Научная статья на тему 'Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности'

Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3451
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМЫЙ / АКТИВИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / TRAINING / ACTIVATION / MANAGEMENT / COGNITIVE SKILLS / SELF-FULFILLMENT / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтуганова Сауле Гараповна

активизация учебной деятельности обучаемых одна из основных дидактических задач, способствующих формированию познавательных навыков. Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности»

Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности Айтуганова С.Г.

Айтуганова Сауле Гараповна /Ajtuganova Saule Garapovna - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, кафедра химии и химической технологии, факультет машиностроения, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: активизация учебной деятельности обучаемых - одна из основных дидактических задач, способствующих формированию познавательных навыков. Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Abstract: the activation of the learning activities of learners is one of the main didactic tasks, contributing to the formation of cognitive skills. All activities teacher's direct leadership and management of educational process aimed at each student independently and consciously sought to the perception, comprehension and mastery of the training material to the level of skills to apply in their future careers.

Ключевые слова: обучаемый, активизация, управление, познавательные навыки, самостоятельность выполнения, самосовершенствование.

Keywords: training, activation, management, cognitive skills, self-fulfillment, self-improvement.

Конечной целью учебной деятельности в высшей школе является становление самостоятельно мыслящего, социально активного специалиста высокой квалификации, способного к самосовершенствованию и самообразованию. Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является профессиональная направленность предмета, которая осуществляется через систему аудиторных занятий и самостоятельную работу обучаемых, наиболее эффективные способы активизации мыслительно-познавательной деятельности, формирование у обучаемых эмоционального, ценностного отношения к знаниям, от которого и зависит, в конечном счете, качество знаний. Ведущей остается функция обратной информации в процессе обучения [1].

Проводимый нами анализ уровня школьной подготовки первокурсников по химии, наблюдения, и анкетирование показывают, что качество обучения химии в общеобразовательной школе в последние годы существенно снизилось и продолжает ухудшаться. Это подтверждается и анализом результатов ЕНТ. По нашему мнению - это результат того, что в средней школе произошел больший крен в сторону изучения теоретических основ в ущерб формированию экспериментальных умений и навыков. «Меловая» химия обусловливает преобладание репродуктивного обучения, а отсутствие экспериментальной подготовки приводит к ухудшению усвоения многих разделов школьного курса химии. Студенты-первокурсники обычно стремятся заучить материал учебника или лекции, но затрудняются осмысленно изложить его. Очень часто деятельность обучаемых сводится к просматриванию текстов, поверхностному восприятию, ознакомлению с теорией и методами деятельности, дословному переписыванию текстов в рабочие тетради (последнее и отождествляется у студентов с понятием «самостоятельная работа по изучению учебного материала»), но не переходит в активное самостоятельное изучение, в работу по удержанию и овладению запланированными знаниями и умениями, хотя студентам кажется, что они все понимают и хорошо усваивают.

Поэтому химия для многих из них является нагромождением трудно запоминаемых формул и уравнений реакций, за которыми они часто не видят конкретных веществ и их

взаимодействий. Подавляющее большинство студентов считают, что химические знания не будут использоваться ими в будущей специальности и в реальной жизни. Этому способствует и сокращение часов, отводимых на изучение дисциплин, как базового, так и профильного циклов. Все это требует рационального использования времени и увеличения временной емкости учебных и самостоятельных занятий.

Анкетирование показало, что у 20,3% опрошенных первокурсников недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, 19,8% - не умеют планировать предстоящую работу и осуществлять ее контроль, 16,7% - не владеют приемами логического мышления (сравнением, классификацией, обобщением, приемами доказательства, выведением следствий), 12,18% - затрудняются при конспектировании учебного материала не лекциях и во время самостоятельной работы, 23,15% -испытывают затруднения на лабораторно-практических и семинарских занятиях, 10,8% -слабо владеют умениями и навыками работы с учебной и научной литературой. Поэтому основная задача преподавателя - пробудить интерес и потребность к самому интеллектуальному усилию. Так, по данным зарубежных исследователей, успешность в обучении зависит на 75% от самого студента. Примерно 50% приходится на индивидуальные особенности личности студента, определяющие успех в познавательной деятельности - это развитая память, интеллект, внимательность, умение подать себя. 25% успеха обусловлено аффективными факторами - мотивами обучения, эмоциями, отношениями в группе и так далее. И только 25% успешности в овладении знаниями, умениями и навыками зависит от качества обучения [2].

Главное средство преподавателя, с помощью которого он может осуществлять управление и руководство самостоятельной работой студентов, на наш взгляд - это комплект пособий, которые направляют все учебные действия каждого студента на достижение главных целей обучения. На кафедре проводится большая работа по подготовке пособий для самостоятельной работы обучаемых на бумажных и электронных носителях. В этих пособиях изложены планы работы, цели изучения, информация, объяснения, комментарии, описания и алгоритмы общих подходов, предписания к деятельности на примерах типовых решений, задания для самостоятельной работы на базе сформулированных общих подходов и образцы правильных и рациональных решений, ответы и ориентировки для самоконтроля и т. д. Иными словами, в этих пособиях по каждой теме данной дисциплины даются все элементы для вовлечения каждого студента в активную, самостоятельную, целенаправленную работу с заранее запланированным и постепенно открывающимся обучаемому результатом. Психологической опорой в конструировании этих пособий является организация учебной деятельности сначала по сличению с образцами, уяснению и овладению студентами методами репродуцирования решений по типовым образцам, затем организация деятельности по компиляции типовых решений, поиску новых комбинаций для достижения заранее не известного результата, наконец, по приобретению опыта творческой деятельности при решении новых и нестандартных задач на базе совершенного владения знаниями и методами деятельности, составляющими содержание данного раздела, части, курса.

Однако, как уже отмечалось, само по себе наличие высококачественного методического обеспечения еще не достаточно для того, чтобы обучаемые успешно овладевали учебным материалом, так как самодисциплина, опыт познавательной деятельности, уровень внимания, чувство ответственности, общеобразовательный кругозор у многих из них развиты в недостаточной степени. Из-за этого очень часто наблюдается невыполнение (игнорирование или непонимание) обучаемыми предписаний, инструкций, рекомендаций пособий-руководств.

Вот тут и нужен опыт и квалификация преподавателя, который должен уметь увидеть нежелательные отклонения в работе студентов над текстами учебных пособий, вовремя вмешаться в процесс самостоятельной познавательной деятельности тех студентов, которые недопонимают смысл инструкций и предписаний и работают

нерационально или вообще не работают. Преподаватель должен иметь дополнительный набор средств наглядности, средств вовлечения студентов в познавательную деятельность. При этом основным методом преподавателя может быть только метод вовлечения данного студента в совместную работу на базе показа преподавателем рациональных и эффективных приемов работы по предписаниям и инструкциям пособий-руководств, вовлечения в виды деятельности, не предусмотренные пособиями, но более понятные и приемлемые для данного студента, организация работы студентов над индивидуальными заданиями в развитие (дополнение или изменение трактовки) тех или иных частей пособий-руководств. Важным средством, помогающим преподавателю управлять работой студентов на занятиях, могут служить дополнительные плакаты-инструкции с правилами и примерами рациональной работы студентов с текстами пособий. Эти плакаты своим постоянным воздействием на сознание студентов способствуют созданию стойкого стереотипа рациональной познавательной деятельности, который наряду со специальными знаниями и умениями должен включаться в цель обучения в правильно организованном учебном процессе.

Как справедливо отмечал немецкий педагог А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. .»[3]. Одним из важнейших условий достижения этого является реализация через содержание самих заданий преемственных и перспективных связей курса химии и междисциплинарных связей с курсами общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Задача преподавателя и заключается в том, чтобы разрушить устоявшийся стереотип мышления и научить пользоваться основными методами исследования химических явлений, структуры веществ с учетом профиля вуза, а также возрастающим уровнем развития техники и производства.

Наблюдения показали, что задания проблемного характера, типа «предложите, выберите, подберите, исключите, зачем, почему, с какой целью, дайте характеристику.» и тому подобные способствуют активизации мыслительно-познавательной деятельности студентов. Исследования показали, что подавляющая часть студентов проявляет интерес к выполнению творческих заданий, имеющих профессиональную направленность.

Например, для студентов, обучающихся по специальности «Строительство» на самостоятельную работу предлагаются такие проблемные задачи:

Задача 1. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом или известью, покрасить масляной или водоэмульсионной краской, эмалью, или оклеить клеенкой?

Решение. Для приготовления пищи в большинстве случаев используется природный газ - смесь метана, этана, пропана, бутана, содержащего примеси сероводорода и в качестве одорантов - меркаптаны. При их сгорании образуются оксид углерода (IV), пары воды, оксид серы (IV):

СН4 + 202 = СО2 + 2Н2О Н2S + 302 = 2S02 + 2Н2О

Кроме того, при приготовлении пищи в воздух кухни попадают разнообразные химические соединения. Все эти загрязнители воздуха адсорбируются пористыми материалами - штукатуркой и в меньшей степени бетоном. Если кухня побелена мелом, то карбонат кальция вступает во взаимодействие, например, с оксидом серы (IV). Возможность такой реакции доказывается сравнением констант диссоциации угольной и

сернистой кислот (КН2СО3 = 4,5 10-7; К Н^О3 = 1,6 10-2) и произведений растворимости карбоната кальция и сульфита кальция (5 10-9 и 1,3 10-8 соответственно). В результате выделяется углекислый газ и его концентрация в воздухе помещения увеличивается.

Побелка гашеной известью, напротив, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Са (ОН)2 + 2 SО2 = Са (ШО3)2

Водоэмульсионная краска образует воздухопроницаемую пленку, не препятствующую адсорбции газов штукатуркой, а масляная краска и эмали -воздухонепроницаемую. Клеенка или моющиеся обои с полимерным покрытием также полностью исключают газообмен между штукатуркой и воздухом помещения. Кроме того, полимерные материалы в процессе старения подвергаются деструкции, особенно быстро этот процесс протекает на кухне, где постоянно повышенная температура и влажность. Продукты деструкции - «осколки» полимерных молекул попадают в воздух помещения, усиливая загрязнения.

Таким образом, в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так: известь - мел - водоэмульсионная краска - масляная краска - эмаль -клеенка.

Задача 2. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую, сухую погоду или в дождливую, влажную?

Решение. Минералогический состав наиболее распространенного портландцемента такой:

ЗСаОад - 45-65%, 2 СаО- SiO2 - 10-25%, ЗСаОА^ - 4-12%, 4 СаОА^ •Fe2Oз - 1-15%, CaS04•2Н20 - до 5% Бетоны - смеси цемента, воды и различных наполнителей. При смешивании порошка цемента с водой получается раствор, в котором происходит образование гидратов основных компонентов цемента:

3СаО ^Ю2 + 2Н2О = 2 СаО- Si02•Н20 + Са(ОН)2. Процесс взаимодействия цемента с водой можно разделить на две стадии: образование коллоидного раствора и последующая его кристаллизация, приводящая к повышению механической прочности бетонной массы. Основной химический процесс, происходящий при схватывании бетона - гидратация. Поэтому все работы по бетонированию нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду. Быстрое испарение воды препятствует нормальному протеканию гидратации и последующей кристаллизации. Вот почему технология строительных работ предусматривает смачивание бетона водой при его застывании. Следовательно, бетонировать дорожки на даче всегда предпочтительнее в дождливую погоду.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Агрономия» и «Почвоведение и агрохимия» на самостоятельную работу предлагаются такие проблемные задания:

Задача 3. Препараты для борьбы с грибковыми болезнями растений называют фунгицидами. Один из самых распространенных фунгицидных препаратов - бордосская жидкость, которую готовят смешиванием водного раствора медного купороса и суспензии свежегашеной извести. В результате образуется водная суспензия, содержащая Cu(OH)2, CuSO4, CaSO4 в молярном соотношении 3:1:1, а также основной сульфат меди. Для образования стойкой суспензии весовое соотношение CuSO45H2O: Ca(OH)2 должно составлять 1: 0,75. Но если известь не свежегашеная ее следует брать в избытке. Почему?

Решение. При старении извести происходит превращение Са(ОН)2 в СаСО3 за счет взаимодействия с СО2 воздуха:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О В результате общее количество Са(ОН)2 в извести уменьшается.

Для студентов, обучающихся на факультете ветеринарной медицины и биотехнологии на самостоятельную работу предлагаются проблемные задания типа:

Задача 4. Одна из серьезных проблем животноводства - очистка воздуха в животноводческих помещениях, который загрязняется парами воды, углекислым газом, аммиаком, сероводородом. Это снижает продуктивность животных и влияет на здоровье животноводов. В агрессивной атмосфере электрические вентиляторы быстро выходят из строя, система естественной вентиляции недостаточно эффективна и приводит к возникновению сквозняков. Поэтому необходимо очищать воздух животноводческих помещений и другими вспомогательными средствами. Может ли частая побелка стен и перегородок известью повлиять на состав воздуха?

Решение. Может так как известь поглощает СО2 и H2S за счет реакций:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O, Ca(OH)2 + H2S = CaS + 2H2O). Следовательно, учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности.

Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире).

Литература

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1980.

2. АванесовВ.С. Вопросы объективизации оценки результатов обучения. - М., 1976. - 66с.

3. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Система педагогической диагностики в вузе.// Педагогика. - 2001.-№7.- С.58-62.

4. Лобанов Ю.А. Представление знаний в открытом образовании: проблемы, концепции. -М.,2001. - 56с./НИИВО; Вып. 11, ч.1.

5. Гин А.Б. «Приемы педагогической техники» - Учебная книга.2007.

6. Панина Т.С., Вавилова Л.В. «Современные способы активизации обучения» -АСАDЕМА, Москва. 2006.

7. Шадриков В.Д. «Познавательные процессы и способности в обучении» -Москва. «Просвещение».2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.