Научная статья на тему 'Интеграция информационных и художественных средств обучения в системе общего образования (на примере школ с углубленным изучением предметов музыкального цикла)'

Интеграция информационных и художественных средств обучения в системе общего образования (на примере школ с углубленным изучением предметов музыкального цикла) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSIC COMPUTER / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товпич И. О.

В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Рассмотрен процесс реализации интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования с использованием современных музыкально-компьютерных технологий как одного из инструментов в формировании информационной образовательной среды школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF INFORMATION AND ART TEACHING AIDS IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM (USING THE EXAMPLE OF SCHOOLS WITH IN-DEPTH STUDY OF MUSICAL CYCLE SUBJECTS)

The article highlights the pedagogical experience of implementing the process of integrating information and art teaching aids in the general education system using the example of a secondary education school with in-depth study of musical cycle subjects. The work studies the process of implementing the integration of information and art teaching aids in the general education system with the use of modern music and computer technologies as one of the tools in the formation of the information educational environment of the school aimed at achieving new educational results by all participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных и художественных средств обучения в системе общего образования (на примере школ с углубленным изучением предметов музыкального цикла)»

11. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

12. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

16. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; 1: 47 - 51.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

3. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Gorbunova I.B., Berger N.A., Belov G.G. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

6. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

12. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

16. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378

Tovpich I.O., Director GBOU School № 8 with profound study of music series "Music", Frunze district of St. Petersburg, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

INTEGRATION OF INFORMATION AND ART TEACHING AIDS IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM (USING THE EXAMPLE OF SCHOOLS WITH IN-DEPTH STUDY OF MUSICAL CYCLE SUBJECTS). The article highlights the pedagogical experience of implementing the process of integrating information and art teaching aids in the general education system using the example of a secondary education school with in-depth study of musical cycle subjects. The work studies the process of implementing the integration of information and art teaching aids in the general education system with the use of modern music and computer technologies as one of the tools in the formation of the information educational environment of the school aimed at achieving new educational results by all participants of the educational process.

Key words: musical computer technology, music computer, software, information technologies, general education, information educational environment, interactive educational technologies.

И.О. Товпич, дир. ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА)

В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Рассмотрен процесс реализации интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования с использованием современных музыкально-компьютерных технологий как одного из инструментов в формировании информационной образовательной среды школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, программное обеспечение, информационные технологии, общее образование, информационная образовательная среда, интерактивные образовательные технологии.

В современной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла учащиеся и преподаватели активно вовлечены в музыкально-просветительскую деятельность, концертную работу, проводят большое количество внеклассных и внешкольных мероприятий, что вызывает необходимость разработки новых форм проведения традиционных мероприятий. Решение творческих задач путем интеграции художественных и информационных средств, гибкого перераспределения между детьми и взрослыми способов применения интегрированного знания изменяет способы, пути социального становления и уровень развития коммуникативных навыков обучающихся, педагогических работников, родителей и партнеров. Наш опыт показывает колоссальную разницу в качестве проведения массовых мероприятий, подготовленных и проведенных обучающимися, педагогическими сотрудниками и родителями посредством использования разработанных всеми различных интерактивных ресурсов на основе использования современных информационных технологий.

Отчётные концерты школы, когда основные организационные функции выполняют обучающиеся по созданию афиши, программки, отбору лучших исполнителей, являясь и звукорежиссерами, и операторами, и ведущими, и создателями визитных карточек участников, и тележурналистами, и монтажниками звукового и видео материала, ведущими голосование на сайте, и многое другое, что, безусловно, непосредственно связано с использованием компьютерных технологий и, несомненно, развивает информационную культуру всех участников образовательного процесса и всего образовательного учреждения. В статье освещается педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы №8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, которая является членом Ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и экспериментальной площадкой для апробации инновационных образовательных процессов на основе использования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Концертные программы, мастер-классы международного уровня с музыкантами из разных стран, использование МКТ [1; 2] в музыкальном образовании и концертной деятельности музыкантов различных стилевых и жанровых направлений, компьютерные игры различной тематики нацелены на повторение предложенного опыта, его распространение и практическое использование.

МКТ рассматриваются как один из инструментов в формировании информационной образовательной среды (ИОС) школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов: учитель организует и активизирует учебную деятельность каждого ученика, при этом меняется позиция и характер работы самого учителя, он перестает быть единственным источником знаний. Предлагается педагогически новый подход к обучению детей музыкальной грамотности, ориентированный на совре-

менного ребёнка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютерной логики и эстетики. В частности, изучение МЮ1-клавиатуры на уроках музыки в общей школе позволяет предоставить максимальные возможности для творческой активности каждого учащегося, независимо от его музыкальных способностей [3; 4]. Отличием является и то, что изучение информатики построено на материалах, имеющих отношение к музыке. Таким образом, на практике реализуется межпредметная интеграция: работа с музыкальным компьютером (МК) на уроке информатики создает необходимую базу для плодотворных занятий музыкой с использованием Мк [5] как инструмента обучения. Компьютерное музыкальное творчество является средством формирования информационной компетентности как учащегося, так и современного педагога-музыканта [6; 7]. Так, активное включение МКТ в музыкально-образовательный процесс позволяет достичь следующих целей обучения:

- получение новых устойчивых образовательных результатов с учётом специфики изменяющегося общества и его современных запросов;

- создание интегрированной информационной среды обучения;

- формирование у обучающихся деятельностного исследовательского подхода в постижении знаний;

- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с применением МКТ;

- формирование у обучающихся умения самостоятельной постановки и решения творческих задач, критического отношения к существующим сведениям и информации, интеллектуального вовлечения в нужную проблему;

- воспитание у обучающихся активной позиции к познанию.

Использование МКТ в деятельности современного педагога-музыканта предполагает решение следующих задач:

- включить в систему музыкального обучения школьников современные технологии воспроизведения звука;

- существенно расширить набор информационных и иллюстративных материалов, доступных учащимся и педагогам на уроке и вне аудитории [8; 9];

- улучшить качество представления материала и сделать его более интересным и привлекательным для учащихся по сравнению с традиционными учебными пособиями;

- поддержать творческую и исследовательскую работу учащихся и педагогов и др.

Кроме решения этих приоритетных задач, применение МКТ и электронного музыкального инструментария позволяет использовать компьютерные сервисы, существенно облегчающие работу педагога и ученика: быстрый поиск информации, сохранение промежуточных результатов работы и её итогов, автоматическая проверка тестовых заданий и пр. Опираясь на лучшие образцы классической музыки, с помощью комплекса разработанных нами программ осуществляет внедрение МКТ в учебный процесс, что отвечает современному уровню образования [10].

Современный учитель становится не единственным носителем «объективного» знания, а экспертом и помощником для ученика в поиске, оценке, обработке и представлению самостоятельно полученной им информации.

Библиографический список

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

3. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

6. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

9. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

3. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

METHOD OF USING THE CASE METHOD IN TEACHING SOCIAL STUDIES. In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature and generalization, systematization of the practical experience of school teachers, the relevance of the use of modern teaching technologies in the study of the social science course is substantiated. The possibilities of the case method in increasing the cognitive activity of students in social studies classes are described. The technique of application of video cases at various stages of lessons in the practice of teaching social studies is given. The author concludes that the use of case technology is a popular way of teaching social studies. The case method promotes cognitive interests, creative abilities of students including them in an active dialogue, processing and analysis of information on various problem situations.

Key words: modern technologies of teaching, case method, case technologies, video-cases.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г, Махачкала, E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения, систематизации практического опыта работы школьных педагогов, обоснована актуальность использования современных технологий обучения в изучении обществоведческого курса. В статье, описываются возможности кейс-метода в повышении познавательной активности обучающихся на уроках обществознания; дана методика применения видео-кейсов на различных этапах уроков в практике преподавания обществознания. Автор делает вывод о том, что применение кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения обществознанию. Кейс-метод развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации.

Ключевые слова: современные технологии обучения, кейс-метод, кейс-технологии, виде-кейсы.

Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс-методом. Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс-технология представляют собой множество методов и приёмов обучения, образовательных технологий, основанных на решении задач, конкретных проблем. Их соотносят с интерактивным методам обучения, они предоставляют взаимодействовать

всем учащимся, включая и учителя. Название технологии произошло от английского case - чемодан, портфель, и от латинского casus - запутанный, странный случай

Анализ существующей практики педагогов показывает, что кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень.

При использовании кейс-технологии деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.