Научная статья на тему 'Активизация учебного процесса и контроль усвоения знаний'

Активизация учебного процесса и контроль усвоения знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульнев Дальневосточный Федеральный Университет.

Рассматривается опыт применения в учебном процессе форм и методов активного обучения. Отмечается активизация познавательной деятельности обучаемых в процессе усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульнев Дальневосточный Федеральный Университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIVE PROCESS INSPIRATION AND CONTROL OF DIGESTION OF KNOWLEDGE

Considering case history of active learning methods and patterns, the author highlights revitalization of cognitive activity of trainees in educative material learning.

Текст научной работы на тему «Активизация учебного процесса и контроль усвоения знаний»

УДК 622.235:550.8

© В. Д. Кульнев, 2013

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Рассматривается опыт применения в учебном процессе форм и методов активного обучения. Отмечается активизация познавательной деятельности обучаемых в процессе усвоения учебного материала. Ключевые слова: педагогика, знания, тестирование, деловые игры.

При изучении курса «Технология и безопасность взрывных работ» требуется знание и неукоснительное выполнение требований [1]. В методическом отношении усвоение программы учебного материала в процессе обучения достигается многократными упражнениями. Совершаемые при этом действия студента (обучаемого) носят либо автоматизированный характер, если условия деятельности не изменяются, или же это действия осознаваемые, в случае переноса способов действий в другую ситуацию. Под действием в данном случае понимается осознанное и целенаправленное решение задачи. Тогда, в первом случае формируются знания-навыки, во втором знания-умения.

По способу использования усвоенной информации в педагогике различают два вида деятельности — репродуктивную и продуктивную. Умения, которые формируются по образцу, будут относиться к репродуктивным. В этом случае усвоенная информация лишь воспроизводится в различных сочетаниях от копии до любого варианта ее воспроизведения в типовых условиях, но при этом никакой новой информации не создается.

Продуктивная деятельность выполняется не путем повторения ранее усвоенных действий, а по аналогии с использованием усвоенных методов деятельности в новых изменившихся условиях. В этом случае обучаемый самостоятельно находит решение конкретной задачи в новой ситуации, т.е. создается новая информация. Умение может быть рациональным, когда

результат достигается более коротким и экономичным путем, либо нерациональным — путь достаточно длинный и неэкономичный.

Одной из наиболее активных форм учебно-познавательной деятельности в изучении данного курса являются практические и лабораторные занятия, когда непосредственная самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя. Основная цель занятий — углубить понимание теории, привить навыки самостоятельного выполнения различных расчетов и видов практических работ. На кафедре горного дела и комплексного освоения георесурсов в учебный процесс данной дисциплины внедряются отдельные виды и формы активного обучения: имитационные упражнения (по типу «блиц-игра»), ролевая игра, ряд тестовых заданий. Как показывает опыт, использование действующих схем, установок, макетов усиливает восприятие учебного материала и, в значительной мере, повышает интерес студентов.

В данном случае речь идет о предметном имитационном моделировании конкретных условий и динамики производства, как составной части учебной деловой игры. Понятие «деловая игра» включает в себя процесс производства и процесс деятельности в нем штатного персонала. Сложность разработки и проведения учебной деловой игры состоит в трудности создания игровой модели с помощью дидактических средств, методики обучения и психологии. С целью создания подхода к разработке учебной деловой игры одна из лабораторных работ по разделу дисциплины проводится на уровне имитационного моделирования. В данном случае имитируется процесс расчета необходимых данных и составление паспорта буровзрывных работ на проведение подземной горной выработки и монтажа взрывной сети. По существу, в работе имеются отдельные признаки, присущие деловым играм — это сложная инженерная задача; возможность моделирования профессиональной деятельности; возможность разделения обучаемых на отдельные группы; обеспечение надежности и безопасности работы взрывной сети. Сущность практического занятия заключается в том, что наряду с использованием действующих приборов взрывания и контроль-

ной измерительной аппаратуры, применяются специально изготовленные действующие имитаторы электродетонаторов (ЭД). Устройство представляет собой цилиндрический корпус из любого диэлектрического материала с встроенным внутри резистором, имеющим сопротивление от 1 до 5 Ом. Применение подобного устройства позволило создать условия практически приближенные к натурным, а студентам производить при монтаже взрывной сети профессиональные действия взрывника: проверку исправности мостика накаливания ЭД; подбор ЭД по сопротивлению; монтаж электрической взрывной сети и контроль ее проводимости; измерение общего сопротивления взрывной сети. Последовательность фиксированных профессиональных действий отражена в самой имитационной модели и подчинена требованиям правил безопасности [1]. Проведению занятий предшествует усвоение теоретической части путем проведения тестового контроля.

Оценку усвоения информации принято характеризовать с помощью уровней усвоения: знание-знакомство, знания-копии, знания-умения, знания-трансформация. В основу первого уровня усвоения (знание-знакомство) положен принцип узнавания показанного образца в итоге его повторного восприятия с ранее усвоенным. Целью контроля является выявление причин незнания или же неумения с последующей корректировкой знаний. Осуществление коррекции знаний, умений и навыков наиболее эффективно в случае применения диагностических заданий тестового контроля. С этой целью составлен и апробирован ряд тестовых заданий, различающихся по типам вопросов на закрытые, открытые и полузакрытые.

К закрытым отнесены вопросы, в формулировках которых содержатся варианты возможных ответов. Опрашиваемый называет один из этих вариантов. Сложность составления закрытых вопросов состоит в том, что необходимо предусмотреть все возможные варианты ответов.

Например — Шпуром называется цилиндрическая полость в массиве горных пород глубиной до 5 м и диаметром:

а) свыше 75 мм;

б) 75 мм;

в) менее 75 мм.

Задания-тесты с вопросами открытого типа были использованы при изучении ряда разделов дисциплины и показали свою эффективность в процессе проводимого контроля. Принцип составления таких вопросов основан на исключении из ответов ключевых слов.

Например — Перед заряжанием шпуров (скважин) взрывник подает сигнал ...?

При составлении этого задания ставился вопрос: Какой сигнал подается перед заряжанием шпуров (скважин)? Правильный ответ - Перед заряжанием подается сигнал «Предупредительный», один продолжительный свисток или гудок сирены.

Репродуктивная деятельность — деятельность по образцу в типовой ситуации, положена в основу второго уровня усвоения знаний — воспроизведение, знания-копии. Для контроля на этом уровне усвоения разработано имитационное упражнение «Я — взрывник». В педагогической литературе аналогичные задания известны как «задания на установление заданной последовательности». Они широко используются для оценки уровня профессиональной подготовки, что является весьма существенным в повседневной деятельности горного инженера. Упражнения такого вида позволяют вести как индивидуальный (персональный), так и коллегиальный контроль усвоения информации. Согласно этому заданию-тесту обучаемый, выступая в данном случае в роли взрывника, выполняет все функции по уже известному алгоритму действий. Перед началом занятия обучаемые знакомятся с условиями игры.

Вывод, сделанный из этих экспериментов, состоит в том, что с применением игровых элементов активизировалась умственная деятельность студентов на занятиях, повысилась степень усвоения учебного материала разделов дисциплины, получены определенные навыки профессиональной деятельности. Обучаемые проявили явную заинтересованность к изучаемой дисциплине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ 13-40701): Сборник документов.//-СПб.: Издательство «БиС» ISBN 5-94601004-2. 2002.

2. Лабораторные и практические работы по разрушению горных пород взрывом. Уч.пособие для вузов /Б.Н.Кутузов, В.Н.Комащенко, В.Ф.Носков и др.- М., Недра, 1981.

3. Адам М.Дреер. Преподавание в средней школе США. Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1983.

4. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.

5.Хрестоматия по инженерной психологии /Сост.: Б.А.Душков, Б.Ф.Ломов, Б.А.Смирнов/ Под ред. Б.А.Душкова: Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1991.

УДК 553:622.332 © В.П. Лушпей, Ю.А. Васянович,

Л. А. Усольцева, 2013

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГИДРОСФЕРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБВОДНЕННЫХ БУРОУГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Проведен анализ работы осушительных систем Павловского, Бикинского и Ер-ковецкого буроугольных месторождений.

Ключевые слова: состояния гидросферы, буроугольные месторождения, осушительные системы разрезов

Основной объем добычи энергетических углей на Дальнем Востоке обеспечивается за счет эксплуатации Павловского, Бикинского и Ерковецкого месторождений, отличающихся сложными горно- и гидрогеологическими условиями. Основными факторами, осложняющими рациональное природо-пользование при разработке этих месторождений, являются [1—3]:

1) мульдообразная форма залежей, за исключением Ерко-вецкого месторождения, когда углы падения пластов угля изменяются от 0о в центральной части мульд до 20-3 0о на выходах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.