Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития Гимназии'

Нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития Гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротару Елена Николаевна, Трубина Софья Михайловна

Обоснование необходимости разработки нормативно-правовой базы локального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития Гимназии»

Вопросы права в образовании

Российской Федерации в области образования находилось право на установление дополнительных льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных лиц.

Образовательное учреждение компетентно самостоятельно устанавливать надбавки или доплаты за знак «Отличник народного просвещения» либо на региональном (муниципальном) уровне принимается нормативно-правовой акт о соответствующих надбавках. Так, Верховным Судом РФ подтверждено, что негосударственное образовательное учреждение - лицей «Синтон» вправе самостоятельно устанавливать льготы, предусмотренные ст. 32 Закона Пермской области «Об образовании в Пермской области» за счет собственных средств.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения1.

Приведем в качестве примеров региональный и муниципальный опыт установления надбавок за звание «Отличник народного просвещения».

1 Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. Дело № 44-Г05-26

Ротару Елена Николаевна, Трубина Софья Михайловна,

Гимназия г. Лабытнанги

Нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития Гимназии

Обоснование необходимости разработки нормативно-правовой базы локального уровня

В Гимназии г. Лабытнанги созданы благоприятные условия для интеллектуального, творческого становления и развития учащихся, профессионального совершенствования педагогов, выстраивания адекватного образовательного процесса, удовлетворяющего потребности заказчиков образовательных услуг.

Руководство Гимназией осуществляет директор -Ротару Елена Николаевна, имеющая высшую квалификационную категорию, общий административный стаж работы - 22 года, стаж работы в должности директора - 18 лет. Руководящий состав представляют 7 заместителей директоров: по учебно-воспитательной

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г. № 671-ПП работников государственных учреждений города Москвы, награжденные, награжденные отраслевыми нагрудными знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР» и др. получают из регионального бюджета поощрительную надбавку в размере 30% ставки (оклада) ЕТС.

Постановлением Главы городского округа Щербинка Московской области от 9 августа 2007 г. № 577 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Городской округ Щербинка Московской области» также предусмотрено повышение заработной платы (должностного оклада) руководящему составу и специалистам в размере 30% имеющим звание «Отличник народного просвещения».

В Постановлении Главы муниципального образования «Наро-фоминский район» Московской области от 29 декабря 2005 г. № 2942 установлено, что руководитель учреждения самостоятельно в соответствии с принятым в учреждении Положением и в пределах фонда оплаты труда может устанавливать надбавки за звание «Отличник народного просвещения», «Отличник народного образования», «Отличник образования СССР», «Почетный работник общего образования».

работе - 2, по научно-методической работе, по учебнометодической работе, по воспитательной работе, по социально-психологическому сопровождению обучающихся, по административно-хозяйственной части, из них 50 % имеют высшую квалификационную категорию, 71 % - высшее образование.

Гимназия укомплектована педагогическими кадрами на 95,5%. Профессионально-квалификационная структура коллектива (29 % (13 чел.) педагогов имеют высшую, 42,2 % (19 чел.) - первую и 20 % (9 чел.) -вторую квалификационные категории) позволяет организовать образовательный процесс на достаточном уровне. Углубленное обучение иностранному языку осуществляют 5 педагогов, из них 4 (80 %) - имеют высшую и первую квалификационные категории.

Отраслевые награды и почетное звание имеют 29 % коллектива: 1 - Заслуженный учитель (Ротару Е.Н.), 3 - «Отличник народного просвещения», 10 -«Почетный работник общего образования».

Почетными грамотами, благодарственными письмами Главы города, Департамента образования ЯНАО, Губернатора ЯНАО, Министерства образования и науки РФ награждены 30 (67 %) членов педагогического коллектива, Грамотами и благодарностями Управления образования Администрации МО г. Лабытнанги - 31 человек (69%), грамотами и благодарственными письмами Гимназии - 40 человек (89%).

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

61

Вопросы права в образовании

Руководство МОУ заинтересовано в предоставлении комфортных условий для осуществления профессиональной деятельности педработников. Учебные кабинеты оборудованы техническими средствами обучения (100%) - компьютерами, 82 % телевизорами, 32% - мультимедийными проекторами). Здоровьесберегающая среда создается за счет озеленения помещений, видеоэкологических факторов, 25 % аудиторий оборудованы специальными приборами: лампами Чижевского, увлажнителями и освежителями воздуха.

Для освоения новых видов педагогической деятельности и совершенствования мастерства эффективно используется система повышения квалификации педагогов. В МОУ имеется план повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на 2002 -2007 годы и перспективный план повышения квалификации (КПК) до 2010 года.

С 2004 года КПК прошли 37 человек (82,2 %), из них дважды - 13 человек (35 %), трижды - 6 (16,2 %) человек, более раз - 11 (30%) человек. Курсы повышения квалификации в Москве прошли 12 человек, в Санкт-Петербурге - 3 человека, в Тюмени - 2 человека, в других городах - 2 человека, в Салехарде на базе ЯНОИПКРО по:

• информационным технологиям - 7 человек;

• методике и содержанию преподаваемого предмета - 33 человека;

• организации и подготовке к ЕГЭ - 7 человек;

• инновационной и экспериментальной деятельности - 28 человек;

• управлению образовательным учреждением - 7 человек;

• углубленному изучению предметов - 3 человека;

• работе с одаренными детьми - 2 человека;

• здоровьесберегающим технологиям - 15 человек.

8 человек (17,8%) педагогов курсы повышения квалификации не прошли.

Управление педагогическим процессом Гимназии осуществляется на принципах программно-целевого управления. С 2001 по 2006 гг. реализована Программа развития Гимназии «Интеграция основного и дополнительного образования как фактор непрерывного развития личности». В программе развития на 2007 - 2010 гг. «Повышение качества гимназического образования в условиях модернизации образовательного пространства», утвержденной на педагогическом совете № 6 от 18 декабря 2007 г., определены точки роста Гимназии:

• повышение качества образования гимназистов;

• обеспечение вариативности образовательных услуг;

• развитие государственно-общественного характера управления Гимназией;

• внедрение современных образовательных технологий.

Значимым механизмом в решении поставленных задач является научно-методическая служба. Структура организации научно-методической работы является традиционной: педагогический совет, научно-методический совет, Совет по реализации Программы развития Г имназии, Совет по работе с одаренными детьми, аттестационная комиссия, экспертный совет, 3 предметные кафедры (гуманитарного, естественно-математического циклов и иностранных языков), кафедра воспитательной работы, МО учителей начальных классов, проблемные творческие группы по реализации ОС «Школа 2100» (14 чел.- 31 %) и по совершенствованию профильного образования (10 чел. - 22 %). Цели и задачи кафедр и МО коррелируют со стратегической линией развития учреждения на 60%, темы методической работы и самообразования педагогов - на 54%.

В последние три года используются такие формы организации научно-методической работы с педагогами как методические недели, психологопедагогические семинары и научно-практические конференции (6 и 1 соответственно по тактическим темам «Одаренность - это дар или испытание?», «Урок XXI века в гимназии», «Интернет-технологии в образовательном процессе) и др.; материалы мероприятий обобщены и оформлены на институциональном уровне информационно-методическими сборниками).

Особо значимыми являются методические формы, формирующие портфолио учителя: проектная, исследовательская и экспериментальная деятельность (в течение трех лет реализовано и в стадии реализации - 22 опытно-исследовательских проекта (48 %); темы проектов актуальны и значимы, находятся в контексте с единой методической темой педколлектива), создание индивидуально-творческих продуктов, представляемых на конкурсах профессионального мастерства (за 3 года представлены 17 разработок на 5 муниципальных конкурсах, 21 - на 6 окружных, 45 - на 6 всероссийских), самообобщение опыта работы и диссе-минация его на педагогических мероприятиях различных уровней (на муниципальном уровне представили 6 педагогов, на окружном - 16, на Всероссийском - 45) в форме:

- учебно-методических и дидактических сборников - 15% педагогов,

- информационно-педагогического модуля - 15% педагогов,

- авторских и модифицированных программ - 56% педагогов,

- на концептуальной основе - 27% педагогов.

30% педагогических и 75% руководящих работников имеют печатные статьи («Энциклопедия административной работы в школе», Директ-папка «Менеджер образования», журналы «Справочник руководителя образовательного учреждения» (№8,

62

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Вопросы права в образовании

2006 г.), «Учительская газета» (№ 8, 28.02.2006; № 17, 25.04.2006; № 39, 26.09.2006), журналы

«Современный урок» (№ 4-6, 2007 г.), «Начальная школа - плюс» (№ 4, 6, 2006 г.), «Учитель» (№ 1, 2008 г.), «Завуч» (№ 3, 2006 г.), «Новая среда» (№ 7, 2006 г.), «Дополнительное образование» (№ 10, 2005 г.), в сборниках Всероссийских конференций (г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), в том числе 70% из них опубликовали материалы, связанные с модернизацией образования, реализацией основных направлений приоритетного национального проекта «Образование».

В учебно-воспитательном процессе Гимназии внедрены современные педагогические технологии: раннего и интенсивного обучения грамоте - 17%, развивающего обучения - 17%, проблемно-диалогического обучения - 46%, критического мышления - 6%, коллективного способа обучения - 11%, коммуникативного обучения иноязычной культуре - 13%, информационно-коммуникационных - 75%.

Инновационный характер развития Гимназии взаимообусловлен увеличением численности педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью: с 38% коллектива в 2004 г. до 48 % в 2008 г.

Результативность методической работы в Гимназии обеспечивает индивидуальность данного учреждения на муниципальном уровне. Гимназия города Лабытнанги является:

• городской экспериментальной площадкой по теме «Интеграция основного и дополнительного образования, как условие формирования целостного непрерывного образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития»,

• ресурсным центром непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников сферы образования,

• участниками экспериментальной деятельности по отработке механизма предшкольного образования в городе Лабытнанги,

• внедренческой площадкой образовательной систе-

мы «Школа 2100».

В 2006 г. Гимназия г. Лабытнанги стала победителем городского и окружного конкурсов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и получила Грант Президента РФ - 1 миллион рублей, Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России -2006» и получила Почетный Диплом за победу в номинации «Богатство образовательного пространства школы», дипломантом первой степени в первом всероссийском конкурсе «Организация учебновоспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в ОУ»

(2007 г.), дипломантом второй степени в конкурсе «Педагогические инновации» (2007 г.), дважды отмечена специальным дипломом Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ за участие в конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» (2006 г., 2007 г.).

В течение 2004 - 2008 гг. 5 членов педагогического коллектива (педагог дополнительного образования Мамчик Е.В. (2004 г.), учитель физической культуры Будаков Ю.А. (2005 г.), учитель французского языка Потрубач О.А. (2007 г.), учитель английского языка Куркова СВ. (2008 г.)) стали лауреатами городского конкурса «Учитель года», а учитель истории и обществознания Смирнов А.П. стал победителем городского и лауреатом окружного конкурса «Учитель года -2005». За 2006 - 2007 годы 4 учителя (учитель географии Заварзина Н.Н. (2006 г.), учитель начальных классов Компанеец Е.А., учитель истории и обществознания Ужанова А.Л. и учитель французского языка Потрубач О.А. (2007 г.)) стали победителями конкурса на денежное поощрение лучших учителей и обладателями Гранта Президента РФ - 100 тыс. рублей, один учитель начальных классов Яруллина Е.В. (2007г.)-Гранта Губернатора ЯНАО - 50 тыс. рублей. За последние четыре года педагоги Гимназии неоднократно побеждали в таких конкурсах, как Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в ОУ», Всероссийском конкурсе «Сто друзей» на лучший урок, городском и окружном фестивале-конкурсе педагогического мастерства в применении информационных технологий.

В учреждении научно-методическую деятельность регламентируют локальные акты. Объем локальных актов достаточен: 19. Они направлены на сопровождение процессов развития Гимназии. Локальные акты в основном соответствуют законодательной базе в области образования, отражают специфику организации научно-методической, исследовательской и опытноэкспериментальной деятельности. Положения «О научном консультанте», «О методическом кабинете», «О творческой группе» по структуре и содержанию пока требуют доработки.

В Гимназии в соответствии с Положением о НОУ «Гимназист» работает научное общество учащихся «Гимназист» для обучающихся 1-11 классов. Особо значимым является курс «Основы исследовательской деятельности» (автор Заварзина Н.Н.), который посещают до 80% обучающихся первой и второй ступени в системе дополнительного образования.

За последние три года в среднем 70% педагогов высшей квалификационной категории и 58% первой квалификационной категории организуют и куриру-

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

63

Вопросы права в образовании

ют исследовательскую деятельность обучающихся. Эффективность этой деятельности подтверждается положительной динамикой результативного участия гимназистов в региональных, всероссийских и международных научно-исследовательских конкурсах и конференциях, число участников возросло за три года в 2,5 раза, а эффективность участия увеличилось за три года на 16%. В 2005 году гимназистами получена серебряная медаль Всероссийской открытой конференции «Национальное достояние России», в 2007 году - медаль им. Эвариста Г алуа Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги».

Результативность гимназистов среднего звена в олимпиаде Уральского Федерального округа по основам наук за три года возросла в 4,5 раза. В 2007 году в третьем Международном туре (г. Прага) Олимпиады Уральского Федерального округа по основам наук Куликовой Александрой получена серебряная медаль по английскому языку. Призеров городской научноисследовательской конференции для обучающихся «Старт в науку» за три года - 12, в окружной научноисследовательской конференции для обучающихся и студентов - 5.

Гимназия г. Лабытнанги в работе с талантливыми и одаренными детьми является:

• официальным представителем Межрегиональной детской научной творческой организации (ДНТО) «Интеллект будущего»,

• официальным представителем Центра технологии тестирования «Кенгуру плюс»,

• официальным региональным Центром Довузовской подготовки Санкт-Петербургского государственного технического университета (ИНЖЕКОН),

• региональным представителем Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я -исследователь».

За три последних учебных года 7 выпускников были награждены серебряной и 2 -золотой медалью.

Поступление в вузы выпускников Гимназии г. Лабытнанги за три последних года в среднем составляет 92 - 94%. За пять лет 38% выпускников Гимназии поступили в технические вузы, 42 % - гуманитарные, 10% - связали свою профессию с естественными науками.

Нормативно-правовая база локального уровня Для обеспечения процессов развития в Гимназии приняты локальные акты, в частности:

Положение о научно-методической работе Гимназии г.Лабытнанги раскрывает сущность данной работы в Гимназии, основные направления научно-методической работы, организацию научнометодической работы и распределение научнометодических часов, а также - контроль за научнометодической работой.

Положение об учителе - инноваторе в Гимназии г. Лабытнанги состоит из общих положений, характеризующих деятельность педагога-инноватора, раскрывает основное содержание деятельности учителя-инноватора, определяет круг знаний учителя, его права и обязанности, формы отчетности, а также предусматривает стимулирование работы учителя-инноватора.

Положение о наставничестве в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназии г. Лабытнанги состоит из общих положений, прав и обязанностей наставника.

Положение о творческих группах учителей в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназии г. Лабытнанги состоит из общих положений, раскрывает функции творческих групп учителей; их права, форму отчетности, предлагает возможный алгоритм их работы.

Положение о работе обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия г. Лабытнанги над индивидуальными исследовательскими темами (ИИТ) определяет базу исследований, цель и задачи исследовательской деятельности учащихся, организацию работы обучающихся над ИИТ и др.

В качестве примера приведем положение об учителе-инноваторе, без которого, с нашей точки зрения, невозможен процесс развития ни одного образовательного учреждения.

Положение

об учителе-инноваторе в Гимназии г. Лабытнанги

1. Общие положения

1.1 Инновация в Гимназии г Лабытнанги - целенаправленный, предварительно подготовленный, по возможности - строго контролируемый им управляемый процесс изменений в гимназической практике (с возможным проведением исследовательской и экспериментальной работы) с обязательной фиксацией:

- стартовых условий;

- гипотезы и ожидаемых результатов;

- экспериментальных факторов, т.е. тех изменений, которые преднамеренно вносятся инноватором;

- условий проведения инновации;

- реальных результатов.

1.2 Введение в гимназии статуса «учителя-инноватора» имеет следующие цели:

- способствовать росту профессионального мастерства педагогов;

- способствовать повышению авторитета в глазах коллег, обучающихся, родителей;

- совершенствование содержание гимназического образования.

2. Основное содержание деятельности учителя-инноватора

2.1. Проводит на высоком уровне обучение учащихся по своему предмету в соответствии с утвержденным в Гимназии направлением инновационной работы.

2.2. Осуществляя обучение по инновационной программе или технологии, добивается глубоких и прочных знаний учащихся, формирует у них общеучебных умения и навыки, интерес и потребность в самообразовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Вопросы права в образовании

2.3. В процессе инновационной работы при необходимости, вносить коррективы в учебную программу, технологию обучения, режим работы учащихся, о чем ставит в известность администрацию Гимназии г. Лабытнанги.

2.4. Анализирует успешность обучения учащихся совместно с зав. кафедрой, руководителем МО, зам. директора по научно-методической или учебно-воспитательной работе (т.е. отслеживает проводимый инновационный процесс в соответствии с планом инновационной работы). Гарантирует объективность анализа (результаты контрольных срезов не должно расходиться с оценками учителя).

2.5 Проводя обучение по инновационному направлению или программе, обеспечивает достижение государственных образовательных стандартов.

2.6 Ведет школу передового опыта, дает открытие уроки и внеклассные мероприятия по предмету для учителей Гимназии г.Лабытнанги, города реализуя тем самым распространенные нововведения.

2.7 Занимается накоплением в учебном кабинете и созданием новых наглядных и методических пособий, справочно-информационных материалов для обеспечения инновационной работы (программ, технологии).

2.8 Повышает свою квалификацию, занимаясь самообразованием, посещая лекции и консультации по повышению профессионального мастерства, по педагогике и психологии, планированию и организации инновационной работы. Принимает активное участие в повышении квалификации учителей Гимназии г.Лабытнанги.

2.9 Участие в научно-методической деятельности Гимназии г Лабытнанги:

- по проведению поисково-исследовательской работы по предмету;

- по разработке критериев оценки ожидаемых результатов инноваций;

- по разработке, изучению и утверждению авторских программ, учебников, методических пособий, научноисследовательских проектов;

- по заслушиванию отчетов и оценке результатов инновационной работы коллег по кафедре;

- по составлению плана работы МО (кафедры) на следующий учебный год);

- по совместному анализу и обобщению результатов работы по инновационному направлению за год;

- по формированию учебного плана Гимназии г.Лабытнаги;

- по технологизации образовательного процесса в Гимназии г.Лабытнанги.

3. Учитель-инноватор должен знать:

- законы, положения, инструкции, приказы и другие нормативные документы, издаваемые МО РФ, департаментом образования ЯНАО, директором гимназии, регламентирующие деятельность Гимназии в современных условиях;

- последние достижения психолого-педагогической науки и практики по вопросам воспитания и обучения гимназистов, методики преподавания, теории и практики инновационной работы;

- современное состояние и достижения науки, с которой связан преподаваемый предмет, область педагогической деятельности.

4. Права и обязанности учителя-инноватора 4.1 Учитель-инноватор обязан:

- представить программу инновационной работы, методику и технологию проведения работы (исследовательской или экспериментальной);

- участвовать в подготовке программ (если инновация носит коллективный характер) и предоставлять на рас-

смотрение экспертной комиссии методику и план проведения инновационной работы на год или более;

- следовать программе инновационной работы и изменять ее по необходимости, в соответствии с положением.

4.2 Учитель-инноватор имеет право:

- обращаться к администрации с просьбой по оказанию необходимой помощи в проведении инновационной работы;

- творческую неделю к отпуску (по 2 творческих дня в каникулы);

- пользоваться преимуществом при направлении в творческие командировки по обмену опытом или на стажировке;

- изменять по необходимости план, технологию и методику работы, согласовав с органами, контролирующими инновационный процесс;

- обращаться к администрации гимназии с апелляцией в случае нарушения данного положения и апеллировать к вышестоящим органам в случае невыполнение их администрацией.

5. Варианты отчетности учителя-инноватора

5.1 Творческий отчет педагогической деятельности за учебный год:

- система открытых и показательных уроков, воспитатель-

ных мероприятий и т.п. с последующим самоанализом;

- обобщение своего опыта (выступление на педсовете, методсовете...);

- подготовка и оформление методических материалов, программ, проектов;

- общественный смотр знаний с приглашением родителей, педагогов;

- организация общественной экзаменационной комиссии при проведении переводных выпускных экзаменов.

5.2 Защита инновационной разработки:

- изложение идей педагогической инновации, и их практическое воплощение на практике;

- анализ хода и результатов инновационной работы;

- общение и пропаганда результатов инновации

- проведение ряда показательных уроков или воспитательных мероприятий, связанных с проводимой инновационной работой.

5.3 Письменный самоанализ педагогической деятельности за учебный год по следующим позициям;

- анализ ЗУН учащихся (за четверть, полугодие, год, анализ четвертных, полугодовых и годовых контрольных работ, выпускных и переводных экзаменов, анализ выполнении учебных планов и программ);

- анализ уровня воспитанности учащихся;

- анализ посещаемости учебных занятий;

- анализ работы с родителями;

- анализ состояния качества преподавания.

6. Стимулирование работы учителя-инноватора может осуществляться с учетом набора следующих возможных стимулов:

- отгулы во время каникул;

- премирование по результатам работы;

- поддержка со стороны администрации;

- возможность дополнительного повышения квалификации, прохождение стажировок;

- обеспечение профессионально значимой литературой;

- удобное расписание, представление, по возможности, дополнительных методических дней;

- новое оборудование и мебель для кабинета или мастерской;

- проведение конкурсов педагогического мастерства, участие в смотрах и фестивалях методических идей.

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.