Научная статья на тему 'Анализ практики трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ведущих вузов Москвы)'

Анализ практики трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ведущих вузов Москвы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1779
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНИКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асалиев Асали Магомедалиевич, Горшкова Елена Викторовна

В статье рассмотрен практический опыт работы ведущих вузов Москвы в области трудоустройства студентов и выпускников. Диспропорции в развитии рынков труда и образовательных услуг, вызванные практически неконтролируемым развитием системы образования в период проведения рыночных реформ, привели к дисбалансу между структурой спроса и предложения на рабочую силу, что стало причиной затруднений выпускников высших образовательных учреждений при поиске первого рабочего места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ практики трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ведущих вузов Москвы)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Д-р экон. наук А. М. Асалиев канд. экон. наук Е. В. Горшкова

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на примере ведущих вузов Москвы)1

В статье рассмотрен практический опыт работы ведущих вузов Москвы в области трудоустройства студентов и выпускников. Диспропорции в развитии рынков труда и образовательных услуг, вызванные практически неконтролируемым развитием системы образования в период проведения рыночных реформ, привели к дисбалансу между структурой спроса и предложения на рабочую силу, что стало причиной затруднений выпускников высших образовательных учреждений при поиске первого рабочего места.

Ключевые слова и словосочетания: рынок труда, рынок образования, выпускники, трудоустройство.

С начала 90-х гг. XX в. главной проблемой во взаимодействии рынков труда и образовательных услуг является диспропорция между структурой спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, возникшая в связи с практически неконтролируемым развитием системы высшего профессионального образования в период проведения рыночных реформ.

С переходом России к рыночной экономике российским вузам пришлось адаптироваться к изменениям внешней среды и предлагать программы обучения в соответствии с потребностями заказчиков - абитуриентов и их родителей, что привело к перепроизводству специалистов «модных» профессий и нехватке кадров, реально необходимых экономике страны.

В настоящее время незанятость определенной части экономически активного населения, рост уровня безработицы сопровождаются жесткой конкуренцией за рабочее место, особенно в сфере интеллектуального труда. Выпускники вузов, впервые вступающие на рынок труда, оказываются в невыгодном положении по сравнению с работниками, уже имеющими профессиональный опыт. Ситуация осложняется положением Трудового кодекса2 (глава 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу и обучение»), обязывающим работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, поступившим в учебные заведения различного уровня, в том числе самостоятельно (без направления предприятия). Согласно статье 173 кодекса работодатель обязан предоставлять этой категории работающих дополнительные отпуска, сокращать рабочую неделю, оплачивать проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно и др.

1 Статья написана по материалам Отчета о научно-исследовательской работе по теме «Разработка системы содействия трудоустройству выпускников РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011 г.

2 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

Кроме того, профессии и специальности, которые получили обучающиеся в результате профессиональной подготовки, не всегда соответствуют спросу, существующему на рынке. В результате чего доля молодых людей в 2010 г. в возрасте до 29 лет составляла 30% безработных, в то время как промышленность, торговля испытывают значительный дефицит в рабочей силе.

Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством и занятостью молодежи, свойственны выпускникам большинства вузов России. Для выпускников любых московских вузов, даже таких престижных, как РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГИМО МИД России, МГУ им. М. В. Ломоносова, РАНХ и ГС при Президенте РФ и др., трудоустройство по полученной специальности стало серьезной проблемой. Поэтому за последние 10—15 лет активно растет число структур, занимающихся трудоустройством студентов и выпускников.

Взаимодействию рынка образовательных услуг и рынка труда посвящено значительное количество исследований российских и зарубежных авторов. Прогнозирование спроса на специалистов и квалифицированных рабочих рассмотрено в работах Л. И. Абалкина, Н. А. Волгина, Т. И. Заславской, В. А. Са-довничего.

Подготовке кадров и проблемам рынка образовательных услуг посвящены работы Е. Н. Жильцова, А. Г. Новицкого, Н. А. Платоновой, И. А. Рождественской, А. А. Федулина и др.

Значительный вклад в изучение проблем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне внесли М. В. Артамонова, Л. В. Иванютина, А. П. Катровский, Н. В. Микрюкова, Т. А. Полянских, О. В. Поташева, Т. В. Меньшикова, С. А. Иващенко, В. С. Туркин, Ю. В. Че-тайкина, Л. Л. Букин, Л. А. Суворова, Д. Г. Филиппова, Н. Ф. Чурсина.

Проблемы молодежной занятости исследовались в публикациях С. Н. Иконниковой, Р. П. Колосовой, Л. А. Костина, А. Э. Котляра, В. Ф. Лазарева, В. В. Макарова, Т. О. Разумовой, Ф. Р. Филиппова, П. А. Чукреева и др.

Функционирование и реформирование системы образования, трудоустройство молодых специалистов рассматриваются в работах Ф. А. Гайсина, Б. С. Гершунского, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, О. Н. Козловой, Д. Л. Константиновского, Ю. А. Огородникова, Н. П. Пищулина, Л. И. Роман-ковой, М. Н. Руткевича, А. Я. Савельева, В. В. Серикова, Ф. Р. Филиппова,

B. Г. Харчевой, В. И. Чупрова, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкина.

Проблемы безработицы в крупных городах анализируются в работах

C. А. Карташова, Л. И. Ниворожкиной, Е. М. Ниворожкина, Г. М. Романенко-вой, А. Г. Шухмина.

Таким образом, отдельные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, проблем молодежной занятости достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Однако вопросы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования на региональном уровне, трудоустройства выпускников вузов требуют дальнейшей разработки.

В России механизм прогнозирования востребованных профессий практически отсутствует. Существующая информационная база не позволяет оп-

ределить спрос экономики страны на конкретные профессии, тем более в долгосрочном периоде, поэтому учебные учреждения пытаются самостоятельно оказать помощь своим выпускникам в трудоустройстве. Многие вузы столицы уже имеют практический опыт работы в области профессионально-ориента-ционной работы.

Так, в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова ежегодно проводится день специалиста, приглашаются представители российских и зарубежных компаний банковской, страховой, IT-сфер, а также аудиторских и консалтинговых фирм, которые рассказывают студентам о своих требованиях к выпускникам. На специальном сайте размещаются предложения работодателей. Карьера студентов и выпускников начинается с младших позиций. На физическом факультете создан учебно-кадровый центр «Профессиональный рост», проводятся психологические консультации по вопросам трудоустройства. Специалисты помогают составить резюме, дают рекомендации по стилю поведения кандидата на собеседовании, объясняют задачи адаптационного периода. Регулярно проводятся конференции, посвященные программам набора и развития молодых специалистов. При факультете журналистики создан отдел практики, который осуществляет и поддерживает взаимодействие с профессиональной средой (руководством редакций СМИ, представителями медиаиндустрии) и HR-специалистами для направления студентов на практику, стажировку и изучает возможности трудоустройства выпускников. Кроме того, студенты и выпускники информируются о карьерных возможностях в компаниях-партнерах, заинтересованных в специалистах, получивших образование в МГУ.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - крупный вуз, готовящий специалистов для различных отраслей народного хозяйства и государственных органов. Уже в процессе обучения студенты могут испытать свои силы на рынке труда, для чего в академии существует Центр планирования карьеры студентов, поддерживающий связи с выпускниками, занимающими топ-позиции в ряде ведущих компаний и на государственной службе. Работа в Центре начинается с каждым студентом уже со второго курса. Каждому обратившемуся в Центр предлагается содействие в поиске временной и постоянной работы, помощь в организации различных видов учебных и производственных практик и стажировок.

При Московском государственном институте международных отношений МИД России создано Управление по работе со студентами и выпускниками, проводятся дни карьеры, где участвуют представители ведущих международных компаний. Управлением организовано взаимодействие государственных учреждений и частных компаний, проводятся регулярные семинары и спецкурсы, координируется работа ассоциации выпускников с целью сохранения корпоративной культуры вуза. С 2005 г. в вузе издается корпоративный журнал Majordom. В каждом его номере публикуются материалы о выпускниках института, об их деятельности и той роли, которую они играют в жизни российского общества. Рубрики «Карьера», «Наши кадры» пользуются наибольшей популярностью у студентов.

Постоянная связь со студентами от момента их зачисления в институт до выпуска и трудоустройства осуществляется в Московском финансово-правовом институте, где практикуется организация встреч старшекурсников с работодателями, представляющими известные банки, коммерческие организации, биржи, фонды и другие коммерческие структуры. На старших курсах студенты направляются на стажировку и преддипломную практику и трудоустраиваются по специальности.

Особенностью работы с выпускниками в Московском институте мировой экономики и международных отношений является подготовка к трудоустройству: на лекциях и практических занятиях студенты получают знания о правильных взаимоотношениях с работодателями, эффективном общении в коллективе, особенностях современного рынка труда.

В Московском институте юриспруденции с первого курса студенты проходят практику в федеральных органах исполнительной власти, в коммерческих структурах, куда и трудоустраиваются по окончании обучения. Так, например, выпускники специальности «Юриспруденция» успешно трудятся в органах УВД, МЧС, в Федеральной службе судебных приставов, в крупнейших частных компаниях. Выпускники по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» работают в министерствах и ведомствах Российской Федерации.

Ассоциация выпускников Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики ежегодно проводит мониторинг карьеры своих бывших студентов, участвует в организации встреч. На портале ассоциации размещена информация, поступающая от студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников, а также работодателей и партнеров ВШЭ. Участники могут разместить свои резюме, просмотреть имеющиеся вакансии, получить информацию о готовящихся мероприятиях.

Финансовый университет при Правительстве РФ организовал службу по трудоустройству выпускников, которая проводит следующую работу: подбор персонала на вакантные места по заявкам работодателей; организацию и проведение дней карьеры, ярмарок вакансий, презентаций, тренингов, деловых игр и других аналогичных мероприятий, направленных на содействие временному и постоянному трудоустройству студентов и выпускников; проведение комплексного консультирования студентов и выпускников в период поиска работы и адаптации на новом рабочем месте; оказание содействия в организации стажировок студентов; проведение исследований рынка труда и карьерных предпочтений студентов и выпускников Финансового университета.

Отдел содействия трудоустройству выпускников (Центр развития карьеры) Государственного университета управления создан в 2007 г. и, кроме трудоустройства, занимается профориентацией и развитием личностных и профессиональных качеств студентов и выпускников. Основные направления работы - долгосрочное сотрудничество с компаниями, которым необходимы специалисты ГУУ. Центр организует презентации, мастер-классы, открытые семинары ведущих компаний, а также тематические выставки и конференции. Партнерами ГУУ являются такие известные компании, как Pricewaterhouse Coopers, ВТБ 24, Rernult, L'Oreal, Ernst&Yong, Группа компаний ПИК, Консалтинговая группа «НеоЦентр», Unilever.

Интересен опыт Московского авиационного института (Национального исследовательского университета). Центр трудоустройства МАИ занимается вопросами первичной и вторичной занятости студентов и выпускников, является координатором Ассоциации центров трудоустройства вузов Москвы. Ежегодно в МАИ весной и осенью проходят ярмарки вакансий (дни карьеры). Регулярно проводятся презентации компаний-работодателей, семинары для студентов по построению карьеры и успешному трудоустройству, на специализированных стендах размещается информация о вакансиях, программах стажировок и набора молодых специалистов. Ведется постоянная работа по приему, анкетированию и профориентационому консультированию студентов и выпускников.

Центр содействия занятости студентов и трудоустройства в Российском университете дружбы народов проводит работу по привлечению заинтересованных компаний-работодателей, сотрудничает более чем с 70 российскими государственными и коммерческими предприятиями и организациями, а также с иностранными компаниями-работодателями.

Основные направления деятельности Центра:

- проведение работ по сбору информации о вакансиях для студентов и создание банка данных вакантных мест, предоставление информации студентам о положении на рынке труда и перспективах трудоустройства по тем или иным специальностям;

- изучение потребности студентов в трудоустройстве, регулярное обновление банка данных студентов;

- установление партнерских отношений с организациями и предприятиями;

- поддержка государственных и региональных программ по трудоустройству студентов и выпускников;

- организация вторичной занятости студентов в свободное от занятий время;

- взаимодействие с другими вузами, центрами содействия занятости, администрациями городов и районов;

- организация информационно-аналитической службы по трудоустройству студентов и выпускников и предоставление информационных материалов по имеющимся вакансиям рабочих мест;

- проведение совместно с работодателями презентаций, семинаров, конференций, ярмарок вакансий и т. д.;

- развитие движения студенческих отрядов;

- оказание помощи в адаптации студентов к рынку труда, к быстро меняющейся социально-экономической обстановке;

- разработка механизмов правовой, социальной и психологической поддержки студентов и выпускников РУДН на рынке труда;

- консультирование студентов по вопросам законодательства о занятости;

- психологическая консультационная поддержка студентов при трудоустройстве.

Центр организовывает практику студентов. Слушатели курсов профессиональной переподготовки по окончании обучения проходят бесплатную

стажировку от 2 до 4 недель. Компании-работодатели, предоставляя рабочие места, приглашают в свой штат необходимого им специалиста. Например, Ситибанк предлагает программы стажировок для студентов старших курсов.

В Российском государственном гуманитарном университете Центр занятости информирует студентов о вакансиях и стажировках, о ситуации на рынке труда, дает советы по составлению резюме. При поддержке Центра в университете проводятся дни карьеры, презентации компаний-работодателей, лекции, семинары, тренинги по вопросам трудоустройства. Центр налаживает связи между работодателями и студентами; взаимодействует с центрами карьеры других вузов, Ассоциацией центров трудоустройства вузов Москвы, государственными и коммерческими организациями, содействующими трудоустройству молодых специалистов. В Центре распространяются журналы по трудоустройству молодых специалистов «Справочник карьериста», «Путеводитель по компаниям», а также газеты The Career Forum, «Работа для вас», «Элитный персонал», «Вакансия от А до Я». Предлагаемые Центром вакансии поступают в университет непосредственно от компаний и организаций, которые заинтересованы в найме выпускников РГГУ.

Что касается опыта в трудоустройстве выпускников Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, то в структуре университета до конца 2010 г. работал отдел по содействию в трудоустройстве студентов и выпускников, основной задачей которого была помощь студентам и выпускникам в их адаптации на рынке труда, поиске первого рабочего места.

В настоящее время оказанием помощи студентам и выпускникам в планировании своей карьеры и трудоустройстве на современном рынке труда занимается Управление по социальной и воспитательной работе. Создан специальный сайт, на котором для студентов очной формы обучения предлагаются стажировки, удаленная работа и работа с гибким графиком. Кроме того, на сайте можно найти дополнительную информацию, позволяющую студентам и выпускникам лучше познакомиться с рынком труда и определиться со своей будущей профессией.

Университет поддерживает тесные связи с организациями и компаниями - потенциальными работодателями. Это позволяет корректировать учебные программы с учетом требований заказчиков, формировать блоки специальных дисциплин и дисциплин по выбору, а также направлять в эти компании студентов для прохождения практики и последующего трудоустройства. Выпускники РЭУ работают как в государственных структурах (Центральный банк РФ, Департамент финансов города Москвы, Управление Федеральной службой налоговой полиции РФ по городу Москве, Государственная налоговая служба по городу Москве), так и в коммерческих (Coca-Cola, «Газпромнефть», ЗАО «НК «Тройка Диалог», Ernst&Young, LG Electronics, Marriott, McKinsey, Microsoft, Nestle, Miele, Procter&Gamble, Radisson, Sheraton, «Метрополь», ОАО «Альфа-Банк», Райффайзенбанк и др.).

Университет также взаимодействует с общественными организациями и профессиональными союзами.

Большая работа ведется по трудоустройству выпускников и на выпускающих кафедрах, которые организуют производственные и преддипломные практики, заключают договоры на научно-исследовательские работы, прове-

дение практических занятий на предприятиях, выполняют работы по заказу работодателей. Совместно с заказчиками кафедры факультеты издают учебники, учебно-методические пособия, монографии, разрабатывают учебные планы. Цель этого направления работы - 100%-ное трудоустройство выпускников, желательно по полученной специальности.

Анализируя практику ведущих вузов города Москвы в области трудоустройства студентов и выпускников, в том числе и РЭУ им. Г. В. Плеханова, авторы отмечают следующее:

- в каждом из выбранных вузов создана специальная структура, занимающаяся вопросами трудоустройства выпускников;

- информация о работе структуры размещается на специальном сайте;

- планирование карьеры начинается уже с младших курсов: практика, стажировки, неполная занятость;

- кроме предоставления резюме практикуется личное общение студентов с будущими работодателями;

- проводятся психологические консультации по вопросам трудоустройства (коррекция завышенных потребностей студентов, составление резюме, стиль поведения на собеседовании, адаптация) и юридические консультации по основам трудового права;

- создаются ассоциации выпускников;

- систематически проводятся различные мероприятия: дни карьеры, ярмарки вакансий и т. д.

Для изучения возможностей временной и постоянной занятости студентов и выпускников РЭУ им. Г. В. Плеханова авторами проведен анализ структуры их потребностей. Анализ осуществлялся методами экспертной оценки, социологического опроса. Использовались материалы Ассоциации выпускников РЭУ.

Эмпирической базой работы были результаты интернет-опроса, проведенного авторами в мае - сентябре 2011 г. методом анкетирования студентов старших курсов и выпускников 2011 г. Всего было опрошено 252 человека, из них старшекурсников - 172 человека, выпускников - 80 человек. Опрос проводился методом стихийной выборки. Изучались профессиональные предпочтения студентов и выпускников, их намерения по вопросам будущего трудоустройства.

На основе анализа результатов социологического опроса было выявлено, что при первичном принятии решения о трудоустройстве у молодых людей отсутствовали адекватные представления о состоянии на рынке труда. Они не были осведомлены ни о содержании труда, ни о перспективах карьерного роста; при выборе будущего места работы они были ориентированы на быстрый карьерный рост, высокую оплату труда, готовность работать не по специальности. Авторы пришли к мнению, что выпускники имеют завышенные ожидания в получении первой работы, несоответствующие реальной ситуации на рынке труда, не осознают структурного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.

Для совершенствования работы по трудоустройству студентов и выпускников авторы предлагают:

- регулярно проводить мониторинг состояния рынка труда и составлять прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

- продолжить работу по проведению мероприятий, направленных на повышение рейтинга университета (презентации учебных планов и программ, встречи с потенциальными работодателями и партнерами, выпускниками разных лет и др.);

- информировать абитуриентов о наиболее востребованных и дефицитных профессиях, о возможности работы по специальности после окончания вуза;

- проектировать базы данных студентов начиная с первого курса, накапливая информацию об их практиках, стажировках, временном трудоустройстве и т. д. для последующего анализа их предпочтений и профессиональной пригодности;

- создать общую для университета базу данных потенциальных работодателей, желающих взять на работу выпускников РЭУ им. Г. В. Плеханова;

- разработать единый реестр вакансий для студентов и выпускников, имеющихся в университете, обеспечив приоритетное предоставление рабочих мест студентам дневного отделения;

- заключать договора с кадровыми и рекрутинговыми агентствами по вопросам трудоустройства студентов старших курсов и выпускников;

- корректировать учебные программы с учетом мнений работодателей для формирования у выпускников необходимых компетенций;

- информировать выпускников университета о проводимых семинарах и программах, в том числе второго высшего образования, для систематического приращения знаний, что позволит перманентно повышать квалификацию в течение всей жизни;

- консолидировать силы всех подразделений университета, занимающихся трудоустройством выпускников, для обмена информацией и опытом работы;

- рассмотреть возможность создания малого инновационного предприятия с функциями агентства по подбору персонала.

Выполнение указанных мероприятий, на наш взгляд, позволит достичь более высокого процента трудоустройства выпускников по полученной специальности.

Список литературы

1. Роденкова Т. Н., Кондратьева А. А., Климова А. А., Расчетнова Д. С. Интегральная оценка результативности деятельности кафедр и факультетов вуза // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2011. - № 4 (40).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.