_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 372.864
Е.Г. Коликова
старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск Россия
РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ И СВЯЗЕЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация
В данной статье рассматриваются положения проекта концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология», обеспечивающие прикладной характер общего образования посредством синтеза естественно-научных, технологических и гуманитарных знаний.
Ключевые слова
Концепция, технология, межпредметные связи, метапредметные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, предметным и метапредметным. Особое значение имеют метапредметные результаты, которые включают в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Возникает проблема использования межпредметных понятий и связей в условиях предметного содержания образования, которая заключается в оторванности предметных знаний и разобщённости учебных предметов в системе обучения. В профессиональном стандарте педагога в рамках общепедагогической деятельности прописаны следующие трудовые действия: осуществление профессиональной деятельности в соответствии требований стандартов общего образования. Таким образом, всё выше изложенное позволяет констатировать, что учитель должен осуществлять связь между предметами.
В проекте концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» рассматриваются возможности достижения метапредметных результатов, а также их применения в учебной, познавательной и социальной практике.
Технология в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно- практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно- научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прикладную направленность общего образования. «Формирование устойчивого интереса к изучению предметов школьного курса базируется на глубоком понимании их высокого значения для будущей профессии и жизни в обществе, таким образом, демонстрируя взаимосвязь предметов, их прикладное значение, учитель развивает положительную мотивацию к учебной деятельности» [4, с. 149]. Деятельность начинается с осознания границ своего знания, мотивирующего на постановку конкретных целей, которые в свою очередь требуют освоения новых действий, сопровождаемое пооперационным контролем, а завершающим этапом является оценка результата и процесса его достижения [3, с.48].
Рассмотрим это на примерах взаимосвязи с содержанием учебных предметов: математики, информатики, литературы и истории.
В рамках учебного предмета «Технология» осуществляется взаимосвязь с математикой через решение прикладных учебных задач, например, при разработке конструкции будущего изделия. Построение конструктивной основы изделия невозможно без знаний математики, так как здесь важно умение учащихся пользоваться формулами, выполнять вычисления, откладывать отрезки нужной длины, строить углы. В процессе разработки конструкции изделия и его изготовления у обучающихся развивается пространственное
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
мышление, которое повышает эффективность при изучении таких разделов математики, как геометрия и стереометрия.
Взаимосвязь математики и технологии прослеживается не только во взаимодополняемости с геометрией, но также и с черчением, где школьники обучаются выполнению чертежей, что является задачей подготовки учащихся к практической деятельности, их поступлению и дальнейшему обучению в учебных заведениях технической направленности. При этом геометрия является теоретической основой для черчения, а навыки построения, получаемые на уроках черчения, используются для построения геометрических фигур.
Рассмотрим взаимосвязь технологии и информатики. Наше время - это век высоких технологий, в котором человек и техника находятся в постоянном и тесном взаимодействии. Без техники совершенно невозможно представить себе современную промышленость, разнообразные устройства, машины и запчасти продолжают производиться и совершенствоваться [1, с.107]. Информационные технологии находят своё применение в различных аспектах технологической подготовки, например, использование программ проектирования, которые позволяют выполнять плоскостное и объёмное моделирование, оформлять конструкторскую документацию, это такие программы, как САПР, Компас, RedCafe. Для работы на станках с числовым программным управлением, а так же при освоении технологии послойного прототипирования необходимы специальные компьютерные программы.
Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» предлагает введение вариативных модулей технологической подготовки, которые предполагают интегративное изучение содержание учебного материала математики, физики, информатики: «Легоконструирование», «Основы робототехники», «Умные» системы и «умные» производства», «Технология 3D печати», «Основы инженерного конструирования», «Проектирование техники», «Технологии WEB-дизайна», «Технология 3D-моделирования».
Эти модули создают условия, обеспечивающие разнообразие образовательных услуг для личностного развития обучающихся, их профессионального самоопределения и успешной самореализации в сферах научно- технической, естественно- научной и технологической деятельности, что напрямую связано с реализацией региональной концепции развития естественно- математического и технологического образования Челябинской области. Наша область заинтересована в высококвалифицированных специалистах, которые должны обладать знаниями в области товароведения, материаловедения, физики, химии, геометрии, математики и одновременно обладать творческим подходом к делу.
В концепции особое внимание уделяется учебно-исследовательской и проектной деятельности и реализации межпредметных проектов. Одна из целей учителя - добиться эффективности, результативности и качества. Обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления [2, с.194].
В качестве примера рассмотрим межпредметный творческий проект по технологии «Образ незнакомки в творчестве А. Блока». В рамках данного проекта учащиеся изучают историю одежды, разрабатывают конструкцию, выбирают материалы, соответствующие образу, изготавливают костюм и дополняют его необходимыми аксессуарами. Данный проект позволяет достичь метапредметных и предметных результатов не только по технологии, но и по литературе, созданный костюм может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях, посвящённых творчеству Александра Блока.
С целью осуществления интеграции в содержание уроков технологии при изучении определённых технологических процессов необходимо опираться на опыт поколений, выраженный в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Например, в теме «Десерты и напитки» необходимо отметить, что кисель -это одно из распространённых блюд на Руси, его готовили в каждой семье, для того чтобы его отведать не обязательно далеко ходить, а выражение «Семь вёрст киселя хлебать»- значит сходить куда-то зря.
Социальное и личностное развитие обучающихся в предметной области «Технология» реализуется так же в процессе изучения традиций народов России, традиционных ремёсел и изделий декоративно-прикладного искусства, что обеспечивает взаимосвязь с историей. В качестве примера можно представить златоустовскую гравюру на стали и каслинское литьё, которые с XIX века известны во всем мире и являются брендом Челябинской области.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
Для изучения поэтапного развития технологий можно использовать ресурсы музея- заповедника Аркаим, археологические находки которого датируются началом II тысячелетия до н.э., среди которых оригинальные технологии строительства зданий, гончарные мастерские и металлургическое производство.
Выше перечисленные примеры позволяют констатировать, что проект концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» обеспечивает прикладной характер общего образования через интеграцию естественно - научных, технологических и гуманитарных знаний. При этом знания, полученные учащимися в результате модернизации и технологии преподавания предметной области «Технология» расширяет спектр приложения содержания учебных предметов естественно- научного, математического и технологического цикла в учебной, познавательной и социальной практике.
Список использованной литературы:
1. Бегашева И.С., Степанова Т.Н. Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в рамках урочной и неурочной деятельности по физике / И.С. Бегашева, Т.Н. Степанова // Символ науки. - 2016.-№ 6/2.- С.107- 110
2. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся / О.Б. Пяткова // Символ науки. 2016. № 6-2. С. 194-197.
3. Чипышева Л.Н. Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения квалификации педагогов/ Л.Н. Чипышева // «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». Научно-теоретический журнал. 2015. № 4(25). С. 43-51.
4. Шайкина В.Н., Формирование устойчивого интереса к изучению математики у школьников / В.Н. Шайкина, А.А. Задорин // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. Пермь, 2016.С. 149-151.
© Коликова Е.Г., 2016
УДК 37.378.1.
Кондрашов С.А., майор внутренней службы, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир
Степанов А. В., майор внутренней службы, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РФ
Аннотация
В данной статье обосновывается актуальность процесса формирования профессиональных компетенций курсантов в современных социокультурных условиях. Кроме того, дана характеристика содержания профессиональной подготовки курсантов на примере Владимирского юридического института ФСИН РФ. Особое внимание обращено к использованию потенциалов кейс - технологии в формировании профессиональных компетенций курсантов.
Ключевые слова
Профессиональное становление, профессиональные компетенции, курсант, кейс-технология.