Научная статья на тему 'Профориентационная работа с молодежью в условиях службы занятости'

Профориентационная работа с молодежью в условиях службы занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1710
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рамазанов Сиражудин Алаудинович

В статье рассматривается проблема безработицы молодежи, значимость профориентационной работы с молодежью в службе занятости. Освещается работа, проводимая органами службы занятости в рамках программ содействия занятости населения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с молодежью в условиях службы занятости»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

®2011 Рамазанов С.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема безработицы молодежи, значимость профориентационной работы с молодежью в службе занятости. Освещается работа, проводимая органами службы занятости в рамках программ содействия занятости населения и т.д.

The author of the article considers the problem of young people’s unemployment, the significance of the vocational guidance work with the young people in the employment service. He throws the light upon the work of the bodies of the employment service within the framework of the assistance programs of the population’s employment, etc.

Ключевые слова: профориентация, профконсультация, безработица, трудоустройство, служба занятости, молодежь.

Keywords: vocational guidance, professional consulting, unemployment,

employment, employment service, young people.

Социально-экономические преобразования, изменения

отношений собственности и форм хозяйствования, становление

рыночной экономики оказывают существенное влияние на занятость населения, управление и

регулирование которым

представляют собой научно обоснованное, целенаправленное воздействие на образ наиболее приемлемого рода деятельности, перемены профессии и иерархии видов занятий, их привлекательности и т.д.

Складывающиеся на рынке труда социально-экономические условия требуют содействия занятости всем категориям незанятого населения, особенно молодежи, являющейся одной из наиболее уязвимых категорий. У молодых людей нет практических навыков, достаточной профессиональной подготовки, а работодатели требуют опыта, предпочитая не затрачивать средства на обучение работников, вследствие чего чаще безработными становятся

молодые и менее

квалифицированные.

Безработица среди молодежи вызывает озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост молодежной преступности, проблемы, связанные с социальной адаптацией в обществе, поэтому большое значение приобретает

целенаправленная

профессиональная ориентация как направление государственной

политики содействия занятости населения. Основной задачей профориентационной работы с молодежью выступает развитие и совершенствование профессиональных качеств и способностей в соответствии с требованиями профессии, поскольку планы большинства молодых людей строятся без учета отдельных важных критериев, а часть так и не предпринимает попыток реализовать профессиональные намерения и возможности, что ведет к

неопределенности и неустойчивости на рынке труда.

Важным условием преодоления подобного положения является систематическая

профориентационная работа (школа, ПТУ, ссузы, вузы, центры занятости населения, молодежные биржи труда, предприятия и т.д.).

В настоящее время перед службой занятости стоит задача

совершенствования профконсультационной работы с незанятым населением, в первую очередь, с безработной молодежью, поскольку выбор и смена профессии требуют взвешенных решений, квалифицированной помощи,

формирования новых стимулов и мотивов трудовой активности. Следовательно, служба занятости совместно с органами образования, науки и другими заинтересованными учреждениями должна

координировать решение проблемы самостоятельного и сознательного выбора профессии, соответствующей объективным потребностям

общества, квалификации и

способностям личности;

приспособляемости к изменяющимся потребностям общества и активному осуществлению этих изменений; целенаправленного развития

сознательной активности лиц,

формирования жизненного

профессионального пути.

Исследования показывают, что большая часть школьников, выбирая профессию, ориентируется не

столько на содержание предстоящей деятельности, сколько на менее значимые формальные критерии профессионального выбора: влияние друзей (10%); советы родственников (32%); влияние средств массовой информации (9%); состояние

здоровья (5%). При этом 40% респондентов ориентируются на содержательные критерии

(заработная плата, транспортная доступность, морально-психо-

логическая атмосфера и т.д.) [5].

Ситуация углубляется

непрерывностью этой неожиданно возникшей проблемы, неприятием на уровне обычного сознания

реальности безработицы,

отсутствием внутренней готовности к адекватному поведению.

Профориентационная работа в службе занятости требует соблюдения условий, среди которых наличие: информационного зала;

комнат для индивидуального консультирования, тестирования, психологической разгрузки, групповой работы.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на получение услуг по профессиональной

ориентации, для чего в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан создан отдел профессионального обучения и профориентации, который

контролирует выполнение программы содействия занятости населения по профориентационной работе,

осуществляет не только

профессиональную ориентацию, но и психологическую поддержку граждан, потерявших работу, для чего планируются специальные

мероприятия по совершенствованию профориентационной работы,

психологической поддержке,

расширению консультационных услуг населению. Во всех центрах занятости населения в

муниципальных образованиях

работают психологи и

профконсультанты, оказывающие психологические (консультационные) услуги работодателям, безработным и т.д.

Выбор профессии часто связан с проблемами, которые не всегда удается решать в одиночку. У одних отсутствует достаточная информация о профессиях, у других нет сведений о путях получения профобразования либо имеются сложности со школьным образованием, семьей.

В Республике Дагестан

существуют проблемы с занятостью молодежи (по данным статистики, 37% безработных,

зарегистрированных в службе занятости республики, молодые люди), что требует целенаправленной работы с учащимися всех учебных

заведений. От правильного

определения в профессиональном плане сегодняшних школьников будет зависеть ситуация на рынке труда, судьбы многих людей.

Согласно результатам

анкетирования, в выпускных классах

школ г. Махачкалы в среднем 60% опрошенных ориентированы на

дальнейшее обучение и получение высшего профессионального

образования в институтах и

университетах, 22% на среднее

специальное образование и только 12% заинтересованы в приобретении конкретной профессии.

Согласно Административному регламенту организации

профессиональной ориентации

граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),

трудоустройства, профессионального обучения соответствующую

государственную услугу получили 62950 человек, которая выражалась в следующем:

- тематических групповых

мероприятиях в школах

информационных залах центров;

- участии в ярмарках вакансий учебных и рабочих мест;

- работе в районных и городских

комиссиях по делам

несовершеннолетних;

- выступлении по радио, телевидению и прессе;

- проведении профориентационных игр.

Оценивая эффективность

деятельности в указанном направлении, следует отметить, что охват профориентационными

услугами составил более 90% молодежи, обратившейся в службу занятости, 23% которых направлены на профессиональное обучение.

Ежегодно органами службы занятости в целях обеспечения эффективной занятости молодежи, оказания им содействия в профессиональном самоопределении проводятся профориентационные мероприятия: декада

профессиональной ориентации

«Фестиваль профессий - 2011»;

подготовка и распространение памятки «На пороге выбора профессии», «Как

молодому человеку преуспеть на рынке труда»; дни пропаганды профессии «На страже Родины»; профориентационные классные часы «Рабочие специальности,

востребованные на рынке труда», «Сто дорог - одна твоя», «Развитие

предпринимательской деятельности на селе», «Моя будущая профессия»; компьютерная диагностика

(тестирование) на базе мобильных офисов центров занятости.

Для обеспечения трудоустройства молодежи разработан и реализуется Межведомственный план содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда, в рамках которого

организованы временные

консультативные пункты по информированию о положении на рынке труда, имеющихся вакансиях, изучению мотивации учащихся, ярмарки вакансий, специальные занятия по социальной адаптации безработной молодежи на рынке труда и т.д.

Эффективность профессиональной ориентации

безработной молодежи

характеризуется показателями:

- информированность, предполагающая знание состояния рынка труда, содержания и условия деятельности по избранной профессии, наличия сведений об учебных заведениях, где можно получить избранную профессию (специальность);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сформированность общественно

значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных

намерений с потребностью рынка труда);

- выраженность профессиональных интересов, их устойчивость к определенной области деятельности и профессии;

- наличие специальных

способностей к виду

профессиональной деятельности (изобразительному, вокальному, музыкальному, актерскому; военному делу; спорту и т.д.);

- практический опыт в трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.);

- сформированность

профессиональных намерений, их устойчивость, основанная на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей,

способностей);

- реальный уровень

профессиональных притязаний

Примечания

(интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения

учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности);

- состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.

1. Закон РФ от 19.04.1999 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. идоп.) // и^ИПрУ/Ьаэе.garant.ru/10164333. 2. Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая профконсультация / Молодежь и труд. М., 1970. 3. Ковалев В. И , Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 6. 4. Материалы коллегии Министерства труда и социального развития Республики Дагестан // URL:http://www.dagmintrud.ru/ 5. Профконсультационная работа со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федорошина. Киев, 1989. 6. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения. Научно-методическое пособие. Калуга : Департамент Федеральной службы населения по Калужской области / под ред. В. А. Похвощева, М. С. Савина. М., 1996. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (действующая редакция) // и^:ИИр:/^\мл/.соп5и11ат:.ги/

Статья поступила в редакцию 13.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.