3. Регуш, Л.А. Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи / Л.А. Регуш, Е.Е. Ермилова - Текст: непосредственный // Образование и наука - 2017. - № 8. - С. 75-79.
4. Чистякова, С.Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся / С.Н. Чистякова // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. Научно-методический журнал. -2017. - № 1. - С. 5-8.
Педагогика
УДК 373.55
кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Аннотация. В статье актуализируется необходимость использования цифровых образовательных ресурсов при обучении химии в общеобразовательной школе. Авторы отмечают, что использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет распределить по модулям творческие идеи при составлении и планировании урока, создать индивидуальную траекторию планирования и организации урока, образовать особую сферу познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Под руководством учителя цифровые образовательные ресурсы могут быть своеобразном гарантом для успешного обеспечения понимания значения усваиваемого учебного материала, ответственного отношения к учеб и стимулирование общего интереса. С целью оценки влияния цифровых образовательных ресурсов на эффективность образовательного процесса по предмету «Химия» авторами проводилась поэтапная диагностическая работа со школьниками: анкетирование и педагогический эксперимент.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, обучение химии, самостоятельная работа, химия.
Annotation. The article actualizes the need to use digital educational resources when teaching chemistry in a secondary school. The authors note that the use of digital educational resources in the educational process makes it possible to distribute creative ideas into modules when composing and planning a lesson, create an individual trajectory for planning and organizing a lesson, and form a special sphere of cognitive interest of schoolchildren in the subject being studied. Under the guidance of a teacher, digital educational resources can be a kind of guarantor for successfully ensuring an understanding of the meaning of the acquired educational material, a responsible attitude to studies and stimulating general interest. In order to assess the impact of digital educational resources on the effectiveness of the educational process on the subject of "Chemistry", the authors conducted a phased diagnostic work with schoolchildren: a questionnaire and a pedagogical experiment.
Key words: digital educational resources, chemistry teaching, independent work, chemistry.
Введение. Мощным стимулом обучения для школьников является использование различных информационных технологий, например, цифровых образовательных ресурсов. На уроках с применением цифровых образовательных ресурсов совершенствуются навыки, приобретенные в процессе обучения, развивается эмоционально-волевая сфера школьников и психические процессы, восприятие, внимание, память, мышление у школьников активируются, и поэтому у учащихся формируется познавательный интерес у школьников к изучению химии и других предметов.
Достоинства уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов заключаются в том, что у обучающихся формируется не только познавательный интерес, но и стимул изучать более углубленно такой учебный предмет как химия. На уроках с использованием различных цифровых образовательных ресурсов школьники активнее работают на занятии, лучше понимают, а главное запоминают материал, представленный в удобном для их понимания формате (схемы, таблицы, кластеры, видео, презентации). Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет распределить по модулям творческие идеи при составлении и планировании урока, создать индивидуальную траекторию планирования и организации урока, образовать особую сферу познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии делает учебный процесс более гибким, формирует у учащихся самостоятельность и самоорганизацию и способствует самообразованию школьников.
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии решает ряд важных задач:
■ Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
■ Осуществляет информационную поддержку и учителя и школьника на любом этапе урока;
■ Позволяет подготавливать учащихся к выполнению проектных, исследовательских и творческих работ.
С помощью цифровых образовательных ресурсов лучше всего организовать самостоятельную работу школьников по разным предметам. В том числе и химия. Формирование навыков самостоятельной работы с помощью цифровых образовательных ресурсов проходит 4 основные стадии:
1 стадия. Копирующая деятельность - деятельность по приготовленному шаблону (восприятие химических объектов и явлений, их сравнение и дальнейшие действия по изучению). На этой стадии происходит первичное формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности.
2 стадия. Деятельность репродуктивного характера, которая заключается в полном или частичном воспроизведении представленного учебного материала. На этой стадии происходит первичное воспроизведение и ознакомление учащихся с приемами и методами познавательной самостоятельной деятельности школьников. Так же на этой стадии осуществляется перенос усвоенных знаний на решение не только нешаблонных заданий.
3 стадия. Деятельность продуктивного характера, заключающаяся в применении усвоенных теоретических полученных знаний в решении нешаблонных заданий с применением практических умений и навыков повышенного уровня. На этой стадии самостоятельная работа требует от учащегося способность к индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), а также к элементам творчества.
4 стадия. Стадия, на которой происходит полное формирование навыков самостоятельной деятельности, заключающаяся в обработке и переносе знаний при решении нестандартных ситуационных задач, выработке критического мышления.
Средства современных цифровых образовательных ресурсов, обозначенные в учебно-методическом комплексе, позволяют на каждом этапе урока проводить диагностику состояния достижений в учебном процессе у школьников и корректировать их учебную деятельность. Цифровые образовательные ресурсы в рамках изучения химии позволили:
О Определить уровня начальной подготовки обучающихся;
О Отследить учебные достижения школьников во время образовательного процесса, путем внедрения заданий разного уровня, тестовых работ, творческих работ для самоконтроля и диагностики знаний;
О Определить итоговый уровень готовности школьников.
Изложение основного материала статьи. С целью оценки влияния цифровых образовательных ресурсов на эффективность образовательного процесса по предмету «Химия» нами проводилась поэтапная диагностическая работа в двух классах учащихся: экспериментальный класс (использование ЦОР) и контрольный класс.
Деятельность на уроке химии можно организовать с помощью различных уровней интерактивности (см. рис. 1).
Рисунок 1. Уровни интерактивности
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии осуществлялось при организации различных видов деятельности. (см. табл. 1).
Таблица 1
Организация различных видов деятельности на уроках химии с помощью цифровых образовательных ресурсов
Название Краткое описание
Теоретический материал. Мультимедийный учебник с анимационным материалом, имеющим демонстрационный характер.
Материал для описания химических объектов и процессов. Видеофрагменты экспериментов и химических процессов, интерактивная 3D модель атомов, молекул и т.д.
Материалы виртуального мира. В процессе ответа на уроке школьник может обратиться к виртуальной установке для подтверждения своей точки зрения и проведения исследования.
Материалы для проведения лабораторных и практических работ Виртуальные лаборатории для проведения эксперимента с возможностью изменить условия эксперимента и автоматической проверкой заданий.
Материалы для проведения практикума по решению химических задач. Подборка расчётных заданий с подробно разобранными решениями. Задачи должны предполагать подсказки и рекомендации к выполнению.
Материалы для подготовки к реферату. Разработка рефератов с помощью дополнительной литературы с применением наглядного материала (схемы, таблицы, кластеры и т.д.) и химических моделей.
Материалы тестирования. Применение тестов в дистанционном формате с различными уровнями сложности, с разными видами заданий (открытые и закрытые) и системой оценивания.
Материалы для исследовательского проекта. Разработка исследовательской работы с помощью дополнительной литературы с применением наглядного материала (схемы, таблицы, кластеры и т.д.), формирование химических моделей как объекта исследования.
Первым этапом педагогического эксперимента по применению цифровых образовательных ресурсов как средство организации самостоятельной работы обучающихся по химии было проведение анкетирования «Отношение учащихся к цифровым образовательным ресурсам». В анкетировании приняли участие 8А и 8Б классы МБОУ «СОШ № 24» в количестве 57 человек. Анкетирование показало, что большинство учащихся приветствуют работу с компьютером (87%). Результаты опроса учащихся представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты анкетирования «Отношение учащихся к цифровым образовательным ресурсам»
Вторым этапом стало проведение уроков по разделам «Соединения химических элементов» по учебнику «Химия. 8 класс» автор О. С. Габриелян с применением цифровых образовательных ресурсов в экспериментальном 8Б классе и проведение уроков в традиционной форме в контрольном 8А классе. (см. табл. 2).
Таблица 2
Деятельность на уроках химии в контрольном (8А) классе и экспериментальном (8Б) классе при изучении
раздела «Соединения химических элементов»
Раздел Тема Деятельность
В контрольном 8А классе В экспериментальном 8Б классе
Соединения химических элементов Степень окисления Работа с учебником, работа на доске. Просмотр видео о формировании ковалентной связи в молекуле хлороводорода. Работа с презентацией. Контроль знаний с использованием компьютерного тестирования.
Важнейшие классы бинарных соединений -оксиды и летучие водородные соединения Работа с учебником, работа на доске. Проведение опыта «Изучение свойства аммиака». Работа с презентацией. Просмотр видео по теме «Вода и ее роль в природе». Выполнение лабораторной работы №7 «Ознакомление с коллекцией оксидов» с применением наглядных цифровых средств обучения. Выполнение лабораторной работы №8 «Ознакомление со свойствами аммиака» с применением ресурса «Виртуальная лаборатория». Самостоятельная работа: подготовка презентации с помощью электронных ресурсов по теме «Углекислый газ или диоксид углерода».
Основания Работа с учебником, работа на доске. Проведение опыта «Качественные реакции на углекислый газ». Просмотр видео о свойствах оснований и распространении их в природе. Работа с презентацией. Выполнение лабораторной работы №9 «Качественные реакции на углекислый газ» с применением ресурса «Виртуальная лаборатория». Самостоятельная работа: подготовка схемы «Основания» с использованием электронных ресурсов.
Кислоты Работа с учебником, работа на доске. Проведение опыта «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плода». Просмотр видео о свойствах кислот и распространении их в природе. Работа с презентацией. Выполнение лабораторной работы №10 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды» с применением ресурса «Виртуальная лаборатория».
Выполнение лабораторной работы №11 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плода» с использованием презентации (на презентации указан ход работы). Самостоятельная работа: подготовка кластера по теме «Кислоты» с использованием электронных ресурсов.
Соли Работа с учебником, работа на доске. Контроль знаний в виде теста. Просмотр видео о свойствах солей и распространении их в природе. Работа с презентацией. Выполнение лабораторной работы №12 «Ознакомление с коллекцией солей» с применением наглядных ЦОР. Самостоятельная работа: составление таблицы по теме «Соли» с использованием электронных ресурсов. Контроль знаний с использованием компьютерного тестирования.
Кристаллические решетки Работа с учебником, работа на доске. Работа с муляжом кристаллической решетки. Просмотр видео «Изменение агрегатного состояния воды» и «Амфотерные вещества», «Образование кристаллической решетки разных видов». Выполнение лабораторной работы №13 «Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки» с применением наглядных цифровых средств обучения. Самостоятельная работа: изготовление 3D модели кристаллических решеток с использованием ресурсов по 3D моделированию.
Чистые вещества и смеси Работа с учебником. Работа с презентацией. Выполнение лабораторной работы №14 «Ознакомление с образцом горной породы» с применением наглядных цифровых средств обучения. Самостоятельная работа: после просмотра видео составить перечень отличий чистых веществ от смесей.
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) Работа с учебником, решение задач на доске. Подробный разбор задач на слайдах презентации. Самостоятельная работа: решение задач с помощью интерактивного объяснения решения задач разных типов.
Для измерения повышения эффективности обучения при изучении раздела «Соединения химических элементов» учащихся с помощью цифровых образовательных ресурсов и организации с помощью них самостоятельной работы были выделены следующие показатели:
• Знание химических понятий.
• Знание химических формул: оснований, солей, кислот; оксидов.
• Умение называть: основания, соли, кислоты, оксиды по их формуле
• Умение характеризовать: оксиды, соли, кислоты, основания и их свойства.
• Умение определять: физические свойства веществ с разными кристаллическими решетками, массовую долю, объемную долю и объемный состав воздуха.
• Знание качественных реакций на кислоты, основания, соли, оксиды.
• Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для.
• Умение находить информацию о химических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
С учетом всех показателей был проведен итоговый контроль по всему разделу «Соединения химических элементов». (см. табл. 3).
Таблица 3
Результаты итогового контроля в контрольном (8А) и экспериментальном (8Б) классах
Класс Кол-во учащихся Итоговый контроль
Кол-во оценок «5» Кол-во оценок «4» Кол-во оценок «3» Кол-во оценок «2»
Контрольный (8А) 28 18% 32% 36% 14%
Экспериментальный (8Б) 29 28% 48% 21% 3%
Результаты, полученные в ходе итогового контроля знаний, свидетельствуют, что у учащихся экспериментальной группы произошло повышение качественной успеваемости по предмету по сравнению с контрольной группой. У учащихся в экспериментальном классе лучше сформированы умения и навыки, они лучше понимают и разграничивают основополагающие понятия, лучше овладели терминологическим аппаратом предмета.
Выводы. На уроках химии использование компьютерных программ и обучающих систем (электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий) дают возможность на проявление творческого подхода к проведению урока, на разработку своих оригинальных дидактических материалов. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет достичь уровня качественного образования, позволит обеспечить методическую поддержку образовательного процесса с помощью продуктивных и современных средств и форм обучения, а также повысить уровень работоспособности и активности школьников во время урока.
Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов при обучении школьников химии является важным, так как является эффективным инструментом усвоения и закрепления нового материала по химии.
Литература:
1. Шиляева, Н.В. Развитие познавательной активности учащихся с помощью цифровых образовательных ресурсов / Н.В. Шиляева // Образование в Кировской области. - 2013. - № 2(26). - С. 31-33.
2. Шестаева, Н.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения на уроках химии / Н.С. Шестаева, Г.И. Якушева // Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования: IV международная научно-практическая конференция, Оренбург, 21 марта 2019 года. - Оренбург: Экспресс-печать, 2019. -С. 417-422.
3. Тульская, И.Е. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии / И.Е. Тульская // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 1-2. - С. 41.
Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Байгутлин Рафик Ражапович
Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Москвина Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация. В статье изложены основные положения методики профессионального воспитания студентов вуза. Авторы исходят из того, что разработка методики и эффективность профессионального воспитания студентов обеспечиваются выполнением комплекса организационно-педагогических условий. Содержание комплекса этих условий представлено в данной статье. Содержание методики представляет собой систему целенаправленных воспитательных действий руководства вуза и его подразделений, педагогов и студентов, необходимых для решения задач профессионального воспитания и, в первую очередь, является одним из факторов обеспечения эффективности образовательно-развивающей среды профессиональной подготовки студентов.
Основным способом методики профессионального воспитания в каждой возникающей и реализуемой воспитательной ситуации определяется личностная, социальная и профессионально-ориентированная позиция студентов, природа и действенность которой обеспечиваются комплексом универсальных (общекультурных) компетенций. В профессиональной позиции проявляются результаты профессионального воспитания студентов вуза.
Научная и практическая значимость материала статьи определяется тем, что в отношении каждого из условий, а также в отношении всего комплекса условий определены методические основания, включающие принципы, методы и средства профессионального воспитания.
Ключевые слова: профессиональное воспитание студентов, формирование универсальных компетенций студентов, компоненты методики профессионального воспитания.
Annotation. The article outlines the main provisions of the methodology of professional education of university students. The authors proceed from the fact that the development of methods and the effectiveness of professional education of students are ensured by the implementation of a set of organizational and pedagogical conditions. The content of the complex of these conditions is presented in this article. The content of the methodology is a system of purposeful educational actions of the university management and its departments, teachers and students, necessary to solve the tasks of professional education and, first of all, is aimed at creating an appropriate favorable educational environment in the university for preparing students to master the main types of educational, educational-cognitive and educational-professional activities.
The main method of the methodology of professional education in each emerging and implemented educational situation is determined by the personal, social and professionally-oriented position of students. In the professional position, the personal and activity aspects of the education of students are important.
The scientific and practical significance of the material of the article is determined by the fact that in relation to each of the conditions, as well as in relation to the entire set of conditions, methodological foundations are defined, including principles, methods and means of professional education.
Key words: professional education of students, formation of universal competencies of students, components of the methodology of professional education.
Введение. Актуальность проблемы профессионального воспитания студентов вузов и разработки методики его реализации, на наш взгляд, является высокой и обусловлена особенностями понимания его многоаспектности, рассмотрения в науке и образовательной практике как процесса, как системы и как технологии воспитания личности обучающихся в современном вузе. Исходным фактором актуальности мы считаем наличие социального заказа на подготовку в вузе