятости и Студенческой бирже труда более распространено, нежели положительное. Это может быть обусловлено неэффективностью оказанной этими организациями помощи или отсутствием информации о положительной динамике количества студентов, трудоустроенных по специальности как во время обучения, так и после его окончания, отсутствием достаточного количества рекламы и информации об их работе.

Рис. 1. Отношение студентов Санкт-Петербурга к работе Студенческой бирже труда

Рис. 2. Отношение студентов Санкт-Петербурга к работе городской Службы занятости

Из данных рис. 1 и 2 следует, что процент молодых людей, которые признают работу этих организаций эффективной, невелик. Это может быть также связано со стереотипами, сложившимися у молодежи в отношении этих организаций: мнением о том, что подобные структуры устарели, что их работа неэффективна или же что их услуги - это крайняя мера в поиске работы.

Однако возможности этих организаций гораздо больше, чем представляют себе многие молодые люди. Но необходимо направить, силами администрации города, деятельность городской Службы занятости и Студенческой биржи труда на создание условий, при которых будет налажен механизм их взаимодействия с вузами, обеспечена реальная поддержка с студентам при трудоустройстве по специальности уже на старших курсах вуза,

при этом созданы условия для совмещения обучения и работы. Естественно, что не в каждой профессии возможно совмещение работы и учебы, так как для специалиста определены необходимые

квалификационные требования. В некоторых случаях необходимые знания и навыки дает производственная практика. Возможно увеличение объема часов практики, продолжение работы в организации, где проходила практика, после ее окончания для закрепления полученных знаний (например, в период от производственной до преддипломной практики). Служба занятости и Студенческая биржа труда должны тесно сотрудничать с вузами, чтобы наиболее точно видеть картину потребностей студента и, как следствие, находить оптимальный путь взаимодействия с молодежью (рис. 3).

Рис. 3. Схема взаимодействия

Грамотно продуманная реклама, работающая напрямую со студентом, поддержка преподавателей и руководства вуза смогут обеспечить эффективную работу городской Службы занятости и студенческой биржи труда.

Расписание учебных занятий студентов старших курсов можно адаптировать для совмещения работы и обучения таким образом, что несколько дней в неделю не будут заняты аудиторными занятиями, что позволит молодым людям уделить время получению практических навыков, приобретаемых ими на работе. Совмещение работы по специальности может обеспечить студенту место практики и

между организациями и вузом действительно интересный дипломный проект в будущем, а так же карьерный рост после получения высшего образования. Выпускающие кафедры могут заключать долгосрочные договоры о сотрудничестве не только с предоставлением организацией места практики для студентов, но и с подготовкой квалифицированных

специалистов.

Для формирования по-настоящему правильного представления о возможностях, которые могут дать вузы, и для наиболее полного понимания, что представляет собой та или иная профессия, активная работа с молодежью должна начинаться со школьной скамьи (рис. 4).

Рис. 4. Отношение студентов Санкт-Петербурга к профориентационной работе в школе

Некачественно проводимая профориентация рассматривается как одна из причин неправильного выбора профессии и отсутствия желания устроиться на работу по специальности.

На рис. 4 мы видим, что, по мнению более 70% опрошенных студентов Санкт-Петербурга, на неправильный выбор будущей профессии влияет некачественно проведенная профориентационная работа в школе.

Многие школьники, выбирая вуз, абсолютно не представляют, что их там ждет, и зачастую делают свой выбор под влиянием мнения родителей, школьных учителей или просто ориентируясь на проходной балл. Это приводит к тому, что, доучившись до старшего курса, молодой человек не имеет интереса к выбранной профессии. Это способствует снижению уровня успеваемости студента, который не знает, чем ему заниматься, получив данное образование, куда он со своей квалификацией может утроиться, да и интересно ли ему будет работать по выбранной специальности. Чтобы избежать такой неблагоприятной ситуации, стоит уделить особенное внимание профессиональной ориентации молодых людей в старших классах школы. Эту работу стоит организовать не только посредством привлечения вузов к профориентации, что, естественно, необходимо, но и посредством введения специальных уроков на протяжении, допустим, целой четверти, где учителем выступит специалист, например, про-фориентационного бюро, который сможет дать объективную оценку сфер возможной деятельности, специальностей, работе вузов. После прохождения курса лекций, до-

полнением которого могут стать тренинги, открытые уроки, тестирование, у школьника более четко сформируется представление о перспективах, предлагаемых той или иной профессией, которыми он может воспользоваться. Такой урок будет наиболее продуктивен в девятом классе, когда у молодого человека может возникнуть желание проложить обучение в училище или техникуме, и в десятом, когда школьник может устроиться на подготовительные курсы или же обратить наибольшее внимание на изучение профильных предметов для сдачи будущего единого государственного экзамена и поступления в вуз.

Самое важное во всей предлагаемой нами системе - это то, что выбор, который сделает молодой человек, будет принадлежать именно ему. Это станет его целью, к достижению которой у него возникнет неподдельный интерес, возрастут приложенные молодым человеком усилия для получения высшего образования.

Такой урок должен стать не столько поучительным, сколько информационным, направленным на объективность оценки возможных сфер деятельности.

В Санкт-Петербурге нами был проведен опрос среди студентов по профессиям, которые, на их взгляд, востребованы и популярны (рис. 5).

Из данных графика мы видим, что популярность некоторых профессий, которые выбирает молодежь при поступлении в вуз, значительно превышает их востребованность на рынке труда. Это такие профессии, как экономист, менеджер, юрист и бухгалтер. Естественно, что оценка, данная студентами, это не только мнение, сложившееся при непосредственном поиске ими работы, но и взгляд, подкрепленный мнением их окружения, которое складывалось не один год. Таким образом, мы можем сделать вывод, что при выборе будущей профессии еще в школе мало кто задумывался, а нужны ли будут специалисты в

этой области после окончания обучения (то есть через пять или шесть лет).

Точно также об этом не задумываются высшие учебные заведения, открывая все новые и новые направления подготовки экономистов и менеджеров, которые, естественно, привлекают абитуриентов, чей выбор обусловлен большим количеством бюджетных мест, совпадением популярного набора экзаменов ЕГЭ (русский-язык, математика и обществознание) или же просто престижностью вуза.

Активная профориентационная работа в школе способна повлиять на сложившийся стереотип. Специалист, который обладает сведениями об общей ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга, знаком с разными точками зрения, объективным мнением о востребованности тех или иных профессий

выбора школьниками своей будущей профессии.

Естественно, что одной инициативы образовательных учреждений недостаточно. В данной ситуации будет наиболее эффективно влияние со стороны администрации районов и города. Если, например, Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга или Комитетом по образованию будут разработаны методические указания с рекомендациями по проведению профо-риентационной работы среди школьников и студентов, то, при наличии методической базы, эффективность работы со стороны образовательных учреждений усилится. Положительный результат также будет иметь проведение обучающих семинаров по направлению профориентации для педагогов.

может помочь при формировании

80

70

60

50

40

30

20

10

I менеджер швея-закройщица секретарь-референт бухгалтер

слесарь по ремонту а/м

врач

юрист

экономист

програмист

инженер

популярность

востребованность

0

Рис. 5. Востребованность и популярность профессий, по мнению студентов Санкт-Петербурга (%)

По данным опроса, более 60% молодых людей считают востребованными профессии врача и инженера, но при этом делают свой выбор в пользу профессий экономиста и менеджера. Это обусловлено не совсем верным представлением о востребованности профессий на рынке труда.

60% опрошенных студентов также считают, что проблема трудоустройства для них актуальна и ее причиной является недостаток опыта работы и невостребованность выбранной профессии.

Если анализировать статистику Международной организации труда, то мы видим, что более 40% молодых людей наибольшее количество знаний о конкурентоспособности своей профессии на рынке труда узнают в СМИ, только 10% от преподавателей вуза. Это еще раз доказывает, что необходимо совершенствовать систему образования, дополнить ее дисциплинами, которые способны дать студенту прикладные знания, для его конкурентного преимущества.

Стоит также обеспечить условия, посредством поддержки администрацией районов и города (Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе) образовательных учреждений, для того чтобы у студента появилась возможность, после практики, совмещать работу по специальности с обучением, с условием неполной занятости, но с приобретением практических навыков работы. Таким предприятием

может выступить не только реально функционирующая организация, но и бизнес-инкубатор, который способен дать необходимые знания студенту. Для повышения конкурентоспособности молодого человека на современном рынке труда, как мы уже говорили ранее, необходимо обратить внимание на систему знаний, которые он получает в процессе своего обучения в вузе. Если достигнуть такого уровня квалификации выпускников, при котором они сами станут уверенными в своих силах и знаниях, а также будут знать, что их ждет после устройства на работу, можно быть уверенными, что работодатель отдаст свое предпочтение молодому и, несомненно, перспективному кадру.

Для этого необходимо, по нашему мнению, в совокупности запустить механизм работы по нескольким направлениям:

• активная профориентационная работа в средней образовательной школе;

• решение проблемы формирования системы знаний о профессии;

• повышение эффективности работы городской службы занятости и студенческой биржи труда;

• повышение уровня конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.

Активизация работы по всем вышеперечисленным направления способна привести к значительному снижению уровня безработицы среди молодежи.литература

1. Черкасова С. Молодежная занятость: взгляд МОТ // Job.ru. Статьи - 2011 [Электронный pecypc].URL: http://mssia.job.m/seeker/career/artide/?ca=40900 (дата обращения 08.12.2011).

2. Горшков М.К. и Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Изд-во ЦСПиМ, 2010.

3. Никифорова Е. Мифы молодежного рынка труда // Бюро профориентации. [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://prof-buro.ru/rus/Informatsionniy-tsentr/Aktualnie-stati/Mifi-molodezhnogo-runka-truda/ (дата обращения 20.12.2011) [3].

4. Молодежная занятость в странах Восточной Европы: кризис внутри кризиса // Справочный доклад к Неофициальной встрече министров труда и социального обеспечения в ходе 100-й сессии Международной конференции труда // Международное бюро труда. Женева [Электронный ресурс]. -2011 // URL: http://www.ilo.org/public/english/region/eurpro/geneva/download/events/ministers2011/youthempl_easteur_ru .pdf/ (дата обращения 15.06. 2011)

5. Глобальные тенденции занятости среди молодежи. 2013 // ЖЕНЕВА (Новости МОТ). URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news /2013/get for youth 2013 ru.pdf (дата обращения 14.05.2013).

6. В мире растет молодежная безработица// Интернет-журнал «Новый регион 2» NR2.ru - 2012. URL: http://www.nr2.ru/inworld/387696.html (дата обращения 20.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.