Педагогика
УДК 378.1
соискатель департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств Кузнецова Наталия Владимировна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель Габдиев Мухаддас
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова (г. Атырау); начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики ОГПУ Шишковская Ирина Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье описана специфика профессиональной подготовки студентов вузов в условиях информатизации общества. Охарактеризована многоаспектность трансформации базовых характеристик социоэкономической жизни общества и системы высшего образования с позиции создания новой социальной инфосферы. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие изучаемую проблематику. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены принципиальные изменения в переконфигурации содержания профессиональной переподготовки студентов в высшей школе с учетом результативного использования возможностей информационного образовательного пространства вузов. Обоснована необходимость многоцелевой актуализации смысловых ориентиров модификации содержания профессиональной подготовки студентов вузов в условиях стремительной информатизации общества: видоизменение взаимодействия преподавателя и студентов от субординации к диалогу в инфосфере; интенсификация всех уровней образовательного процесса на основе автоматизации информационно-методического обеспечения; развитие нового типа мышления студентов, соответствующего потребностям и запросам информационного общества; активизация субъектной позиции студентов в сфере информатизации и информационного общения.
Ключевые слова: информатизация общества, профессиональная подготовка студентов, вузы, информационно-коммуникативные технологии, онлайн- и офлайн контексты жизнедеятельности, цифровые инструменты, ориентиры модификации содержания образовательного процесса.
Annоtation. The article describes the specifics of professional training of university students in the context of informatization of society. The multidimensional transformation of the basic characteristics of the socioeconomic life of society and the higher education system from the position of creating a new social infosphere is characterized. The fundamental regulatory documents that update the studied problems were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. Fundamental changes are presented in the reconfiguration of the content of professional retraining of students in higher education, taking into account the effective use of the possibilities of the information educational space of universities. The need for multipurpose updating of semantic guidelines for modifying the content of vocational training of university students in the context of the rapid informatization of society is justified: modifying the interaction of the teacher and students from subordination to dialogue in the information sphere; intensification of all levels of the educational process based on automation of information and methodological support; the development of a new type of student thinking that meets the needs and needs of the information society; activating the subject position of students in the field of informatization and information communication.
Key words: informatization societies, professional training of students, universities, information and communication technologies, online and offline life contexts, digital tools, guidelines for modifying the content of the educational process.
Введение. Российский социум в связи с массовой информатизацией всех сфер общественной жизни, интенсивным распространением информационно-коммуникационных технологий, конструированием глобальных информационных сетей и созданием новой социальной реальности (привносящей существенно новые черты в образ жизни взрослеющих субъектов) в интеграционном единстве онлайн и офлайн контекстов, претерпевает масштабные социокультурные, экономические, политические, технологические изменения. Многоаспектность трансформации базовых характеристик социоэкономической жизни и социальных структур на микро-, мезо-, макроуровне, связанных с информатизацией общества обусловливает переконфигурацию содержания профессиональной переподготовки студентов в высшей школе в контексте формирования обновленной системы общественных ценностей и новых познавательных цифровых приоритетов постинновационной реальности. Данные изменения в системе высшей школы нацелены на расширение диапазона усвоения молодыми людьми нового социокультурного опыта в сочетании реального и виртуального формата жизнедеятельности, становление новой культуры овладения и использования новейшей информации как значимого регулятива прогрессивного функционирования и развития социально-экономической и политической системы современной России, обеспечения конкурентных преимуществ выпускников вузов на рынке труда в долгосрочной перспективе.
Изменяющиеся требования к профессиональной подготовке выпускников вузов в условиях информатизации общества обусловливают актуализацию потенциала информационного образовательного пространства вузов в комплементарном сочетании традиционных и электронных носителей, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия при активном использовании компьютеров, Интернета и сетевых ресурсов, позволяющих студентам получать новейшую информацию о научных и технологических достижениях в области основной и смежной профессиональной деятельности в объеме, необходимом для расширения сферы самореализации и самоутверждения, саморазвития и самосовершенствования в высокоавтоматизированном информационном обществе, многофункционального проявления социальной инициативы, мобильности и самостоятельности активных «цифровых граждан» в воспроизводстве технологических инноваций, креативных и прорывных идей прогрессивного развития российской экономики и социальной сферы.
Вышеизложенное требует научного исследования специфики профессиональной подготовки студентов вузов в условиях информатизации общества с позиции полноценной реализации профессионально-личностного потенциала молодых людей и развития устремленности на достижения акме в выбранной сфере профессиональной деятельности, адекватно ситуации стремительной информатизации и научно-технологического прогресса общества.
Изложение основного материала статьи. В информационном обществе для реализации максимально возможных темпов широкомасштабных позитивных изменений всех сфер общественной жизни, активизации продуктивных моделей социально-профессиональной жизнедеятельности выпускников вузов и развития у них навыков, востребованных в ХХ!
веке, готовность молодых людей (сформированная в рамках профессиональной подготовки в высшей школе) интенсивно усваивать новые идеалы и нормативы цифровой познавательной деятельности глобализирующегося информационного социума, осваивать теорию и практику применения современных распространяющихся информационно-коммуникативных технологий, компетентно использовать цифровые инструменты для поиска, оценки, создания запланированного нового контента выступает базовой и неотъемлемой составляющей достижения успеха в социальной, образовательной, личностной и профессиональной сферах, необходимым регулятивом современной постоянно изменяющейся действительности и оптимального развития российской цивилизации.
Профессиональная подготовка студентов вузов в условиях информатизации общества как социально значимый результат политики государства актуализируется в ходе анализа основных документов, регламентирующих деятельность сферы образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г., редакция от 16.04.2022 г.); Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018 г.); Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017 г.); Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (2017 г.); и др. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется внимание на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях в соответствии с запросами глобального информационного общества. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (2021 г.) одной из задач в отношении развития высшего образования выступает обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся для повышения уровня их конкурентоспособности на современном рынке труда.
Нормативно-правовое обеспечение изучаемой проблемы обусловливает институализацию происходящих изменений в системе высшего образования в условиях информатизации общества и определяет их направленность. Стремительное развитие информатизации в современном мире задает модификационные преобразования в содержании профессиональной подготовки студентов образовательной организации высшего образования с позиции внедрения в образовательный процесс новейших информационно-коммуникативных инноваций, интерактивных форм и методов обучения, нацеленных на оптимизацию образовательного процесса и повышение качества получаемого образования, развитие умений безопасного и результативного использования цифровых технологий и ресурсов для успешного выполнения определенных функций и задач в образовательной и квазипрофессиональной сфере.
Теоретический анализ и обобщение передового опыта по исследуемой проблеме позволили определить смысловые ориентиры модификации содержания профессиональной подготовки студентов вузов, отражающие ее специфику в условиях информатизации общества:
1. Видоизменение взаимодействия преподавателя и студентов от субординации к диалогу в инфосфере (новой информационной среде общества и образования) и развитие обновленных коммуникативных умений субъектов образования при реализации интерактивного режима диалога «студент - информационное пространство» и организации смешанного (online и offline) формата обучения и виртуализации ведущих форм деятельности, освоении регулятивных норм взаимодействия и общения участников образовательных отношений. Смешанное обучение определяет активный интеллектуально-созидательный характер образовательной деятельности, ориентированный на оптимизацию достижения целей обучения путем применения «правильных» технологий личного обучения к «правильному» человеку в «правильное» время и «правильное» место [7].
Видоизменение взаимодействия участников образовательных отношений в инфосфере обусловливает конструирование ситуаций выстраивания личностно-ориентированной, индивидуализированной траектории профессиональной подготовки студентов с распределенными информационными ресурсами и удаленными пользователями, оптимизацией пространственного и временного соприсутствия, согласованностью и совместным планированием образовательной и социально-воспитательной деятельности, незамедлительной обратной связью между пользователями и информационным ресурсом, студентами, экспертами и преподавателями.
2. Интенсификация всех уровней образовательного процесса на основе автоматизации информационно-методического обеспечения в контексте: совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, методики преподавания при сочетании традиционных и инновационных методов и форм обучения, соединении рациональных и эмоциональных подходов в обучении с использованием информационно-коммуникативных технологий; создания максимально благоприятных условий доступности и открытости, мобильности учебного материала и субъектов образования, автоматизации контроля и самоконтроля результатов профессиональной подготовки. При этом осуществляется минимизация выявленных в ходе обучения в высшей школе профессионально-образовательных дефицитов студентов посредством преодоления возникающих разрывов между теорией и практикой освоения инфосферы с позиции активизации цифровой включенности субъектов образования в процесс самообразования, самосовершенствования и саморазвития в информационном пространстве, предоставления любых объемов информации и экономии времени их нахождения, обработки и практического использования, повышения качества предоставляемых образовательных услуг с целью подготовки выпускников вузов к работе в условиях информатизации общества и экономики знаний.
Интенсификация всех уровней образовательного процесса происходит посредством использования: «компьютерных обучающих программ, включающих электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы; обучающих систем на базе мультимедиатехнологий, построенных с использованием персональных компьютеров, видеотеки, накопителей на оптических дисках; интеллектуальных и обучающих экспертных систем, используемых в различных предметных областях; распределенных баз данных по отраслям знаний; средств телекоммуникаций, включающих электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.; электронных библиотек и т.д., (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации).
3. Развитие нового типа мышления студентов, соответствующего потребностям и запросам информационного общества, характеризуемого системным и глубоким анализом, скоростным откликом и быстрой реакцией на новые изменения, обработку и передачу информации, интеграционным восприятием междисциплинарной матрицы наук для всестороннего и целостного познания реальной и виртуальной действительности, высокой продуктивностью в принятии решений, создании инноваций, внедрении прорывных идей, поиске нестандартных конструктивных решений.
Значимым при этом выступает повышение уровня осмысленной восприимчивости молодых людей к «нужной цифре» вне информационного «перегруза» и когнитивного «запутывания» [6], с учетом критического осмысления поступающих информационных потоков оцифрованного социума и системы образования, оптимизации управления работы с большими данными и продуктивной ориентации в постоянно изменяющемся информационном пространстве. В ходе организованной таким образом профессиональной подготовки студентов происходит освоение и усвоение ими ценностей, нормирующих
информационную деятельность на основе принятия этических норм и правил поведения через трансляцию общекультурных моделей поведения [11 в онлайн и офлайн среде, развитие навыков мультизадачной и комплексной работы в межпрофессиональных онлайн-командах для получения высоких образовательных результатов и усиления конкурентоспособности выпускников образовательных организаций высшего образования в условиях жесткой конкуренции на современном рынке труда [4]. Проведенный анализ исследований И.В. Роберт [5] показал, что особо у студентов необходимо формировать умения защищать открытость своего личностного пространства и противостоять негативным влияниям информационной сферы (информационная безопасность субъектов образования).
4. Активизация субъектной позиции студентов, нацеленных на выстраивание индивидуальной стратегии профессионально-личностного роста и жизненного успеха при постоянной направленности на приобретение междисциплинарных знаний и обновление формируемых компетенций в сфере информатизации и информационного общения, осознание актуализации возможностей цифровых сред для альтернативного выбора в построении продуктивной жизнедеятельности. Устремленность студентов к самостоятельной постановке целевых ориентиров по освоению и использованию новых информационных компьютерных технологий обусловливает рефлексивное осмысление собственных способностей и возможностей для новой креативной их реализации с учетом развитых умений мгновенной адаптации к новому цифровому окружению, нахождения оптимальных путей индивидуальной и совместной работы в реальном формате и виртуальной среде, результативности предпринимаемых решений в аспекте сочетания традиций и инноваций, активной саморегуляции поведенческой модели при осуществлении поставленных целей жизнеустойчивости и самоэффективности.
Выделенные смысловые ориентиры, обуславливающие специфику профессиональной подготовки студентов в условиях информатизации общества, определяют необходимость реализации в системе высшего образования приоритетных направлений педагогической науки и практики, обоснованных Л.Г. Пак:
- «обучение посредством действия (action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации) в новых образовательных медиа форматах и социальной реальности: необходимо подчинить образовательному процессу вуза цифровые платформы и гаджеты в соответствие с обновленными социализационными траекториями обучающихся, потребностями цифровой экономики; использовать новые информационно-технологические подходы в представлении информации для формирования у студентов культуры полезности и ответственности действия, культуры диалога и взаимодействия (в online и offline форматах), культуры познания и непрерывного развития;
- компетентностная составляющая в обучении (формирование цифровых компетенций в сквозной оси универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций); ориентир «умной вузовской системы образования», качественной и инновационной на непрерывность и опережающую подготовку студентов с учетом экспоненциального роста объема информации, получения качественных и актуальных знаний для расширения диапазона их интеллектуального капитала, социально и профессионально востребуемых умений и компетенций будущих специалистов;
- активизация и инициирование смешанных форм обучения, активное вовлечение обучающихся в работу в электронном информационно-образовательном пространстве вузов, обеспечивающих на основе технологий продвинутого обучения актуализацию возможностей самообразования и самосовершенствования студентов в разном образовательном темпоритме, в течении удобного временного промежутка, всей жизни, в любом месте» [3, С. 69].
Выводы. Таким образом, специфика профессиональной подготовки студентов в условиях информатизации общества отражена в современных ориентирах модификации содержания образовательного процесса в вузе, выявленных в исследовании: видоизменение взаимодействия преподавателя и студентов от субординации к диалогу в инфосфере; интенсификация всех уровней образовательного процесса на основе автоматизации информационно-методического обеспечения; развитие нового типа мышления студентов, соответствующего потребностям и запросам информационного общества; активизация субъектной позиции студентов в сфере информатизации и информационного общения.
Информатизация общества оказывает значительное влияние на процесс профессиональной подготовки студентов в высшей школе в контексте нахождения оптимального баланса развития универсальных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций молодых людей, комплементарности формирования у них новейших цифровых, «жестких» и «мягких» навыков (адекватных текущему контексту информатизации общества и современным вызовам системы образования), осмысленного понимания законов информационной среды в общем жизненном контексте и собственного места в ней, необходимости выстраивания продуктивной онлайн- и офлайн коммуникации для продуктивного решения поставленных задач и создания инновационного востребованного продукта. Это обусловливает обеспечение конкурентных преимуществ выпускников вузов на современном рынке труда, соблюдение личной и общественной безопасности в высокоавтоматизированной информационной сфере.
Литература:
1. Григорьева, Е.И. Генезис понятия «информационная культура личности»: социокультурный подход / Е.И. Григорьева, Р.В. Беляев // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. научн. трудов факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. - Москва, 2016. -С. 24-29.
2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюллетень «Проблемы высшей школы».
- 1998. - № 3. - С. 4.
3. Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72.
4. Пак, Л.Г. Социализация цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2021.
- № 1 (37). - С. 190-204.
5. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
6. Шутенко, А.И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки / А.И. Шутенко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 11 (55). - С. 573-586.
7. Singh H., Reed Ch. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning / H. Singh, Ch. Reed // Centra Software. -2001. - Р. 1-11.
Педагогика
УДК 378
начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
СОТРУДНИКОВ МВД
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы психологической подготовленности сотрудников МВД к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях. Автор поднимает вопросы профессиональной успешности сотрудников МВД, выделяет ее личностные детерминанты. Обосновывается роль совладающего поведения в достижении и сохранении профессиональной успешности. Большое внимание уделяется проблемам психологической подготовки сотрудников МВД (отсутствие комплексной системы учета и применения в процессе психологической подготовки информации, достоверно отражающей специфику реальной профессиональной деятельности; смещение акцента на отдельные компоненты научно-методического и психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки; неразработанность системы оценки результативности психологической подготовки; недостаточная адаптивность организационно-штатной структуры обеспечения психологической подготовки). Также рассматриваются возможности более полной реализации ее потенциала в развитии совладающего поведения через систему психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: психологическая готовность, психологическая подготовка, профессиональная успешность, личностные детерминанты профессиональной успешности, совладающее поведение, психолого-педагогическое сопровождение.
An^tatton. The article deals with the problems of psychological readiness of employees of the Ministry of Internal Affairs for the effective implementation of professional activities in modern conditions. The author raises questions of professional success of employees of the Ministry of Internal Affairs, highlights its personal determinants. The role of coping behavior in achieving and maintaining professional success is substantiated. Much attention is paid to the problems of psychological training of employees of the Ministry of Internal Affairs (lack of a comprehensive system for recording and applying information in the process of psychological training that reliably reflects the specifics of real professional activity; a shift in emphasis to individual components of the scientific, methodological and psychological support of the professional training process; the underdevelopment of a system for assessing the effectiveness of psychological training; insufficient adaptability of the organizational and staffing structure for providing psychological training). The possibilities of a more complete realization of its potential in the development of coping behavior through the system of psychological and pedagogical support are also considered.
Key words: psychological readiness, psychological preparation, professional success, personal determinants of professional success, coping behavior, psychological and pedagogical support.
Введение. Усложнение мировой геополитической обстановки накладывает существенные отпечаток на ряд профессий, и в первую очередь профессий по сути своей отличающихся наличием реальной угрозы для жизни и здоровья, высоким риском возникновения негативных психических состояний, постоянным воздействием стрессогенных факторов. Всеми указанными чертами обладает профессиональная деятельность сотрудников МВД России, что актуализирует требования к их психологической подготовленности, уровню сформированности личностных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения служебных задач вне зависимости от степени сложности сопутствующих условий [2].
При этом существующая система профессиональной подготовки в целом, и психологической подготовки как ее элемента не способна обеспечить необходимый уровень результативности в плане сформированности личностных детерминант профессиональной успешности. Во многом это обусловлено преобладанием устаревшего инструментария психолого-педагогического воздействия, недостаточно полным учетом актуальных тенденций осуществления профессиональной деятельности и динамики профессиональных требований, слишком общими или излишне конкретизированными приоритетами психологической подготовки, отсутствием концептуального обоснования их выбора.
Современные условия осуществления профессиональной деятельности сотрудников МВД России требуют более пристального внимания к «универсальным» личностным детерминантам профессиональной успешности, влияние которых носит определяющий, комплексный и длительный характер и которые не теряют актуальность на протяжении всего периода профессиональной карьеры.
На наш взгляд, здесь целесообразно выделить совладающее поведение (его стили и стратегии) в качестве одной их основных детерминант профессиональной успешности сотрудников МВД. Опираясь на изучение трудов В.А. Капустиной [1], анализ практического опыта в рассматриваемой области, мы пришли к выводу, что в качестве аргументов в пользу достоверности выдвинутой гипотезы выступают следующие положения:
1. Насыщенность профессиональной деятельности сотрудников МВД ситуациями высокой сложности с психотравмирующими эффектами, на результативность разрешения которых оказывает влияние доминирующие стратегии совладания. При этом важно учитывать, что здесь играет роль не только сам факт успешного преодоления сложных обстоятельств, но закрепление предпочитаемых стилей совладания в последующей деятельности.
2. Переживание и накопление опыта эффективного разрешения трудных профессиональных ситуаций снижает риск развития негативных психических состояний, положительно сказывается на профессиональной самооценке сотрудников, способствует закреплению установки на профессиональное развитие и самосовершенствование, усиливает мотивацию к достижению успеха, в целом обеспечивает более благоприятное психологическое состояние сотрудников и высокую степень удовлетворенности трудовой деятельностью.
3. Опыт успешного совладания сказывается на субъективном восприятии психологической безопасности сотрудников, которая крайне важна в плане поддержания профессиональной успешности.
Приведенные аргументы дают нам основание утверждать, что одним из ведущих приоритетов психологической подготовки сотрудников МВД России является развитие совладающего поведения как личностной детерминанты профессиональной успешности.
Изложение основного материала статьи. Психологическая составляющая профессиональной подготовки сотрудников МВД представляет собой целенаправленный, комплексный процесс формирования профессионально важных качеств, повышения уровня общей психологической готовности к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Приоритеты и содержание психологической подготовки имеют вариативность, и отбираются с учетом специфики конкретного вида служебной деятельности. Вне зависимости от направленности психологической подготовки