Научная статья на тему 'Инновации сегодня — стандарт завтра'

Инновации сегодня — стандарт завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ ОС "ШКОЛА 2100" / ПОДПРОГРАММЫ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННООБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабий Елена Анатольевна

В статье описываются инновационные процессы, которые реализует школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабий Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации сегодня — стандарт завтра»

В статье описываются инновационные процессы, которые реализует школа.

Бабий Елена Анатольевна

МОУСОШ №8 Заместитель директора по НМР Лабытнанги ЯНАО [email protected]

ИННОВАЦИИ СЕГОДНЯ - СТАНДАРТ ЗАВТРА

Какие инновационные процессы способствуют развитию школы?

Ключевые слова: модернизация образования, инновационные процессы, инновационный модуль, экспериментальная деятельность, качество образовательного процесса, целевая программа инновационного развития, программы ОС «Школа 2100», подпрограммы, гражданско-патриотическое воспитание, информатизация образовательного процесса, интеграция основного и дополнительного образования, новые формы государственнообщественного упра вления.

В соответствии с инновационным модулем наша школа реализует: эксперимент по «Совершенствованию структуры и содержания общего образования на ступени основного общего образования», внедряет программы Образовательной системы «Школа 2100» на 1, 2, ступенях обучения, создаёт условия повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся школы, ищет пути интеграции основного и дополнительного образования, апробирует новые формы государственно-общественного управления, внедряет информационно-коммуникационные технологии,

Развитие инновационных процессов в школе становится настоятельной необходимостью, важным фактором обеспечения конкурентоспособности.

Профессиональный уровень педагогов школы, наличие инновационных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве школы, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития образовательного учреждения и свидетельствуют о том, что школа претерпевает постоянные изменения, т.е. модернизируется.

В условиях модернизации образования современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная и экспериментальная деятельность.

В соответствии с инновационным модулем наша школа реализует: эксперимент по «Совершенствованию структуры и содержания общего образования на ступени основного общего образования», внедряет программы Образовательной системы «Школа 2100» на 1, 2, ступенях обучения, создаёт условия повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся школы, ищет пути интеграции основного и дополнительного образования, апробирует новые формы государственно-

общественного управления, внедряет информационнокоммуникационные технологии.

С 2001 года по 2008 г. школа являлась участником эксперимента МО РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования, с 2008 года школе присвоен статус городской экспериментальной площадки реализации завершающего этапа эксперимента.

В рамках экспериментальной деятельности по теме «Совершенствование структуры и содержания общего образования» проделана следующая работа:

• разработана и реализуется Программа экспериментальной деятельности;

• апробируется учебный план для 5-9 классов, разработанный на основе экспериментального базисного учебного плана;

• реализуется УМ К Образовательной системы «Школа 2100»;

• обеспечено психолого-педагогическое сопровождение эксперимента;

• реализуются технологии проблемно-диалогиче-ского обучения, формирования типа правильной читательской деятельности, работы в малых группах;

• реализуются технологии проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий;

• проводится мониторинг учебных достижений, физического развития, состояния здоровья обучающихся экспериментального класса;

• проводится информационная и разъяснительная работа с родителям, анкетирование родителей;

• подводятся итоги эксперимента, и обобщается опыт работы;

• обеспечено участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

• обеспечено участие учителей в семинарах, на-учно-практических конференциях;

• обеспечена 100% курсовая подготовка учителей, работающих в экспериментальном классе.

Анализ результатов эксперимента показывает, что экспериментальный базисный учебный план, содержащий «ученический компонент», обновление содержания образования через реализацию программ Образовательной системы «Школа 2100»; применение личностно-ориентированных технологий обучения -проблемно-диалогического обучения, формирования типа правильной читательской деятельности, работы в малых группах способствуют повышению качества образования.

В качестве положительного результата эксперимента необходимо отметить высокий уровень усвоения образовательных программ по предметам литература, русский язык, алгебра и геометрия, информатика, английский язык, биология, география, история в целом по классу, а также рост уровня общей физической подготовленности у 71,3% обучающихся экспериментального класса.

Одним из направлений инновационной деятельности школы является реализация программ Образовательной системы «Школа 2100» на 1, 2, ступенях обучения через совершенствование содержания и технологий образования, создание собственных предметных и межпредметных вариантов реализации образовательных технологий

В рамках инновационной деятельности:

• разработан и апробируется учебный план в соответствии с требованиями Образовательной системы «Школа 2100»;

• апробируется УМК пор математике для 1-4 классов (авт, Т. Е. Демидовой, С. А.Козловой и

др.);

• апробируются программы и учебники для основной школы (биология, химия);

• в учебном процессе реализуются единые образовательные технологии с учётом специфики возраста и предметной области (проблемно-диа-логического обучения, формирование типа правильной читательской деятельности, работа в малых группах, проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий);

• проводится мониторинг учебных достижений, развития (интеллектуального, личностного, социального) обучающихся по программам Образовательной системы «Школа 2100»;

• обеспечена курсовая подготовка учителей, работающих по программам Образовательной системы «Школа 2100» (ознакомительные курсы, предметные, углублённые);

• ежегодное участие в конференциях Образовательной системы «Школа 2100» (г. Москва);

• в 2005 году школа получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и по своему статусу является экспериментальной площадкой Российской академии образования.

• в марте 2004 года межрегиональной общественной организацией содействия развитию образовательной программы «Школа 2100» школе присвоен статус «Школа - методический центр» по Образовательной системе «Школа 2100». Анализ успеваемости в классах, обучающихся по программам ОС «Школа 2100», показывает, что общая успеваемость составляет 100%, оставленных на повторный курс нет, неуспевающих нет. Качественная успеваемость по итогам года составляет от 30 до 65% в разных классах. Анализируя качественную успеваемость по предметам, необходимо отметить высокую качественную успеваемость по русскому языку, литературе, английскому языку, риторике, истории, обще-ствознанию, географии, физике, естествознанию, биологии, информатике (от 60 до 100%).

Основным направлением инновационной деятельности школы является военно-патриотическое воспитание обучающихся, так как школа является опорной по гражданско-патриотическому воспитанию.

В рамках инновационной деятельности, согласно задачам Целевой программы инновационного развития МОУ СОШ №8 на 2006-2010 годы:

^ разработана подпрограмма «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ СОШ №8 на 2006 -2010 годы»

Главными целями подпрограммы являются создание системы патриотического воспитания обучающихся и повышение воспитательного потенциала школы как основы духовно-патриотического формирования личности.

^ разработано Положение о специализированных (кадетских) классах 2-й ступени основного общего образования и 3-й ступени среднего (полного) образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8»;

^ разработано Положение о прокадетском 1 классе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №8» г.Лабытнанги;

^ разработан учебный план специализированных (кадетских) классов;

^ разработан план дополнительного образования специализированных (кадетских) классов;

^ организован учебно-воспитательный процесс обучающихся специализированных (кадетских) классов на 1, 2, 3 ступенях образования, Впервые в 2009

году открыт прокадетский класс на 1 ступени обучения,

^ проводится мониторинг учебных достижений обучающихся кадетских классов;

^ открыт музей Боевой славы, музей славянской культуры.

^ проведён городской семинар по теме «Роль музея в патриотическом воспитании школьников»

Традиционными стали церемонии посвящения в кадеты, присвоения кадетских званий, принятие в школьную общественную организацию «Росток», смотр-конкурс песни и строя, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий, экскурсии в музеи школы, участие в городских и окружных мероприятиях «Во славу Отечества», «Патриот».

С 2003 года школа получила статус опорного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Лабытнанги по военно-патриотическому воспитанию. Школа в масштабе города осуществляет организационно-методическое взаимодействие образовательных учреждений, участвует в подготовке городских военно-патриотических мероприятий.

Создание условий для информатизации образовательного процесса осуществляется в соответствии с программой мероприятий, указанных в подпрограмме «Информатизация образовательного учреждения МОУ СОШ №8» Целевой программы инновационного развития,

Активно внедряются ИКТ-технологии в учебный и воспитательный процесс. Информатика как учебный предмет изучается со 2 класса по 11 класс. При проведении уроков, элективных курсов, индивидуальных занятий, педагоги используют собственные презентации и диски с обучающими программами. Учителя создают дидактические и методические материалы с применением компьютера.

С целью создания условий для оптимизации деятельности педагогов через использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), за счёт средств гранта Президента в сентябре 2007г. был открыт информационно-мето-дический кабинет.

Функционирование информационно-методическо-го кабинета осуществляется по плану и способствует совершенствованию информационной культуры педагогов,

Большое развитие за последние два года получило дистанционное образование (дистанционные олимпиады, дистанционная курсовая подготовка педагогических работников).

Результатом участия педагогов и обучающихся в дистанционном образовании стало Свидетельство о присвоении школе звания Лауреата Российского заочного конкурса «Познание и творчество» Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» и Сертификат участника в деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос».

В 2007-2008 учебном году в рамках постоянно действующего семинара были проведены компьютерные практикумы по вопросам использования ПК в образовательном процессе, разработаны и проведены открытые уроки с применением информационных технологий. Разработки уроков учителей вошли в сборник разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.

На протяжении всего учебного года продолжалась работа по наполнению базы данных информационными ресурсами, расположенной на файловом сервере, к которой имеют доступ ПК, подключенные к ЛВС.

В школе широко используется компьютерная техника в управлении УВП. Формирование, обмен и хранение информации происходит на сервере школы и других электронных носителях. Работает внутренний чат администрации школы. Основными формами координации деятельности административных сотрудников являются: административное совещание, интерактивное взаимодействие с использованием возможностей локальной сети школы и электронной почты.

Ученики широко используют электронные презентации на уроках, экзаменах, научно-практических конференциях. Обучающиеся умеют осуществлять поиск информации в Интернет для своих рефератов, докладов.

Создан сайт школы:

Информацию о школе можно найти по ссылкам главного меню: нормативные документы, символика, страничка директора, расписание уроков, для учителя, для родителей, кадетское движение, наши музеи.

Функционирование сайта позволяет предоставлять полную, адресную и оперативную информацию о школе любому пользователю Интернет.

С 2008 - 2009 учебного года школа апробирует новую форму общественного участия в управлении школой - Управляющий совет. Согласно Уставу школы и Положению об Управляющем совете, принятом на Общем собрании трудового коллектива (протокол №1 от 09 сентября 2008 года) в состав Управляющего совета входят родители, работники школы, обучающиеся, прошедшие процедуру выборов, и кооптированные члены от Городской думы, Управления образования, Попечительского совета школы и Совета старшеклассников,

В нашей школе сложилась система работы, в которой чётко взаимодействуют учебная деятельность, воспитательная работа и дополнительное образование и всё направлено на решение главных задач воспитания, определённых в Концепции модернизации образования.

Каждым мероприятием, которое мы проводим с учащимися, мы стремимся воспитать молодое поколение не просто личностью, способной уберечь своё здоровье и отстоять свои права, а человека, которому небезразличны интересы страны и народа.

Наш музей боевой славы стала центром воен-но- патриотического воспитания школьников. Здесь проходят встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Афганской войны и участниками чеченских событий, ветеранами труда, старожилами нашего города и округа.

На ежегодных научно-практических конференциях, которые проходят в рамках экологической акции, ребята выступают по проблемам школы, города и округа и предлагают пути их решения.

Традиционной акцией стала и посадка деревьев в аллеях выпускников и первоклассников.

Наши традиционные праздники, посвящённые дню рождения школы, окончанию учебного года, спортивные праздники, на которых мы награждаем учащихся и учителей, чествуем: «Лучший класс», «Лучший пятёрочник или Лучшая пятёрочница», «Учитель года» и «Ученик года, «Лучший спортсмен года» и «Лучшая спортсменка года» - все они направлены на формирование гражданской активности и патриотизма.

Мы проводим большую работу по воспитанию гражданской позиции, самосознания школьников на культурных традициях истории нашего города и округа. Музей истории школы открыт к 10 летнему юбилею школы и способствует воспитанию гражданского самосознания, воспитывает чувство любви к своей школе, её традициям и наследию. В 2005 году открыт музей сла вя некой кул ьтуры.

Все музеи открыты на средства благотворителей.

Формируя у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, необходимо включать ребёнка в деятельность, и в деятельности научить его извлекать знания. В решении этих задач важное место занимает дополнительное образование, ибо у него особенная образовательная методика, у него особенная технология, прежде всего оно практико - ориентировано. Статус нашей школы в отдаленном от центра микрорайоне города обязывает школу предоставлять образовательные услуги, удовлетворяющие индивидуальные познавательные потребности, склонности и интересы учащихся.

В нашей школе с 1996 года работает Центр дополнительного образования, открытые на его базе секции, кружки, студии способствуют развитию обучающихся и помогают решить вопрос занятости подростков во внеучебное время.

За годы существования Центра более 500 учащихся стали лауреатами и призёрами конкурсов городского, окружного и Всероссийского уровней.

Особых успехов добилась театральная студия «Ровесник», которая дважды была лауреатом Всероссийских конкурсов театрального мастерства. Воспитанники Клуба мотокросса принимали участие в соревнованиях окружного и Всероссийского уровней и показали достаточно высокие результаты.

В центре дополнительного образования школьники могут выбрать по своим интересам и склонностям кружок, студию, секцию, клуб по пяти направлениям: художественно-эстетическому, техническому, спортивному, экологическому, декоративно-прикладному. В сентябре 2008 года открыта секция туризма, в сен-

тябре 2008 года планируется расширить спектр дополнительных услуг такими направлениями, как информационные технологии, дизайн, журналистика

Хороший уровень воспитанности и культуры наших учащихся отмечают гости школы, организаторы городских, окружных, о чём свидетельствуют благодарственные письма в адрес школы от Управления образования, Администрации города.

Развитие инновационных процессов в школе становится настоятельной необходимостью, важным фактором обеспечения конкурентоспособности.

Литература

1. Гаврилина Г.С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №3.

2. Голоднова Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.

3. Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.

4. Ермакова С. Д. Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - № 1.

5. Есенкова Т.Ф., Зарубина В.В., Данилов С.В. Инновацион-ная деятельность образовательных учреждений, участников областной Программы развития инновационных процессов как ресурс развития системы образования Ульяновской области // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2.

Представлена оригинальная педагогическая технология модульного обучения, которая обладает наряду с повышением эффективности обучения, сохранения здоровья учащихся, развивающим эффектом. Внедрение данной технологии в процесс обучения активизирует учебную мотивацию у учащихся, познавательную активность, творческую деятельность, сохраняет психологическое здоровье учащихся, реализуя принцип природосообразности, актуальный для ноосферного образования.

Куницкая Светлана Владимировна

учитель экологии и биологии высшей категории МОУлицей №3 г. Екатеринбург

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Можно ли уменьшить выраженность отрицательного действия на состояние здоровья и успешность обучения учащихся с помощью технологии модульного обучения?

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии обучения; иммуностимулирующие методы; точечный массаж по А.А. Уманской, показатели диагностики самомассажа; стрессоустойчивость учащихся; уровень стресса учащихся; стресс-факторы.

Характерной особенностью современного образования выступает его модернизация. Процесс образования становится все более энергозатратным. При дефиците времени учащимся приходится прилагать значительные усилия для выполнения требований Государственного образовательного стандарта. Отбор содержания, организация и реализация образования осуществляются в основном без учета индивидуальных характеристик субъектов, участвующих в образовании. В частности, недостаточно учитывается типология временной организации протекающих в организме учащихся физиологических и психических процессов.

Для решения обсуждаемой проблемы необходимо опираться на резервы образования в сферах здоро-вьесбережения и повышения уровня компетентности в сфере личностного самосовершенствования (по А.В. Хуторскому) выпускников учреждений системы образования. К таким резервам, в частности, относится технологический подход к организации и реализации образования, а именно реализация технологии модульного обучения школе.

Применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склон-

1 Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-06-004483а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ноетей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, составляет главный резерв педагогического, валеологического воздействия на учащихся и соответствует современной концепции личностно ориентированного образования,

Традиционная классно-урочная система организации процессов обучения и воспитания подрастающего поколения не способна в полной мере удовлетворить запросы современного российского общества в здоровых и высоко образованных субъектах. По мнению М.Н. Скаткина, эта система нивелирует способности учащихся, «стрижет всех под одну гребенку», культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условия для формирования творческих способностей [7]. Она создает в организме субъектов образовательного процесса постоянную информационную перегрузку, состояние хронического психического стресса. Стрессогенными воздействиями являются: насыщенный информационный поток, дефицит времени, отведенного для работы головного мозга, высокая мотивация, сложность решения задач [2]. При этом возникает решающий фактор реализации психического стресса - отрицательная эмоция, запускающая неблагоприятные функциональные сдвиги в организме. В связи с этим назрела необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий, повышающих потребность учащихся в образовании, уровень их образованности. В рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.