Научная статья на тему 'Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики'

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1814
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ / СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегашева И.С., Патракова Н.Ф.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обозначены планируемые результаты освоения программы и ведущая роль в процессе обучения отводится умению работать с текстом. Применение на уроках различных стратегий обучения чтению способствует формирование метапредметных результатов, зарождению интереса к чтению, формированию информационной грамотности и культуры, способности к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой взаимосочетаются две подсистемы общей активности - внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития студента [4].

Автор статьи считает возможным определить активизацию как организованный преподавателем при помощи комплекса дидактических средств и методов целенаправленный процесс воздействия на компоненты личности студента, которые в настоящий момент наиболее эффективно усиливают его эмоциональную, волевую, интеллектуальную и иные сферы деятельности для решения задач развития, обучения, воспитания [5].

Большой вклад в разработку методов активизации обучения внесла Н.К. Крупская. Идею активизации обучения она раскрывает в сформулированных психолого-педагогических требованиях к учителю. Формирование познавательной активности, считала Н.К. Крупская, развивает интерес, самостоятельность мышления, что обеспечивает прочное овладение знаниями и находит свое выражение в их практическом применении. Кроме того, она выделила стимулы, способствующие формированию познавательной активности, такие как применение исследовательского метода в работе, наличие игровых элементов в деятельности, эмоциональность взаимоотношений педагога и учащихся, соревновательность и т.д. Список использованной литературы:

1. Мухамадеев И.Г. Современные учебно-методические пособия [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. - Уфа, 2009. - С. 140-142.

2. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - С. 93-95.

3. Мухамадеев И.Г., Зиатдинова Ф.Н. Развиваем научно-техническое мышление студентов [Текст] / И.Г.Мухамадеев, Ф.Н.Зиатдинова // Materially XI Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2015». Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 95-97.

4. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г., Туктарова Р.И. Психология реализации модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов [Текст] / Ф.Н.Зиатдинова, И.Г.Мухамадеев, Р.И.Туктарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 12. - С. 65-67.

5. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов ЭР. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. - С. 22-30.

©Ахметгалиев Ф.Н., 2017

УДК 372.853

И.С. Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ Н.Ф. Патракова учитель физики МАОУ «Гимназия№ 100 г. Челябинска»

г. Челябинск, РФ

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

обозначены планируемые результаты освоения программы и ведущая роль в процессе обучения отводится умению работать с текстом. Применение на уроках различных стратегий обучения чтению способствует формирование метапредметных результатов, зарождению интереса к чтению, формированию информационной грамотности и культуры, способности к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, смысловое чтение на уроках физики, стратегии смыслового чтения.

Вопрос о повышении качества естественнонаучного образования не является самостоятельным и абстрактным. Он неразрывно связан с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы установленными новыми федеральными государственными образовательными стандартами на личностном, метапредметном и предметном уровнях: формирование у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий; развитие умений преобразовывать знания, полученные в рамках одного предмета, формирования научного типа мышления [8, с. 206].

Эталоном качества в образовании является модель выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике[2, с.84].

Выпускник основной школы должен уметь:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст;

• откликаться на содержание и форму текста;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) [6, с. 23].

Одним из основных репродуктивных методов обучения являются методы чтения и анализа обучающего текста. Чтение и анализ текста представляет собой последовательные ступени восприятия информации. Существенную роль при осуществлении репродуктивных методов играет алгоритмизация обучения и программированное обучение. Алгоритмизация обучения состоит в точном, однозначно понимаемом описании порядка и характера действий (операций), направленных на решение учебных задач [9, с. 217].

По определению А.А. Леонтьева, смысловое чтение - это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Под коммуникативной задачей понимают установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

В процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, поэтому реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Ориентировочное (ознакомительное) чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа заголовка, отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное.

Поисковое (просмотровое) чтение включает в себя выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факты.

Аналитическое (изучающее) чтение предполагает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, планы, конспекты); «присвоение» новых знаний как собственных (статья, доклад, рецензия).

Таким образом, целью смыслового чтения является научить работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Способность учителя заключается в определении подходящего стиля обучения учащихся. Ему необходимо выстроить урок с учетом особенностей мышления учащихся для успешного и эффективного освоения содержания предметного материала [5, с. 194].

Под стратегией смыслового чтения Н.Н. Сметанникова понимает различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [7, с.40].

Стратегии смыслового чтения представлены в таблице 1

Таблица 1

Стратегии смыслового чтения

Этап работы над текстом Продуктивные стратегии

Предтекстовая деятельность (предчтение) Цель: развитие такого читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста. Мозговой штурм Глоссарий Ориентиры предвосхищения Задай вопрос, предложи задание Рассечение вопроса

Текстовая деятельность (чтение) Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. Чтение с вопросами Чтение в кружок

Послетекстовая деятельность (постчтение) Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Где ответ? Кубик (ромашка) Блума Задай вопрос, предложи задание

Как показывает практика, большинство обучающихся основной школы тяжело воспринимают информацию, которую несет научный текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Поэтому, целесообразно на уроках физики, для формирования навыков смыслового чтения, уделять должное внимание работе с текстами научного содержания[1, с.38].

Приведем некоторые примеры работы с текстом

1. Стратегия предтекстовой деятельности (мозговой штурм, на примере текста)

Задания к тексту:

На доске обозначена тема урока: «Тепловые двигатели».

1.Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

2.Учитель записывает все называемые ассоциации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

З.Ученики читают текст и определяют с учителем, были ли они правы при формировании ассоциаций.

Паровые машины.

Паровые машины стали применять давно. Вот что сообщил об этом журнал «Техника молодежи» в рассказе «Паровая богиня»:

«Лучи солнца скупо проникают под крышу храма. Они едва касаются сидящей перед жертвенником огромной фигуры богини Иштар, молящихся и маленькой нежной газели, лежащей на жертвеннике, чуть освещают высокий лоб и тонкие губы жреца.

- Услышь мои стенания, объяви мне прощение,- на коленях взывает кающийся.

- Да утоли гнев твой, - вторит жрец, прояви свою милость!

Внезапно языки пламени взвиваются над жертвенником, выхватывают из полутьмы каменные изваяния, пляшут на расписных стенах. И - о чудо - богиня вздохнула и простерла руки к горящей газели. В экстазе склоняются перед ней люди и уходят пораженные. Покидает святилище и жрец. Оценивающе взглянув на приношение у жертвенника, он спускается в нижнее помещение, осматривает свое детище: котел с паровым цилиндром и поршнем, рычаги, которые идут от поршня к рукам божества. Ласково поглаживает он еще теплые трубы и чуть заметно улыбается.

Это было в Вавилоне за три с половиной тысячи лет до Ньюкомена, Ползунова, Уатта. Не будь такая машина тайной жрецов, она, возможно, раньше начала бы служить людям».

Первую паровую машину, нашедшую широкое применение в практической деятельности, создал в 1705 г. английский изобретатель, кузнец по профессии Т.Ньюкомен. Его паровая машина была не универсальной, она могла работать только как паровой насос. Но заслуга Ньюкомена состоит в том, что он один из первых создал машину, в которой внутренняя энергия пара была использована для выполнения механической работы.

Проект универсального по своему техническому применению парового двигателя впервые изобрел выдающийся русский изобретатель И.И. Ползунов в 1763 г., осуществить этот проект ему не удалось. А в 1766 г. Он по второму проекту построил теплосиловую установку для заводских нужд. Тяжелые условия работы подорвали здоровье изобретателя и за неделю до начала испытаний этой машины он скончался. Установка проработала 43 дня, двигатель из - за течи в котле был остановлен, а через несколько лет разрушен. В 1784 г., через 21 год после создания И.И. Ползуновым паровой машины, выдающийся английский изобретатель Д. Уатт создал универсальную паровую машину, которая нашла широкое применение. Паровая машина была удобным источником энергии, который можно было располагать там, где это было необходимо. Такие машины применялись на фабриках, заводах, на железнодорожном транспорте, в торговых судах, военных кораблях [3, с.68]

2. Стратегия текстовой деятельности (чтение про себя с пометками)

Прочитайте текст «Паровая машина» (см. выше).

Задания к тексту:

1. При чтении текста отмечаем: с чем согласен, не согласен, надо обсудить

2. Читаем про себя с пометками.

3. Обсуждаем пометки в тексте.

3. Стратегия послетекстовой деятельности

Испарение веществ

Скорость испарения вещества зависит от скорости движения воздуха у поверхности испаряющегося тела. Дело в том, что молекула, покинувшая жидкость, попадает в пространство, заполненное другими молекулами, которые взаимодействуя с ней, могут ударив, вернуть ее в жидкость. Например, если жидкость поместить в закрытый сосуд, то через некоторое время число вылетевших из нее молекул будет равно числу молекул, вернувшихся в жидкость. Масса испаряющейся жидкости в этом сосуде не изменится. А в жидкость, находящуюся в открытом сосуде, многие молекулы не вернутся, так как они рассеиваются в воздухе, а если воздух над поверхностью жидкости будет двигаться, то большинство молекул будет отнесено от ее поверхности.

Снег тоже испаряется, а во время метели он испаряется особенно интенсивно; если бы метель

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

свирепствовала месяц, она испарила бы 2-3 м снежного покрова. Сильный ветер способствует образованию лавин в горах. Так как снег является хорошим теплоизолятором, то температура в его верхних слоях может быть низкой, но чем глубже, тем снег теплее. При больших снегопадах защищенная снегом от мороза земля начинает оттаивать, часть влаги испаряется и поднимается вверх из теплых зон в холодные, туда, где давление меньше. Поэтому внизу снег становится рыхлым, а в верхних слоях более плотным, тяжелым. При сильном ветре, проносящемся над снежной поверхностью, испарение происходит быстрее. Кроме того, в этом случае давление над поверхностью снега уменьшается, поэтому водяные пары буквально высасываются из снежной толщи, что также увеличивает скорость испарения. Все это приводит к тому, что внизу образуется рыхлый, слабо связанный с почвой слой снега. Поэтому на склонах гор иногда тысячетонные массы снега как будто висят на тонкой ниточке, словно подрезанные огромным ножом. Достаточно незначительного толчка, как это неустойчивое равновесие нарушается и снег мощной лавиной обрушивается вниз. Стремительный снежный поток как бритвой срезает деревья, стальные рельсы, в мелкую крошку перемалывает каменные постройки. Огромные массы снега гонят перед собой мощную воздушную волну, которая обладает большой разрушительной силой. В нашей стране лавины сходят в горах Кавказа, на Урале. Будьте осторожны в горах[3, с.49].

Задания к тексту

1. Как зависит скорость испарения жидкости от скорости движения воздушных потоков над поверхностью ?

2. Приведите примеры, доказывающие, что скорость испарения зависит скорости движения воздушных потоков над поверхностью.

3. Каковы причины возникновения снежных лавин в горах Кавказа, на Урале?

Все представленные стратегии обучения чтению обеспечивают формирование метапредметных результатов и способствуют зарождению интереса к чтению, формированию информационной грамотности и культуры, способности к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации [4, с.87].

Список использованной литературы:

1. Бегашева И.С.,Степанова Т.Н. К вопросу о формировании метапредметных результатов на уроках физики / И.С. Бегашева, Т.Н. Степанова// Инновационная наука,- № 12, 2016.- С.37-40

2. Коликова Е.Г., Манаева О.А. Использование технологических карт урока на предметах естественно-математического цикла. Достижения науки и образования. 2016. № 12 (13). С. 83-85.

3. Методические рекомендации по физике. Тепловые явления. / Сост. В.Д. Хомутский.- Челябинск.-1991.-78с.

4. Олефир С.В. Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей школьника/ С.В. Олефир /Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2010.-№ 3(5). -С.85-91

5. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся / О.Б. Пяткова / Символ науки. - 2016.- № 6-2 (18). - С. 194-197.

6. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования/ А.В. Сапа// Эксперимент и инновации в школе.-2014.-№ 5

7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баллас, 2011

8. Уткина Т.В. Интеграция биологии и физики, как условие повышения качества естественнонаучного образования/Т.В. Уткина//Символ науки. 2016. № 5-2 в 3 частях.- С. 206-210.

9. Шайкина В.Н., Сапожникова Н.А. Алгоритмизация обучения на уроках математики как средство формирования метапредметных компетенций. / В.Н. Шайкина, Н.А. Сапожникова // Символ науки.- 2016.-№6-2(18). - С. 216-219.

© Бегашева И.С., Патракова Н.Ф., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Васильев Борис Юрьевич

доцент кафедры физической подготовки Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г.Тюмень, РФ E-mail: Borik1985@yandex.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация

В статье представлены материалы исследования по изучению изменений в подготовке военнослужащих в аспекте становления системы российского военного образования. Выделена и обоснована необходимость формирования морально-волевых качеств будущих офицеров в контексте историко-логического анализа.

Ключевые слова

Подготовка военнослужащих, морально-волевые качества.

Изменения в геополитической обстановке в мире выдвигают новые требования к подготовке военнослужащих, в том числе в аспекте формирования морально-волевых качеств. В статье рассмотрим процесс изменений требований к подготовке военнослужащих в контексте историко-логического анализа нормативной, психолого-педагогической литературы.

Система высшего военного образования, существует в России более трёх веков. Ещё в 1689 году в Москве была открыта Военно-инженерная школа. Образованию высших военных учебных заведений положила Навигацкая школа, созданная Петром I в 1701 году. Под его началом начинается современная история развития и становления Российской армии, при котором создаются регулярная армия и флот. Одной из ключевых военных реформ являлось создание системы обучения и воспитания воинов. Именно этот период считается началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Была заложена основа для развития отечественной школы военной педагогики.

Вся система военной подготовки строилась на качественном «человеческом материале», и от каждого солдата и офицера, прежде всего, требовалось сознательное отношение к воинскому долгу, а также проявление высоких моральных качеств. Во времена Екатерины II для качественной подготовки войск выдающийся полководец П.А. Румянцев всю военную подготовку рассматривает как средство военно-нравственного и физического развития воинов, излагает требования к русскому солдату, среди которых выделяют высокое личное достоинство и нравственные силы. Свои идеи Румянцев изложил в военно-теоретических работах: «Инструкции» (1761), «Обряде службы» (1770) и «Мыслях» (1777), которые были использованы при выработке уставов и реорганизации русской армии во второй половине XVIII столетия [1].

Приобретенный опыт в битвах и сражениях, правила военного обучения и воспитания передавались от поколения к поколению.

Великий полководец А.В. Суворов в своих трудах «Полковое учение» и «Наука побеждать» активно развивал такие принципы как доступность, последовательность в обучении, а также подчеркивал необходимость «учить тому, что необходимо на войне». Он требовал от офицеров учить солдат «без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием и показанием». Развивал в солдатах храбрость, упорство, воспитывал чувство воинской чести и долге перед Отечеством, а также закалял физически. Его знаменитые выражения: «Тяжело в учении - легко в бою; легко в ученье - тяжело в походе; солдат ученье любит, было бы с толком; ученье свет, а неученье - тьма», применяются в практике обучения и воспитания и в настоящее время [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.