Научная статья на тему 'Проблема профессионального самоопределения молодежи'

Проблема профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4249
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / STUDENT'S YOUTH / YOUTH / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авакова Элина Борисовна

В статье приведены тенденции выбора студенческой молодежью престижных и прибыльных профессий, отмечены положительные и отрицательные стороны раннего профессионального становления, подчеркнута необходимость проведения профконсультаций и профориентационной работы с молодежью, а также перечислены основные аспекты этой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional self-determination of the youth

The article deals with tendencies of a choice by student's youth of prestigious and profitable trades, positive and negative sides of early professional formation are noted. It's underlined the necessity of carrying out of professional consultations and professional orientation work with youth and also the basic aspects of this activity are listed

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального самоопределения молодежи»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Э.Б. АВАКОВА

Элина Борисовна АВАКОВА — аспирантка, ассистент кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 12 публикаций.

Область научной специализации — трудовая мотивация.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ*

Выбор профессии — одно из главных решений в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального, т. е. с определением того, какое место занять в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этот вид деятельности будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков.

Профессиональное самоопределение представляет собой, прежде всего, стратегический выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта профессии, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, и соотношения их с требованиями профессии, т. е. адаптацией через подчинение среде.

Однако представления молодежи о профессиях и рынке труда часто не совпадают с реальной действительностью, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто основывается на приоритете внешних статусных ценностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.

Также существуют и объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. В этих условиях происходит существенный спад профориентационной деятельности со стороны как образовательных учреждений (школы, высшие учебные заведения), так и предприятий.

Процесс включения молодежи в производственно-экономические отношения одновременно есть процесс включения молодежи в распределительные отношения. Этим объясняется тот факт, что свое профессиональное становление молодежь оценивает как по уровню престижности, т. е. общественного признания, так и по уровню прибыльности (см. рис. 1).

Как видно, наиболее прибыльным молодые россияне считают такой вид экономической деятельности, как предпринимательство. Однако в рейтинге престижных профессий оно занимает лишь шестое место.

Можно отметить, что такое положение молодежи противоречит новаторской сущности этой социально -демографической группы, ее приверженности всему новому и передовому, в том числе и в области рыночных отношений.

В чем же причины столь не свойственного молодому возрасту поведения? Прежде всего в более зрелом и рациональном отношении современной молодежи к рынку. Эйфория по поводу мгновенного достижения успеха и богатства, хотя и медленно, но со временем проходит. Ниши в большом и малом бизнесе заняты, и пробиться туда молодежи трудно. Степень риска сегодня крайне высока. На карту все чаще ставится не только благосо -стояние, но и жизнь. Большинство попробовавших себя на поприще частного предпринимательства испытывали разочарование. Молодежь предпочитает надежность и спокойствие.

ГРНТИ 05.11.00 © Э.Б. Авакова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.К. Потемкина.

Этим можно объяснить и отмеченный респондентами общественный престиж госслужбы. Молодежь стремится к стабильности, надежды на которую она связывает с государственными предприятиями.

Рис. 1. Оценка молодежью основных профессий по критериям «престижность» и «прибыльность», % [1, с. 168]

Первые два места в рейтинге престижных профессий принадлежат профессиям высококвалифицированного умственного труда — юрист, экономист. Таким образом, хотя доходность и престижность профессий имеют значительную степень корреляции, мы видим, что не только прибыльность профессии определяет степень ее престижности. Не случайно, например, профессию юриста считают престижной практически вдвое больше тех, кто убежден в ее прибыльности.

К сожалению, очень низка престижность таких общественно важных профессий, как ученый, преподаватель и врач, что в немалой степени связано с низкой оплатой труда в этих областях, снижением качества труда и проникновением в эти сферы коррупции.

Действительно, анализируя ответы, полученные на вопрос о требованиях, предъявляемых молодежью к своей будущей работе, можно увидеть, что доминантой поведенческих приоритетов, безусловно, выступает материальное благополучие. Остальные же показатели играют второстепенную роль (см. рис. 2).

Особенностью современного этапа профессионального самоопределения молодежи является то, что на так называемой подработке заняты более 70,0 % студентов, в том числе I курса — до 40,0, II курса — 54,0, III курса — 81,0, IV курса — 74,0, V курса — 77,0 %, и более трети из них работают постоянно [2]. Обусловленность раннего включения студенческой молодежи очевидна и связана с тем, что современное предприятие предъявляет к студентам и выпускникам вузов при приеме на постоянную работу следующие требования: высшее образование, престижный вуз, «хороший» диплом, практический опыт работы в соответствующей области, знание и умение применять математические методы анализа и обработки информации, умение работать в Интернете, знание иностранного языка (в пределах необходимого), желание работать.

Если студент совмещал регулярную работу с учебой в вузе, то из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с не работавшим выпускником вуза, так и с теми, кто не получил полноценного высшего образования. От первого его отличают большая активность, а также потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом; от второго — стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе.

Интересная для меня

Обеспечивающая возможность сделать быструю карьеру О б еспечив а ющ а я в о з моясность пр о ф есснона льного р оста Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу

Полезная обществу Хорошо оплачиваемая С хор ошими у сп о вия ми труд а Престижная

Оставляет много времени для другого Н еут о мительна я

10 20 30 40 ТО 60 70 80 1)0

Рис. 2. Требования, предъявляемые к работе молодыми россиянами, % [4]

Однако, наряду с положительными элементами раннего профессионального самоопределения студенческой молодежи, имеются и существенные недостатки. Так, студенты могут:

— проявлять легкомысленное отношение к работе;

— нередко проявлять слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, то выполняемая им работа конкурирует с возможностью найти работу по специальности);

— хуже работать в периоды сессий;

— часто переоценивать свои знания, умения и возможности;

— обладать нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций;

— требовать к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность в коллективе;

— становясь постоянными работниками, чаще претендовать на более высокую заработную плату;

— обладать повышенной мобильностью, а потому усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;

— оказаться в момент окончания вуза в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у муж -чин — проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда.

С целью повышения качества работы со студенческой молодежью, увеличения числа профориентационных услуг должна совершенствоваться технология профконсультирования (углубленное индивидуальное консультирование, интенсивное консультирование, ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, обучение по программам социальной и трудовой адаптации).

Развитие системы профессиональной ориентации молодежи предполагает:

— расширение взаимодействия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки с заинтересованными структурами: министерствами, ведомствами, комитетами, научными и образовательными учреждениями;

— обеспечение комплекса услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в центрах занятости населения;

— активизацию профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений;

— профориентацию инвалидов, военнослужащих, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других групп молодежи, особо нуждающихся в социальной защите;

— оказание услуг работодателям по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки и профотбору работников.

Важное место в профориентации молодежи должны занимать службы занятости населения. Причем речь идет не только о традиционном взаимодействии с молодыми клиентами, обратившимися в службы занятости, но и о расширении сферы деятельности данных учреждений в части работы со школьниками средних и старших

классов. В качестве основных направлений профориентационной работы региональных служб занятости можно выделить следующие:

• предоставление информации о ситуации на рынке труда, профессиях, пользующихся спросом на локальных рынках труда или имеющих перспективу повышения спроса, о возможностях профессионального обучения и трудоустройства;

• проведение профессиональной консультации по выбору сферы деятельности, направления профессионального обучения, подбору подходящей работы;

• оказание психологической поддержки в целях адаптации на рынке труда и обучения навыкам эффективного поиска работы;

• организация профориентационных консультаций для учащихся общеобразовательных и других учебных заведений.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодого поколения сегодня являются необходимым механизмом социальной защиты и эффективной занятости населения, одной из форм регулирования молодежного рынка труда в условиях реформирования экономики [3].

Задача вузов совместно с комиссиями по делам молодежи различных уровней государственного управления состоит в изучении в динамике профессионально-трудовых планов, предпочтений, потребностей, интересов и соотнесении их с системой совершенствования образовательных процессов, возможностями трудоустройства на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГоршковМ.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Гречиков В.И. Хорош ли работник из студента? // ЭКО. 1998. № 10. С. 130.

3. Коростелев С.М. Роль государства в решении проблемы молодежной занятости // СПбУЭФ. 2007. № 2. С. 178-180.

4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад РАН Институт социологии. М., 2007. URL: http://www.fesmos.ru/Publikat/Jugendstudie2007.pdf

О.В. АТАМАНОВА

Ольга Викторовна АТАМАНОВА — аспирантка кафедры прикладной и математической лингвистики РГПУ им. А. И. Герцена.

В 1994 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — проблемы прикладной и статистической лингвистики.

^ ^ ^

СИНЕРГЕТИКА РЕЧИ ПРИ ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ*

В настоящее время все большее внимание уделяется исследованию текстов в самых различных аспектах. Особый интерес представляет изучение текстов, порождаемых адресантами в измененных состояниях сознания, более или менее явно выраженных, на основании чего предполагается верификация (или, соответственно, опровержение) гипотезы о том, что по особенностям текстов можно судить о психологическом состоянии адресанта.

Измененные состояния сознания представляют собой «способ приспособления сознания к изменениям внешних условий» [11, с. 48], адаптивную реакцию человека на такие изменения. Поскольку в современной нау-

ГРНТИ 16.21.33 © О.В. Атаманова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра фипол. наук, проф. Л.Н. Беляевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.