Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / «ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛОДНАЯ ХИМИЯ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Галина Ивановна, Коротеева Александра Сергеевна

В данной статье мы проанализировали понятие познавательная самостоятельность. Провели анализ психолого-педагогической и философской литературы понятия познавательная самостоятельность и цифровые образовательные ресурсы. Рассмотрели применение цифровых образовательных ресурсов при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия». Рассмотрели эффективность влияния цифровых образовательных ресурсов на повышения уровня познавательной самостоятельности при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS THROUGH THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

In this article we have analyzed the concept of cognitive independence. The analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature of the concept of cognitive independence and digital educational resources was carried out. We considered the use of digital educational resources in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry". We examined the effectiveness of the influence of digital educational resources on increasing the level of cognitive independence in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry".

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Педагогика

УДК 37.091.3:54

кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); ассистент кафедры химии и методики преподавания химии Коротеева Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В данной статье мы проанализировали понятие познавательная самостоятельность. Провели анализ психолого-педагогической и философской литературы понятия познавательная самостоятельность и цифровые образовательные ресурсы. Рассмотрели применение цифровых образовательных ресурсов при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия». Рассмотрели эффективность влияния цифровых образовательных ресурсов на повышения уровня познавательной самостоятельности при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия».

Ключевые слова: химия, познавательная самостоятельность, педагогика, цифровые образовательные ресурсы, «Физическая и колодная химия».

Annotation. In this article we have analyzed the concept of cognitive independence. The analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature of the concept of cognitive independence and digital educational resources was carried out. We considered the use of digital educational resources in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry". We examined the effectiveness of the influence of digital educational resources on increasing the level of cognitive independence in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry".

Key words: chemistry, cognitive independence, pedagogy, digital educational resources, "Physical and applied Chemistry".

Введение. Современное образование требует пересмотра и усовершенствования системы образования акцентируя внимание на познавательную самостоятельность обучающихся.

Познавательная самостоятельность - свойство личности, характеризующееся стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

Изложение основного материала статьи. Познавательная самостоятельность связана с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий [3, С. 63; 6, С. 77].

В философии самостоятельность исследуется в связи с проблемой свободы и саморазвития. В словаре по философии И.Т. Фролова приводится определение: «самостоятельный человек - это человек, способный сам генерировать цели собственной жизнедеятельности и на практике осуществлять их» [7, С. 501].

Формирование умений познавательной самостоятельности является предметом изучения многих исследователей в области психологии и педагогики. Так Е.Л. Голант, П.И. Пидкасистый, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон, Н.А. Половникова, О.А. Нильсон, О.П. Околелов и др. в своих публикациях привели определения понятий «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность». В научных трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, В.С. Мерлина, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, С.Л. Рубинштейна и Д.Б. Эльконина подчеркивается огромная роль самостоятельности в формировании личности человека. А.А. Аюрзанайн, М.И. Ерецкий, В.Н. Васильева, А.А. Вербицкий, Г.Е. Ковалева, М.Г. Гарунов, В.И. Горовая, Т.П. Лизнева, Н.А. Половникова, С.И. Марченко, Т.И. Шамова, Е.К. Осипьянц, А.Н. Рыблова, и др. подчеркивают принципиальную возможность повышения качества обучения за счет применения самостоятельной работы в учебном процессе. Идеи развития познавательной самостоятельности обучающихся в рамках предмета химии развивали выдающиеся химики-методисты: С.И. Созонов, В.Н. Верховского,

Н.П. Гаврусейко и др [1, С. 165; 5, С. 99; 6, С. 77].

Г.И. Щукина определяет познавательную самостоятельность как ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности [9, С. 151; 10, С. 201; 11, С. 101].

Самостоятельность, по мнению Г.И. Щукиной, связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности [9, С. 152; 10, С. 250; 11, С. 147].

Выделяют три наиболее существенных компонента познавательной самостоятельности:

1) Мотивационный (наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности - чувство долга перед родителями, товарищами, школой и классом. Является источником деятельности человека). У обучающихся происходит осознание собственной познавательной деятельности, развитие воспитания и обучения.

2) Содержательно-операционный (формирует стремление к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности).

3) Волевой (для достижения цели недостаточно одного стремления, нужно приложить волевые усилия).

Наилучшим способом для привлечения обучающихся в познавательную самостоятельность является их

самостоятельная работа при изучение дисциплины. При выполнении самостоятельной работы можно выделить следующие этапы деятельности обучающихся:

• постановка цели;

• планирование способов выполнения задания для достижения поставленной цели;

• выяснение недостающих средств для выполнения задания;

• осуществление контроля над каждым своим шагом;

• соотношение полученного результата с поставленной целью [8, С. 67].

Нами был проведен педагогический эксперимент на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», среди обучающихся 2 курса направление подготовки (специальности) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность/профиль(и) Биология и Химия. В ходе педагогического эксперимента мы определяли уровень познавательной самостоятельности обучающихся при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия» и решение практических задач по дисциплине. Нами были определены трудности, которые влияют на

формирование познавательной самостоятельности обучающихся при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия». Объем дисциплины очень большой и сложный, много выводов формул, много теоретического материала, из-за этого часто присутствует механическое заучивания материала. При проведение химического эксперимента, не все химические реактивы бывают доступны, эксперименты длительные и требует большой концентрации внимания.

Мы определили уровень познавательной самостоятельности воспользовавшись методикой на основе тестов-опросников Ч.Д. Спилберга и М.И. Лисиной [4, С. 203].

Для оценки уровня познавательной самостоятельности при проведение лабораторных и практических работ проводилось наблюдение за работой обучающихся. На начальном этапе оценивались умения определить проблему лабораторной и практической работ, самостоятельность формирования и обоснование цели и гипотезы лабораторной и практической работ, планирование лабораторной и практической работ.

При анализе начальных результатов получили следующие показатели: высокий уровень познавательной самостоятельности показали 12% обучающихся, средний уровень показали 48% обучающихся, низкий уровень познавательной самостоятельности показали 40% обучающихся.

Для повышения уровня познавательной самостоятельности мы использовали цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это содержательно обособленные информационные объекты, предназначенные для образовательных целей и представленные в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Методика реализации ЦОР в обучении химии, позволяет увеличить уровень познавательной самостоятельности и повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины. Использование ЦОР при обучении обеспечивает наглядность, повышает объем выполняемой работы и возможность самостоятельной и научно-исследовательской деятельности. При помощи ЦОРов у обучающихся появляется возможность провести химический эксперимент, которой невозможно провести в условиях лаборатории, т.е. невозможность из-за техники безопасности или отсутствия каких-либо реактивов [2, С. 308].

Цифровые образовательные ресурсы не должны разрозненно применяться в обучении, они должны гармонично накладываться на традиционное обучение, к которому уже давно привык педагог.

Например, на лекции при изучение новой темы педагог показывает видео-презентацию с демонстрацией химического эксперимента. Так же удобно на слайдах демонстрировать химические реакции, тесты и задачи для закрепления материалы в конце занятия.

Тесты и задачи различного типа могут применяться обучающимися в процессе подготовки к контрольной и самостоятельной работ, для закрепления изученного материала, при подготовке к лабораторному и практическому занятию.

В качестве ЦОР мы использовали различные схемы, таблицы, рисунки, виртуальную лабораторию, решение задач и тестов различного типа. Использовали составление и оформление таблицы в ходе химического эксперимента, написание рефератов и докладов.

Химический эксперимент является одним из важных составляющих в изучении данной дисциплины, выполняет познавательную и закрепляющую теоретический материал функции. Из-за отсутствия необходимых реактивов или невозможности выполнения техники безопасности (взрыво-огнеопасные вещества и т.д.) химический эксперимент можно проводить в виртуальной химической лаборатории. Так же виртуальная химическая лаборатория может выполнять поддерживающую функцию, например, в качестве самостоятельной подготовки обучающихся к химическому эксперименту. Виртуальная химическая лаборатория это компьютерная программа, которая в домашних условиях может помочь обучающемся самостоятельно проделать предстоящий химический эксперимент, тем самым более осознано и качественно выполнить химический эксперимент на занятии. Соответственно, повысить уровень познавательной самостоятельности обучающихся.

Экспериментальная группа готовилась к лабораторным работам заранее самостоятельно дома в виртуальной химической лаборатории.

На этапе проведения лабораторных работ мы оценили умения экспериментально подтверждать предположенные гипотезы, применить на практике выдвинутый способ решения проблемы, самостоятельное наблюдение за результатами лабораторных работ, далее оценить умения обучающихся дать оценку своим результатам по проведенной работе, самостоятельности в оформлении отчеты и формирование выводов по практической и лабораторной работ. При оформление отчета по проделанной работе для большой наглядности обучающиеся строили графики и диаграммы в Microsoft Office Excel. Составление графиков и диаграмм помогает в решение практической задачи, помогают представить сложную информацию в более упрощенной и легкой для восприятия форме.

Неотъемлемой частью формирования познавательной самостоятельности на дисциплине «Физическая и коллоидная химия» является умение решать задачи и тесты различных типов. Решение задач и тестов помогает сформировать следующие качества: самостоятельность, логическое рассуждение и мышление, умение достижения поставленной цели, интеллектуальных умений. При изучение данной дисциплины нами были использованы задачи и тесты различного типа.

Экспериментальная группа готовилась к самостоятельной и контрольной работам заранее, решая различные тесты и задачи. Для этого в систему Moodle мы подгружали тесты и задачи различного типа, обучающиеся решали данные работы и по окончанию работы видели ответ с правильным ответом. Если обучающийся допускал ошибки ему предлагалось проделать работу еще раз, предварительно посмотрев разъяснения решения задания.

Для подготовки к семинару мы использовали различные доклады и рефераты, которые обучающиеся так же готовили заранее. Для лучшего усвоения информации к реферату и докладу обучающимся предлагалась выполнить презентацию, вывести интересные факты и химические реакции на слайды.

Выводы. Анализ результатов использования цифровых образовательных ресурсов дал следующие показатели: высокий уровень познавательной самостоятельности показали 24% обучающихся, средний уровень показали 66% обучающихся, низкий уровень познавательной самостоятельности показали 10% обучающихся.

В дополнение был проведен тест-опрос обучающихся группы. Анализ результатов показал, что применение ЦОРов в изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия» повышает уровень познавательной самостоятельности, плодотворно влияет на изучение материала дисциплины, повышает мотивацию и интерес к данной дисциплине. Использование виртуальной химической лаборатории заинтересовывает обучающихся в изучение дисциплины.

Литература:

1. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Ю. Бухуркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат. - 3-е изд. испр., доп. - М., 2008. - 272 с.

2. Коротеева, А.С. Методика использования на уроках химии цифровых образовательных ресурсов на уроках химии / Г.И. Якушева, А.С. Коротеева // Проблемы современного педагогического образования. - №74, Ч. 1. - Ялта, 2022. -С. 306-318.

3. Крайнова, Л.О. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в дистанционном обучении как предмет педагогических исследований / Л.О. Крайнова // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №2. - С. 61-66

4. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.: «Питер», 2009. - 318 с.

5. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.

6. Половникова, Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Советская педагогика. - 1970. - №5. - С. 76-83.

7. Фролова И.Т. Философский словарь. - М.: Изд-во «Республика», 2001. - 720 с.

8. Чиканцева, Н.И. Теоретические основы организации самостоятельной работы в процессе обучения школьников математике / Н.И. Чиканцева. - М.: Науч.кн., 1998. - 135 с.

9. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1976. - 270 с.

10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва: Педагогика, 1971. - 351 с.

11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. - 245 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ярцев Артем Александрович

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Социально экономические, преобразования обусловили тему нашего исследования развитие профессионально значимых качеств личности будущего инженера средствами досуговой деятельности. Система современного Российского образования претерпевает фундаментальные изменения в поиске разнообразных форм, средств и методов развития профессиональных качеств. В проведенном нами исследовании было выявлено, что досуговая деятельность может выступать сферой развития тех профессиональных качеств, которые не возможно, развить в учебном процессе. Разработанная нами программа «Досуг и профессия» подтвердила эффективность созданных педагогических условий. Существенные изменения произошли в таких профессионально значимых качествах как гностические, коммуникативные, организационные, значительно выше стал индивидуально-творческий потенциал.

Ключевые слова: досуговая деятельность, профессионально значимые качества.

Annotation. Socio-economic transformations determined the topic of our research the development of professionally significant personal qualities of a future engineer by means of leisure activities. The system of modern Russian education is undergoing fundamental changes in the search for various forms, means and methods of developing professional qualities. In our research, it was revealed that leisure activities can act as a sphere of development of those professional qualities that are not possible to develop in the educational process. The program "Leisure and profession" developed by us confirmed the effectiveness of the created pedagogical conditions. Significant changes have occurred in such professionally significant qualities as gnostic, communicative, organizational, and individual creative potential has become much higher.

Key words: leisure activities, professionally significant qualities.

Введение. Актуальность нашего исследования обусловлена социальными, экономическими, социально-политическими изменениями. Современное образование представляет собой сложную систему взаимодействия между государством и социумом. Система образования достаточно инертна и не всегда может быстро реагировать на современные вызовы. Обилие теоретического материала не дают достаточных возможностей для развития в будущих инженерах профессионально значимых качеств, теоретически они готовы осуществлять расчеты, графические схемы, выполнять чертежи разнообразных деталей, при этом практическая реализация данной деятельности осуществляется только на производстве. Необходимо уточнить, что наблюдается существенный разрыв взаимосвязи между работодателем и системой образования. Система образования очень медленно реагирует на социальный заказ не учитывает, значимость практико-ориентируемой деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности будущего инженера.

В связи с вышесказанным нами проводилось эмпирическое исследование, которое было направленно на изыскание временного ресурса в образовательной практике для формирования профессионально значимых качеств личности будущего инженера. Проанализировав учебные планы, технического вуза Оренбургского института путей сообщения нами было выявлено, что учебное время будущих инженеров перегружено, дополнительно создавать в рамках учебного процесса спецкурс для развития профессионально значимых качеств личности будущего инженера. Мы предположили, что дополнительным образовательным пространством может выступать досуговая деятельность студента. Нами была создана модель организации досуговой деятельности, которая бы существенно влияла развитие профессионально значимых качеств личности будущего инженера. В процессе исследования выявлены наиболее значимые средства, формы досуговой деятельности [1].

Изложение основного материала статьи. Современное Российское общество переживает фундаментальные трансформации в образовании, социокультурной, социально экономических сферах. Образовательная система должна являться основным драйвером развития общества в целом осуществлять формирование личности человека и гражданина. Модернизация образования обязана основываться на практико-ориентированной деятельности, удовлетворяющие социальные, духовно-нравственные, экономические, политические потребности постиндустриального общества.

Выросший спрос на качество образования требует корректировки целей, задач и методики преподавания. Интернет, социальные сети значительно перегоняют систему образования в передаче информации, как по наполнению, так и по скорости. Высшая школа сама по себе достаточна инертна она не готова к стремительным изменениям, теоретизированность многих предметов просто зашкаливает, снижая мотивацию студентов к обучению.

Современному работодателю нужен не только специалист, который обладает профессиональными компетенциями, но специалист, который обладает смежными, а возможно и компетенциями совершенно из других областей знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.