Научная статья на тему 'Формирование метапредметных результатов обучения посредством ситуационных задач на уроках химии'

Формирование метапредметных результатов обучения посредством ситуационных задач на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ХИМИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова О. Б., Хасанова Н. З.

Формирование универсальных учебных действий метапредметные результаты освоения образовательных программ. Ситуационные задания на уроках химии эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений, учащихся используются для усовершенствования навыков и приобретения опыта при выявлении, отборе и решении проблем; а также при работе с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных результатов обучения посредством ситуационных задач на уроках химии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

5. Создание аудио повествований посредством звуковых редакторов для анализа звуковых произведений и другой работы по аудированию, а также дальнейшей интеграции звука в другие приложения и проектные работы.

6. Создание валидных и репрезентативных тестовых заданий, обеспечивающих контроль результатов обучения. При подготовке теста необходимо учитывать разнообразные формы предъявления ответов: открытого типа с дополнением или свободным ответом, закрытого типа с выбором одного и нескольких ответов, с градуированными ответами, ответами на установление соответствия и правильной последовательности.

7. Использование элементов геймификации, придающих заданиям привлекательность за счет внедрения игровых техник и методик, а, соответственно, быстрый отклик на их выполнение у обучающихся.

8. Использование авторских материалов в содержании учебных заданий. Прямое копирование и вставка учебного контента других авторов без соответствующей на них ссылки является недопустимым фактом.

Исходя из выше написанного можно сделать вывод, что учебные задания, размещаемые в системе дистанционного обучения, требуют особого подхода к их созданию. При этом, правила создания учебного материала, разработка текстового содержания и нетекстовых объектов к занятиям опираются, с одной стороны, на особенности используемой электронно-образовательной дистанционной среды, т.е. функциональные возможности системы дистанционного обучения, а с другой, на образовательный процесс и его участников, обеспечивая, таким образом, формирование положительной мотивацию у студентов к освоению содержания курса, реализации целей обучения по дисциплине и повышению качества результатов обучения.

Список использованной литературы:

1. Агапонов С.В. Средство дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Авторы: Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосова Е.С., Юрков А.В. / Под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336с.: ил.. С.17-53.

2. Каневская Р. 3 базовых принципа, которые делают абсолютно любой контент захватывающим // Электронный доступ: https://blog.pressfeed.ru/content-skvortsov/

3. Пучкова Е.С. Возможности использования системы дистанционного обучения Moodle в работе преподавателя педагогического университета // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы / Материалы III Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, Интерактив плюс», 2015. С. 105-108.

4. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А. С. Воронин. 2006.

© Пучкова Е С., 2016

УДК 372.854

О.Б. Пяткова, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ

Н.З. Хасанова учитель химии МБОУ «СОШ №1» г. Коркино, Челябинская область, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

Формирование универсальных учебных действий - метапредметные результаты освоения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

образовательных программ. Ситуационные задания на уроках химии - эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений, учащихся используются для усовершенствования навыков и приобретения опыта при выявлении, отборе и решении проблем; а также при работе с информацией.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия, ситуационные задачи, химия, метапредметные результаты.

Одной из важных задач системы образования является формирование универсальных учебных действий как метапредметных результатов освоения образовательных программ. Универсальные учебные действия не только способствуют овладению учащимися определенных знаний и умений, но и предопределяют способность личности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного обретения социального опыта, который приобретается в процессе решения проблем на практике, «позволяющих формировать личность творческую, ответственную, устойчивую к стрессам, способную принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях» [1 с.193].

Усилению деятельностной основы и практико-ориентированной направленности предмета «Химия» способствуют повышение интереса, развитие любознательности, формирование творческого и креативного отношения к процессу познания, овладение основами важнейших химических знаний и методов работы с веществами и лабораторным оборудованием, а также развитие интеллекта и повышение уровня химической подготовленности. Все это создает предпосылки к полноценному использованию возможностей учебного предмета в сфере экономики, культуры, быта, защиты окружающей среды, для обеспечения безопасности жизнедеятельности современного человека.

Среди эффективных средств формирования метапредметных и личностных достижений, учащихся особое место занимают ситуационные задания. Именно они позволяют формировать у ребенка умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезу, формулировать проблему и самостоятельно определять пути ее решения [2 с.213]. Перед педагогом должна быть поставлена задача научиться создавать учебные ситуации, являющиеся особыми структурными единицами учебной деятельности, а также умение переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Для создания такой ситуационной задачи необходимо брать актуальные темы, которые привлекают внимание учащихся, вызывают неподдельный интерес учащихся. В формировании метапредметных результатов, в частности, универсальных учебных действий, учащихся через использование в учебном процессе ситуационных задач по химии Н.В. Жулькова [3] предлагает следующие конкретные условия:

• использование ситуационных задач на всех этапах урока химии;

• вовлечение учащихся в процесс составления ситуационных задач, в том числе в рамках альтернативного домашнего задания;

• изучение учащимися курса по выбору «Решение ситуационных задач по химии». В рамках данного курса учащиеся решают и составляют ситуационные задачи не по темам школьного курса химии, а по темам бытовой направленности.

В работе над созданием ситуационной задачи необходим следующий порядок действий:

1. Сбор данных о тех веществах и процессах, рассматриваемых в задаче, с использованием различных источников информации, включая Интернет-ресурс. На данном этапе у учащихся формируется базовая информационная компетентность;

2. Сопоставление искомой информации со знаниями, полученными в процессе обучения по предметам естественно-математического цикла. На этом этапе формируется умение применять знания в нестандартной ситуации;

3. Выдвижение гипотез, предположение о возможных путях решения проблемы;

4. Опытная проверка принятых гипотез в результате коллективного обсуждения;

5. Обобщение результатов, формирование обоснованных выводов, аргументированного ответа на вопрос задачи.

Для усовершенствования навыков и приобретения опыта при выявлении, отборе и решении проблем; а также при работе с информацией чаще всего используются конкретные ситуационные задачи. Учебные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

ситуации специально разрабатываются на основе готового материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Хорошо составленная ситуационная задача должна вызывать чувство сопереживания с главными действующими лицами. Необходимо, чтобы в задаче была отражена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций: сочувствие, удивление, радость, гнев. В текст ситуационной задачи можно включить цитаты из различных источников для создания полноценной, реалистичной картины. Познавательная деятельность учащихся будет успешной тогда, когда педагог будет регулярно включать ситуационные задачи в учебную деятельность. Использование ситуационных задач на уроках способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, но позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу [4]. Например, тема «Металлы», в частности тема «Алюминий» в 9 классе рассматривается на уроках «Алюминий, строение, физические и химические свойства» и «Соединения алюминия». На первом уроке учитель, применяя метод сторителлинга, создает проблемную ситуацию «Кому не жаль электронов?»: однажды два приятеля -Алюминий и Калий - поздно возвращались домой. И вдруг на них напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче расстается со своим кошельком? Объясните почему? Запишите уравнения реакций взаимодействия калия и алюминия с хлором».

На втором уроке педагог дает научно-популярную подсказку «Алюминий - самый распространенный металл на Земле (на его долю приходится более 8% земной коры), а в технике он стал применяться сравнительно недавно (на Парижской выставке 1855 г. алюминий демонстрировался как самый редкий металл, который стоил в 10 раз дороже золота). Почему алюминий был дороже всех металлов, а после 1895 г стал металлом бедняков?». Замотивировав учащихся проблемной ситуацией, учитель ставит вопросы: 1.Составьте химические формулы соединений алюминия: глинозема и криолита. 2. Запишите уравнение реакции электролиза глинозема, отметив условия проведения процесса. 3. Рассчитайте массу алюминия, полученного из 20,4 кг оксида алюминия. Выполняя данные задания, «учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат» [5], учатся работать с информацией, сопоставлять различные точки зрения, аргументировать свои позиции, уважать мнения других.

Таким образом, использование ситуационных задач на уроках химии является эффективным средством формирования универсальных учебных действий, а также повышения познавательного интереса учащихся, которые «приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни» [6, с. 94].

Список использованной литературы:

1. Хафизова Н.Ю. Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 8-2. - С.192-195.

2. Клишина О.Н. Технология создания мини-проектов на уроках экологии/ О.Н. Клишина // сборник: Актуальные вопросы современного естествознания Южного Урала. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» Ботанический сад Челябинское отделение Русского ботанического общества. - 2014.- С. 213-215.

3. Жулькова Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся: диссертация ... кандидата педагогических наук /Н.В. Жулькова// [Место защиты: Московский педагогический государственный университет]. - Москва, 2014. - 177 С.

4. Бегашева И.С. Кириллова Е.Г., Крапивина Е.С. К вопросу о роли национальных, региональных и этнокультурных особенностей в формировании универсальных учебных действий учащихся/ И.С. Бегашева Е.Г. Кириллова Е.С. Крапивина // Инновационная наука. - 2016. -№ 8-2,-С.111-113.

5. Коликова Е.Г. Приемы формирования технологического мышления учащихся на уроках технологи /Е.Г. Коликова// Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты - Пермь - 2016. - № 8- С.55-58

6. Шайкина В.Н. Информационно-мотивационное сопровождение учащихся на уроках математики с позиции их профессионального самоопределения /В.Н. Шайкина, Л.К. Гусева// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 93-97.

© Пяткова О.Б., Н.З. Хасанова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.