1. Гуков, Н.Е. Факторы, определяющие высокую эффективность применения физических упражнений для развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев / Н.Е. Гуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 33-36
REFERENCES
1. Gukov, N. E. (2015), "The factors defining high efficiency of application of physical exercises for development of coordination and accuracy of movements in Special Forces officers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No.3, pp. 33-36.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2016
УДК 378
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Наталья Владимировна Золотых, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Дина Ивановна Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Кадина, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный сельскохозяйственный университет
Аннотация
Рассмотрена одна из нетрадиционных форм организации учебного процесса - деловая игра, как имитационное моделирование конкретной жизненной ситуации. Определены функции и структура деловой игры. Приведен пример деловой игры, применяемый в учебном процессе.
Ключевые слова: деловая игра, функции деловой игры, структура деловой игры, этапы проведения деловой игры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p78-83
BUSINESS GAME AS ONE OF THE FORMS FOR ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS, ITS STRUCTURE AND FUNCTIONS
Natalya Vladimirovna Zolotykh, the candidate of pedagogic sciences, Department chairman,
Dina Ivanovna Nesterenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Kadina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University
Annotation
The article is concerned with one of nonconventional forms of organization of the educational process - business game. This problem requires the detailed study, as it is simulating modeling of the vital situation. The functions and the structure of the business game are defined. The example of the business game is given in this article, used in the educational process.
Keywords: business game, functions of a business game, structure of a business game, stages of a business game.
Современная отраслевая структура национального производства представляет собой находящийся в стадии непрерывного усложнения комплекс, формирующим ядром которого выступают инновационные технологии, включающие в себя: оборудование; материалы; программные средства; систему накопления и интерпретации знаний; технологическую, метрологическую, информационную, организационно-экономическую культуру и кадровый потенциал, обеспечивающие в совокупности обновление инновационного ядра и чередование больших экономических циклов развития и кризисов в непрерывном процессе трансформации постиндустриального общества [4, с. 187].
Профессионалы XXI века - это специалисты самого широкого профиля. Для них не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Они легко понимают разные профессиональные языки, могут включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики [3, с. 160].
Учебный процесс в вузе должен соответствовать требованиям времени, так как увеличивается значение надпредметной подготовки специалистов, развитие у них способности к метадеятельности, т.е. формирование свойств, выходящих за рамки знаний, умений по своей специальности.
В стандарты общего образования, в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. И это дает надежду, что ситуация, сложившаяся в образовании кардинально изменится. Метапредметный подход в образовании позволяет решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись [3, с. 161].
Недостатками традиционной системы обучения являются недостаточная активность и отсутствие мотивации к получению знаний, низкий уровень самореализации, ориентир только на репродуктивные способы обучения [1, с. 160]. Одним из методов активизации обучения является нетрадиционные формы и методы обучения.
В настоящее время существуют различные формы организации учебного процесса. Определенный интерес представляют исследования современных ученых, в частности Т.И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:
1. Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы -проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум.
2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений - практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.
3. Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций — семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.
4. Обобщение единичных знаний и их систематизация - конференции, уроки-обобщения, семинары.
5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками - занятия контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
Из всех перечисленных форм организации учебного процесса в настоящее время наибольшее развитие получили деловые игры.
Сущность деловой игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие [2, с. 23].
Впервые игра в нашей стране была использована в первой половине прошлого века для обучения производственной деятельности. Большинство ученых-педагогов (Щед-ровицкий Г.П., Тарасова В.К., Сыроежин И.М., Вербицкий А.А.) определяли деловую игру как создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным решениям. В игре содержится конкретное событие или яв-
ление, подлежащее моделированию. То есть деловая игра - это имитационное моделирование конкретной жизненной ситуации и главной задачей студентов становилось показать, как они будут вести себя в той или иной роли при решении конкретных производственных задач [2, с. 26].
В настоящее время, в связи с увеличением количества часов отводимых на самостоятельную работу студентов, деловая игра рассматривается уже не только как один из способов закрепления знаний, но и как одна из форм организации самостоятельной работы студентов. Деловая игра используется для передачи новых знаний, усвоения нового, закрепления, обобщения и систематизации полученных знаний, т.е. на всех стадиях учебного процесса.
На этапе становления деловой игры одной из важнейших ее функций была развлекательная, и деловая игра была направлена на закрепление и обобщение полученных знаний.
Опираясь на исследования современных педагогов можно выделить следующие функции деловой игры:
• Функция социализации (деловая игра - есть сильнейшее средство включения обучаемого в систему общественных отношений, усвоения им богатства культуры);
• Образовательная функция (умение отбирать и систематизировать учебный материал, применять полученные знания в области будущей специальности и т.д.);
• Коммуникативная функция (умение работать и общаться в коллективе, обучение самооценки и оценке других и т.д.);
• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления студента (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором студент проявляет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя;
• Воспитательная функция (развивают чувство товарищества, ответственности перед другими и т.д.) и др.;
• Развлекающая функция игры.
Таким образом, на современном этапе развития деловой игры ее развлекательная функция переместилась на последнее место.
Вместе с тем, структура деловой игры не изменилась, а содержание этапов (внутри структуры) качественно наполнились новым содержанием.
Деловая игра состоит из нескольких этапов:
I этап: подготовка к игре. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание
II этап: проведение (процесс) игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.
III этап: анализ, обсуждения и оценка результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В учебном процессе Волгоградского государственного аграрного университета активно используются деловые игры. Например, на кафедре «Высшая математика» при изучении курса математике по разделу «Ряды» используется БЛИЦ-ИГРА «АУКЦИОН» [2, с. 85].
I этап. Определили цели игры:
- проверка теоретических знаний студентов по разделу «Ряды»; обобщение, закрепление и систематизация знаний по изучаемому разделу;
- развитие творческой и познавательной активности студентов, коммуникабельности, умения работать в коллективе.
Сценарий игры
№ п/п Раздел игры Время (в минутах)
1 Деление группы на микрогруппы, выбор «лидеров», экспертов 5
2 Обсуждение критериев выбора блок-схемы для торгов 15
3 Обсуждение работ каждого участника в микрогруппе, выбор лучшей работ, подготовка выступления для торгов. 15
4 Аукцион. 25
5 Анализ блок-схем экспертной группой. 10
6 Подведение итогов экспертами. 10
ИТОГО 80
Правила игры и критерии оценки
№ п/п Правила игры Критерии оценки (в баллах) Замечания
1. Организационные: - выслушиваем докладчика до конца; - торги ведем по очереди, подняв руку; - с места не выкрикиваем; -общение между микрогруппами запрещено; - объективность оценивания товарищей. 50 бонусов (до 200 бонусов) За выполнение правил ведущий (преподаватель) добавляет 50 бонусов, а за нарушения правил вычитает 50 бонусов.
2. Игровые: - каждая группа для торгов получает 1000 бонусов; - начальная цена каждой блок-схемы 500 бонусов; - при ведении торгов цену увеличиваем или уменьшаем из расчета за каждый критерий по 50 бонусов; - возможность заработать дополнительные бонусы при ответе на тестовые задания. 500 бонусов 300 бонусов 100 бонусов При ведении торгов блок-схема может как «подорожать», так и стать дешевле.
II этап.
1. Деление группы на микрогруппы, выбор «лидеров», экспертов. На карточках записаны ряды, студентам необходимо определить вид ряда и объединиться в группу по «виду ряда».
Таким образом, получается 5 микрогрупп (знакопостоянные, знакопеременные, знакочередующиеся, степенные, функциональные ряды).
В каждой микрогруппе студенты самостоятельно выбирают «лидера», из которых в дальнейшем формируется экспертная группа аукциона.
2. Обсуждение критериев выбора блок-схемы для торгов.
Студенты вместе с преподавателем (преподаватель направляет, акцентирует внимание на необходимых критериях) выбирают критерии, по которым будут оценивать блок-схему для торгов (не менее 7-10 критериев).
Примерные критерии:
1) блок-схема должна отражать все темы раздела;
2) должны быть включены все понятия раздела;
3) не должно быть пересечения понятий;
4) эстетический вид;
5) четкая структура и т.д.
Каждый критерий оценивается в 50 бонусов.
3. Обсуждение работ каждого участника в микрогруппе, выбор лучшей работы, подготовка выступления для торгов.
Студенты, работая в микрогруппах, выбирают блок-схему, из всех предложенных, наиболее соответствующую выбранным критериям. Готовят выступление, «защитную речь», аргументируя свой выбор. Выдвигают своего представителя микрогруппы, который будет представлять блок-схему на торгах.
4. Аукцион.
1. Каждая группа для торгов получает 1000 бонусов, причем начальная цена каждой блок-схемы 500 бонусов.
2. Каждая группа выставляет на торги свою блок-схему. Выслушав докладчика, каждая группа определяет для себя понравилась им блок-схема или нет, и может обоснованно увеличить цену, т.е. например, «мы добавляем 50 бонусов за ......
5. Анализ блок-схем экспертной группой.
После представления всех блок-схем и определения их стоимости, они передаются в экспертную группу аукциона, которая проверяет соответствие блок-схем выбранным критериям и может вычесть бонусы за несоответствие критериям оценивания. Затем экспертная группа составляет одну общую «идеальную» блок-схему.
В это время микрогруппы зарабатывают бонусы, отвечая на тестовые вопросы. За каждый вопрос 10 бонус, т.е. максимально каждая микрогруппа может набрать еще 100 бонусов.
6. Подведение итогов экспертами.
Эксперты представляют «идеальную» блок-схемы. Оглашают окончательную стоимость каждой блок-схемы с учетом набранных бонусов за тестовые задания. Выигрывает та микрогруппа блок-схема, которой была «продана» за наибольшее количество бонусов. Количество баллов каждого участника микрогруппы вычисляется по формуле: К*0,001, где К - общее количество бонусов микрогруппы.
III этап: подведение итогов.
Преподаватель отмечает работу каждой микрогруппы, оценивает работу всех участников игры.
Таким образом, внедрение и применение игровых имитационных методов - ролевые и деловые игры - используем в процессе закрепления сформированных умений и навыков.
В целом можно сделать выводы: организация учебного процесса с применением игрового метода сокращает время обучения, позволяет осуществлять индивидуальной подход к студентам, учитывать их личностные качества и познавательные интересы, повышает мотивацию учения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столярова, Е.П. Организация видов педагогического контроля с использованием методов проблемного обучения в рамках преподавания программного материала спортивно-педагогических дисциплин / Е.П. Столярова, Г.Н. Нижник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108) - С.160-162.
2. Кадина, И.В. Игровые методы обучения в системе профессиональной подготовки специалистов агроинженерного профиля : монография / И.В. Кадина, Е.А. Комарова. - Волгоград : [б. и.], 2015. - 167 с.
3. Нестеренко, Д.И. Метапредметный подход в системе непрерывной подготовки выпускников высшей школы / Д.И. Нестеренко, И.В. Кадина //Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Часть V. - М. : АР-Консалт, 2014. - С. 160-162.
4. Санникова, Ю.А. Инновационная экономика в постиндустриальном обществ: к вопросу воспитания инновационных знаний-компетенций шестого технологического уклада / Ю.А. Санникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118) -С. 186-188.
REFERENCES
1. Stolyarova, E.P. and Nizhnik, G.N. (2014), "Organization types of pedagogical control using methods of problem-based learning within the teaching program material sports-pedagogical disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 160-162.
2. Kadina, I. V. and Komarova E.A. (2015), Game methods of training in the system of professional training specialists of the agricultural engineering profile, monograph, Volgograd.
3. Nesterenko, D.I. and Kadina, I. V. (2014), "Interdisciplinary approach in the system of continuous training of graduates of high schools", Actual problems of development of science and education: Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference, Part V., AR-Consult, Moscow, pp. 160-162.
4. Sannikova, Yu.A. (2014), "Innovation economy in post-industrial societies: education innovation knowledge-competences of the sixth technological structure", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.118, No. 12, pp.186-188.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.02.2016
УДК 796.011.3
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО (ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОСЕННИХ ИСПЫТАНИЙ 2015 Г.)
Ильяс Сагитович Ихсанов, кандидат педагогических наук, доцент, Рустам Альфирович Айдаров, старший преподаватель, Набережночелнинский институт, (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального
Университета
Аннотация
Современная государственная политика в области массовой физической культуры актуализирует процесс мониторинга физической подготовленности студентов. Получение полной и объективной информации об уровне готовности к выполнению обязательных тестов Комплекса ГТО необходимо для установления соответствия физической подготовленности студентов к предъявляемым требованиям данной возрастной ступени. В работе представлены результаты тестирования более 1600 участников в 4 обязательных испытаниях Комплекса. Анализ результатов физической подготовленности по отдельности в тестах выявил неоднозначный уровень готовности. Показатели выполнения требований на значок в разных тестах варьируется от 15% до 92%. Однако результаты комплексной оценки выполнения всех 4 тестовых упражнений позволяют говорить о крайне низком уровне соответствия нормативным требованиям, что составляет лишь 23,3% и 10% у юношей и девушек соответственно. На основе полученных данных можно говорить о том, что требуется дальнейшая коррекция и оптимизация процесса общей физической подготовки учащейся молодежи.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенческая молодежь, обязательные испытания Комплекса ГТО.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p83-87
THE RESULTS OF MONITORING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' READINESS
TO PERFORM THE OBLIGATORY TESTS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (BASED ON THE RESULTS OF TESTS IN AUTUMN, 2015)
Ilyas Sagitovich Ikhsanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rustam Alfirovich Aydarov, the senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University
Annotation
Current national policies in the field of mass physical culture actualize the process of monitoring of the physical fitness of students. Having the complete and objective information about the level of readi-