Научная статья на тему 'Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся'

Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПРИРОДНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / РАЗНОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубаева Елена Игоревна

В статье рассказывается о создании и внедрении инновационного проекта, позволяющего обеспечить условия для раскрытия способностей одаренных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубаева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

лением» серебряных изделий церковники часто обманывали верующих.

Задание: 1. Составьте уравнение окислительновосстановительной реакции, в результате которой происходит почернение серебряных изделий.

2. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, в результате которой происходит обновление серебряных изделий.

(Ответ: 4Ад + О2 + 2H2S^ 2 Ag2S + 2Н2О)

Ag2S+Zn+ 3Na2CO3+4H2O= 2Ад + Na2[Zn (OH)4]+ NaHS+ 3NaHCO3)

Творческое задание: Отработать имитационный опыт «Чудесное обновление» серебряных ложек» и демонстрировать его перед аудиторией.

Образовательный продукт: имитационный опыт

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что каждому школьнику нужны задания, предполагающие поиск, пробы, эксперимент, развивающие его творческие способности, его потребность в самообразовании. Задания должны быть мотивированными, пробуждающими в учащихся любознательность и радость открытия, развивающими фантазию и инди-

видуальные склонности. Эффективность обучения будет особенно высока в том случае, если проблемы, поставленные перед учащимися, - настоящие, взятые из реальной жизни, и решение их действительно может принести пользу.

При разработке учебно-творческих заданий использовались публикации в журнале «Химия в школе», научно-популярная литература по химии и географии [2-4].

Литература

1. Айметдинов Б.И. Анализ ситуации в экономике России http://www.polemics.ru/artides/?artideID=7092&hideText=0 &itemPage=1

2. Кендиван О.Д-С. Использование ситуационно-проблемного подхода при изучении географии / О.Д-С. Кендиван. - География в школе . - 2010. - №8. - С.34-37.

3. Аранская О.А., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 280 с.

4. Химия. Большая детская энциклопедия. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 1999. - 639 с.

В статье рассказывается о создании и внедрении инновационного проекта, позволяющего обеспечить условия для раскрытия способностей одаренных учащихся.

Шубаева Елена Игоревна

заместитель директора по УВР МОУ средняя общеобразовательная школа № 3

г. Богородск [email protected]

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ПРИРОДНЫХ

возможностей и одаренности учащихся

Как организовать работу по созданию развивающей среды, которая будет способствовать раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся?

Ключевые слова: одаренные дети, природные возможности, творческая образовательная среда, инновации, разноуровневая система обучения, компетентностный подход.

Г*)озможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из важных жизненных ценностей граждан», - отмечается в Проекте Минобрнауки России «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»

В соответствии с одним из положений Проекта Минобрнауки России о том, что «новая структура стан-

дарта образования призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения» и в соответствии с концепцией развития нашей школы как школы устойчивого развития одной из приоритетных идей является идея

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

создания в школе акмеологической образовательной среды, среды стремления к успеху, к творчеству.

Таким образом, данный проект «Развивающая, творческая образовательная среда как условие раскрытия способностей, природных возможностей и одаренности учащихся» разработан в рамках Программы развития школы на 2009-2014 годы. Сам проект, его разработка и внедрение, рассчитан на 1 год (январь 2009 - январь 2010 года). Проблема проекта (выходящая из комплекса противоречий).

Анализируя результаты итоговой и промежуточной аттестации учащихся за 2007 - 2008 учебный год, результаты участия в областных и всероссийских конкурсах, в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников 2008 году, заочной олимпиады по математике и физике «Авангард», отмечая отсутствие высоких и стабильных показателей в обучении, призовых мест на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады, а, следовательно, невозможность выхода на региональный уровень, мы выявили ряд противоречий.

С одной стороны, в школе сложился работоспособный стабильный педагогический коллектив, открытый к инновациям, а с другой, незначительна динамика увеличения качества образования и отсутствие стабильных и высоких результатов в олимпиадах и конкурсах. Данные противоречия выводят на проблему, решить которую необходимо в ближайшее время, чтобы школа оставалась конкурентоспособной среди других образовательных учреждений города и района.

Используя методику «Зеркало» при создании проекта, мы выявили причины создавшейся проблемной ситуации. Мы увидели, что,

• во-первых, урок как форма организации учебной деятельности не отвечает требованиям личностноориентированного урока;

• во-вторых, нет системы работы со способными и одаренными детьми;

• в-третьих, незнание методики работы со способными и одаренными детьми в разноуровневом классе;

• в-четвертых, отсутствие единой эффективной системы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников и к другим олимпиадам и конкурсам;

• в-пятых, не сформирован статус успешного ученика школы.

• По всем этим направлениям проводятся отдельные мероприятия, но эффективной системы работы нет, а значит, нет и высокого результата.

Поэтому проблема, выходящая из комплекса противоречий, может быть сформулирована следующим образом:

отсутствие развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся.

Цель проекта

Создать развивающую творческую образовательную среду, способствующую раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся.

Задачи проекта:

S освоение педагогами школы методики личностно-ориентированного урока;

S поиск методик по работе со способными и одаренными детьми создание банка методик;

S создание системы работы со способными и одаренными детьми;

S разработка программы подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам, в том числе и к Всероссийской олимпиаде школьников;

S формирование статуса успешного ученика на уровне школы через престижность успешного обучения.

Планируемые результаты

Поодуктный

S личностно ориентированный урок;

S Наличие эффективной системы работы со способными и одаренными детьми в разноуровневом классе;

S Наличие банка методик для работы со способными и одаренными детьми на разных ступенях обучения;

S Эффективная программа подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам, в том числе и к Всероссийской олимпиаде школьников;

S Разработанный и утвержденный ученическим и педагогическим коллективами статус успешного ученика.

Субъектный

Созданная в школе новая образовательная среда, среда стремления к успеху, к творчеству, высоким результатам, когда престижно качественно учиться и качественно работать, соблюдая морально-правовые нормы взаимодействия педагогов и учащихся, выстраивая взаимоотношения на основе сотрудничества и сотворчества.

Возможные социальные последствия

Повышение статуса школы среди других образовательных учреждений и среди родительской общественности.

Описание проекта

Данный проект предполагает изменения в школе, которые произойдут в ученической и учительской среде.

Основная педагогическая идея

Основная педагогическая идея заключается в том, что в настоящее время, в эпоху информационного взрыва, порожденного появлением компьютерных информационных технологий, изменяется подход к обучению. Процесс обучения рассматривается как активное вовлечение учащихся в конструирование собственных знаний. Знание нельзя передать: его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом. Урок же должен стать личностно-ориентированным.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

19

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

В педагогической среде школы выделяется творческая группа, которая будет разрабатывать и контролировать осуществление данного проекта в целом, и несколько творческих подгрупп, разрабатывающих и осуществляющих мероприятия по выполнению поставленных задач:

У педагогам школы освоить методику личностно-ориентированного урока;

У создать систему работы со способными и одаренными детьми;

У создать банк методик по работе со способными и одаренными детьми;

У разработать программы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников;

У сформировать статус успешного ученика на уровне школы.

В ученической среде организуется деятельность Совета старшеклассников и Совета среднего звена по реализации выдвинутой задачи, направленной на формирование статуса успешного ученика.

Совет старшеклассников и Совет среднего звена сотрудничают с творческой группой педагогов и Попечительским советом школы по разработке

У положения о рейтинге «60 лучших учащихся школы»;

У положения о школьном этапе интеллектуальной игры ««Что? Где? Когда?»;

У положения о школьном этапе интеллектуальной игры ««Умники и умницы»;

У положения о школьном празднике «Школа гордится тобой!» (в конце года).

Совет старшеклассников и Совет среднего звена освещают этапы работы силами школьного прессцентра.

Родительская среда будет сформирована вокруг Попечительского совета школы, курирующего работу родительских комитетов и общешкольного родительского комитета.

Неплохо бы предложить выпускникам школы объединиться в «Лигу выпускников школы № 3» (на основе разработанного положения и устава) и способствовать повышению социального статуса школы и формированию имиджа успешного выпускника школы, конкурентоспособного на рынке профессий.

Для получения планируемых результатов необходимо продумать и осуществить ряд мероприятий по каждому из четырех направлений работы, определенных задачами данного проекта.

Работу по каждому направлению следует начать с формирования творческой группы, представляющей собой содружество педагогов, учащихся и родителей, представителей трех заинтересованных сторон процесса обучения. Каждая творческая группа, обсудив направление своей деятельности, должна будет продумать систему мероприятий по достижению результата. Это можно представить с помощью методики «Зеркало прогрессивных преобразований»

Инновационный проект «Развивающая, творческая образовательная среда как условие раскрытия способностей, природных возможностей и одаренности учащихся»

Проблема: Не создана развивающая творческая образовательная среда, способствующая раскрытию спо-

собностей, природных возможностей и одаренности учащихся.

Причины:

1 Нет системы работы со способными и одаренными детьми 2 Отсутствие единой системы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников и к другим олимпиадам и конкурсам 3 Незнание методик работы со способными и одаренными детьми 4 Не сформирован статус успешного ученика на уровне школы

Цель: Создать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся

Задачи:

1 Создать систему работы со способными и одаренными детьми 2 Разработать программу подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников и к другим олимпиадам и конкурсам 3 Создать банк методик по работе со способными и одаренными детьми в разноуровневом классе 4 Сформировать статус успешного ученика на уровне школы

Мероприятия:

1 Организация микроисследования «Социальный заказ школе» 1 Опираясь на нормативноправовые документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, и на методические рекомендации центральных методических комиссий, выстроить работу методсовета школы по подготовке к школьному муниципальному этапу Всероссийской олимпиады 1 Создать творческую группу по формированию банка методик работы со способными и одаренными детьми 1 Подведение рейтинга «60 лучших учащихся школы» в конце каждого учебного года (творческой группе разработать положение). Рассмотрение попечительским советом школы вопроса о премировании лучших учащихся школы

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

2 Определение диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей, творческих возможностей, личностных особенностей - на этапе поступления в школу (в клубе «Дошколенок»); - в период обучения в начальной школе; - на II ступени обучения 2 На основе разработанного положения о творческой группе создать творческую группу по разработке программы подготовки к Всероссийской олимпиаде 2 Разработать психолого-педагогический инструментарий по сопровождению способных и одаренных детей и методическое сопровождение педагогов в решении задач 2 Внедрение и совершенствование проекта начальной школы «Ученик года»

3 Проведение диагностических процедур мониторинга одаренных детей, анализ результатов 3 Творческой группе составить план своей работы 3 Подготовка творческой группой материалов для классных руководителей по данной теме 3 Подготовка и ежегодная организация участия учащихся во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру для всех», «Золотое руно», «Британский бульдог»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Методический семинар на тему «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» 4 Обсуждение на методсо-вете проекта подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде 4 Разработка творческой группой семинаров-практикумов для педагогов и родителей 4 Наглядное отражение участия и результатов участия на стенде «Мы участвуем в конкурсах» Награждение победителей на уровне школы

5 Разработка творческой группой учителей КАРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА и внедрение в практику 5 Проведение педсовета на тему «Изучение и обсуждение проекта программы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников и определение места и роли педагога в реализации проекта» 5 Организация участия учащихся в районных и областных исследовательских конкурсах Школьные игры «Что? Где? Когда?»

6 Разработка учителями-пред-метниками индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Разработка программ спецкурсов, элективных курсов (авторских, адаптированных), факультативов и объединений дополнительного образования 6 Формирование сборной команды школы для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады 6 В конце учебного года итоговая конференция «Школа гордится тобой!»

7 Создание НОУ «Старт в науку» на основе разработанного положения на I, II, III ступенях обучения I - «Я познаю мир» II - «Мы -исследователи» III - «Шаг в будущее» 7 Творческой группе педагогов совместно с Советом старшеклассников создать и внедрить инновационный проект «Умники и умницы», разработать положение об интеллектуальной игре «Умники и умницы» на уровне школы 7 Благодарственные письма родителям, педагогам, учащимся от администрации школы

8 Составление методсоветом школы, учителями-предметни-ками банка тем учебно-исследовательских проектов, творческих работ учащихся 8 Творческой группе педагогов совместно с Советом старшеклассников продумать информационное обеспечение (сайт школы, газета, информационный стенд и т. д.)

9 Организация педагогического лектория для родителей «Развитие способностей и природных возможностей ребенка в семье»

10 Организация интеллектуальных турниров между учащимися и родителями (II и III ступени обучения)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

21

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Условия (способы) достижения цели

Для достижения цели, определенной рамками данного проекта по созданию развивающей, творческой образовательной среды имеются следующие условия:

У сложившийся стабильный педагогический коллектив, осознающий значимость проблемы и мотивированный на ее решение;

У педагогический коллектив, открытый для инновационной деятельности (более 50% учителей владеет современными технологиями в образовании);

У высокий уровень педагогического мастерства учителей;

У школа имеет 2 компьютерных класса, доступ в Интернет, интерактивную доску;

У в школьной библиотеке создан информационный центр, имеющий доступ в Интерне, оснащаются компьютерной техникой и другие учебные кабинеты школы;

У есть классы (1-а, 5-а, 6-а, 7-а), сотрудничающие с НОУ НЦНО, имеющие полный УМК по предметам;

У действующий всего учебного года клуб для будущих первоклассников «Дошколенок»;

У проект на первой ступени обучения «Ученикгода»

Ресурсы (необходимые и имеющиеся)

Кадровый:

У профессиональная компетентность педаго-гов-новаторов;

У опорный центр района по освоению и применению технологии развития критического мышления ;

У члены педагогического коллектива активно осваивают и используют на уроках компьютерные презентации;

У повышение квалификации педагогов через разные формы обучения, в том числе и через дистанционное обучение учителей начальных классов на базе НИРО

Временной: проект рассчитан на 1 год - с января 2009 по январь 2010 года

Ленточная диаграмма

2009 год 2010 г

Месяц этап январь февраль март апрель май сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь

Подготовительный

Практический

Аналитический

Внедренчекий

Материально-технический и социальный

У смета расходов образовательного учреждения;

У Методсовет школы и Попечительский совет.

Хотелось бы иметь психологическую службу в школе Критерии достижения планируемых результатов

Мы будем считать условия достаточными, если

У педагоги освоят методику личностно-ориентированного урока;

У в классах на каждой ступени обучения будет положительная динамика качества обучения;

У количественные результаты участия и качество работ (наличие призовых мест) учителей и уча-

щихся школы в олимпиадах, конференциях и творческих конкурсах;

У новая образовательная среда, которую можно измерить с помощью методики диагностики учебной мотивации (тест учебной мотивации Гильбуха, методика эмоционального отношения к учению Д. Андреевой, которые позволяют в соответствии с возрастными особенностями школьников выявить преобладающий тип учебной мотивации у школьников, интерес к учению) Внедрение

Новизна проекта. Возможно, новизна проекта может быть связана с тем, что педагоги, учащиеся и родители должны будут активно экспериментировать, открывать, сотрудничая, в создании творческой, развивающей среды, которая будет способствовать раскрытию способностей, природных возможностей и одаренности учащихся. А в основу всей этой совместной деятельности будет положен компетентностный подход в современном образовании. Т о., базовая компетентность учителя будет заключаться в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения и мотивировать школьников к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Масштаб распространения

Мы считаем, что данный проект может быть использован не только в рамках нашей школы, но, возможно, он будет интересен педагогическим коллективам тех образовательных учреждений, которые при переходе из режима функционирования в режим развития сталкиваются с подобными проблемами.

Риски и ограничения

У предусмотреть систему мер по оказанию помощи учителям в самостоятельной разработке и освоении;

У учитывать возможность возникновения напряжения в коллективе между учителями, включившимися в инновационную деятельность, и традиционно работающими педагогами.

Литература

1. Алексеева М.П. Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №6.

2. Ахметов М.А, Мусенова Э.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2.

3. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №2.

5. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

6. Чернышева Т.Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.