Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
компетентность / гипотез / методологический подход / электронные образовательные ресурсы / компьютерный тренажер / компьютерное тестирование / ковалентная химическая связь / экзотермическая реакция / карбонат кальция. / competence / hypotheses / methodological approach / electronic educational resources / computer simulator / computer testing / covalent chemical bond / exothermic reaction / calcium carbonate.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулзода Фируз, Акбарова Мунира Мухитдиновна, Холикова Лутфия Розиковна

В статье авторы анализируют вопросы, связанные с процессом изучения методы обучения предусматривают смещение целевой точки зрения обучения с овладения объемом знаний овладение учениками методами и приемами самостоятельного познавательного процесса. Используя, на уроке химии электронно-образовательной ресурсы – средство активизации деятельности учеников. Кроме того, в статье указывается, что важнейшей составляющей педагогического процесса является психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации, стимулировать интерес к познанию, усиливает мотивацию учения, увеличивает эффективность самостоятельного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулзода Фируз, Акбарова Мунира Мухитдиновна, Холикова Лутфия Розиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF SCHOOLCHILDREN IN CHEMISTRY LESSONS BY MEANS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

In the article, the authors analyze issues related to the process of studying teaching methods provide for a shift in the target point of view of learning from mastering the amount of knowledge, mastering by students the methods and techniques of an independent cognitive process. Using, in a chemistry lesson, electronic educational resources a means of activating the activities of students. In addition, the article indicates that the most important component of the pedagogical process is the psychological and pedagogical support of the adaptation process, stimulate interest in learning, enhances the motivation of learning, increases the effectiveness of independent work.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.32

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

РАСУЛЗОДА ФИРУЗ

магистр первого года обучения кафедры методика преподавания химии, Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Таджикистан

АКБАРОВА МУНИРА МУХИТДИНОВНА

к.х.н., доцент Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Душанбе, Таджикистан

ХОЛИКОВА ЛУТФИЯ РОЗИКОВНА

к.х.н., доцент кафедры методика преподавания химии ТНУ, г. Душанбе, Таджикистан

Аннотация. В статье авторы анализируют вопросы, связанные с процессом изучения методы обучения предусматривают смещение целевой точки зрения обучения с овладения объемом знаний овладение учениками методами и приемами самостоятельного познавательного процесса. Используя, на уроке химии электронно-образовательной ресурсы - средство активизации деятельности учеников. Кроме того, в статье указывается, что важнейшей составляющей педагогического процесса является психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации, стимулировать интерес к познанию, усиливает мотивацию учения, увеличивает эффективность самостоятельного труда.

Ключевые слова: компетентность, гипотез, методологический подход, электронные образовательные ресурсы, компьютерный тренажер, компьютерное тестирование, ковалентная химическая связь, экзотермическая реакция, карбонат кальция.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF SCHOOLCHILDREN IN CHEMISTRY LESSONS BY MEANS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Annotation. In the article, the authors analyze issues related to the process of studying teaching methods provide for a shift in the target point of view of learning from mastering the amount of knowledge, mastering by students the methods and techniques of an independent cognitive process. Using, in a chemistry lesson, electronic educational resources - a means of activating the activities of students. In addition, the article indicates that the most important component of the pedagogical process is the psychological and pedagogical support of the adaptation process, stimulate interest in learning, enhances the motivation of learning, increases the effectiveness of independent work.

Key words: competence, hypotheses, methodological approach, electronic educational resources, computer simulator, computer testing, covalent chemical bond, exothermic reaction, calcium carbonate.

Предметом нашего исследования является образовательный процесс главное условие развития современной общеобразовательной школы, под которой понимают возможность получения качественного образования, ход его вопрос содержательной самостоятельности школьников на уроках химии средствами электронных образовательных ресурсов. Существенно, что преимуществом сообщество и системы образования является развитие способности в жизнь новый этап развитие выбирать свой путь решить самостоятельно решать

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

возникающий перед нами своеобразный, еще непонятные предназначения, результат образования «измеряется» предметом решения задач. Вставьте ваш текст сюда, или проверьте этот текст. Однако, выдвигать на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества ученика, как, например, использования и экспериментальная проверка, умение работать учащимся средней общеобразовательной школы.

Научная и общественная деятельность ученых (Бабанский Ю.К., Якиманской И.С., Сухомлинский В.) позволила оценить значимость проблем познавательной самостоятельности школьников на уроках химии средствами электронных образовательных ресурсов, а также сформулировать первичные теоретические и методологические подходы к определению значимости преподавания дисциплин «Неорганической и Органической химии» в средней общеобразовательной школе.

В современной общеобразовательной школе должны быть созданы условия для самосознания, самостоятельности и самореализации учащихся, воспитания индивидуальности и личности каждого, то есть развития индивидуальности и индивидуальности каждого ученика. Задача учителей в рамках их педагогических рамок состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворение индивидуальных, социальных и национальных потребностей в соответствии с их задачами.

Проблемы изучения химии в средней общеобразовательной школе отражены в трудах ученых педагогов и химиков Республики Таджикистан Бандаева С.Г., Зубайдова У.З., Солиева Л.С., Холназарова С.Х., Бобизода Г., Расулова С.А. и др.

Хотим отметить, что каждый творческий педагог, где и с какой категории учеников не работал, обязательно возникает ряд проблем, которые он порой испытывает всю педагогическую жизни. Один из таких вопросов - необходимость обеспечить успешность каждого ученика в обучение дисциплине химии в соответствии с его интересами, наклонностями, потребностями и самостоятельностью. [1]

Компетентность лабораторного опыта зависит от важнейших направлений развития современной общеобразовательной школы. На что наша задача направлена, именно на сущность и методы обучения планируют смещение целенаправленной точки зрения обучения с овладения объемом знаний на овладение учениками методами и приемами самостоятельного познавательного процесса.

Одной из, решаемые в ходе выполнения поставленной цели, - сохранение главной информационной функции преподавателя в процессе обучения, при необходимости у учащихся формируется познавательная компетенция, выражена в самостоятельном освоении знаний и определении индивидуального образовательного направлении.

Цель образовательной деятельности - повысить качество образования, внедряя и интегрируя современные образовательные технологии, а электронный ресурс является ведущим. И для того, чтобы у школьников был устойчивый положительный интерес к дисциплине, сформирован у учащихся умения и навыки самостоятельного познания не только по дальнейшему изучению предмета химии, а также применение средств электронного образовательного ресурса на уроках.

Предмет нашего исследования является процесс обучения, основная задача преподавателя химии - создание условий развития личностей обучающихся в общеобразовательных школах. На поставленной задаче опираемся на идеи и теорию И.С. Якиманской «Личностно - ориентированное обучение»: создание условий для проявления и развития личности. [2]

Авторами было поставлено перед собой задачу, которая должна быть сделана основываться на принципе личностно-ориентированного учебы: управленческий деятельности, прилежности, усложнении, принципы и индивид в средней.

Педагог В.Сухомлинский говорил: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

В наше время учитель химии обязан не только преподавать школьника учиться дисциплине химии, но и воспитать индивидуальность, ориентированную на совершенствование. Благополучно научится и учить в современной общеобразовательной школе решают проблему электронные образовательные ресурсы и просветительские средства веб-страницы.

Используя, на уроке химии электронно-образовательные ресурсы делают, модульный обучения более содержательным, понятным, запоминающимся. Так как основой электронного учебного ресурса являются цели, связанные с реализацией обусловленной информатизацией современного общества, развитием личности учащегося и повышением качества, эффективности образовательного процесса.

Современный урок

Компетентностный подход

Электронно-образовательный ресурс ч.___J

Базовые возможности применения электронного веб-страницы на уроках химии:

- презентация мультимедийный по темам урока химии;

- показ видеозаписи урока, фрагмент показ одной из урока с диска;

- работа с компьютерными тренажерами, как варианты вопросов, или тестовые задачи или уравнения химической реакции с вариантами ответов;

- результаты информации непосредственно в сети.

Электронные учебные ресурсы - средство активизации деятельности учеников. В кабинете преподавателя химии должны быть оснащены компьютер, мультимедийный проектор и электронная доска, позволяющая максимально применять возможности информационной техники.

Можно выделить несколько вариантов использования компьютера на уроке:

- демонстрация учениками самостоятельных и домашних заданий;

- использование контролирующих материалов, имеющихся в электронных изданиях;

- выборочное использование материалов с электронных изданий и своих собственных;

- частичная замена деятельности учителя компьютером.

Благодаря электронному образовательному веб-страницы ученик научится работать над текстом, построить графические объекты, базу данных, пользоваться электронными таблицами, научиться новым способам сбора и обработки информации и расширять кругозор своего памятного пространства. [3]

При использовании ресурса электронной образовательной деятельности ученик, изучая предмет химию, стимулирует интерес к познанию, усиливает мотивацию учения (Таблица 1.), увеличивает эффективность самостоятельного труда.

Таблица 1.

Использования электронных образовательных ресурсов

Стадии педагогических процессов Варианты использования электронных образовательных ресурсов

Изучение нового материала. Демонстрация высококачественных иллюстраций, имитация химических опытов.

Выполнение и проверка домашнего задания по химии. Самостоятельно изучить содержимое мультимедийного пособия, закрепить материал с заданиями по химии в классе и дома.

Самостоятельная работа по химии. Работа с самостоятельным заданием на компьютере, практикум по решению задач по химии.

Проверочные и контрольные работы по химии изучаемому материалу. Компьютерное тестирование по химии.

Подготавливаясь, к уроку химии преподаватель химии обязан:

- создание компьютерных моделей курса конспекта, темы проведения курса;

- материал должен быть максимально соответствующим к теме урока;

- обеспечить дополнительную информацию о основном материале проводимого занятия по химии;

- подбор и систематизация материала, учитывая особенности класса, отдельных учеников.

При проведении урока химии учитель должен:

- экономить время проведения занятия;

- иллюстрированное оформление материала занятия;

- повышение эмоциональной, эстетической и научной наглядности преподавания химии;

- изменение процесса усвоения химических знаний, влияя на различные мысли;

- самостоятельно проходить к обучению химии;

- уделять внимание важнейшей задаче урока химии;

- возвращаться к уже известному материалу;

- самостоятельно использовать учебное пособие, обучающееся на уроках химии.

В методике преподавания химии преподаватель должен:

- аккумулировать усилия преподавателей;

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

- разработка, модернизация, коррекция электронных материалов;

- накапливать материал систематически;

- повышение мотивации для подготовки обучению предмета химии.

Преимущества проведения урока химии с компьютерной презентацией:

1) активно используются одновременно несколько восприятия информации;

2) положительные эмоции и повышают степень заинтересованности в изучаемом материале по химии;

3) возможность принимать активное участие в создании урока химии.

Используя компьютерную тесту контроля за компьютером не только учителя, но еще и сам ученик может управлять степенью его усвоения.

Одним из главных преимуществ электронного ресурса на уроках химии является его использование в ходе рассмотрения взрывных и пожарных процессов, в реакциях с токсичными веществами, радиоактивными веществами, т.е. того, чего является непосредственной опасностью здоровья обучающего учащихся.

Поэтому электронные ресурсы становятся неотъемлемым элементом образовательной деятельности. Они не просто средство обучения, а средство формирования информационных компетенций.

Основными методическими особенностями химии являются использование химического эксперимента как источника знаний, как организационной формы обучения, как главного метода и средства познания химического эксперимента.

С точки зрения экспериментального подхода в этой работе мы ориентировались на собственные педагогические опыты. В ходе проведенных нами исследований с учащимися на уроках, приём преподавания учителя химии осуществлялся в демонстрационных экспериментах.

Перед началом эксперимента (проводилась эксперимент в средней общеобразовательной школе № 4 Шахринавского района Республики Таджикистан) перед учениками на уроке были поставлены вопросы: - «Что будет, если одно вещество взаимодействует с другими подготовленными раствора веществ? С каким раствором реагирует сульфат железа (II)? С каким из веществом оксид кальция реагирует бурно, что образуется экзотермическая реакция?»

- по каким признакам может протекать ход реакции?

- по каким условиям протекает реакция?

- как можно определить рН-среды раствора?

- как можно определить изменения окраска раствора?

За истечения минуты, когда ученик самостоятельно задумывается о протекание реакции большим интересом, оживлено, ученик, подводя итоги, соответствует теоретическим предположениям.

Например, на уроке 9«А» при изучении темы «Электролитическая диссоциация», учитель задаёт учащимся вопрос - для диссоциации солей возьмём немного хлорида меди (CuCl2) двух валентного. Одну часть соли растворим в ацетоне (СзШО), а другую - в воде. После протекания реакции наблюдается ли окраска раствора в первом и во втором случае, дайте объяснение.

Следующая задания для самостоятельной работы, учитель озвучивает, напишите, уравнения электролитической диссоциации следующих веществ и покажите в каких случаях диссоциация идёт, ступенчато: Н3РО4, Mg(NO3)2, KHSO4, BaOHCl?

На уроке 9 «Б» классе при изучении темы «Гидролиз солей» - влияние разбавления раствора на степень гидролиза солей, при взаимодействии 1 мл раствора хлорида сурьмы

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

(SbCb) (III) и по каплям добавить дистиллированную воду образуется осадка - что до разбавления гидролиз практически протекает по первой ступени.

I Ступень гидролиза:

SbCl3 + Н2О ~ SbOHCl2 + НС1 Sb+3 + Cl- + H2O ~ SbOHCl2+ + Cl-Sb+3 + Cl- + H2O ~ SbOHCl2+ + H+

После разбавления как усиливается вторая ступень гидролиза и образуется SbOCl?

II Ступень гидролиза:

SbOHCl2 + H2O ~ Sb(OH)2Cl + НС1 SbOHCl2 + H2O ~ Sb(OH)2Cl + Н+ + Cl-SbOHCl2 + H2O ~ SbOCl + H2O + Н+ + Cl-SbOHCl2 ~ SbOCl + Н+ + Cl-

Любые формы самостоятельной работы могут быть характеризованы активными, если они позволяют контролировать процесс обучения, стимулируют развитие самостоятельности мыслей и учебную активность. Основой метода самостоятельного труда является сам процесс познавательного процесса. В структуре самостоятельной деятельности необходимо в первую очередь выбрать целевое направление, увидеть цель и определять пути ее решение. Каждая самостоятельное действие, как элемент общей системы, тщательно связана с другими элементами системы.

На уроке по изучению свойств соединений кальция учитель рассказывает о том, что в биосфере произойти особено ощутима разделения кальция (Ca), связанная главным образом с "карбонатным устойчивостием": при взаимодействии углекислого газа с карбонатом кальция (СаСОз) образуется растворимый бикарбонат кальция (Ca(HCO3)2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропускаем углекислые газ через раствор карбоната кальция, получаем нерастворимые карбонат кальция выпадает в осадок:

Ca(OH)2 + CO2! = CaCO3| + H2O Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа:

CaCO3 + CO2! + H2O ~ Ca(HCO3)2 При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ, и вновь образуется нерастворимый карбонат кальция в осадок:

Ca(HCO3)2 = CaCO3| + CO2! + H2O. Эта реакция обратима и является основой перераспределения кальция (Ca), учитель химии наглядно продемонстрирует наглядно в презентации условия протекание реакции.

Следующая демонстрация показа презентации учителя химии о том, что в природе при высоком содержании двуокиси углерода (CO2) в воде кальций находится в растворе, а при низком содержании двуокиси углерода (CO2) в осадок выпадает минерал кальцит CaCO3, образуя мощные залежи известняка, мела, мрамор.

Задача учителя химии заключается не только объяснить теоретический и написать уравнения реакции, чтобы ученик мысленно сообразил о известняке, мела и мрамора, а посмотрели наглядно, как в природе возникает сам процесс реакции.

После этой информации учащимся предлагается задание для самостоятельной работы, в котором требуется рассмотреть химические реакции, происходящие между оксидом кальция и водой с выделением теплоты ход протекания реакции образования экзотермической реакции, между гидроксидом кальция и углекислым газом, провести лабораторные опыты.

Широко применяются в учебной деятельности самостоятельные работы как индивидуальные, так и групповые. Работая в группе, ученики приобретают навыки делового общения, совместной работы на общий результат. Учащийся на уроке учатся понимать и оценивать личность, правильно осознавать свои собственные действия, регулировать своё поведение в соответствии с интересами группы. [4]

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Например, в 8 классе «В» при изучении темы «Ковалентная химическая связь», перед тем как выяснить смысл периодического закона, учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах, цель которой уяснить значение электроотрицательности химических элементов в периодической системе, а также как атомы соединяются молекулами?

Итак, самостоятельная работа на каждом этапе обучения - эффективное средство для более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемой теме.

Автор работает по концентрической системе обучения, преподаёт химию в 8 - 9 классах по учебно-методический комплекс Солиев Л.С., Иброхимов Х., Хакимхуджаев С., в 10-х классах по учебно-методический комплекс - Бандаев С.Г., Киматзода Р. и Бобизода Г., а в 11-х классах - по авторской линии Бобиев Г., Зубайдов У., Тухтаев Б. Кроме указанных учебно-методических комплектов автор использует другие учебные пособия, журнал «Химия: методика преподавания в школе», «Химия в школе», «Наука и жизнь» («Илм ва хаёт»), «Педагогическое образование» («Маърифати омузгор»), электронные учебники, активно использует ресурсы сети Интернет.

В заключения подведя результаты, использование новейших технологий и методов обучения создает атмосферу интереса каждого ученика к работе в классе, разрешает выбирать особенно значимые виды и формы обучения; создает основы независимой деятельности на уроках и занятиях, образование рефлексии. По итогам опроса среди 9-х классов можно сделать вывод, что сформирован навык самопознании у учащихся. Они непредвзято могут оценить своё умение и указывать на существующие недостаточности в умении.

По видам деятельности на уроках химии учащиеся отдают предпочтение: лабораторным работам - 45%, презентации самостоятельных и творческих работ с использованием электронно-образовательные ресурсы - 25%, самостоятельной работе - 22%, 8% - другие виды работ.

В классе, где такая самопознания проводится регулярно, отмечается высокая активность учащихся, формируется навыков самопознании их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Расулов С.А., Акбарова М.М., Абдурасулова Р.Т. Концепция повышения качества химической подготовки в школах Республики Таджикистан. В сборнике: Инновации В Естественнонаучном Образовании. VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. 2015. - 35-37 с.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -Москва: Сентябрь, 1996 г. - 96 с. ISBN 5-88753-007-3

3. Расулов С.А., Акбарова М.М., Абдурасулова Р.Т. Организация самостоятельной работы с учебниками (по химии); Наука и инновация. 2014. № 1. - 118-120 с.

4. Расулов С.А., Абдурасулова Р.Т., Акбарова М.М. - В проблемный подход к изучению реакции замещении в 8 классе сборнике: Инновации в преподавании. сборник научных и научно-методических трудов VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества. 2016. - 3-5 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.