_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
// Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход : материалы Всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием, Казань, 25-27 марта 2015 г. - Казань : Отечество, 2015. - С. 24-28. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24740342 (дата обращения: 18.01.2017).
4. Горев, П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе [Электронный ресурс] / П. М. Горев // Концепт. - 2014. - № 11. - С. 1-7. - URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/297270 (дата обращения: 18.01.2017).
© Власенко А.А., 2017
УДК 378.147.88
Г. Г. Газзалов
Магистрант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье определены пути совершенствования лабораторных работ.
Ключевые слова
Лабораторная работа, высшая школа, студент, педагог, знания, способности.
Как научить студентов «учиться»? Что может вызвать у них желание узнать больше, чем было сказано на уроке? Что позволит привлечь информационно перегруженных студентов именно к определенному предмету? Каждый педагог находит свои пути решения этих проблем: кто-то использует игровые приёмы, другие - информационно-коммуникационные технологии. А некоторые педагоги используют занимательные лабораторные работы, опыты и эксперименты.
Лабораторные работы позволяют закрепить теоретические знания, полученные на уроке, развить творческие способности. Закрепление теоретических знаний посредством лабораторных работ крайне важно в современном информационно-технологическом мире [1, 2].
Цель исследования - определение путей совершенствования лабораторных работ в высшей школе.
Лабораторные работы заключаются в проведении и анализе определенного исследования, результаты которого получены опытным путём.
Важный аспект совершенствования лабораторных работ - это исследовательская деятельность. Она реализуется через индивидуальные и групповые проекты. Современная педагогика признает, что метод проектов является самым актуальным и популярным на сегодняшний день [3, 4].
В последнее время предпочтение отдается групповым проектам. Что дает метод групповых проектов? Данный метод позволяет раскрыть способности каждого члена группы. В ходе работы студенты распределяют между собой роли и обязанности: кто-то становится лидером, а кто-то хорошим исполнителем. Полученный результат они обобщают и анализируют. Так, выполняя мини-проекты в рамках лабораторных исследований, студенты разделились на несколько групп. В каждой группе был выбран лидер, который руководил работой. Студенты были увлечены процессом, и получали удовлетворение. Ни одно такое занятие не обходилось без эмоций - радости, удивления и восторга, которые испытывали студенты.
Лабораторные работы позволяют с помощью простых опытов и экспериментов увидеть различные процессы и явления, а также опровергнуть или подтвердить гипотезы. В лаборатории студенты 2 курса
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х
направления подготовки «Агроинженерия» вырастили пшеницу и фасоль, доказав, что культуры, выращенные на свету, жизнеспособнее тех, что прорастали в темноте. Проект был признан особо интересным и значимым.
Исследование показывает, что в подготовке и проведении лабораторных работ имеются определённые недостатки [5]:
- оборудование, применяемое в вузах, не всегда отвечает современным требованиям;
- не всегда учитывается индивидуальная подготовка студентов;
- основное время студенты тратят не на достижение главной цели, а на выполнение промежуточных второстепенных действий, в результате эффективность работы резко снижается.
Проведённое исследование позволяет отметить пути совершенствования лабораторных работ [6] :
- включение в программу дисциплины новых лабораторных работ;
- использование информационно-компьютерных технологий;
- совершенствование существующих лабораторных работ. Список использованной литературы:
1. Мухамадеев И.Г. Деловые игры в подготовке магистров [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Materiály IX mezinárodní vedecko - praktická konference «Veda a technologie: krok do budoucnosti - 2013». - Díl 10. Pedagogika: Praha. Publishing House "Education and Science" s.r.o. - С. 28-31.
2. Мухамадеев И.Г. Современные учебно-методические пособия [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. - Уфа, 2009. - С. 140-142.
3. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - С. 93-95.
4. Мухамадеев И.Г., Зиатдинова Ф.Н. Развиваем научно-техническое мышление студентов [Текст] / И.Г.Мухамадеев, Ф.Н.Зиатдинова // Materially XI Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2015». Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 95-97.
5. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г., Туктарова Р.И. Психология реализации модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов [Текст] / Ф.Н.Зиатдинова, И.Г.Мухамадеев, Р.И.Туктарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 12. - С. 65-67.
6. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов ЭР. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. - С. 22-30.
© Газзалов Г.Г., 2017
УДК 378.18
Р.Л.Гордова
магистрант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития творческого мышления у студентов.