Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / ХИМИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ЦИКЛ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / СИТУАЦИЯ / КЕЙС-МЕТОД / BIOLOGY / CHEMISTRY / CASE TECHNOLOGIES / EDUCATION / KNOWLEDGE / SKILLS / NATURAL SCIENCE CYCLE / PEDAGOGY / METHOD / ANALYSIS / SITUATION / CASE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Кривошеева Вероника Сергеевна, Пирогова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается роль кейс-технологий в образовательном процессе на уроках естественно-научного цикла и их влияние на учащихся. Кейс-технологии способствуют развитию таких навыков, как: социальные, коммуникативные, навыков самостоятельности, практической и творческой работы. Уделяя максимум внимания решению задач обучения, педагоги естественнонаучного цикла, используют кейсы, как пакет документов, различной степени сложности с целью активизации познавательного интереса у обучающихся. Авторами приводится отрывок урока с применением данной технологии, направленного на развитие у обучающихся навыков самостоятельности и креативного мышления. Кроме вышеперечисленного было выявлено, что после применения этой методии на практике, обучающиеся стали лучше и глубже понимать материал, легче усваивают новую информация, свободнее ведут себя в различных коллективных обсуждения и диспутах, а так же лучше применяют полученные знания на практике, что ведет к появлению отличных результатов не только в учебной и внеурочной деятельности, но так же и при решении ситуаций в реальной жизни. Анализ данной технологии показал, что авторами рекомендуется ее применять на уроках естественно-научного цикла, на примере урока химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF CASE-TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE LESSONS OF NATURAL SCIENCES: A REVIEW OF RUSSIAN STUDIES

The article discusses the role of case technologies in the educational process in the natural science cycle and their impact on students. Case technologies contribute to the development of such skills as social, communication, self-reliance, practical and creative work. Paying maximum attention to solving learning problems, teachers of the natural science cycle use cases as a package of documents of varying degrees of complexity in order to activate the cognitive interest of students. The authors provide an excerpt of a lesson using this technology, aimed at developing students ' skills of independence and creative thinking. In addition to the above, it was found that after applying this method in practice, students began to understand the material better and deeper, learn new information more easily, behave more freely in various collective discussions and disputes, and also better apply the knowledge gained in practice, which leads to excellent results not only in academic and extracurricular activities, but also in solving situations in real life. The analysis of this technology has shown that the authors recommend using it in the lessons of the natural science cycle, for example, in the chemistry lesson.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

педагогические науки

Арюкова Екатерина Александровна, Кривошеева Вероника Сергеевна, Пирогова Анастасия Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ КЕИС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ...

УДК 37.016:57 (045)

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0001

ИССЛЕДОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2020

SPIN-код: 9592-7865 AuthorlD:639321

Арюкова Екатерина Александровна, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения Кривошеева Вероника Сергеевна, студентка 2 курса естественно-технологического факультета Пирогова Анастасия Сергеевна, студентка 2 курса естественно-технологического факультета

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, (430007,Россия, Саранск, ул. Студенческая, дом 13а, e-mail: krivosheevav2904@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается роль кейс-технологий в образовательном процессе на уроках естественно-научного цикла и их влияние на учащихся. Кейс-технологии способствуют развитию таких навыков, как: социальные, коммуникативные, навыков самостоятельности, практической и творческой работы. Уделяя максимум внимания решению задач обучения, педагоги естественнонаучного цикла, используют кейсы, как пакет документов, различной степени сложности с целью активизации познавательного интереса у обучающихся. Авторами приводится отрывок урока с применением данной технологии, направленного на развитие у обучающихся навыков самостоятельности и креативного мышления. Кроме вышеперечисленного было выявлено, что после применения этой методии на практике, обучающиеся стали лучше и глубже понимать материал, легче усваивают новую информация, свободнее ведут себя в различных коллективных обсуждения и диспутах, а так же лучше применяют полученные знания на практике, что ведет к появлению отличных результатов не только в учебной и внеурочной деятельности, но так же и при решении ситуаций в реальной жизни. Анализ данной технологии показал, что авторами рекомендуется ее применять на уроках естественно-научного цикла, на примере урока химии.

Ключевые слова: биология, химия, кейс-технологии, воспитание, знания, навыки, естественно-научный цикл, педагогика, методика, анализ, ситуация, кейс-метод.

THE STUDY OF CASE-TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE LESSONS OF NATURAL SCIENCES: A REVIEW OF RUSSIAN STUDIES

© 2020

Aryukova Ekaterina Aleksandrovna, associate Professor of the Department of biology,

geography and teaching methods Krivosheeva Veronika Sergeevna, 2nd year student of the faculty of science and technology

Pirogova Anastasia Sergeevna, 2nd year student of the faculty of science and technology Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya st., 13a, e-mail: krivosheevav2904@mail.ru) Аbstract. The article discusses the role of case technologies in the educational process in the natural science cycle and their impact on students. Case technologies contribute to the development of such skills as social, communication, self-reliance, practical and creative work. Paying maximum attention to solving learning problems, teachers of the natural science cycle use cases as a package of documents of varying degrees of complexity in order to activate the cognitive interest of students. The authors provide an excerpt of a lesson using this technology, aimed at developing students ' skills of independence and creative thinking. In addition to the above, it was found that after applying this method in practice, students began to understand the material better and deeper, learn new information more easily, behave more freely in various collective discussions and disputes, and also better apply the knowledge gained in practice, which leads to excellent results not only in academic and extracurricular activities, but also in solving situations in real life. The analysis of this technology has shown that the authors recommend using it in the lessons of the natural science cycle, for example, in the chemistry lesson.

bywords: biology, chemistry, case technologies, education, knowledge, skills, natural science cycle, pedagogy, method, analysis, situation, case method.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в век инноваций, технологий и роста объема информации, каждый человек должен иметь достаточный уровень профессионализма, а так же владеть различными деловыми и коммуникативными качествами, способностью быстро и верно принимать решения. Очень важные требования для каждого обучающегося - это умение работать в команде, мыслить критически, обрабатывать большое количество информации за короткий интервал времени, а так же создавать оригинальные методы решения поставленных задач.

Для воспитания требуемых качеств отлично подходит применение кейс -технологии на уроках естественно- научного цикла. Так как метод case-study (кейс-метод) (от английского case - случай, ситуация) - это метод, направленный не только на освоение знаний, но и на формирование у учащихся новых качеств и умений, что поможет им подготовится к самостоятельной деятельности по разрешению противоречий и нахождению оптимального решения в реальных жизненных ситуациях. Суть метода заключается в том, что каждый из участников предлагает свой путь решения общей проблемы, применяя имеющиеся знания, навыки, практический опыт и совместными усилиями приходят к общему оптимальному варианту.

Актуальность применения кейс-технологий заклю-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

чается в том, что данная методика помогает развить творческое начало учащихся, умение работать в команде, умение действовать и принимать решения, а так же оптимально сочетает в себе теорию и практику, что в совокупности составляет отличную базу для будущего карьерного роста специалиста.

Специалисты, изучающие и применяющие на практике проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов, выделяют несколько методов кейса. С ними можно ознакомиться на таблице 1.

Таблица 1 - Методы кейс-технологий

Название вида Цель метода Характеристика метода

1 .Метод инцидента данных. Обучение работе с этой информацией. Учащиеся не полностью ознакомлены со структур ой и содержанием кейса.Эта форма работы требует много времени, но она наиболее приближенна к практике, так как получение информации занимает основную часть всего процесса приютил решения.

2.Метод ситуационно-р о левых игр Создание правдивой ситуации и дать возможность оценить поведение и поступки участников игры Провести историческую,правовую, социально-психологическуюролевуюигру.

3 Методика деловой корр е спонд еиции справиться со всеми задачами, связанными с «Входящими документами«. Метод основанна работе с документами. Б основном используется по экономике, праву, обществознанию, истории,где учащиеся получают одинаковый набор документови анализируют большое количество источников и документов.

4 .М ет о д диску с сии Обмен различными Дискуссии могут быть групповыми и межгруппоБыми.

5.Игровое про ектированне Создание и совершенствование Создание проектов в группах различного типа: научно-исследовательских, поисковых, творческих,

б.Мозговой штурм Сборках можно больше количества идей в процессе обсуждения Обсуждение проблемы в труппе, создание максимального количества различных вариантов

13

Aryukova Ekaterina Aleksandrovna, Krivosheeva Veronika Sergeevna, Pirogova Anastasia Sergeevna pedagogical

THE STUDY OF CASE-TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE LESSONS ... sciences

Так же при применении кейс-технологий на уроках химии и биологии развиваются следующие навыки:

Навыки, формируемые методом кейс-технологии

„ Коммуникативн Социальные ь1ен^ьжи навыки Умение вести Оценка дискуссию, поведения убеждать людей, умение окружающих, слушать Использовать поддерживать в дискуссии ИЛИ средства, защищать аргументировать собственную точку ПРОТИВОПОЛОЖНО зрения, убеждать е мнение, оппонентов, контролировать составлять краткии, себя и т.д. 55?™"" Навыки Аналитические навыки Творческие навыки Творческие

Несогласие в дискуссии способствует Умение отличать данные от информации, классифицировать

анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных решения. использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности. , анализировать, представлять и добывать ее. находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно илогично. генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Рисунок 1 - Навыки, формируемые методом кейс-технологии.

Рассмотрим, что о кейс-технологиях думают педагоги естественно-научного цикла:

«Методы кейсовых технологий помогают в активации определенных факторов: знания в теории и опыт в практике по различным курсам учащихся, навыки способствующие самовыражению, самопрезентации, оцениванию, работе в команде и умение воспользоваться ими же при решение реальных задач». Такого мнения о кейсовой технологии придерживается учитель химии Афанасьева М.Н.

Лилякова А.В. - учитель биологии считает, что «В поиске возможностей развития познавательных интересов и мотивации необходимо обратиться к инновационным технологиям. Одной из них является кейс-технология или кейс-метод, который позволяет развивать познавательные интересы обучающихся посредством их включения в активный сбор, обработку и анализ информации, характеризующей различные ситуации»

Напротив же Исанова А. Е.- педагог естественно-научного цикла, дает характеристику данного метода по-иному, что «ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект».

Данная методика успешно применяется при подготовке к проведению уроков естественно-научного цикла, так как развивает в учащихся все те качества, что необходимы им в дальнейшей деятельности. Для подтверждения можно ознакомиться с таблицей примерных тем, в которых можно применить эту методику и провести открытые уроки в 7-11 классах на уроках химии и биологии.

Таблица 2 - Применение кейс-технологий по различным темам на уроках химии и биологии (7-11 классы)

."Vs Класс Предмет

п/п Биология Химия

УМКНЛ. Сонин УМКИЛ. Пономарева Автор: О.С. Габриелян

1 7 Введение в курс биологии. Царство прокариоты. Введение в курс химия. Химия как часть естествознания. Пр едмет химия.

2 8 Опорно-двигательная система. Науки об организме человека. Периодическая система химических элементов ДИ Менделеева. Знаки

3 9 Эволюционные теории. Введение в основы общей биологии. Биология-наука о живом мире. Неметаллы: атомы и простые вещества.Кислород, озон, воздух.

4 10 Клетка - единица живого. Методы биологических исследований. Природный газ. Алканы.

5 11 Химический состав клетки. Деление клетки. Митоз. Организм как биосистема. Кислоты.

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве примера использования кейс-технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся приводим этап «формирования нового знания» из конспекта урока 8 классе по теме 14

«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов» Ход урока

Организационный момент. Учитель:

-Добрый день! (учитель демонстрирует черный ящик) В ящике находится то, что сегодня мы будем изучать на уроке. Вашему вниманию сейчас будет предоставлено мультимедийное видео. И ваша задача на данный момент - определить ключевую идею данного видеофрагмента.

Короткое мультимедийное видео: Таблица Менделеева. Ссылка на ресурс: https://www.youtube. com/watch?v=deh3nuqLWdg Учитель: О чем было видео?

(Ученики определяют, что ключевая идея - это таблица Менделеева.)

Учитель: А сейчас вашему вниманию будет представлена историческая справка.

Далее приводится историческая справка с помощью аудиозаписи.

(Текст представлен ниже)

Текст: В этой таблице представлены элементы, которые имеют упорядоченность в соответствии не только с учетом их атомного числа, но и электронной конфигурации, и повторяющихся химических свойств. Ряды в таблице имеют название «периода», столбцы - «группа». В (первой ее версии было всего 60 элементов) таблице, датируемой 1869 годом, (со временем произошли существенные изменения повлиявшие на расширение содержания создаваемой таблицы) содержалось всего 60 элементов, а теперь же таблицу пришлось увеличить, чтобы поместить 118 элементов, известных нам сегодня. (И на сегодняшний день там содержится 118(наименований) описанных и изученных элементов)

Названия элементов были даны не случайно. Часть элементов была названа в честь ученых, открывших новые вещества и изучающие их свойства, другая часть- в честь героев древних мифов, а часть- в зависимости от химических и физических свойств. Кроме того, существуют элементы, названные в честь планет, городов и стран, в которых произошло их открытие или в которых родились ученые-открыватели.

Опираясь на таблицу №1, применяем метод мозгового штурма. Учитель:

-Ребята, а теперь давайте ответим на несколько вопросов.

(Проведение мозгового штурма) Вопросы:

-Кто из ученых смог грамотно расположить химические элементы?

-По какому принципу расположены элементы? -Какие элементы из этой таблицы вы знаете? Где они находят применение?

-На какие группы делятся элементы? -Что подтолкнуло Менделеева к классификации химических элементов? Учитель

Учитель демонстрирует черный ящик

-Как вы думаете, что же скрыто в черном ящике?

(Предполагаемые ответы учеников) После выслушивания всех мнений учитель достает таблицу Менделеева из черного ящика. Учитель:

-Правильно! Молодцы! Конечно, это всем нам хорошо известная таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

-Кто сможет сформулировать сегодняшнюю тему урока?

(Предполагаемые ответы учеников: Таблица химических элементов Д. И. Менделеева)

Учитель говорит правильно: Тема: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Арюкова Екатерина Александровна, Кривошеева Вероника Сергеевна, Пирогова Анастасия Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ...

химических элементов» (8 класс)

Цель: Знакомство с периодической системой химических элементов Д И. Менделеева».

Использование кейс-технологий при проведении урока является наиболее оптимальным вариантом для развития познавательного интереса у обучающихся.

На этапе формирования новых знаний применения кейс-технологий способствует решению задач представленных на рисунке 2.

Г ч Формирование у учащихся новых знаний к_А

Г 1 Формирование навыков коммуникации 1 Развитие критического мышления ^-

1 Г ^

Возможность находить Развитые способностей

наиболее рациональные раб оты с н н формацией

решения поставленной

проблемы

к. J г

Формирование

ответственности за

принятые решения

Рисунок 2 - Основные задачи кейс-технологий

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью изучения вопроса использования кейс-метода, по выше представленному уроку был организован педагогический эксперимент. В комплексном эксперименте приняли участие три 8-х класса (всего 78 школьников) школы № 5 г. Саранска Республики Мордовия.

В качестве оценки эффективности организации урока по теме «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов», с применением кейсовых методик, как средства оживления когнитивной активности старшеклассников, проводили по методике с использованием опросника Т.Д. Дубовицкой в собственной модификации.

Среди участников опроса, нами были получены следующие результаты: «На вопрос «Интересно ли вам было на уроке?» положительный ответ был получен от 72% опрошенных, а на вопрос « Столкнулись ли вы с трудностями на уроке?» положительный ответ был получен от 18% обучающихся. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ отечественной литературы показал, что использование кейс-метода на уроках биологии и химии может применяться при обучении школьников 7-11 классов по учебникам выше представленных авторов.

2. Эта методика очень актуальна и популярна у учителей естественно-научного цикла, так как решает практически все задачи, что ставит перед учащимся образовательный процесс, а так же позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе и развитию познавательного интереса.

3. Кейс-метод можно рассматривать как одно из средств активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии, что способствует формированию у школьников креативного мышления и умения самостоятельно принимать решения на проблемные вопросы, что находит свое подтверждение в педагогическом эксперименте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гладкова М.Н. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования.

2017 № б С. 21-25.

2. Стахиряк Е.И. «Применение современных активных методов обучения на учебных занятиях» Доклад-выступление на педагогической конференции. Печора, 201714 с.

3. Козлова С. В. Применение кейс-технологии на уроках биологии // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : За невская площадь, 2014 С. 301-302.

4. Шимутина Е. В. Кейс — технологии в учебном процессе // Народное образование 2009 №2 С. 172 — 179.

5. Колесникова А. Н. Задачи раздела «Право» школьного курса об-ществознание // Социально-гуманитарные проблемы современного образования : сборник научных трудов по материалам Международной научной-конференции. « 55- е Евсевьевские чтения» , 14-15 марта 2019г. Саранск, 2019С. 67-72.

6. Колесникова А. Н. Метод кейс-стадии в современном образовательном процессе (на примере обществоведческого образования) // Наука и инновации в современных условиях : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 18 октября

2018 г. Казань, 2018. С. 38-41.

7. Игонина Л. Л. Кейс-технологии в преподавании экономических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2015 № 8 С. 82-86.

8. Маскаева Т. А., ЛабутинаМ. В., Чегодаева Н. Д. Использование кейс-технологии при изучении биологии в школе // Современные проблемы науки и образования. 2018 № 4. С 43-49.

9. Монгуш О. С. Особенности организации работы школьников с кейсами //Мир науки, культуры, образования. 2018 № 6 С. 83-85.

10. Использование кейс-метода на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО / Сост. Аверкова М.А. — Пенза, 2016 65 с.

Статья публикуется при поддержке внутри вузовского гранта Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева по теме «Разработка научное и учебно-методическое обеспечение практики «Производственная (педагогическая) практика».

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

Статья принята к публикации 27.11.2020

Рисунок 3 - Оценки эффективности урока учащимися 8-ого классов по методике Т.Д. Дубовицкой.

ВЫВОДЫ

После рассмотрения вопроса роли кейс-технологий в образовательном процессе на уроках естественно-научного цикла были сформулированы выводы:_

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33) 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.