Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника'

Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1345
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / STUDENTS' TRAINING / INFORMATION-AND-EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL / COMPETENC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Курносова Светлана Александровна

В статье авторы обосновывают научно-методическую и социально-педагогическую актуальность информатизации высшего профессионального образования посредством проектирования информационно-образовательного пространства вуза, определяемого как единое пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих расширенное дидактическое обеспечение, которое обеспечивает становление у студента вуза синергетической системы компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Курносова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational and Educational Higher School Space As a Factor of a Competent Graduate's Training

In the article the authors prove a scientific-and-methodological and socio-pedagogical urgency of higher education informatization by means of higher school information and educational space design that is defined as a unified space constructed by means of information integration on the traditional and electronic storage, the computer and telecommunication technologies of interaction including expanded didactic accompaniment which provides the forming of synergetic system of competences in the higher school students for effective professional activity implementation in the information society.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника»

УДК 74.8 ББК 528.5

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Курносова Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics, Professor

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kurnosova Svetlana Alexandrovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of General and Professional Pedagogics

Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника Informational and Educational Higher School Space As a Factor of a Competent Graduate's Training

В статье авторы обосновывают научно-методическую и социально-педагогическую актуальность информатизации высшего профессионального образования посредством проектирования информационно-образовательного пространства вуза, определяемого как единое пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих расширенное дидактическое обеспечение, которое обеспечивает становление у студента вуза синергетической системы компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе.

In the article the authors prove a scientific-and-methodological and socio-pedagogical urgency of higher education informatization by means of higher school information and educational space design that is defined as a unified space constructed by means of information integration on the traditional and electronic storage, the computer and telecommunication technologies of interaction including expanded didactic accompaniment which provides the forming of synergetic system of compe-

tences in the higher school students for effective professional activity implementation in the information society.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство вуза, подготовка студентов, компетентность

Key words: information-and-educational space of higher school, students' train-ing, compétence.

Развитие глобальных процессов информатизации общества ведет к формированию информационного пространства и нового, информационного, уклада жизни и профессиональной деятельности. Исторически сложилось так, что именно образование является одной из первых областей информатизации социума, призванной формировать новую информационную культуру человека -личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации всех сфер деятельности человека. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ в 2008 году, определяет направление модернизации системы высшего образования, состоящую в глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности социума и связанной с переходом к качественно новому типу общества - информационному обществу. Новые целевые установки образования основываются на приоритете личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Современное высшее профессиональное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности, профессиональной компетентности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; деятельности самого человека; информационной культуры гражданина информационного общества.

В выступлении Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (2008 г.) отмечается, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал: «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее Рос-

сии зависит от образования людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей» [6]. Эти новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании нового информационно-образовательного пространства.

В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности выступают современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на создание, сохранение, переработку и обеспечение эффективных способов представления информации потребителю, актуализирующих проблему подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям социального заказа. В современных условиях доминирования медиаконтента, успех становления компетентного специалиста зависит от получения студентами информации о новейших научных и технологических достижениях в области основной и смежных профессий. Современный специалист должен понимать суть сложных общественных и педагогических процессов, уметь использовать потенциал информационной среды, действуя, как правило, в условиях неопределенности, ограниченности времени, постоянного увеличения и накопления объема профессионально-значимой информации. Понятие информатизации образования включает в себя целый комплекс средств, направленных на повышения эффективности образовательного процесса. Это новейшие технические средства, современное программное обеспечение, автоматизированные системы и базы данных (Рис. 1).

Рис. 1. Средства информатизации образования

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:

- создание глобальной информационной инфраструктуры образования (не решены до конца проблемы очередного этапа реформирования сферы образования);

- разработка действенной нормативно-правовой базы;

- создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;

- создание информационно-аналитической системы управления образованием;

- разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

- создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;

- подготовка и переподготовка кадров для системы непрерывного образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве и т. д. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась новая технология обучения, а именно - дистанционное обучение. Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к интернету, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия модернизации образовательной системы в целом. Основными задачами модернизации ставятся возрождение и развитие лучших традиций российского просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интеграция в мировое образовательное сообщество. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» была принята Правительством РФ в декабре 2001 г., и в ней говорится о весомой роли, которую призваны играть средства информационных и коммуникационных технологий.

В результате реализации этих программ российские учебные заведения почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами информационных и коммуникационных технологий с европейскими образовательными учреждениями, о чем свидетельствуют данные различных международных социологических исследований. Также за последние годы наметилась положительная тенденция на интеграцию средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. На данном этапе внедрения компьютерных технологий и Интернета в школах и вузах происходит накопление информационного и образовательного потенциала внутри каждого отдельно взятого обра-

зовательного учреждения. Производство цифровых образовательных ресурсов активно развивается, однако далеко не все они удовлетворяют потребностям школы. Причиной этого наряду с неподготовленностью учителей к использованию цифровых учебных материалов и недостаточностью технического обеспечения является несоответствие знаний педагогов требованиям, которые они предъявляют к этим материалам (содержание, структура, дизайнерские и технические характеристики). В результате многочисленные электронные учебники и другие образовательные ресурсы фактически не используются школой или используются крайне неэффективно. Следовательно, актуальным и в социальном, и в научно-педагогическом аспектах является решение проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях информационно-образовательного пространства высшего учебного заведения.

Рассмотрим требования, предъявляемые к будущим специалистам, получившим квалификацию «бакалавр», «специалист», «магистр» (Табл. 1).

Изучение нормативных, программных документов, концепций и проектов, разработанных и принятых в Российской Федерации в последнее десятилетие, а также ряд социально-объективно факторов, таких как, повсеместное внедрение персонального компьютера, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед педагогической наукой и образовательной практикой задачу подготовки специалиста, способного полифункционально использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий, проектировать содержание медиаконтента, включая и объекты информационно-образовательного пространства, составляющие важный сегмент конкурентоспособного функционирования субъекта экономической сферы. Формирование данного интегративного качества будущих профессионалов - приоритетная задача современных вузов, поэтому вопрос о средствах, обеспечивающих успешность этого процесса, представляет и научный, и практический интерес.

Таблица 1

Фрагмент Национальной рамки квалификаций Российской Федерации

Уровни Общая компетенция (широта полномочий и ответственность) Умения (сложность деятельности) Знания (наукоемкость деятельности)

6 уровень бакалавриат Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации, её передача в адекватном виде подчинённым

7 уровень магистратура, специалитет Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации. Определение стратегии деятельности подразделения или организации Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). Коррекция деятельности подразделения или организации Синтез научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей. Оценка и отбор профессиональной информации; создание на ее основе новой, а также содействие качественному усвоению этой информации подчинёнными

Ключевые компетенции по каждому направлению высшего профессионального образования определены ФГОС ВПО. Не углубляясь в профессиональные компетенции, специфичные для конкретных направлений профессиональной подготовки, остановимся лишь на некоторых общекультурных компетенциях, учитывая два обстоятельства. Первое - востребованность компетенций во многих сферах профессиональной деятельности, втрое - перспективность их формирования в информационно-образовательном пространстве вуза. К таким общекультурным компетенциям (ОК) могут быть отнесены следующие: 1. Для выпускников бакалавриата:

— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, осознание сущности и значения ин-

формации в развитии современного общества, способность работать с информацией в глобальных сетях (ОК информационная);

— способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК вербальная);

— готовность использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК социальная);

— способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК исследовательская);

2. Для выпускников магистратуры:

— способность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный, профессиональный, нравственный и общекультурный уровень, применять вновь полученные знания и дополнительные профильные компетенции на практике; быстро и эффективно осваивать новые профессии (ОК профессионального роста);

— способность к самостоятельному нахождению нетривиальных и эффективных решений задач в условиях недостаточности информации и ограниченного времени (ОК креативная);

— готовность использовать на практике умения и навыки управления коллективом, организации производственных, исследовательских и проектных работ; умение обучать других (ОК управленческая).

В условиях формирования глобального информационного пространства человеческого общества понятие образовательного пространства, понимаемого как непрерывное, неразрывное множество индивидуальных форм развития образовательных возможностей, неизбежно приобретает смысл информационной системы, оптимальный процесс управления которой обладает такими критериями, как: целенаправленность, быстродействие, экономичность, самообучаемость на основе четко работающей обратной связи и др. Информационно-образовательное пространство определяется как пространство осуществления

личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационно-образовательного пространства как отдельно взятого учебного заведения, так и региона и отрасли в целом. С позиций информологии - науки о процессах и законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, как одной из категорий миропонимания наряду с материей, пространством и временем, движением и т.п., а также как одного из важнейших условий жизни [5], информационно-образовательное пространство (Рис. 3) выступает в качестве пространства формирования личности информационной цивилизации, освоившей информационную картину мира - многомерную информационную пространственно-временную модель последнего, представленную символами, сигналами, информационными потоками и средами в их совокупности.

Рис. 3. Обобщённая структура информационно-образовательного пространства

Представляя собой адаптационную модель глобального (общего) информационного пространства, информационно-образовательное пространство наследует наиболее характерные функциональные признаки первого - так, в коммуникативном аспекте информационно-образовательное пространство представляет собой пространство совместной учебной деятельности на основе электронно-коммуникативных систем и средств обучения [5]. Интерпретационная же компонента общего информационного пространства, суть которой сводится к совершению совместных действий путем установления известных соглашений, приобретает особую ценность для одушевленных субъектов информационно-образовательного пространства в аспекте приобщения к стержневым основам информационной парадигмы цивилизации. В этой связи авторы подчеркивают предпочтительность применения термина «информационно-образовательное», нежели «информационное образовательное пространство». Последний терминологический вариант зачастую подразумевает лишь техническую основу информационно-образовательного пространства.

В условиях формирования многомерного информационно-образовательного пространства образовательного учреждения педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии - системы материальных (технологических) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления. Создание и развитие педагогических информационных технологий является необходимым условием для функционирования информационно-образовательного пространства, так как эти технологии, с одной стороны, базируются на основах теории педагогики, психологии, информологии, информатики, управления, с другой - используют широчайшие возможности современной техники [2,3,4]. В частности, в условиях вуза внедрение педагогических информационных технологий направлено на реализацию таких основных функций информационно-образовательного пространства, как информативная, интегративная, коммуникационная, координирующая, развивающая, профессионально-ориентирующая, общекультурная гуманистическая и др. Создание высо-

кокачественного и высокотехнологичного информационно-образовательного пространства рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательного пространства это не только чисто техническая задача. Для его создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. Под информационно-образовательным пространством понимается, как правило, следующее: системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [5]; антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося [11]. В контексте исследования подготовки компетентного выпускника, корректным будет определение данной дефиниции как единого пространства, построенного с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих расширенное дидактическое обеспечение, которое обеспечивает становление у студента вуза синергетической системы компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе.

Ключевыми свойствами, характеризующими информационно-образовательное пространство вуза, являются целостность, открытость, полиструктурность, эмерджетность, динамизм, синергичность. Эти свойства информационно-образовательного пространства обусловливают его высокий дидактический потенциал, позволяющий реализовать следующие функции в профессиональном становлении студента: адаптивную, информационную, коммуникационную, ин-тегративную, развивающую, мотивационно-стимулирующую, координирующую, культурообразующую, профессионально-ориентирующую, гуманитарную,

гуманистическую, рефлексивную, прогностическую, диагностическую и др. В условиях интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна зависит от характера (уровня) его активности в освоении информационно-образовательного пространства: чем выше уровень активности студента на всех этапах проектирования педагогических объектов, тем более высокая ступень профессионального развития им достигается, тем выше уровень трансформации профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, развития - в саморазвитие. Дидактический потенциал информационно-образовательного пространства позволяет одновременно достигнуть глубокой индивидуализации обучения за счет дифференциации средств и способов формирования индивидуальных образовательных пространств, и коллективизации образовательного процесса на базе технологий проектного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Информационно-образовательное пространство вуза как сфера профессионального становления обеспечивает формирование у студента вуза синергетической системы ключевых, общепрофессиональных, специализированных и узкоспециализированных компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе на основе новых аксиологических ориентиров, включающих, прежде всего, ценности единства знания и компетенций, ценности рефлексии и самопознания, что отражает современные тенденции в мировой культуре и образовании.

Анализ опыта по созданию единого информационно-образовательного пространства в вузе позволил разработать алгоритм его построения и выявить особенности проектирования. Алгоритм состоит из следующих действий:

- формирование психологической готовности профессорско-преподавательского состава и администрации к использованию информационно-компьютерных технологий в процессе управления;

- комплексная информатизация образовательного учреждения высшего профессионального образования, внедрение информационных технологий управленческого назначения;

- формирование инновационной модели управления на основе применения информационных технологий, создание прямых и обратных управленческих связей;

- проектирование и создание структуры единого информационно-образовательного пространства на основе принципа создания минимально функционирующих модулей;

- объединение в систему всех модулей.

Приступая к проектированию единого информационно-образовательного пространства, следует учитывать наработанный опыт, четко понимать, что в каждом вузе конфигурация и наполнение пространства будут индивидуальными, соответствующие специфике образовательного учреждения.

При разработке модели единого информационно-образовательного пространства мы определили:

- систему задач, которые будут решаться;

- порядок создания модулей информационного пространства;

- круг участников, имеющих уровневый доступ к ресурсам информационного пространства и т.д. (Рис. 4)

Рис. 4. Компоненты информационно-образовательного

пространства вуза

Кластерный анализ критериев, на основании которых определяется компетентность выпускника, подтверждает необходимость формирования информационной культуры субъекта социально-экономических отношений, а также готовности к проектированию информационно-образовательного пространства.

Итак, резюмируем изложенное:

1. В контексте исследования формирования компетентного выпускника в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования, корректным будет определение информационно-образовательного пространства как единого пространства, построенного с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих расширенное дидактическое обеспечение, которое обеспечивает становление у студента вуза синергетической системы компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе.

2. Многие исследователи обоснованно полагают, что компетентность выпускника в контексте стремительно приближающейся панинформационной будущности должна подготовка студентов к проектированию объектов образовательного, информационного и информационно-образовательных сред и пространств (объектов педагогического дизайна).

Библиографический список

1. Богословский, В.И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков. Режим доступа http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html

2. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» [Электронный ресурс] / URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (Дата обращения 18.04.2011).

3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горча-кова-Сибирская. - М.: Изд.центр Академия, 2007. - 595 с.

4. Краснянский, М.Н. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: Учебно-методическое пособие/М.Н. Краснянский И.М.Радченко. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2006. - 55 с.

5. Курносова, С.А. Информационное обеспечение подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна / С.А. Курносова //Образование и наука. Известия УО РАО. Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2010. - № 9(77). - С.68-77

6. Маматов, A.B. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза : учебное пособие [Текст] / A.B. Маматов, А.Н. Немцев, А.Г. Клепиков, А.И. Штифанов. - Белгород: Изд-во БелГУ. - 2006. - 161 с.

7. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение: монография Е.Ю. Никитина, A.JI. Тихонова. - М.: Гуманитар.изд.центр BJIA-ДОС, 2009.-234 с.

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

9. Armstrong, А.-М.Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches [Текст] / A.-M Armstrong. - California: Issue. - 642 p.

Bibliography

1. Armstrong, A.-M. Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches [Text] / And. - Armstrong M. - California: Issue. - 642 p.

2. Bogoslovsky, V.I. Information and Educational Space Is the Area of Pedagogical Information Technologies Functioning [Electronic Resource] / V.I.Bogoslovsky, V.A.Izvozchikov. - Access Mode http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html

3. Kolesnikov, I. A. Pedagogical Design /1.A. Kolesnikov, M.P.Gorchakova-Sibirskaya. - M.: Akademiya Publishing Centre, 2007. - 595 p.

4. Krasnyansky, M.N. Bases of Pedagogical Design and Multimedia Audio/Video Training Materials Creating: Guidance Manual /M.N. Krasnyansky, I.M.Radchenko. - Tambov: TSTU, Pedagogical Internet Club, 2006. - 55 p.

5. Kurnosova, S.A. Information Support of Students' Training for Pedagogical Design / S. A.Kurnosova // Science and Education. News of UO of the Russian Joint Stock Company. Magazine of Theoretical and Applied Researches. - 2010. - No. 9 (77). - P. 68-77.

6. Mamatov, A.V. Techniques of Distance Educational Technologies Application by Higher Education Institution Teachers: [Text] / A.V. Mamatov, A.N.Nemtsev, A.G.Klepikov, A.I.Shtifanov. - Belgorod: Publishing House of BEESU. - 2006. - 161 p.

7. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Projecting of Digital Educational Resources While Future Foreign Language Teachers' Training: Theoretical-and-Methodological Accompaniment: Monograph / E.Yu. Nikitina, А..Г. Tikhonova. - M.: Humanitarian Publishing Centre Vlados, 2009. - P.234.

8. Serikov, V.V. Education and Personality. Theory and Practice of Pedagogical Systems Design [Text] / V. V. Serikov. — M.: Publishing Corporation "Eagos", 1999. — 272 p.

9. Speech of the President of the Russian Federation on the Enlarged Meeting of the State Council «About Strategy of Russia Development till 2020» [Electronic Resource], - Access Mode: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (Date of the address 18.04.2011).

УДК 316.345.32-053.9 ББК С542.18

Овчинникова Лариса Викторовна

преподаватель кафедра физического воспитания Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Розенфельд Александр Семёнович доктор биологических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Ovchinnikova Larisa Viktorovna Lecturer Chair of Physical Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Rozenfeld Alexandr Semyonovich Doctor of Biology, Professor Chair of Sports Disciplines Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

Состояние аффективно-эмоциональной и ценностно-потребностной сферы пожилого человека в период его выхода на пенсию An Elderly Person's Affective-and-Emotional and Value-and-Needs Spheres Condition During the Retirement Period

Тема исследования обусловлена необходимостью сохранения активной жизненной позиции пожилых людей в виду вынужденных изменений их социального статуса, образа жизни, структуры жизнедеятельности, отражающихся на их аффективно-эмоциональной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования были выявлены наиболее типичные физические и духовно-нравственные проблемы пожилых людей, приводящие к разрушению личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, ухудшению здоровья, что препятствует их поступательному развитию и сохранению активной жизненной позиции.

The theme of research is inspired by the necessity to preserve the elderly people's active vital position caused by the changes of their social status, a way of life, structure of their living that is involuntarily reflected in their affective and emotional sphere.

During the research the most typical physical and spiritual-and-moral problems of elderly people have been defined, that leads to destruction of personal reference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.