3. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategiiinformacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.
7. Bakumenko M.N. Filosofsko-'esteticheskie prioritety minimalizma: mezhdu avangardom i postmodernizmom. Idei i idealy. 2011; T. 1. № 2: 140 - 152.
8. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemy muzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 213.
9. Bakumenko M.N. O tvorcheskom metode Stiva Rajha: dokumentalizm i narrativnost'. Ideiiidealy. 2010; T. 2; № 1: 124 - 133.
10. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.
11. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovkepedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.
12. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
15. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
16. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny "SINTEZATOR" v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2. № 4: 164 - 171.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.08
Kiselyova Yu.N., senior methodologist, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
MUSICAL ABILITIES OF A PRESCHOOL TEACHER WHEN USING COMPUTER TECHNOLOGIES. The article studies the role of music education in the life of the child. Information competence of the teacher, questions of his professional development with application of musical and computer technologies is considered. The possible ways of mastering the skill of playing a musical instrument (including electronic) and its application in further professional activity are analyzed. The author analyzes the possibilities of the introduction of modern computer technologies as a resource for the formation of musical opportunities of the teacher of preschool educational institution.
Key words: teacher of preschool educational institution, music education, music computer technologies, electronic musical instruments.
Ю.Н. Киселева, методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ
им. А. И. Гзрцена, Санкт-Петербург, E-mail: yulia_nik_mus@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена освещению роли музыкального образования в жизни ребенка. Рассматривается информационная компетентность педагога, вопросы его профессионального развитие с применением музыкально-компьютерных технологий. Анализируются возможные пути овладения мастерством игры на музыкальном инструменте (в том числе - электронном), применение его в дальнейшей профессиональной деятельности. Автором анализируются возможности внедрения современных компьютерных технологий как ресурса формирования музыкальных потребностей педагога дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: педагог дошкольного образовательного учреждения, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Армстронг, «Кельтские поэты») Музыка... волшебный мир, пробуждающий чувства и мысли о прекрасном. Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств воспитания: она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы [1].
В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка -источник особой детской радости. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностно-
му развитию малыша. В младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкальная педагога наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия [2].
Музыкотерапия - метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении [3]. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве сред-
ства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Занятия по музыкотерапии состоят из различных видов музыкальной деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования. Целевая направленность закона - гармоничное развитие ребёнка. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции воспитателя. Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Выделим основные пути её развития:
- курсы повышения квалификации;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
- участие в методических объединениях;
- умение ориентироваться в информационном потоке;
Библиографический список
- обобщение собственного педагогического опыта;
- самообразование.
Сформированность профессиональной компетенции дает возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Нами рассматривается информационная компетентность педагога, вопросы его профессионального развитие с применением музыкально-компьютерных технологий как необходимый компонент подготовки современного педагога системы дошкольного образования.
Нами проанализированы возможные пути овладения мастерством игры на музыкальном инструменте (в том числе -электронном), применение его в дальнейшей профессиональной деятельности, возможности внедрения современных компьютерных технологий как ресурса формирования музыкальных потребностей педагога дошкольного образовательного учреждения, которые оказывают неоценимую помощь педагогу в решении профессиональных задач воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время процесс информатизации образования находится в стадии интенсивного роста. Педагоги системы музыкального образования находятся в поиске приёмов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий [4 - 6] позволили бы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [7 -10] позволяют педагогам овладеть навыком игры на музыкальном инструменте [11 - 15]. В дальнейшем воспитатель может использовать навык игры в своей профессиональной деятельности. Новые возможности специалиста раскроют его потенциал как педагога [16] и помогут окунуться в удивительный мир музыки, что очень благотворно скажется на внутреннем мире ребенка.
1. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Под редакцией О.П. Радыновой. Москва: Просвещение, 1994.
2. Савина Л. Б., Калинина Т. И., Подолякина Л. В. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2015: 75 - 77.
3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. Москва, 1998.
4. Карпец М.И. Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 99: 262 - 266.
5. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
6. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: теория и практика. Saarbrücken, 2016.
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015. № 3: 44 - 47.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
9. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
11. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
13. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в дМш и ДШИ. Сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование». Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.
14. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
15. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-1 (115): 8 - 16.
16. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
References
1. Radynova O.P., Katinene A.I., Polavandishvili M.L. Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov. Pod redakciej O.P. Radynovoj. Moskva: Prosveschenie, 1994.
2. Savina L. B., Kalinina T. I., Podolyakina L. V. Muzykoterapiya kak faktor sohraneniya i ukrepleniya psihologicheskogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. Kazan': Buk, 2015: 75 - 77.
3. Shushardzhan S.V. Muzykoterapiya irezervy chelovecheskogo organizma. Moskva, 1998.
4. Karpec M.I. Notaciya v 'elektronnoj i komp'yuternoj muzyke (problemy terminologii). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 99: 262 - 266.
5. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
6. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 3: 44 - 47.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
9. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
11. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
13. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny "SINTEZATOR" v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI. Sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie". Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
14. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
15. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 16.
16. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.08
Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of
Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: olspi@inbox.ru
WAYS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF MUSIC AT THE LEVEL OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The processes taking place in the Russian society in recent decades have brought to life the need to improve the role and quality of education, which are determining factors for the effectiveness of not only the economy, but culture, too. This has led to the change in the requirements for the quality of training, namely the level of his professionalism. While until recently the main goal of vocational education was the formation of systematic knowledge, skills, abilities, now implemented practice-oriented approach to vocational education, and one of the main indicators of education is to achieve a guaranteed high quality of training and their competitiveness in the labor market. The article deals with the ways of solving these problems in the process of implementation of the national project "Music for all" at the stage of secondary professional education of teacher-musician in the Republic of Sakha (Yakutia).
Key words: music teacher, secondary professional education, "Music for all" project, teaching profession, music education.
О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, аспирант РГПУ
им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: olspi@inbox.ru
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процессы, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, вызвали к жизни необходимость повышения роли и качества образования, которые являются определяющими факторами эффективности не только экономики, но и культуры. Это привело к изменению требований к качеству подготовки специалиста, а именно к уровню его профессионализма. Если до недавнего времени основной целью профессионального образования считалось формирование систематизированных знаний, умений, навыков, то в настоящее время реализуется практико-ориентированный подход к профессиональному образованию, а одним из основных показателей образования является достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. В статье рассматриваются пути решения обозначенных проблем в процессе реализации республиканского проекта «Музыка для всех» на ступени среднего профессионального образования педагога-музыканта в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: учитель музыки, среднее профессиональное образование, проект «Музыка для всех», учительская профессия, музыкальное образование.
Учёными отмечается, что в нынешних реалиях цель среднего профессионального образования зависит не только от профиля будущего специалиста, но и от более широкого контекста, выходящего на рефлексию современных социально-государственных и духовно-культурных основ.
Одной из задач республиканского проекта «Музыка для всех» в области среднего профессионального образования является достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. В Концепции инновационного развития Республики Саха (Якутия) говорится, что «инновационное развитие отрасли культуры означает, прежде всего, оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур». В этом процессе, несомненно, учителя музыки и музыкаль-
ные руководители занимают важное звено, ибо они являются исследователями традиций, аккумуляторами и «ретрансляторами» культуры народа. В данном контексте тема настоящего диссертационного исследования особо актуализируется в условиях Республики Саха (Якутия).
В Концепции среднего специального образования, в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования 3+ отмечается, что современным образовательным учреждениям нужен педагог, обладающий высочайшей профессиональной компетенцией, емкостью педагогического мышления, способный творчески, неординарно подходить к решению сложных психолого-педагогических проблем и находить оптимальные пути их решения. Вышеперечисленные требования в полной мере относятся к подготовке учителя музыки, музыкаль-