УДК 316.3
Н. В. Корж
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматривается ценность высшего профессионального образования в среде студенческой молодежи г. Пензы. На основе результатов социологического исследования были определены основные цели получения высшего образования, а также мотивы выбора будущей профессии студенческой молодежью.
Ключевые слова: профессиональное образование, студенческая молодежь, мотивы выбора профессии.
Abstract. The article considers the value of higher professional education among the students of Penza. On the basis of the sociological research results the author determines the main reasons for obtaining higher education as well as the motives for choosing a future profession by students.
Key words: vocational training, students, motives of choosing a future profession.
Современное российское общество предоставляет разнообразные возможности для реализации молодежи и побуждает их быть предприимчивыми, энергичными, прагматичными, независимыми и успешными. Возможности создают предпосылки для увеличения уровня притязаний молодежи, их стремления к достижениям. Как отмечают Т. Э. Петрова и А. А. Каравашкин, сегодня молодость становится характеристикой потребительских стилей, формирующихся вокруг культа молодости, продления образования, экспериментирования с различными видами занятости, переноса досуга в рабочее время, развития альтернативных форм партнерства, рисковых практик и т.д. [1, с. 79].
Современный рынок труда вынуждает студентов сочетать трудовую деятельность с образовательной, что приводит к росту динамичности жизни. В связи с этим меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, безработица, инфляция, экономический кризис делают адаптацию молодежи к рыночным условиям одной из острейших социальных проблем.
Все эти трудности, с которыми приходится сталкиваться будущим специалистам, повлекли за собой постепенное формирование новой иерархии трудовых ценностей и моделей трудового поведения. В связи с этим возросла актуальность молодежной проблематики. Значительный вклад в исследование вопросов, связанных с проблемами молодежи, был сделан известными социологами Д. Л. Константиновским [2-4], Т. В. Лисовским [5, 6], Г. А. Чередниченко [7], В. С. Магуном [8], которые изучали в своих работах личностные и трудовые ценности социально-профессиональных групп в условиях трансформации российского общества, уделяя при этом особое внимание молодежи. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества проводится социологами с целью выявления степени его инновационного потенциала адаптации к новым социальным условиям. От того, какие ценности будут сформированы у современного молодого поколения, во многом зависит дальнейшее развитие российского общества.
Сегодня работодателям требуются не просто узкоспециализированные работники, владеющие некоторым набором знаний и навыков, а сотрудники, обладающие определенными личностными качествами и демонстрирующие эффективное поведение в процессе разрешения проблем профессиональной деятельности. В настоящее время все больше увеличивается спрос на высококвалифицированных специалистов на рынке труда, а более высокая оплата такого труда заставляет вкладывать определенные средства в образование. Таким образом, система образования оказывает непосредственное влияние на жизненные планы и социально-профессиональную ориентацию молодежи. Кроме того, образование выступает определенным проводником между потребностями общества в определенных видах труда и жизненных планах молодежи.
Ценность образования для студентов выступает в тесной связи с профессиональными ориентациями. Как отмечает Д. Л. Константиновский, образование выступает как институт для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы: для передачи знаний и опыта, свойственных различным профессиям, подготовки квалифицированных специалистов для различных сфер деятельности [3, с. 18]. Роль образования как ресурса для общества трудно переоценить.
Проведенное в 2009 г. исследование в вузах г. Пензы среди студентов четвертых и пятых курсов государственных N = 220) и негосударственных вузов N = 220) подтверждает данный факт. Выбор в качестве объекта исследования студентов-старшекурсников обусловлен тем, что в это время в большей степени актуализируются профессиональные интересы и жизненные планы.
Были проведены фокус-группы с целью уточнения роли высшего образования в структуре ценностей как работающей, так и неработающей молодежи.
Респондентам предлагалось высказать свою точку зрения относительно того, необходимо ли соответствующее образование для того, чтобы иметь достойную работу (рис. 1).
Большинство студентов, как работающих (64,7 %), так и неработающих (68,5 %), считают, что профессиональное образование необходимо. Есть, конечно, молодые люди, которые не считают важным наличие достойного образования при получении работы. Следует отметить, что таких среди работающих студентов больше (20,9 %), чем среди неработающих (16,9 %). Возможно, такую установку среди работающих студентов можно объяснить тем, что подработка в вузе, как правило, носит временный характер, не по специальности. Именно поэтому работодатель, предоставляя работу, мало обращает внимание на профессиональное образование студента, а у студента складывается мнение, что образование не так важно для получения работы.
Вот как оценивают роль высшего образования студенты пятого курса экономических и технических специальностей.
Респондент Д. С. (5 курс, жен., нераб., экон. спец.):
«Профессиональное образование выступает большим преимуществом при трудоустройстве, другими словами, это такая характеристика, которая позволяет продать свой труд дороже».
Респондент В. А. (5 курс, муж., раб., техн. спец.):
«Профессиональное образование является однозначно очень важной характеристикой в продвижении по карьерной лестнице. Но, кроме этого,
немаловажным фактором при трудоустройстве является престиж диплома, т.е. оконченный вуз играет не последнюю роль, на которую обращает внимание работодатель».
Рис. 1. Распределение ответов работающих и неработающих студентов на вопрос о необходимости получения профессионального образования (в процентах к опрошенным, п = 420)
Респондент Н. А. (5 курс, жен., раб., экон. спец.):
«Современные рыночные отношения рассматривают наемных работников как товар, в свою очередь товар должен обладать определенными качествами или свойствами. Одним из таких качеств у работника, как товара, является наличие качественного высшего образования».
В своих ответах большинство респондентов признают важность высшего профессионального образования. Престиж высшего образования в обществе объясняется тем, что многие видят в нем важнейший ресурс, резко увеличивающий социальную мобильность личности и ее конкурентоспособность на рынке труда. Но вместе с этим утверждением многие имеют сугубо прагматический подход к высшему образованию. В настоящее время в обществе сохраняется ценность высшего профессионального образования у молодого поколения, но это является менее преобладающим фактором, чем раньше. В современном обществе изменились ценностные ориентации, что привело к изменению отношения к высшему образованию. Если раньше положение в обществе определялось образованием, было престижно относиться к слою интеллигенции, то теперь престижность профессии напрямую связана с материальным благосостоянием. Это еще раз подтверждает, что моделируется новая структура ценностного сознания «потребительского общества», в большей степени выраженная среди молодежи, происходит утрата востребованности гуманистических ценностей и возрастает роль потребительских ценностей [9, с. 111-120].
В современных условиях перед студентами остро стоит дилемма -получение диплома или получение профессиональных знаний в вузе.
В настоящее время каждый молодой человек старается получить диплом о высшем образовании. Это связано с тем, что работодатель при приеме на работу в первую очередь спрашивает наличие диплома о высшем образовании, пусть даже не по специальности. В такой ситуации диплом становится неотъемлемой характеристикой при трудоустройстве. Однако наличие диплома является большим преимуществом только при трудоустройстве, в дальнейшей работе молодому специалисту необходимы профессиональные знания и навыки. Молодые люди, хотят не просто устроиться на работу, а с ее помощью добиться материального благополучия и общественного признания, стремятся получить не только диплом о высшем образовании, но и профессиональные знания, необходимые в будущей работе. Ориентируясь на будущее, юноши и девушки воспринимают образование и получение специальности как капитал для инвестирования в перспективное занятие, как способ достижения материального достатка и определенного статуса в обществе.
Результаты опроса позволили выявить основные цели получения высшего профессионального образования студенческой молодежи (рис. 2).
Позволяет найти хорошую работу
Дает возможность профессионального роста
Служит основой для материального благополучия
Ничего не дает Повышает статус в обществе Затрудняюсь ответить Другое
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Работающие студенты ■ Неработающие студенты
Рис. 2. Ценность высшего образования студентов (в процентах к опрошенным, п = 420)
Как видно из рис. 2, мотивы, которыми руководствуется молодое поколение при получении высшего образования, связаны с инструментальными ценностями, т.е. с работой, карьерным ростом, материальным благополучием. Отдельно следует отметить отличающийся взгляд работающих и неработающих студентов на роль высшего образования в их жизни. Студенты, которые уже вышли на рынок труда, считают, что главное преимущество, которое дает образование, - это возможность карьерного роста (35,9 %). Для неработающих юношей и девушек образование выступает в качестве главного преимущества при получении хорошей работы (32,6 %). Такие различия во взглядах на роль образования можно объяснить тем, что у работающей молодежи уже есть место работы, и первостепенным для них является продвиже-
ние по карьерной лестнице. Для студентов, которые еще не работают, получение высшего образования выступает как возможность в дальнейшем получить желаемую работу. Именно поэтому два этих мотива являются основными для всех студентов, однако занимают разные ранговые места в зависимости от того, работает студент или нет. Приблизительно одинаково и работающая молодежь (14,4 %), и неработающая (13,5 %) рассматривают образование как основу для их материального благополучия. Данный мотив занимает третье по значимости место, так как молодые люди осознают важность профессионального образования для их конкурентоспособности на рынке труда, а уж только потом с помощью хорошей работы и высокого должностного положения надеются повысить свой уровень благосостояния. Нельзя не отметить студентов, которые не видят никаких преимуществ от высшего образования. Нужно заметить, что такой молодежи больше среди неработающей (5,2 %), чем среди работающей (3,9 %). Это говорит о том, что работающие студенты уже оценили преимущества даже неполного высшего образования.
При вступлении молодого поколения в трудовую жизнь в современных условиях системе образования отводится первостепенная роль, так как она оказывает непосредственное воздействие на жизненные планы и социальнопрофессиональную ориентацию молодежи. Главная задача системы образования заключается в подготовке человека к эффективной профессиональной деятельности, ориентированной на развитие данного общества. Образование для молодого поколения выступает в виде фундамента и средства для реализации таких целей, как развитие потенциальных возможностей, достижение карьерных высот, гражданское участие и т.д. Являясь главным фактором воспроизводства человеческого потенциала, образование призвано обеспечить преемственность культурного наследия и развить у молодых людей способность к его обновлению.
Образование выступает важнейшим элементом человеческого капитала. Сегодня возможность получить высшее образование для студенческой молодежи способно помочь молодым людям завтра более успешно самореализоваться, включиться в трудовую жизнь. В зависимости от того, какая установка преобладает у молодого поколения в настоящее время при получении профессионального образования, в дальнейшем у них будет формироваться определенная жизненная стратегия реализации полученного образования. Современная студенческая молодежь стремится с помощью образования прежде всего найти хорошую работу и реализовать себя профессионально. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что большинство молодых людей воспринимают профессиональное образование с познавательной точки зрения. Иными словами, во время обучения студенты получают определенные знания, которые в дальнейшем могут быть применимы ими на практике.
Отношение к той или иной профессии у молодежи основывается в первую очередь на ценностных ориентациях и личностных предпочтениях, которые формируются под влиянием социальной среды. Кроме того, выбор профессии определяет не только будущую специальность, но и принадлежность к определенной социальной группе. На основе выбранной специальности формируется жизненная карьера личности. Первым практическим решением в построении профессиональной карьеры для молодого человека является выбор места учебы. От того, в каком учебном заведении учатся и какую
специальность получают юноши и девушки, зависит их дальнейшая профессиональная жизнь. Необходимо заметить, что профессия предполагает наличие определенной подготовки специалиста, к которым в первую очередь относятся качественные теоретические знания и практические навыки. Как правило, профессиональная деятельность выступает основным источником существования. Именно поэтому важно, что движет молодежью при выборе будущей специальности. Зачастую профессиональные планы молодых людей находятся в зависимости от объективных факторов, в первую очередь к ним относится социально-экономическое положение страны. За последние десятилетия перемены, произошедшие в стране, привели к трансформации ценностей общества. В результате кардинально изменился список привлекательных профессий в обществе, что привело к диспропорциям на рынке труда. Социологи отмечают, что данные проблемы объясняются тем, что большая доля выпускников вузов не работает по полученной специальности. В то же время нарастает недовольство работодателей качеством высшего образования [10, с. 46-64].
Раньше в большей степени население страны было занято в сфере производства, в обществе ценились профессии, которые были связаны со строительством, наукой, сельским хозяйством. В настоящее время данные отрасли утратили свою престижность. Сейчас независимо от того, какое образование получает молодой человек, он старается связать свою будущую работу с финансами и управлением, а также торговлей, услугами, сферой обслуживания. Это приводит к дисбалансу на рынке труда. Ситуация такова, что по некоторым специальностям предложение в несколько раз превышает спрос, что приводит к проблеме трудоустройства по специальности выпускников вузов. Такая ситуация в сфере занятости в лучшем случае заставляет юношей и девушек перепрофилироваться либо соглашаться на работу не по полученной в вузе специальности. В результате данные обстоятельства заставляют сегодняшнюю молодежь выбирать будущую специальность по критериям, представленным на рис. 3.
17,10%
23,10%
□ востребованная на рынке труда
□ престижная
□ высокооплачиваемая
□ творческая
□ другое
Рис. 3. Мотивы выбора профессии среди студентов (в процентах к опрошенным, п = 420)
По результатам исследования видно, что основным критерием выбора профессии является ее востребованность на рынке труда (37 %). Молодежь, ориентируясь на рациональный взгляд, старается выбирать ту специальность, в которой нуждаются различные сферы экономики, однако на рынке труда
все также остается дефицит некоторых специальностей. Но парадокс заключается в том, что все еще существует недобор по этим специальностям в учебных заведениях. Престижность специальности в обществе является тем фактором, на который ориентируется 23 % молодых людей. Престиж специальности предполагает оценку привлекательности той или иной специальности, которая формируется в общественном сознании.
Ориентируясь на такую оценку, молодежь желает занять определенную нишу на рынке труда. 10 % юношей и девушек при выборе специальности руководствовались высокой оплатой будущего труда при поступлении на свою специальность. Для данной категории молодых людей важной составляющей будущей специальности является материальный мотив. Однако заметно больше молодежи, которая ориентирована на содержательную сторону трудовой деятельности. Так, 13 % респондентов при выборе профессии отдали предпочтение интересной, творческой работе, в которой они могут проявить свой творческий потенциал. Отдельно стоит отметить студентов, которые среди прочих критериев (17 %) при выборе специальности следовали совету родителей либо шли на ту специальность, на которую легче было поступить.
Подводя итог, следует отметить, что в современных условиях среди студенчества распространено сочетание образовательной и трудовой деятельности. В настоящее время молодому поколению, для того чтобы удачно включиться в профессиональную деятельность, необходимо получить соответствующее образование. Профессиональное образование в среде студенческой молодежи выступает инструментальной ценностью. Получение образования большинством молодых людей воспринимается как инвестиции в будущую статусную позицию, а также как способ достижения жизненных целей. Современное время диктует спрос на высококвалифицированный персонал, который способен обучаться и развиваться, совершенствуя свои знания и навыки. Молодое поколение, осознавая требования бизнеса, стремится получить качественное образование, которое повышало бы их конкурентоспособность на рынке труда. Современный работодатель очень требователен, однако за труд профессионального специалиста он готов платить большие деньги. Именно поэтому итогом своих вложений в сегодняшнее образование молодые люди видят высокий уровень своего благосостояния завтра.
Список литературы
1. Петрова, Т. Э. Социокультурный облик российского студенчества на рубеже XXI века / Т. Э. Петрова, А. А. Каравашкин // Известия МГИУ. - 2005. - № 1.
2. Константиновский, Л. Д. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности / Л. Д. Константиновский. - М., 2000.
3. Константиновский, Л. Д. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Д. Л. Константи-новский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина. - СПб. : РХГИ, 2001.
4. Константиновский, Л. Д. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Л. Д. Константиновский. - М., 2008.
5. Лисовский, В. Т. Социальные изменения в молодежной среде / В. Т. Лисовский. - иКЬ: http://credo.ru.
6. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский ; под ред. В. Т. Лисовского. - СПб., 1996.
7. Чередниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2004.
8. Магун, В. С. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985-2005 годы / В. С. Магун, М. В. Энговатов // Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 6. - М. : Институт социологии РАН, 2007.
9. Кошарная, Г. Б. Ценностные ориентации населения в транзитивном обществе (региональный аспект) / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 2 (14). -С. 64-73.
10. Клячко, Т. Л. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации / Т. Л. Клячко, В. А. Мау // Вопросы образования. -2007. - № 3.
Корж Наталья Владимировна Korzh Natalya Vladimirovna
аспирант, Пензенский Postgraduate student,
государственный университет Penza State University
E-mail: natalya.korzh@mail.ru
УДК 316.3 Корж, Н. В.
Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи / Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 56-63.