Научная статья на тему 'Учебный процесс как среда формирования созидательной преобразующей деятельности'

Учебный процесс как среда формирования созидательной преобразующей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кендиван Ольга Даваа-сереновна

Статья посвящена проблеме формирования навыков созидательной преобразующей деятельности школьников при обучении химии. Раскрываются возможности использования в учебном процессе проблемно-творческих задач для активизации созидательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный процесс как среда формирования созидательной преобразующей деятельности»

_______________^ЕОрИЯИДРАКТИКАУПРАВЛЕНИЯИННОВЛЦИЯМИ__________________

Статья посвящена проблеме формирования навыков созидательной преобразующей деятельности школьников при обучении химии. Раскрываются возможности использования в учебном процессе проблемно-творческих задач для активизации созидательной деятельности.

Кендиван Ольга Даваа-Сереновна

доцент кафедры химии Тывинского госуниверситета кандидат химических наук г. Кызыл Республика Тыва

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как активизировать созидательную преобразующую деятельность школьников?

Ключевые слова: созидательная преобразующая деятельность, проблемно-творческие задачи; процесс обучения химии.

В настоящее время проблема «Научить учеников мыслить и творить» является одной из основных для российской школы, поскольку «источником могущества государства является созидательная деятельность населяющего его народа, наложенная на текущий технический уровень и имеющиеся у этого государства ресурсы» [1]. Не будет деятельности - не будет и могущества. Таким образом, если государство хочет быть могущественным, оно просто обязано стимулировать созидательную деятельность. В данной связи интеллект постепенно становится основной движущей силой прогресса, а самыми успешными - те люди, кто в первую очередь использует потенциал и возможности высокого интеллекта, кто инициативен, активен, творчески мыслит - это исследователи, изобретатели, новаторы, предприниматели. Сейчас России необходимы инновационно мыслящие люди, как создающие новые идеи, так и воплощающие их в жизнь. Очевидно, что воспитание граждан и подготовку будущих профессионалов необходимо начинать со школьной парты.

Но, к сожалению, в теории и практике обучения химии до сих пор имеются противоречия между:

• необходимостью организовать учебный процесс как среду формирования навыков созидательной преобразующей деятельности и мышления и отсутствием соответствующих дидактических основ при обучении химии;

• признанием большинством ученых необходимости практического подхода к обучению школьников и неразработанностью концептуальных основ такого подхода при обучении химии, пре-

обладанием абстрактно-информационного стиля обучения;

• между признанием в педагогике и психологии роли и значения творческой созидательной активности в процессе формирования личности и недостаточным представлением о потенциалах развития этого качества процессе решения химических задач.

Именно поэтому нами разработаны проблемнотворческие задачи, направленные на развитие навыков созидательной и преобразующей деятельности школьников. Главной же задачей использования в учебном процессе данной группы проблемно-творческих задач при обучении химии является формирование у подрастающего поколения инновационного мышления, навыков созидательной деятельности, активной жизненной позиции, а также развитие интереса у школьников к сферам деятельности, связанных с созданием и внедрением новых технологий. Созидательная творческая деятельность будет обеспечивать возможность каждому школьнику испытать свои силы и способности в реальных жизненных ситуациях или, в крайнем случае, в максимально к ним приближенных.

Проблемно-творческие задачи, снабженные научно-популярной информацией, посвященных открытиям и изобретениям, имеют большой мотивационный потенциал, поскольку в них не только приводятся яркие и интересные факты, но, прежде всего, раскрывается роль предметных знаний для создания нужных и полезных человеку вещей. Когда каждая задача направлена на созидательную деятельность и снабжена подсказкой, тогда обучение становится увлекательным, полезным, «вдохновляющим на подвиг»,и

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

сопровождается желанием школьников попробовать себя в качестве изобретателей. Одновременно создается особая атмосфера, формирующая осмысленный интерес к дальнейшему изучению специальных предметов.

Формируемые интеллектуальные способности и предметные умения при использовании данной группы проблемно-творческих задач [1]:

расширение и приращение накопленных естественнонаучных знаний;

умения устанавливать причинно-следственные связи;

умение сопоставлять, сравнивать;

умение осознавать, где и каким образом приобретаемые знания из естественнонаучных дисциплин могут быть использованы при решении проблем жизненного характера;

закрепить умения писать уравнения реакций

Формируемые коммуникативные умения и навыки созидательной деятельности:

• умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед-

невной жизни для объяснения явлений в окружающей среде;

• умение проектировать, моделировать с использованием межпредметных знаний;

• применение естественнонаучных знаний и умений в практико-ориентированной технологической деятельности;

• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета;

• создание собственного интеллектуального продукта;

• умение выступать перед аудиторией;

• умение отстаивать свою точку зрения при решении проблемных задач;

• умение вести диалог и бесконфликтно участвовать в дискуссиях.

Структуру проблемно-творческой задачи рассмотрим на примере задачи «Почему консервы альпинистов самоподогреваются?»

Э

Л

Е

М 1

Е

Н

гУ

Проблема-вопрос (название задачи)

т

Примеры проблемно-творческих задач

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

15

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

«Самозакатывающиеся рукава»

Задание №1. Почему рукава у сорочки закатываются сами, когда ее носителю становится жарко?

Научно-популярная информация-подсказка: итальянская фирма высокой моды из Флоренции создала мужскую сорочку, у которой рукава закатываются сами, когда носителю становится жарко. В материале рубашки имеется тонкая проволочка из нитинола. Если у такой рубашки закатать рукава и нагреть ее например до 300 С, затем ткань охладить и рукава опустить, то при повторном достижении температуры 300 С они сами закатываются вверх.

Химикам давно известен сплав нитинол, состоящий из 55% титана и 45% никеля. Изделия из этого сплава после пластического деформирования способны восстанавливать исходную форму, т. е «вспоминать» конфигурацию, если их подвернуть нагреву («эффект памяти»)

Задание: Рассчитайте, сколько требуется титана и никеля, чтобы выпустить 100 шт. таких рубашек, если содержание нитинола в одной рубашке составляет 0,1% при весе 100 граммов.

(Ответ: 55 г титана. 45 г. никеля)

Творческое задание: Предложите другие варианты возможного использования нитинола. Например, самосооружающиеся конструкции: дома, туристические палатки, солнцезащитные зонты для пляжа.

Образовательный продукт: варианты возможного использования нитинола.

«Самогенерация воздуха»

Задание №2. Почему подводные лодки могут обходиться без связи с атмосферой?

Научно-популярная информация-подсказка: В

дальних походах подводные лодки могут обходиться без связи с внешним миром и, естественно, с атмосферой. Но живущим на борту лодки людям необходим кислород для дыхания. Выход из этой ситуации был найден при помощи пероксида натрия.

Задание: Объясните, как можно решить проблему с помощью пероксида натрия. Составьте уравнения окислительно-восстановительной реакции, которая лежит в основе использования пероксида натрия в подводных лодках для генерации воздуха.

(Ответ: Выдыхаемый воздух, содержащий CO2, реагирует с пероксидом натрия с выделением свободного кислорода:

Na2O2+ CO2 ^ Na2CO3 + O2).

Творческое задание: Предложите другие вещества для генерации воздуха в подводных лодках на основе их свойств. Подготовить слайд-фильм «Использование химических веществ для генерации воздуха в подводных лодках».

Образовательный продукт: Подготовленный

слайд-фильм

«Самоподогревающиеся консервы»

Задача №3. Почему консервы альпинистов са-моподогреваются?

Научно-популярная информация-подсказка: Содержимое консервной банки в оболочке с размельчен-

ным СаО и емкостью с водой, которую следует предварительно проколоть, разогревается до 50°С. Такие консервы выпускаются в Англии. И они популярны у альпинистов.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, которая лежит в основе процесса самоподогревания консервов альпинистов.

(Ответ: В основе процесса лежит реакция, сопровождающаяся с выделением большого количества тепла: СаО+Н2О^■Са(ОН)2+Q)

Творческое задание: Придумать схему-модель самопросушивающихся туристских ботинок.

Образовательный продукт: Разработанная схема-модель самоподогревающейся обуви.

«Светящиеся циферблаты»

Задача №4. Почему часы цветятся?

Научно-популярная информация-подсказка: Светом часы обязаны люминофорам - веществам, способным отдавать в виде излучения избыток энергии, которую они получили при возбуждении. Науке и практикам известно много разных люминофоров. Например, биолюминофоры (возбудитель энергии - биохимическая реакция); хемилюминофоры, возбуждаемые химическими реакциями; электролюминофоры, которые начинают светиться под действием электрического заряда, и многие другие.

Появление удивительного оранжевого свечения можно получить в лабораторных условиях. Чтобы его наблюдать, приливают к насыщенному водному раствору гидрохинона C6H4(OH)2 10-15%-ный раствор карбоната калия ^COj, формалин - водный раствор формальдегида HCHO и пергидроль - концентрированный раствор пероксида водорода H2O2. Свечение жидкости лучше наблюдать в темноте.

Задание: Чем вызвано свечение? Составьте уравнение химической реакции, которая лежит в основе процесса свечения в темноте.

(Ответ: Свечение вызвано окислительно-восстановительными реакциями превращения гидрохинона C6H4(OH)2 в хинон (C6H4)O2, а формальдегида HCHO -в муравьиную кислоту HCOOH:

СбНДОН)2 + H2O2 = (СбН^2 + 2 H2O,

HCHO + H2O2 = HCOOH + H2O

Одновременно протекает реакция нейтрализации муравьиной кислоты карбонатом калия с образованием соли - формиата калия HCOOK и выделением диоксида углерода CO2 (углекислого газа), поэтому раствор вспенивается:

2HCOOH + K2CO3 = 2HCOOK + CO2 + H2O)

Творческое задание: Придумать устройство волшебной палочки с использованием светящихся составов и демонстрировать перед аудиторией.

Образовательный продукт: устройство волшебной светящейся палочки.

«Генератор воздуха»

Задача №5. Почему хлората калия используют в космических аппаратах для генерации воздуха?

Научно-популярная информация-подсказка: В замкнутых помещениях концентрация кислорода при дыхании уменьшается, а концентрация углекислого газа

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

возрастает. Чтобы поддерживать на определенном уровне содержание кислорода в воздухе этих помещений, применяют твердые источники кислорода, например хлората калия на основании реакции разложения.

Задание: Составьте уравнения окислительно-восстановительной реакции, которая лежит в основе использования хлората калия в космических аппаратах для генерации воздуха.

(Ответ: KCIO3-1 KCl+3/2O2).

Творческое задание: Предложите варианты использования хлората калия для этих целей в других объектах.

Образовательный продукт: Подготовленные варианты использования хлората калия

«Обновление картин»

Задание №6. Почему после реставрации картины обновляются?

Научно-популярная информаиия-подсказка: Картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют. Белый пигмент - это свинцовые белила. Это вещество представляет собой карбонат свинца. Он реагирует с сероводородом, содержащимся в воздухе, образуя сульфид свинца - соединение черного цвета. Если же картину осторожно протереть перекисью водорода, то черный сульфид окислится и перейдет в белый сульфат и тогда картина снова просветлеет. Таким «чудесным обновлением» картин церковники часто обманывали верующих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание: 1. Составьте уравнение реакции ионного обмена, в результате которой картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют.

2. Составьте уравнение реакции, которое является причиной «чудесного обновления» икон.

(Ответ: Почернение картин, написанных масляными красками, связано с образованием черного сульфида свинца: PbCO3 + H2S ^PbS + H2CO3

При взаимодействии с пероксидом водорода образуется белый сульфат меди. PbS+4H2O2^

PbS04+4H2O)

Творческое задание: Составить мини - пособие «Соединения свинца в искусстве». Пособие должно быть привлекательно оформлено фотографиями химических явлений, иллюстрациями веществ.

Образовательный продукт: Подготовленное мини-пособие

«Самоподогревающиеся бигуди»

Задача №7. Почему бигуди самоподогреваются?

Научно-популярная информаиия-подсказка: Разработано нагревательное устройство для завивки волос, в основе которого лежит реакция гашения водой извести СаО. Несмотря на то, что тепловой эффект реакции гашения извести небольшой (около 1,1 кДж /г) при ее помощи можно достичь температуры 4500 С и поджечь дерево и серу.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, которая лежит в основе процесса самоподогревания устройства для завивки волос.

(Ответ: В основе процесса лежит реак-

ция, сопровождающаяся с выделением тепла: СаО+Н2О^Са(ОН)^)

Творческое задание: Изготовьте действующую самодельную химическую грелку.

Образовательный продукт: Разработанная схема-модель самоподогревающейся грелки.

«Таинственное исчезновение тучи»

Задача №8. Почему грозовая туча исчезла прямо на глазах у наблюдателей?

Научно-популярная информаиия-подсказка: Специалисты американской фирмы «Dyn-O-Mat» разбросали с самолета 4 т разработанного ими порошка полимера (каждая крупица которого впитывает в 2000 раз больше воды, чем весит сама), и заставили ее исчезнуть прямо на глазах у наблюдателей. Напитавшиеся водой частички полимера выпали на землю и постепенно разрушились, не причинив вреда людям и окружающей среде.

Задание: Сколько тонн воды впитали частички полимера?

(Ответ: 8000 т).

Творческое задание: Предложите варианты эффективного использования такого полимера.

Образовательный продукт: варианты эффективного использования полимера.

«Жемчужина с узорами»

Задача №9. Почему на самаркандской жемчужине имеются узоры?

Научно-популярная информаиия-подсказка: В прошлом ювелиры Самарканда умели делать выпуклые знаки на жемчужинах и перламутре химическим способом. Для этого они воском делали узоры или надпись, а затем жемчужину или перламутр помещали в крепкий раствор уксуса и выдерживали несколько дней. Покрытые воском участки были защищены, а не покрытые растворялись с поверхности. После удаления воска оставались выпуклые знаки.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, которая лежит в основе метода нанесения знаков на жемчужинах, если известно, что жемчуг из 86% состоит из карбоната кальция.

(Ответ:

СаСО3+2СН3СООН ^(СН3СОО)2Са+Н2О+СО2)

Творческое задание: Отработать имитационный опыт «Способ улучшения внешнего вида жемчужин».

Образовательный продукт: План проведения имитационного опыта.

«Чудесное обновление серебра»

Задание №10. Почему чудесным образом обновлялись серебряные подсвечники?

Научно-популярная информаиия-подсказка: изделия из серебра темнеют со временем в результате образования на их поверхности черного сульфида серебра Ag2S. Это происходит под влиянием содержащегося в воздухе кислорода и сероводорода H2S. Чтобы удалить черноту, серебряный предмет заливают горячим раствором карбоната натрия и добавляют гранулы цинка. Черный налет - это сульфид серебра, который восстанавливается в результате окислительно-восстановительной реакции и тогда серебряные изделия снова просветлеют. Таким «чудесным обнов-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

17

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

лением» серебряных изделий церковники часто обманывали верующих.

Задание: 1. Составьте уравнение окислительновосстановительной реакции, в результате которой происходит почернение серебряных изделий.

2. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, в результате которой происходит обновление серебряных изделий.

(Ответ: 4Ад + О2 + 2H2S^ 2 Ag2S + 2Н2О)

Ag2S+Zn+ 3Na2CO3+4H2O= 2Ад + Na2[Zn (OH)4]+ NaHS+ 3NaHCO3)

Творческое задание: Отработать имитационный опыт «Чудесное обновление» серебряных ложек» и демонстрировать его перед аудиторией.

Образовательный продукт: имитационный опыт

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что каждому школьнику нужны задания, предполагающие поиск, пробы, эксперимент, развивающие его творческие способности, его потребность в самообразовании. Задания должны быть мотивированными, пробуждающими в учащихся любознательность и радость открытия, развивающими фантазию и инди-

видуальные склонности. Эффективность обучения будет особенно высока в том случае, если проблемы, поставленные перед учащимися, - настоящие, взятые из реальной жизни, и решение их действительно может принести пользу.

При разработке учебно-творческих заданий использовались публикации в журнале «Химия в школе», научно-популярная литература по химии и географии [2-4].

Литература

1. Айметдинов Б.И. Анализ ситуации в экономике России http://www.polemics.ru/artides/?artideID=7092&hideText=0 &itemPage=1

2. Кендиван О.Д-С. Использование ситуационно-проблемного подхода при изучении географии / О.Д-С. Кендиван. - География в школе . - 2010. - №8. - С.34-37.

3. Аранская О.А., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 280 с.

4. Химия. Большая детская энциклопедия. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 1999. - 639 с.

В статье рассказывается о создании и внедрении инновационного проекта, позволяющего обеспечить условия для раскрытия способностей одаренных учащихся.

Шубаева Елена Игоревна

заместитель директора по УВР МОУ средняя общеобразовательная школа № 3

г. Богородск shkola3-bg@yandex.ru

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ПРИРОДНЫХ

возможностей и одаренности учащихся

Как организовать работу по созданию развивающей среды, которая будет способствовать раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся?

Ключевые слова: одаренные дети, природные возможности, творческая образовательная среда, инновации, разноуровневая система обучения, компетентностный подход.

Г*)озможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из важных жизненных ценностей граждан», - отмечается в Проекте Минобрнауки России «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»

В соответствии с одним из положений Проекта Минобрнауки России о том, что «новая структура стан-

дарта образования призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения» и в соответствии с концепцией развития нашей школы как школы устойчивого развития одной из приоритетных идей является идея

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.