Научная статья на тему 'Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов'

Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1672
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / МОЛОДЕЖЬ / ВЫПУСКНИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / CAREER / YOUTH / GRADUATES / HIGHER EDUCATION / PROFESSION / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT STRATEGIES / PROFESSIONAL PLANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова И.В.

С целью изучения проблем профессионального выбора современной молодежи, выявления взаимосвязи между получаемым образованием и будущей карьерой выпускника было проведено исследование профессиональных установок студенческой молодежи. Рассмотрены вопросы, связанные с профессиональными планами современных студентов. На формирование образовательных стратегий молодежи, на выбор профессии и университета существенно воздействует современный российский рынок труда. Сегодня возрастает роль профессионально-личностных качеств в построении успешной профессиональной карьеры. Ориентация на индивидуальный успех и материальное благополучие являются особенностями профессиональных ориентаций современной российской молодежи. Выявлены проблемы трудоустройства молодых людей в условиях социально-экономических преобразований. Социологический анализ стратегий будущего трудоустройства выпускников российских вузов показал, что у студентов с адекватным образом будущей профессии и представлениями о рынке труда, с опытом работы есть повышенные шансы на трудоустройство. Однако среди студентов немало тех, кто не знает, кем они могут работать, их представления о работе абстрактны, они не готовы выйти на рынок труда. Определены профессиональные траектории студенческой молодежи, факторы, препятствующие их успешной адаптации на рынке труда. Потере профессиональных навыков, полученных в вузе, способствуют сложности трудоустройства по специальности. Установлены некоторые причины работы молодежи не по специальности. Изучена взаимосвязь между отношением к процессу получения образования и будущей карьерой выпускника: во время обучения в вузе большая часть студентов разочаровываются в выбранной специальности, и это снижает их интерес к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PLANS AND EMPLOYMENT STRATEGIES OF MODERN STUDENTS

The research focuses on student¢s professional attitudes to tackle the issues of professional choice of modern youth, to identify the relationship between education and future careers of graduates. Another aspect of scientific interest is examining those issues which are connected with modern student¢s professional plans. The modern Russian labor market significantly affects the formation of educational strategies of young people, the choice of profession and university. Today, the role of professional and personal qualities in building up a successful professional career is growing. A focus on individual success and material well-being are typical of professional expectations of modern Russian youth. The research also reveals problems relevant to youth employment during social and economic transformations. Sociological analysis of the strategies of future employment of university graduates showed that those students who possess the right perception of their future profession, ideas about the labor market and work experience have better employment alternatives. However, there are also students who have a very vague idea about their future employment, their job expectations are unclear, hence they are not prepared to enter labor market as job seekers. The paper also outlines student’s professional paths as well as describes factors impeding their adjustment on a labor market. Difficulties in finding a job relevant to a university degree lead to a loss of professional skills. The research discovers a few reasons why university graduates do not work in accordance with their qualification. It also examines the correlation between how the youth perceive tertiary education and their future careers: while studying at university most students are developing a feeling of disappointment about the chosen degree which in turn adversely affects their motivation to university studies.

Текст научной работы на тему «Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов»

Б01: 10.15593/2224-9354/2019.4.5 УДК 331.53-057.87

И.В. Ситникова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

С целью изучения проблем профессионального выбора современной молодежи, выявления взаимосвязи между получаемым образованием и будущей карьерой выпускника было проведено исследование профессиональных установок студенческой молодежи. Рассмотрены вопросы, связанные с профессиональными планами современных студентов. На формирование образовательных стратегий молодежи, на выбор профессии и университета существенно воздействует современный российский рынок труда. Сегодня возрастает роль профессионально-личностных качеств в построении успешной профессиональной карьеры. Ориентация на индивидуальный успех и материальное благополучие являются особенностями профессиональных ори-ентаций современной российской молодежи. Выявлены проблемы трудоустройства молодых людей в условиях социально-экономических преобразований. Социологический анализ стратегий будущего трудоустройства выпускников российских вузов показал, что у студентов с адекватным образом будущей профессии и представлениями о рынке труда, с опытом работы есть повышенные шансы на трудоустройство. Однако среди студентов немало тех, кто не знает, кем они могут работать, их представления о работе абстрактны, они не готовы выйти на рынок труда. Определены профессиональные траектории студенческой молодежи, факторы, препятствующие их успешной адаптации на рынке труда. Потере профессиональных навыков, полученных в вузе, способствуют сложности трудоустройства по специальности. Установлены некоторые причины работы молодежи не по специальности. Изучена взаимосвязь между отношением к процессу получения образования и будущей карьерой выпускника: во время обучения в вузе большая часть студентов разочаровываются в выбранной специальности, и это снижает их интерес к учебному процессу.

Ключевые слова: карьера, молодежь, выпускники, высшее образование, профессия, трудоустройство, стратегии трудоустройства, профессиональные планы.

Введение. В постоянно меняющемся мире профессий, в котором одни профессии исчезают, а другие радикально меняются или обогащаются новым содержанием, от человека требуется постоянная переподготовка, переобучение, саморазвитие. При столь динамичном современном рынке труда требуются специалисты с определенными знаниями и навыками, с высоким уровнем компетентности и мобильности, которые станут успешными и востребованными в своей профессиональной деятельности. В условиях инноваций и современных технологий молодежь гораздо быстрее и успешнее приспосабливается к изменениям во всех сферах жизни. Для успешного включения в профессиональную деятельность молодому поколению необходимо получить образование. Большинство молодых людей воспринимают получение

© Ситникова И.В., 2019

Ситникова Ирина Викторовна - ассистент кафедры отраслевой и прикладной социологии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», e-mail: april@fsn.unn.ru.

образования как инвестиции в будущую статусную позицию и как способ достижения жизненных целей. Сегодня у работодателей есть запрос на высококвалифицированных специалистов, способных развиваться, совершенствовать свои навыки [1, с. 62].

Процесс определения своей профессиональной идентичности происходит в течение всей жизни человека, что определяется целым рядом обстоятельств - это и постоянные изменения содержания имеющихся ныне профессий, и расширение списка профессий, и нестабильность социально-экономической конъюнктуры, и особенности функционирования рынка труда. Ситуация в сфере экономики заставляет студентов формировать подходящие стратегии собственного трудоустройства. Этот процесс начинается с выбора профессии (вуза и факультета) и находит свое продолжение в выборе профессиональной деятельности, часто не связанной со специальностью, получаемой в вузе. Отсутствие устойчивых профессиональных ориентаций и установок формирует у значительной части старшеклассников лишь установку на получение высшего образования. Неправильный выбор профессии приводит к недовольству студентов и выпускников вузов избранной сферой профессиональной деятельности. Растет число студентов, не собирающихся работать по получаемой специальности.

Тема исследования имеет социальную значимость, обусловленную тем, что в результате несоответствия спроса и предложений на рынке труда наблюдается, с одной стороны, дефицит некоторых специалистов, с другой -невостребованность выпускников вуза. Зачастую вузы увеличивают количество внебюджетных мест на популярные специальности, тем самым выступают дестабилизатором рынка труда. Требование работодателями от молодых специалистов стажа работы и профессионального опыта также меняет стратегии трудоустройства молодежи [2, с. 13].

Методика исследования. С целью изучения проблем профессионального выбора современной молодежи, выявления взаимосвязи между получаемым образованием и будущей карьерой выпускника было проведено исследование «Профессиональные установки и ориентации студенческой молодежи». Эмпирическую базу социологического исследования составили глубинные интервью (п = 300), проведенные в 2017 г. В опросе участвовали студенты различных высших учебных заведений Нижнего Новгорода, в том числе 95 юношей и 206 девушек. Основная часть студентов - социологи, соц-работники, экономисты, менеджеры, юристы. Контрольная группа - студенты традиционных профессий - инженеры, педагоги, медики (98 человек). Для обработки результатов был использован метод контент-анализа с использованием программы «Лекта» (Лексико-семантический анализ текстов).

В ходе социологического исследования были рассмотрены факторы, характеризующие мотивы получения высшего образования, мотивы выбора

специальности, планы студентов в отношении профессиональной деятельности. Качественный анализ данных позволил выделить стратегии поведения, индивидуальные ожидания и предпочтения студенческой молодежи. В данной статье рассматриваются сюжетные линии, связанные с факторами, определяющими индивидуальные стратегии поиска будущего места работы и мотивации трудоустройства молодых людей в период получения высшего образования.

Результаты. Существуют различные варианты выявления молодыми людьми стадий своего профессионального становления, которые включают «возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде» [3, с. 67]. Однако эти стадии сегодня не выстраиваются в виде некоторой логической последовательности и «возникновение и формирование профессиональных намерений» может возникнуть и в процессе поиска себя в производственном коллективе, и в процессе реализации личности в профессиональном труде. Возникновение профессиональных планов может изменяться от периода выбора предметов для сдачи ЕГЭ до начала работы по выбранной специальности. В связи с этим процесс профессионального самоопределения сегодня сильно усложнился, окончательное формирование профессионального самосознания происходит лишь на этапе статусного перехода от студента к специалисту, из сферы образования в сферу занятости.

Профессиональное самоопределение - длительный непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов. На каждом этапе у человека происходит осознанный выбор своего последующего жизненного и профессионального пути. Причем немаловажная роль здесь отводится образованию, которое является фундаментом для будущей жизни. Многие исследователи отмечают динамику престижа образования в результате социально-экономических преобразований в стране, считая стремление молодежи к образованию важнейшим ресурсом страны, двигателем ее развития [4, с. 14]. В современных условиях от молодых специалистов «требуется уметь осуществлять самоопределение, ставить цели, эффективно взаимодействовать в различных ситуациях, <...> проектировать и анализировать в рефлексивном режиме собственную деятельность» [5, с. 53]. Профессиональное самоопределение на этапе студенчества имеет свою специфику, состоящую в том, что сделанный после школы выбор профессии остается неоконченным и может быть изменен с учетом нового опыта в ходе получения образования.

Ориентация на высшее образование является устойчивой, на что указывают данные сравнительного исследования 1995, 2006 и 2016 гг. [6]. Во всех этих замерах студенты и абитуриенты отмечали, что им необходим диплом о высшем образовании, его наличие может повлиять на трудоустройство

и дальнейшую профессиональную деятельность. Среди основных причин получения высшего образования молодые люди называют желание получения знаний; потребность стать квалифицированным специалистом; необходимость получения документа о высшем образовании для дальнейших карьерных перспектив и увеличения дохода [7, с. 91].

Выбор вуза и профессии является одним из самых сложных решений, принимаемых в жизни. К моменту первоначального профессионального выбора молодые люди подходят с более-менее сформировавшимися жизненными стратегиями. Авторы многих исследований фиксируют пересечение выбора профессии с ценностными ориентациями и жизненными планами молодых - в среде молодежи все больший вес приобретают ориентации на карьеру, материальный, индивидуальный успех. Современный студент, как отмечают социологи, мечтает о жизни, полной удовольствий, без ориентаций на моральные нормы [8, с. 296]. Эта тенденция на прагматизацию вызывает расхождение профессионального выбора и последующей самореализации в результате отсутствия высокой профессиональной мотивации из-за неосознанного выбора направления подготовки, не соответствующего интересам и способностям молодых людей [9, с. 12].

Ориентация на индивидуальный успех и материальное благополучие являются особенностями профессиональных ориентаций современной российской молодежи. Запрос на высокую зарплату и престижную должность часто не соответствует уровню квалификации выпускников российских вузов. Причем представления студентов о возможности добиться материального успеха обычно не связаны с профессиональным самосовершенствованием. «Эта профессиональная маргинализация фактически определяется тем, что расширение выбора в профессиональном поле у молодежи после школы в связи с введением ЕГЭ приводит к утрате реального профессионального выбора и осмысленной профессиональной ориентации» [10, с. 49].

Зачастую профессиональный выбор молодежи оторван от практической стороны профессионального самоопределения. В ходе реформы образования в результате введения новых стандартов и ЕГЭ существенно изменился процесс профессионального самоопределения молодых людей. Процедура ЕГЭ оказывает существенное влияние на профессиональный выбор абитуриентов: молодые люди выбирают для сдачи те предметы ЕГЭ, которые им легче давались в школе. На основе полученных баллов ЕГЭ ищут специальности, на которые можно поступить с таким набором экзаменов. Подмена выбора профессии выбором вуза, а еще чаще набором предметов ЕГЭ - весьма частая ошибка старшеклассников. Как следствие, после окончания вузов у таких молодых специалистов высокий уровень неудовлетворенности трудом - содержанием и условиями работы, оплатой труда. Студенты, совершившие осознанный выбор профессии, как правило, знают, чем они будут заниматься

в дальнейшем. Уже на этапе выбора специальности и вуза они имеют представление о том, как и где они будут трудоустроены. Шансы достичь успеха в выбранной профессиональной сфере имеют те молодые люди, которые стремятся к развитию и считают профессиональный рост приоритетным мотивом получения образования по своему направлению подготовки [11, с. 87]. Также можно отметить, что мотивация выбора вуза и специальности в дальнейшем коррелирует и с отношением к учебному процессу, и с отношением к научно-исследовательской деятельности [12, с. 605-607]. Сегодня в стране присутствует серьезный разрыв между профессиональным выбором молодежи и потребностью общества в профессиях, который приводит к повышению уровня конкуренции на рынке труда и невозможности выпускнику вуза трудоустроиться по полученной специальности [13, с. 55].

Анализ высказываний студентов показал, что их профессиональные установки связаны с классом получаемой специальности. Таких классов два -традиционные профессии и новые. Традиционный класс профессий можно условно назвать технологизированным. Это старые, известные, чаще всего престижные профессии, имеющие четкие границы профессиональной деятельности и определенное место на рынке труда. Поэтому большинство медиков, переводчиков, филологов, учителей, строителей, программистов готовы работать по своей будущей специальности, и только низкая зарплата или экономическая конъюнктура могут переориентировать их на другой вид деятельности. Во всяком случае в период получения образования многие из них говорят о своем намерении работать по специальности. Молодые люди, получающие образование по традиционным профессиям, чаще других отмечают свое желание работать по выбранной ими профессии. Так, студенты-программисты считают, что их профессия престижна, и специалисты технического профиля будут всегда востребованы, и они уже в период обучения подчас немало зарабатывают. Студенты и выпускники медицинских вузов, хотя и не могут похвалиться высокими заработками, но являются самой благополучной в этом отношении группой. Они тратят много труда и сил для обучения по своей профессии, поэтому они не только сохраняют приверженность выбранной ими весьма престижной в обществе профессии, но им к тому же жаль потраченных усилий. В дальнейшем они намерены работать по специальности, требующей высокой квалификации. Студенты, удовлетворенные своим профессиональным выбором, часто отмечают: Зачем я учусь на этой специальности, если потом не пойду работать? Просто так потерять время? Смысл сидеть четыре года и изучать предметы, которые мне потом вообще не понадобятся? Они говорят, что если направление обучения выбрано ими осознанно, то именно в будущей работе и состоит смысл обучения: Если я сам пошел сюда учиться, то, конечно, я собираюсь работать по специальности. Правда, некоторые из них отмечают, что они получают обра-

зование по очень узким специальностям, по которым возможность трудоустроиться есть, вакансии есть, но они требуют более конкретных знаний и навыков, которыми студенты не обладают: На заводах Нижнего Новгорода много вакансий для физиков, но из того, что требуется на работе, мы мало что умеем.

Студенты с осознанным выбором профессии чаще других говорят о своей готовности работать по специальности после окончания вуза: Я надеюсь, что буду работать по специальности, это моя цель. Буду искать свободное место, может, даже в другом городе, а кто ищет - тот всегда найдет. Однако, наблюдая за друзьями, уже окончившими обучение в университетах, они понимают, что в действительности это не так просто, у них есть опасения, что будет трудно найти достойную работу по специальности. Ради хорошей работы по специальности молодые люди готовы поменять место жительства: Я готова работать по специальности и в другом городе. Чаще всего молодые люди предпочитают искать место работы в крупном городе, например в Москве, где шире рынок труда и больше возможностей найти вакантное место.

Второй класс профессий - это сравнительно новые для нашей страны профессии, которые если и существовали ранее, то встречались сравнительно редко как на рынке труда (или в народном хозяйстве), так и в виде вузовских специальностей подготовки [14, с. 155]. Выпускники специальностей данного класса могут выполнять разнообразные функции и могут работать на разных предприятиях и в разных организациях, поэтому студенты данных направлений подготовки обычно слабо представляют себе род и содержание их грядущей профессиональной деятельности. К этому классу профессий относятся социологи и социальные работники, экономисты и менеджеры. Эти студенты чаще других считают, что им достаточно опереться на базовые знания в выбранной области, а не на конкретную совокупность знаний по специальности.

Следует отметить, что большое количество выпускников российских вузов трудоустраиваются не по полученной специальности. Этот процесс можно считать следствием не только социально-экономического положения в стране, но и результатом отсутствия у многих молодых людей четких профессиональных ориентаций. Многие из них сделали выбор профессии неосознанно, они изначально не были ориентированы на профессию и не связывали свои жизненные планы с получаемой специальностью. Они не стремятся применять полученные знания на практике, так как изначально выбрали профессию, которая не соответствует их склонностям и способностям.

Университетское образование часто не оправдывает ожиданий студентов, нередко молодые люди еще во время учебы или сразу по окончании вуза разочаровываются в выбранной профессии и желают сменить ее. Такие сту-

денты начинают сомневаться в правильности выбора профессии: Я не уверена, что это профессия для меня. Получаемая специальность им кажется скучной и неинтересной, они хотят, чтобы работа приносила им удовольствие, чтобы она была у них как своего рода хобби. Часто это происходит из-за того, что многие абитуриенты, поступая в университет, толком не представляли, чему именно их будут учить, они представляли себе профессию лишь в общих чертах, нередко в романтическом ореоле, необъективно оценивая свои силы и возможности. Получая образование в вузе, они сталкиваются с рутиной, профессия теряет свое былое обаяние, и они уже не собираются искать работу в своей сфере, им нужен просто диплом о высшем образовании, «корочка» для трудоустройства или получения второго высшего образования. Учась ради «корочек», профессиональные навыки такие студенты собираются приобрести в процессе работы или в другом вузе.

Нежелание работать по избранной специальности нередко связано с низким уровнем заработной платы в их профессиональной сфере: По специальности хотелось бы поработать, но у специалиста по социальной работе очень маленькая зарплата, поэтому не знаю, буду ли работать по специальности. Они намереваются искать работу, которая им понравится, но пойдут туда работать при условии, что вакансия подойдет им по зарплате: Я в школе буду работать. Мне этого достаточно. Если там, конечно, будут <хорошо> оплачивать. Представления о будущей работе, особенно у студентов первых курсов, весьма приблизительные и часто насыщены романтическими представлениями, и у многих сильно завышены ожидания по размеру зарплаты: Когда я буду работать, то хотелось бы видеть зарплату среднего класса, где-то 50-60 тысяч, но не знаю, где найти работу с такой зарплатой. Представления выпускников вузов немного реалистичнее, но и они нередко рассчитывают на более высокую зарплату, чем работодатели предлагают молодым специалистам. Студенты, столкнувшиеся с тем, что в области их деятельности зарплаты невелики, готовы поменять сферу деятельности, отмечают, что они готовы сменить любимую профессию и работать в другой сфере, главное, чтобы там была хорошая зарплата, которая даст им независимость.

Готовность сменить сферу будущей профессиональной деятельности подкрепляется у студентов представлением о том, что высшее образование развивает навыки интеллектуальной деятельности, и нередко они резонно отмечают, что в любой работе можно применить эти навыки, полученные во время обучения. В большинстве отраслей деятельности радикальные изменения в содержании труда происходят в очень короткие сроки, и в вузе важно не столько овладеть некими компетенциями, сколько научиться овладевать новыми знаниями и навыками, т.е. обрести некую профессиональную культуру: Нас, прежде всего, учат учиться, т.е. за короткий промежуток времени воспринимать большой объем информации. Это очень хорошо трени-

рует мозг, выносливость, житейский опыт. Именно в вузе студенты учатся планировать свою интеллектуальную деятельность, обретают навыки взаимодействия и сотрудничества с другими людьми: С помощью знаний, полученных за время учебы, я смогу лучше взаимодействовать с людьми, находить общий язык, это должно помочь в работе.

На выборе вуза процесс профессионального поиска не заканчивается и находит свое продолжение в выборе профессиональной деятельности, нередко не связанной со специальностью, получаемой в вузе, или в процессе получения второй ступени высшего профессионального образования (магистратуры) или второго образования по другой специальности. Во время обучения в высших учебных заведениях у студентов формируется образ профессионального будущего, а также стратегия будущей профессиональной реализации. Образ профессии часто выступает как мотивационный учебный фактор, как показатель профессионального становления студента, описывающий основное содержание профессиональной деятельности в будущем. Изучая динамику образа профессии, исследователи отмечают, что его основа, заложенная на первых курсах вуза, претерпевает изменения во время обучения и становится более адекватной к моменту окончания вуза. Реальное освоение профессии у многих студентов меняет представления о ней и формирует позитивное отношение к будущей работе, романтическое восприятие профессии меняется на реальную оценку профессиональной деятельности [15, с. 96].

Осознанность выбора направления профессиональной подготовки влияет и на удовлетворенность студентов самим процессом обучения. «Если выбор направления подготовки был мотивирован возможностью необременительного учебного процесса и получением диплома о высшем образовании, естественно наблюдать неудовлетворенность выбранным направлением подготовки, негативное отношение к учебному процессу, нерегулярное посещение учебных занятий, пониженный интерес к научно-исследовательской деятельности и будущей профессии» [16, с. 100].

Социологи отмечают, что наиболее активным в обучении является студент, который осознает необходимость знаний, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности. Такой студент ставит цели и добивается их, он четко выделяет учебные предметы, которые вызывают у него интерес и кажутся наиболее важными. Во многих социологических исследованиях проблем профессионального самоопределения молодежи выявлено, что позитивный образ профессии влияет на удовлетворенность своим профессиональным выбором и мотивирует многих обучающихся на процесс обучения и получение глубоких знаний. Среди мотивов получения высшего образования молодые люди чаще всего называют связанные с поиском престижной и хорошо оплачиваемой работы, соответствующей их интересам и склонностям [17, с. 143].

Однако студенты говорят, что их профессиональная мечта не всегда достижима из-за многочисленных препятствий в виде нестабильной экономической ситуации, недостатка материальных средств для реализации цели. Одним из самых важных факторов при поиске работы выпускники вузов называют доход и именно с ним связывают свою профессиональную карьеру, подчас не слишком задумываясь о содержании труда. Смыслом профессионального будущего они считают материальный достаток, при этом мало кто из них видит в своей профессии возможность личностного роста и принесение пользы обществу [18, с. 81].

Сегодня рынок труда очень заинтересован в высококвалифицированных специалистах. Им предлагается и высокая оплата труда, и удобный график работы, и всевозможные бонусы. Можно отметить, что ответственность за будущее трудоустройство во многом ложится на саму молодежь, в том числе и на осуществляемые ими действия во время учебы. Ориентированные на труд и повышение уровня образования студенты в большинстве успешны в профессиональном плане. Следует признать, что профессиональная самореализация возможна только на основе осознанного профессионального выбора, а не случайно под влиянием внешних факторов. Однако в современных социально-экономических условиях молодым специалистам сложно устроиться на хорошее место и закрепиться в профессиональной области. С проблемой трудоустройства сейчас сталкивается большинство выпускников российских вузов. Специалистами фиксируется высокий уровень безработицы среди молодежи и считается, что у безработицы в России молодое лицо.

Значительная часть студенческой молодежи, особенно среди тех, кто овладевает сравнительно новыми, нетрадиционными профессиями, не уверены в своем профессиональном будущем. Такие студенты не решили, чем они будут заниматься после окончания вуза, кем будут работать, и многие из них не решили, будут ли они работать по профессии. Некоторые студенты отмечают, что годы в вузе прошли зря, что с дипломом бакалавра по их специальности они не нужны работодателям. Многие из них не пойдут работать по специальности по причине низких зарплат в сфере их профессиональной деятельности. Именно с доходом связывают свою профессиональную карьеру большинство молодых людей, подчас не слишком задумываясь о содержании труда: После окончания университета я планирую работать. Конечно, хочется мне получить сразу высокую должность, так как высокая должность -высокая зарплата. Еще не обретя профессии, они сомневаются, что смогут найти работу по профилю обучения: Я не мечтаю работать по специальности, потому что на сегодняшний день некуда идти. Сомнения в своих возможностях возникают у студентов отчасти из-за наличия некоторых несоответствий в самой концепции модернизации образования. Целью российского высшего образования, которая описана в этой концепции, является подготов-

ка квалифицированного, ответственного, конкурентоспособного на рынке труда работника соответствующего уровня и профиля, который способен эффективно работать по своей специальности и готов к постоянному профессиональному росту, мобильности. Результатом деятельности системы образования должна стать трудовая занятость выпускников [19, с. 88]. Тем не менее немало студентов, кто рассматривают свое образование как энциклопедическое и надеются не на обретенную профессиональную компетенцию, а на широкий кругозор и общую культуру, обретенную в стенах вуза и за его пределами. Они считают, что полученные в вузе знания расширили их кругозор, и получить работу для них не составит труда, пусть даже не по профилю образования.

Специфика современной экономической конъюнктуры, атмосфера экономической свободы позволяют мечтать о собственной предпринимательской деятельности, поэтому некоторые молодые люди работать по специальности не планируют, предполагая открыть свое дело, начать работать на себя, хотя мало кто из них представляет себе трудности собственного дела. Часть студентов планируют после окончания вуза сменить место жительства, переместиться в столицу или вообще уехать из России, демонстрируя тем самым специфику российской социальной мобильности. Эта специфика заключается в тенденции перемещения из периферии в крупные города, затем в столицу и, наконец, за границу.

Молодой специалист, не имеющий опыта работы, не представляет реального интереса для работодателя, о чем говорит подавляющее большинство студентов, и именно поэтому многие из них начинают работать еще в студенческие годы. При трудоустройстве студенты чаще всего рассчитывают на такие инструменты поиска работы, как личные связи, знакомства, стажировки и конкурсы работодателей, подразумевающие тесные контакты с потенциальными работодателями [20, с. 46]. Желая обрести экономическую самостоятельность, многие студенты трудоустраиваются еще во время учебы, причем чаще всего не по получаемой профессии. Поэтому к моменту окончания вуза они обладают опытом работы в сфере, далекой от специальности, по которой они получают диплом, и эта новая сфера деятельности нередко становится вновь обретенной профессией. Им жаль бросать наработанные в этой области связи и навыки, поэтому эта сфера деятельности является более предпочтительной. Но нередко встречаются студенты, совмещающие учебу с работой, которые заинтересованы в получении опыта работы, в обретении профессиональных навыков: Планирую подыскать практику в ближайшее время, чтобы уже получить какой-то минимальный опыт. Чаще такую позицию занимают студенты, получающие традиционные профессии. В приобретении профессиональных навыков им помогает учебная практика. Этот опыт оказывается полезным, они узнают много о своей профессии от старших коллег и убеждаются в том, что сделали правильный выбор. Во время

прохождения практики в учреждениях и на предприятиях некоторым студентам предлагают работать там после окончания вуза: Каждый год в институте проходила практика, нас распределяли по школам. <...> Планирую после окончания учебы там и работать. Уверен, меня с руками и ногами «оторвут».

При трудоустройстве от молодого специалиста требуется хорошая профессиональная подготовка, чтобы они легко обучались, имели желание работать в команде. Частым требованием работодателей также является наличие опыта работы. Студенты нередко отмечают, что они вынуждены работать, чтобы приобрести производственный опыт. Это помогает им закрепиться на предприятии, вырасти профессионально и связать свою будущую жизнь с профессией: Практические навыки, понимание всей сути, самого процесса помогут мне сделать карьеру. Для этих студентов подработка по профессии является нормальным соединением учебной теории и практики. По мнению молодежи, практика дает огромный багаж знаний и опыта. Устраиваясь на работу на последних курсах, студенты ориентированы на дальнейшее профессиональное совершенствование по специальности, по которой они приобрели опыт: Я принимал непосредственное участие в рабочем процессе. У меня сформировалось еще более приближенное представление о своей специальности, становилось яснее, чем я буду заниматься. Нередко они учатся на заочном отделении и свое ближайшее будущее видят именно на местах своей основной работы или подработки во время учебы: Ближайшие 5 лет я буду развиваться именно в этой компании в данном направлении. Мои работодатели стали относиться серьезнее к моей кандидатуре, потому что видят, что у меня диплом почти в кармане, и я много знаю в своей области.

Вступление России в Болонский процесс привел к тому, что после окончания бакалавриата перед студентами встает выбор - начать трудовую деятельность или продолжить образование в магистратуре. В период перехода на эту систему студенты чаще всего выбирали специалитет, и в бакалавриат шли только те, кто намеревался через магистратуру пойти в аспирантуру. Сегодня немало студентов после окончания бакалавриата планируют поступить в магистратуру, однако мотивы продолжения образования различны. Как и прежде многие из тех, кто выбрал магистратуру, намереваются двигаться в научном направлении: В магистратуре хочу получить более глубокие знания и, возможно, зарекомендовать себя как хорошего специалиста для начала научной карьеры. Среди бакалавров также немало тех, кто считает наличие диплома недостаточным для построения карьеры, что поступление в магистратуру даст им преимущества в трудоустройстве после ее окончания. Эта точка зрения находит свое подтверждение и в том, что многие работодатели весьма недоверчиво относятся к бакалаврскому диплому и считают владельцев таких документов недоучками. Еще один мотив поступления в магистратуру связан

с тем, что она дает возможность выбрать новую специальность, подчас весьма далекую от той, которую они получили в бакалавриате. Этот мотив наиболее популярен среди студентов, которые были недовольны своим вузом, уровнем своих знаний, а также среди тех, кто не собирается работать по профессии, полученной на уровне бакалавриата. Однако некоторые студенты считают, что лучше окончить краткосрочные курсы, где можно получить квалификацию в самых разных областях, чем идти в магистратуру, потому что на таких курсах можно получить только полезные, необходимые для работы знания и навыки.

Заключение. Профессиональное и карьерное развитие по полученной специальности зависит от того, чем молодой человек руководствовался при выборе профессии. Осознанный выбор профессии характеризуется согласованием собственных интересов и способностей, самосознанием личности. Как правило, в результате этого молодой человек находит свое место в обществе и реализует себя как личность и профессионал. При неосознанном выборе, когда молодые люди выбирают будущую профессию, ориентируясь на различные факторы социальной среды, на желания и требования родителей, нередко происходит утрата интереса к специальности и наступает разочарование в будущей профессиональной деятельности.

На формирование образовательных стратегий молодежи, на выбор профессии и университета существенно воздействует современный российский рынок труда. Потере профессиональных навыков, полученных в вузе, способствуют сложности трудоустройства по специальности. Они возникают у выпускников из-за требований работодателей опыта работы по специальности, из-за дефицита вакансий, низкой заработной платой. Сегодня можно говорить о сохранении тенденции на получение профессии, трудоустройство по которой позволит хорошо зарабатывать и делать карьеру, причем содержание профессиональной деятельности и профессиональное развитие молодежь не интересует.

Стратегии будущего трудоустройства, на которые ориентирована современная студенческая молодежь, разнообразны. Повышенные шансы на трудоустройство имеют те студенты, у кого есть адекватный образ будущей профессии, а также представления о рынке труда и опыт работы. Такие молодые люди готовы к смене места жительства, получению дополнительного образования ради места работы, отвечающего их интересам. Но немало и тех, кто не знает, кем они могут работать, их представления о работе абстрактны, они не готовы выйти на рынок труда.

Отсутствие системы государственного распределения выпускников вузов; увеличение форм и путей трудоустройства молодежи; рост численности выпускников высших учебных заведений, независящей от динамики и структуры занятого населения влияют на трудовую занятость молодежи в совре-

менной России [5, с. 9]. Исследуя проблемы трудоустройства выпускников вуза, социологи выделяют такие факторы, характеризующие положение молодежи на рынке труда: недостаточная профессиональная подготовка, неустойчивость жизненных установок и ценностей, недостаток социального опыта. Диплом о высшем образовании является неотъемлемой характеристикой при трудоустройстве, но требования работодателей на рынке труда ужесточаются, сегодня мало лишь наличия диплома. Только приобретая необходимый опыт и устойчивый профессиональный статус, молодой специалист начинает чувствовать себя уверенно на рынке труда.

Список литературы

1. Корж Н.В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 56-63.

2. Иванова В. С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов // Вестник науки Сибири. - 2016. - № 1 (20). - С. 12-21.

3. Кабеева Н.В. Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2014. - № 24 (353), вып. 34. - С. 65-67.

4. Константиновский Д.Л. Формирование ориентаций молодежи в сфере образования // Вестник Института социологии. - 2016. - № 19. - С. 13-27.

5. Трудоустройство выпускников российских вузов: история и современность: моногр. / под ред. И.С. Болотина и В.Ф. Пугач. - М.; СПб.: МАТИ, Нестор-История, 2012. - 192 с.

6. Рябоконь М.В., Ситникова И.В. Динамика жизненных ценностей студенческой молодежи на рубеже веков // Социальные преобразования и социальные проблемы: сб. науч. тр. - Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. -Вып. 16. - С. 93-94.

7. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Жизненные планы российских студентов: ожидания и опасения в профессиональной сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. - 2014. - № 2. - С. 90-107.

8. Новое поколение: надежды, цели и идеалы. Двадцать лет спустя / под ред. А. А. Овсянникова. - М.: Изд. дом Международного университета в Москве, 2016. - 352 с.

9. Помазкова И.С. Профессиональное самоопределение российской молодежи в условиях социальной неопределенности: автореф. дис. ... канд. со-циол. наук: 22.00.04 / Юж. федер. ун-т. - Ростов н/Д, 2011. - 33 с.

10. Иудин А.А., Подольская Т.О. Многообразие факторов профессионального выбора молодежи // Социальные преобразования и социальные

проблемы: сб. науч. тр. - Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. -Вып. 17. - С. 43-51.

11. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Мотивация и условия профессионального выбора у студентов Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. - 2013. - № 6. - С. 80-92.

12. Зернов Д.В., Ушакова Я.В. Студенты об учебном процессе и научной деятельности // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / под ред. З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2014. - С. 603-607.

13. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 49-56.

14. Иудин А.А., Ситникова И.В. Студенческая молодежь: проблемы и стратегии трудоустройства // I чтения памяти В.Т. Лисовского: сб. науч. тр. / под ред. Т.К. Ростовской, Т.Э. Петровой. - М.: Перспектива, 2017. - С. 152158.

15. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. - 2018. -№ 3.- С. 89-103.

16. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2019. -№ 1 (53). - С. 94-101.

17. Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сб. науч. тр. / Центр социол. исслед. - М., 2016. - С. 106-162.

18. Беркутова Д.И., Громова Е.М. Мониторинг профессиональных планов современных провинциальных студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 77-85.

19. Абрамова Е.Г., Борщ В.В. Показатели востребованности выпускников на рынке труда // Высшее образование в России. - 2010. - № 11. - С. 88-93.

20. Подольская Т.О. Образ будущей компании в представлении студентов // Социальные преобразования и социальные проблемы: сб. науч. тр. -Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. - Вып. 16. - С. 41-50.

References

1. Korzh N.V. Vysshee professional'noe obrazovanie v strukture tsennostei studencheskoi molodezhi [Higher professional education in a value structure of student youth]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki, 2011, no. 1(17), pp. 56-63.

2. Ivanova V.S. Strategii trudoustroistva vypusknikov vuzov [Strategies of employment of graduates of the universities]. Vestnik nauki Sibiri, 2016, no. 1(20), pp. 12-21.

3. Kabeeva N.V. Problemy trudoustroistva i professional'nogo samoopredeleniia molodezhi [Problems of employment and professional identity of youth]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta: Filosofiia. Sotsiologiia. Kul'turologiia, 2014, no. 24(353), iss. 34, pp. 65-67.

4. Konstantinovskii D.L. Formirovanie orientatsii molodezhi v sfere obrazovaniia [The formation of young people's orientations in the sphere of education]. VestnikInstituta sotsiologii, 2016, no. 19, pp. 13-27.

5. Trudoustroistvo vypusknikov rossiiskikh vuzov: istoriia i sovremennost' [Employment and employability of graduates of Russian universities: History and modernity]. Ed. I.S. Bolotin, V.F. Pugach. Moscow, St. Petersburg, MATI, Nestor-Istoriia, 2012, 192 p.

6. Riabokon' M.V., Sitnikova I.V. Dinamika zhiznennykh tsennostei studencheskoi molodezhi na rubezhe vekov [The dynamics of student's life values on the turn of the century]. Sotsial'nye preobrazovaniia i sotsial'nye problemy. Sbornik nauchnykh trudov, no.16, Nizhny Novgorod, NISOTs, 2016, pp. 93-94.

7. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiiskikh studentov: ozhidaniia i opaseniia v professional'noi sfere [Russian students' life plans: expectations and concerns in the professional field]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Sotsiologiia, 2014, no. 2, pp. 90-107.

8. Novoe pokolenie: nadezhdy, tseli i idealy. Dvadtsat' let spustia [The new generation: Hopes, goals and ideals. Twenty years later]. Ed. A.A. Ovsiannikov. Moscow, Izdatel'skii dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, 2016, 352 p.

9. Pomazkova I.S. Professional'noe samoopredelenie rossiiskoi molodezhi v usloviiakh sotsial'noi neopredelennosti [Professional self-determination of Russian youth in conditions of social uncertainty]. Abstract of Ph. D. Thesis. Rostov-on-Don, Southern Federal University, 2011, 33 p.

10. Iudin A.A., Podol'skaia T.O. Mnogoobrazie faktorov professional'nogo vybora molodezhi [Variety of factors in the professional choice of young people]. Sotsial'nye preobrazovaniia i sotsial'nye problemy. Nizhny Novgorod, NISOTs, 2017, vol. 17, pp. 43-51.

11. Ivanenkov S.P., Kuszhanova A.Zh. Motivatsiia i usloviia professional'nogo vybora u studentov Sankt-Peterburga [Motivation and occupational choice conditions of students in Saint-Petersburg]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2013, no. 6, pp. 80-92.

12. Zernov D.V., Ushakova Ia.V. Studenty ob uchebnom protsesse i nauchnoi deiatel'nosti [Students about the educational process and scientific activity]. Sotsial'nye innovatsii v razvitii trudovykh otnoshenii i zaniatosti v XXI veke. Ed. Z.Kh. Saralieva. Nizhny Novgorod, NISOTs, 2014, pp. 603-607.

13. Kliucharev G.A. "Razryv" obrazovaniia i rynka truda: mneniia ekspertov ["Rupture" of education and labor market: Experts' opinions]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 11, pp. 49-56.

14. Iudin A.A., Sitnikova I.V. Studencheskaia molodezh': problemy i strategii trudoustroistva [Student youth: Problems and strategies of employment]. I chteniia pamiati V.T. Lisovskogo. Ed. T.K. Rostovskaia, T.E. Petrovа. Moscow, Perspektiva, 2017, pp. 152-158.

15. Iudin A.A., Sitnikova I.V. Sovremennoe studenchestvo: stanovlenie obraza professional'nogo budushchego [Modern students: Formation of new image of professional future]. Sotsiologiia obrazovaniia, 2018, no. 3, pp. 89-103.

16. Ushakova Ia.V., Morzavchenkova E.V. Motivatsiia vybora napravleniia podgotovki i otnoshenie studentov k uchebnomu protsessu [Motivation of the choice of the area of study and students' attitude to educational process]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Sotsial'nye nauki, 2019, no. 1(53), pp. 94-101.

17. Konstantinovskii D.L. Novaia molodezh' v novoi real'nosti obrazovaniia [New youth in new reality of education]. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoianie i potentsial razvitiia. Moscow, Center for Sociological Research, 2016, pp. 106-162.

18. Berkutova D.I., Gromova E.M. Monitoring professional'nykh planov sovremennykh provintsial'nykh studentov [Monitoring of modern provincial students' professional plans]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 2015, no. 1, pp. 77-85.

19. Abramova E.G., Borshch V.V. Pokazateli vostrebovannosti vypusknikov na rynke truda [Demand for MADI graduates as a criterion of quality assessment]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, no. 11, pp. 88-93.

20. Podol'skaia T.O. Obraz budushchei kompanii v predstavlenii studentov [The image of the future company's future in the representation of students]. Sotsial'nye preobrazovaniia i sotsial'nye problemy. Nizhny Novgorod, NISOTs, 2016, no. 16, pp. 41-50.

Оригинальность 92 %

Получено 14.05.2019 Принято 14.06.2019 Опубликовано 15.01.2020

I.V. Sitnikova

PROFESSIONAL PLANS AND EMPLOYMENT STRATEGIES OF MODERN STUDENTS

The research focuses on student's professional attitudes to tackle the issues of professional choice of modern youth, to identify the relationship between education and future careers of graduates. Another aspect of scientific interest is examining those issues which are connected with modern student's professional plans. The modern Russian labor market significantly affects the formation of educational strategies of young people, the choice of profession and university. Today, the role of professional and personal qualities in building up a successful professional career is growing. A focus on individual success and material well-being are typical of professional expectations of modern Russian youth. The research also reveals problems relevant to youth employment during social and economic transformations. Sociological analysis of the strategies of future employment of university graduates showed that those students who possess the right perception of their future profession, ideas about the labor market and work experience have better employment alternatives. However, there are also students who have a very vague idea about their future employment, their job expectations are unclear, hence they are not prepared to enter labor market as job seekers. The paper also outlines student's professional paths as well as describes factors impeding their adjustment on a labor market. Difficulties in finding a job relevant to a university degree lead to a loss of professional skills. The research discovers a few reasons why university graduates do not work in accordance with their qualification. It also examines the correlation between how the youth perceive tertiary education and their future careers: while studying at university most students are developing a feeling of disappointment about the chosen degree which in turn adversely affects their motivation to university studies.

Keywords: career, youth, graduates, higher education, profession, employment, employment strategies, professional plans.

Irina V. Sitnikova - Assistant Lecturer, Department of Industrial and Applied Sociology, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University e-mail: april@fsn.unn.ru.

Received 14.05.2019 Accepted 14.06.2019 Published 15.01.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.