Научная статья на тему 'Раскрытие особенностей межпредметной и междисциплинарной интеграции в курсе химии на примере создания карт уроков'

Раскрытие особенностей межпредметной и междисциплинарной интеграции в курсе химии на примере создания карт уроков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / КАРТЫ УРОКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Л.В.

Решение проблемы интеграции учебных дисциплин видится на путях усиления методологической и мировоззренческой направленности обучения и воспитания. Межпредметные и междисциплинарные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие особенностей межпредметной и междисциплинарной интеграции в курсе химии на примере создания карт уроков»

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

РАСКРЫТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КУРСЕ ХИМИИ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ КАРТ УРОКОВ

© Кононенко Л.В.*

Лицей № 7, г. Электросталь

Решение проблемы интеграции учебных дисциплин видится на путях усиления методологической и мировоззренческой направленности обучения и воспитания. Межпредметные и междисциплинарные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

Ключевые слова: межпредметная и междисциплинарная интеграция, наглядность, эксперимент, комплекс средств обучения, карты уроков.

Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика [2].

Популяризации химии, как науки, должна способствовать интеграция предметного содержания школьного курса с актуальными прикладными аспектами смежных дисциплин как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «слеп физик без математики, сухорук без химии».

Отрывочность знаний порождает не просто плохую успеваемость, оно порождает несформированность целостного мировоззрения.

Осуществление подобной интеграции возможно путем раскрытия внутрипредметных, межпредметных, междисциплинарных связей. Многообразие связей может быть представлена в виде следующего рис. 1.

Внутрипредметные, межпредметные и междисциплинарные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов связей [4].

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций. Формирование целостного мировоззрения требует обязательного учета всех видов связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных и междисциплинарных связей курса химии, содействуя тем самым раскрытию единства природы - общества - человека.

Заместитель директора по УВР, учитель химии.

Теория и методика обучения и воспитания

147

Рис. 1

Химия является неотъемлемой частью мировой культуры и истории, несет в себе огромный гуманитарный потенциал. Интеграция ее содержания с материалом гуманитарных дисциплин усиливает воздействие на эмоциональную сферу обучающихся и пробуждает интерес к химической науке, воспитывая способность видеть, понимать и ценить прекрасное, оберегать жизнь и здоровье человека [1]. Такая междисциплинарная интеграция, приведенная в единую систему, приближает процесс обучения к жизни, оживляет его, наполняет целью и смыслом, создает благоприятные условия для развития интеллектуальных умений школьников, позволяет им найти и осознать общие закономерности различных наук, повышает научный уровень самих предметных знаний, способствует формированию целостного мировоззрения и навыков практического применения теоретических знаний в конкретных научных, профессиональных и жизненных ситуациях, т.е. отвечает современным тенденциям компетентностного подхода в образовании.

Использование межпредметных и междисциплинарных связей - одна из наиболее сложных методических задач. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.

Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями биологии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. [1, 3].

Методика творческой работы учителя химии включает ряд этапов:

- изучение раздела «Межпредметные связи» по каждому химическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

- поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

148

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

- разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

- разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Рассмотрим карты уроков с использованием межпредменых и междисциплинарных связей:

Таблица 1

№ Тема по химии | Вид интеграции | Предметная область Интегрированные вопросы Оборудование Домашнее задание

1. ! 1 1 2 и § g и 2 м 6 § 5 6 Межпредметная | Химия - биология - география Показать значение костей для человеческого организма; доказать необходимость солей Са для формирования костей; необходимость присутствия ионов Са в пище взрослого человека, подростка и новорожденного. Роль ионов кальция в развитии артериосклероза у пожилых людей. Значение ионов Са и Mg для живой клетки. Значение ионов кальция для процессов свергывания крови (при транспортировке крови); значение ионов кальция для регуляции работы сердечнососудистой системы (ионы кальция действуют как адреналин). Значение ионов магния для процессов фотосинтеза Значение ионов Са и Mg для мышечного сокращения, ускорение гидролиза АТФ в присутствии ионов кальция Жесткая и мягкая вода. Природные соединения и месторождения кальция и магния (город Аппатиты, Белогорье (меловые горы); Формирование меловых отложений на дне древних морей (Московское море) Декальцинированная кость, горелка, кость, соляная кислота., модель ионнообменного механизма кальциевого обмена, кристаллическая решетка Са и Мg, модель мышечного сокращения (при норме и при недостатке ионов Mg). Табл. «Мышечное сокращение». Интерактивная карта по географии «Месторождения природных ископаемых». Демонстрации: горение магния (Почему нельзя тушить магний водой); Качественные реакции на ионы кальция Сообщение «Значение ионов кальция и магния для мышечного сокращения». 1. «Роль кальция и магния для живого» или «Искусный строитель -кальций» (об известковых скелетах простейших); 2. Домашний мини проект «Вы все еще кипятите?» (способы устранения жесткости воды), 3. или презентация, реферат, сообщения и т.д.

2. | Переходные металлы. Железо и его соединения. | | Междисциплинарные | Химия - биология - география - экономика -экология -литература - история - краеведение Показать значение иона железа (II) в составе гемоглобина, заболевания, связанные с избытком и недостатком железа в крови человека. Раскрыть особенности элементного состава космических тел (планеты, метеориты). Раскрыть значение развития промышленности в истории. Ферромагнитность и её использование (вспомнить разделение смесей) Коррозия и её виды. Природные ископаемые с содержанием железа. Сплавы на основе железа, история завода «Электросталь» Железо в идиомах русского языка (железные нервы, стальной характер); Связь с физическими свойствами железа, Роман «как закалялась сталь» Теория относительности. (относительное деление веществ на металлы и неметаллы на примере амфо-терности соединений железа) Таблица «Строение гемоглобина». Оборудование и реактивы для проведения качественных реакций по определению ионов Fe(II) и Fe (III) в воде, продуктах питания. Фильм «Производство чугуна и стали». Интерактивное пособие получение чугуна. Интерактивная карта полезных ископаемых и руд. Демонстрации: закалка стальной проволоки или скрепки; Образцы железняков - (магнитного, бурого, красного), реакция между сульфатом меди (II) и железом Сообщение «Гемофилия». Исследовательский проект «Качество воды в источнике» или и др.». «Железный век -как живешь человек?»; «Отчет по материалам экскурсии на станцию обезжелезивания». Про-ектно-исследователь-ская деятельность «Мой бизнес проект: Производство высокопрочного чугуна» или др....

Теория и методика обучения и воспитания

149

Продолжение табл. 1

№ Тема по химии | Вид интеграции | Предметная область Интегрированные вопросв1 Оборудование Домашнее задание

3. | Агрегатные состояния веществ. Газв! | и 5 1 & £ 1 К е ь § Дать химическую характеристику газов: O2, CO2, H2, Показать их значение для организма; Дать характеристику газообмена (легочное и тканевое), Рассмотреть газовые законы (сущность, значение, алкалозы и ацидозы),парциальное давление. Дать понятие агрегатное состояние веществ. Природный газ: состав, месторождение, Долины смерти (накопление углекислого газа в низинах); использование, техника безопасности. Болезнь водолазов кессонная болезнь горная болезнь Оборудование к Д.О. «Состав воздуха», оборудование к Л.О. «Качественная реакция на обнаружение O2, CO2, H2». Получение газов O2, CO2, H2 в лаборатории, Техника безопасности. Оборудование к л.р. «Измерение объема легких». Пневмотахометр Таблицы по физике: «Газовые законы», Таблицы или фрагмент фильма «Круговорот веществ», Влияние CO на организм человека. Вычисление объема выделившегося газа при реакции CaCO3 c HCl различными способами (теоретический, экспериментальный: при помощи датчиков, мерного цилиндра, массы осадка) Сообщения «Вред курения», листовки «Влияние HCN, CO и др. веществ на дыхание человека и животных». Использование газообразных веществ в быту и технике. Заболевание легких.

Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных и междисциплинарных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

Решая подобные задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

- осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

- отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;

- их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

- синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

- получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.

В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения химии.

Список литературы:

1. Тригорлова Л.Е. Проблемы междисциплинарной интеграции при обучении химии / Л.Е. Тригорлова, Э.Е. Якушева; ВГМУ; под ред. В.П. Дей-кало // Материалы республиканского научно-практического семинара, Витебск, 13.02.08. - Витебск, 2008. - 5 с.

2. Юсупова О.В. Пути и средства междисциплинарной интеграции в рамках современной педагогической антропологии: монография / О.В. Юсупова. - Самара, 2006. - 270 с.

150

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. Бочкарев А.И. Концепции современного естествознания: учебник / под ред. академика Е.И. Нефедова. - Тольятти: п/п «Современник»; Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998.

4. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО; под ред. Т.С. Назаровой. - М.; СПб.: Нестор - История, 2012. - 436 с.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ МУЗЫКИ НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Мочалова Е.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля, г. Пермь

В данной статье раскрывается проблема формирования мотивации у подростков в общем музыкальном образовании и возможные пути ее решения. Педагогической находкой стало включение в образовательный процесс технологии web-квеста.

Ключевые слова: подростковый возраст, мотивация, музыка, общеобразовательная школа, web-квест.

Придя в первый класс, дети всегда с радостью бегут на урок музыки. Каждое занятие - это встреча с чем-то новым и неизведанным. Но к 6-8 классу увлеченность зачастую сменяется равнодушием к предмету. Пытаясь изменить ситуацию, педагоги создают новые тематические планы, корректируют содержание учебной дисциплины под требования ФГОС, но мало кто берет во внимание потребности самых маленьких участников образовательного процесса - школьников.

На уроке музыки в любой возрастной группе учитель стремиться сформировать эмоционально-окрашенный интерес к познанию со стороны учащихся, определяющий направленность личности на глубокое постижение образцов мировой музыкальной культуры. Но в период подросткового возраста школьников больше интересуют различные коллективы и исполнители, песни которых звучат из средств массовой информации, нежели образцы классической и этнической музыки. И в целом, естественное падение мотивации к учению приводит к снижению качества музыкального образования школьников, поскольку мотивация она смещается со сферы учения на сферу общения.

Сложившееся противоречие между нацеленностью педагогов на высокое качество обучения по предмету, с одной стороны, и отсутствием желания у

Учитель музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.