References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
3. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
10. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHOD OF USING THE CASE METHOD IN TEACHING SOCIAL STUDIES. In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature and generalization, systematization of the practical experience of school teachers, the relevance of the use of modern teaching technologies in the study of the social science course is substantiated. The possibilities of the case method in increasing the cognitive activity of students in social studies classes are described. The technique of application of video cases at various stages of lessons in the practice of teaching social studies is given. The author concludes that the use of case technology is a popular way of teaching social studies. The case method promotes cognitive interests, creative abilities of students including them in an active dialogue, processing and analysis of information on various problem situations.
Key words: modern technologies of teaching, case method, case technologies, video-cases.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г, Махачкала, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения, систематизации практического опыта работы школьных педагогов, обоснована актуальность использования современных технологий обучения в изучении обществоведческого курса. В статье, описываются возможности кейс-метода в повышении познавательной активности обучающихся на уроках обществознания; дана методика применения видео-кейсов на различных этапах уроков в практике преподавания обществознания. Автор делает вывод о том, что применение кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения обществознанию. Кейс-метод развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации.
Ключевые слова: современные технологии обучения, кейс-метод, кейс-технологии, виде-кейсы.
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс-методом. Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Кейс-технология представляют собой множество методов и приёмов обучения, образовательных технологий, основанных на решении задач, конкретных проблем. Их соотносят с интерактивным методам обучения, они предоставляют взаимодействовать
всем учащимся, включая и учителя. Название технологии произошло от английского case - чемодан, портфель, и от латинского casus - запутанный, странный случай
Анализ существующей практики педагогов показывает, что кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.
Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень.
При использовании кейс-технологии деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и
организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
При использовании кейс-технологии на уроках обществоз-нания педагоги преследуют следующие цели:
- погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий - это формирует их ценностные установки;
- способствовать тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т. е. формируется ответственность детей за выбор;
- развитие компетентностей учащихся;
- формирование навыков критического мышления;
Для того, чтобы демонстрировать теоретические положения нормативных актов на практике, заинтересовать обучающихся в изучении конкретного правового вопроса, необходимо прежде всего научить активно использовать умения работать с информацией и критически её осмысливать, развивать аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их), развивать практические и творческие навыки, коммуникативную и социальную культуру, формировать рефлексивную позицию..
Кейсы классифицируются исходя из целей и задач процесса обучения на следующие типы: обучающие анализу и оценке, обучающие решению проблем и принятию решений, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Кейс, иллюстрирующий проблему может представляться в виде рисунков, картин, звуков, видеосюжетов.
Особое значение в изучении обществознания отводится видео-кейсам. Видео-кейс представляет собой современную технологию обучения, при которой обучающиеся активно взаимодействуют, активно участвуют в моделируемой ситуации, данные кейсы разрабатываются на основе необходимых для решения проблемы нормативных актов.
Методические материалы по сопровождению видео-кейса в учебном процессе включают: описание содержания сюжетов видео-кейса и вопросов к ним по темам занятия; описание приема работы с вопросами видео-кейсов; описание законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих образовательные правоотношения в образовательных организациях среднего профессионального образования; описание рекомендуемого программного обеспечения для использования видео-кейсов.
Библиографический список
Описание содержания сюжетов видео-кейса по темам занятия должно быть представлено в виде краткого текстового изложения видеосюжета, с методическими рекомендациями по их использованию, а так же их применению в различных темах и целях занятия.
Описание приемов работы с вопросами видео-кейсов содержит в себе представление той жизненной ситуации, которая описана в видео-кейсе, мысленное участие в ней.
Вторым видом приема работы с вопросами видео-кейса выступает разбиение содержания проблемного вопроса видео-кейса на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.
Третьим приемом работы с вопросами выступает моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: реальных предметов, о которых идёт речь в задаче, предметных моделей, графических моделей в виде рисунка или чертежа.
Алгоритм использования видео-кейса в учебном процессе включает в себя следующие этапы: введение в ситуацию, демонстрации видео-сюжета, основной (аналитический) этап, краткое изложение членами групп материалов из видео-кейса их обсуждение, выявление проблемных моментов, решение видео-кейса.
Заключительный этап состоит из результатов аналитической работы обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации, оценивание преподавателем решения обучающихся.
Решение видео-кейсов позволит обогатить и расширить практическую основу образовательной программы, использование мультимедийных технологий предоставит преподавателю обществознания объединить многокомпонентную информационную среду, упростить переработку информации.
На современном этапе развития образования актуализируется проблема совершенствования методики преподавания обществознания. В этих целях необходимо в школьную практику внедрить современные образовательные технологии, методы, способы и средства обучения.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения обществознанию.. Кейс-метод развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации. Следует подчеркнуть, что ценность кейс-метода заключается в том, что он является практико-ориентированным, дает возможность применять полученные правовые знания в конкретных ситуациях, в профессиональной деятельности.
Кейс-технологии создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания обществоведческой действительности.
1. Гаджиева П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения. Право и образование. 2015.
2. Суханова Е.А. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. Томск, 2010.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 2014.
4. Иванова Е.В. Инновационные педагогические технологии: Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. Москва, 2012.
References
1. Gadzhieva P.D. Kejs-metod - kak metod interaktivnogo obucheniya. Pravo i obrazovanie. 2015.
2. Suhanova E.A. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii: teoriya ipraktika. Tomsk, 2010.
3. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva, 2014.
4. Ivanova E.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Modul'noe posobie dlya prepodavatelej professional'noj shkoly. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 03.04.17
УДК 378
Ivanova O.A., postgraduate, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF ACTIVITIES. The article analyzes various approaches to the concepts of "professional development" and "professional formation". The author considers positions of scientists and researchers in relation to professional development, proposed a definition of the concept. The problem of professional formation is crucial for understanding the place and role of students in conditions of modernization of Russian education and the use of the educational standards of new generation. Professional development takes place in activities and is naturally accompanied by personal and professional development specialist. The new quality of the individual - enriched professional orientation and forming of professional competence and experience - develop personal and professional characteristics that are important for self-realization in the profession.
Key words: education, humanitarian paradigm, formation, professional formation of the personality, professionalization.