УДК 622.235:550.8
© В. Д. Кульнев, 2013
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Рассматривается опыт применения в учебном процессе форм и методов активного обучения. Отмечается активизация познавательной деятельности обучаемых в процессе усвоения учебного материала. Ключевые слова: педагогика, знания, тестирование, деловые игры.
При изучении курса «Технология и безопасность взрывных работ» требуется знание и неукоснительное выполнение требований [1]. В методическом отношении усвоение программы учебного материала в процессе обучения достигается многократными упражнениями. Совершаемые при этом действия студента (обучаемого) носят либо автоматизированный характер, если условия деятельности не изменяются, или же это действия осознаваемые, в случае переноса способов действий в другую ситуацию. Под действием в данном случае понимается осознанное и целенаправленное решение задачи. Тогда, в первом случае формируются знания-навыки, во втором знания-умения.
По способу использования усвоенной информации в педагогике различают два вида деятельности — репродуктивную и продуктивную. Умения, которые формируются по образцу, будут относиться к репродуктивным. В этом случае усвоенная информация лишь воспроизводится в различных сочетаниях от копии до любого варианта ее воспроизведения в типовых условиях, но при этом никакой новой информации не создается.
Продуктивная деятельность выполняется не путем повторения ранее усвоенных действий, а по аналогии с использованием усвоенных методов деятельности в новых изменившихся условиях. В этом случае обучаемый самостоятельно находит решение конкретной задачи в новой ситуации, т.е. создается новая информация. Умение может быть рациональным, когда
результат достигается более коротким и экономичным путем, либо нерациональным — путь достаточно длинный и неэкономичный.
Одной из наиболее активных форм учебно-познавательной деятельности в изучении данного курса являются практические и лабораторные занятия, когда непосредственная самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя. Основная цель занятий — углубить понимание теории, привить навыки самостоятельного выполнения различных расчетов и видов практических работ. На кафедре горного дела и комплексного освоения георесурсов в учебный процесс данной дисциплины внедряются отдельные виды и формы активного обучения: имитационные упражнения (по типу «блиц-игра»), ролевая игра, ряд тестовых заданий. Как показывает опыт, использование действующих схем, установок, макетов усиливает восприятие учебного материала и, в значительной мере, повышает интерес студентов.
В данном случае речь идет о предметном имитационном моделировании конкретных условий и динамики производства, как составной части учебной деловой игры. Понятие «деловая игра» включает в себя процесс производства и процесс деятельности в нем штатного персонала. Сложность разработки и проведения учебной деловой игры состоит в трудности создания игровой модели с помощью дидактических средств, методики обучения и психологии. С целью создания подхода к разработке учебной деловой игры одна из лабораторных работ по разделу дисциплины проводится на уровне имитационного моделирования. В данном случае имитируется процесс расчета необходимых данных и составление паспорта буровзрывных работ на проведение подземной горной выработки и монтажа взрывной сети. По существу, в работе имеются отдельные признаки, присущие деловым играм — это сложная инженерная задача; возможность моделирования профессиональной деятельности; возможность разделения обучаемых на отдельные группы; обеспечение надежности и безопасности работы взрывной сети. Сущность практического занятия заключается в том, что наряду с использованием действующих приборов взрывания и контроль-
ной измерительной аппаратуры, применяются специально изготовленные действующие имитаторы электродетонаторов (ЭД). Устройство представляет собой цилиндрический корпус из любого диэлектрического материала с встроенным внутри резистором, имеющим сопротивление от 1 до 5 Ом. Применение подобного устройства позволило создать условия практически приближенные к натурным, а студентам производить при монтаже взрывной сети профессиональные действия взрывника: проверку исправности мостика накаливания ЭД; подбор ЭД по сопротивлению; монтаж электрической взрывной сети и контроль ее проводимости; измерение общего сопротивления взрывной сети. Последовательность фиксированных профессиональных действий отражена в самой имитационной модели и подчинена требованиям правил безопасности [1]. Проведению занятий предшествует усвоение теоретической части путем проведения тестового контроля.
Оценку усвоения информации принято характеризовать с помощью уровней усвоения: знание-знакомство, знания-копии, знания-умения, знания-трансформация. В основу первого уровня усвоения (знание-знакомство) положен принцип узнавания показанного образца в итоге его повторного восприятия с ранее усвоенным. Целью контроля является выявление причин незнания или же неумения с последующей корректировкой знаний. Осуществление коррекции знаний, умений и навыков наиболее эффективно в случае применения диагностических заданий тестового контроля. С этой целью составлен и апробирован ряд тестовых заданий, различающихся по типам вопросов на закрытые, открытые и полузакрытые.
К закрытым отнесены вопросы, в формулировках которых содержатся варианты возможных ответов. Опрашиваемый называет один из этих вариантов. Сложность составления закрытых вопросов состоит в том, что необходимо предусмотреть все возможные варианты ответов.
Например — Шпуром называется цилиндрическая полость в массиве горных пород глубиной до 5 м и диаметром:
а) свыше 75 мм;
б) 75 мм;
в) менее 75 мм.
Задания-тесты с вопросами открытого типа были использованы при изучении ряда разделов дисциплины и показали свою эффективность в процессе проводимого контроля. Принцип составления таких вопросов основан на исключении из ответов ключевых слов.
Например — Перед заряжанием шпуров (скважин) взрывник подает сигнал ...?
При составлении этого задания ставился вопрос: Какой сигнал подается перед заряжанием шпуров (скважин)? Правильный ответ - Перед заряжанием подается сигнал «Предупредительный», один продолжительный свисток или гудок сирены.
Репродуктивная деятельность — деятельность по образцу в типовой ситуации, положена в основу второго уровня усвоения знаний — воспроизведение, знания-копии. Для контроля на этом уровне усвоения разработано имитационное упражнение «Я — взрывник». В педагогической литературе аналогичные задания известны как «задания на установление заданной последовательности». Они широко используются для оценки уровня профессиональной подготовки, что является весьма существенным в повседневной деятельности горного инженера. Упражнения такого вида позволяют вести как индивидуальный (персональный), так и коллегиальный контроль усвоения информации. Согласно этому заданию-тесту обучаемый, выступая в данном случае в роли взрывника, выполняет все функции по уже известному алгоритму действий. Перед началом занятия обучаемые знакомятся с условиями игры.
Вывод, сделанный из этих экспериментов, состоит в том, что с применением игровых элементов активизировалась умственная деятельность студентов на занятиях, повысилась степень усвоения учебного материала разделов дисциплины, получены определенные навыки профессиональной деятельности. Обучаемые проявили явную заинтересованность к изучаемой дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ 13-40701): Сборник документов.//-СПб.: Издательство «БиС» ISBN 5-94601004-2. 2002.
2. Лабораторные и практические работы по разрушению горных пород взрывом. Уч.пособие для вузов /Б.Н.Кутузов, В.Н.Комащенко, В.Ф.Носков и др.- М., Недра, 1981.
3. Адам М.Дреер. Преподавание в средней школе США. Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1983.
4. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.
5.Хрестоматия по инженерной психологии /Сост.: Б.А.Душков, Б.Ф.Ломов, Б.А.Смирнов/ Под ред. Б.А.Душкова: Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1991.
УДК 553:622.332 © В.П. Лушпей, Ю.А. Васянович,
Л. А. Усольцева, 2013
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГИДРОСФЕРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБВОДНЕННЫХ БУРОУГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Проведен анализ работы осушительных систем Павловского, Бикинского и Ер-ковецкого буроугольных месторождений.
Ключевые слова: состояния гидросферы, буроугольные месторождения, осушительные системы разрезов
Основной объем добычи энергетических углей на Дальнем Востоке обеспечивается за счет эксплуатации Павловского, Бикинского и Ерковецкого месторождений, отличающихся сложными горно- и гидрогеологическими условиями. Основными факторами, осложняющими рациональное природо-пользование при разработке этих месторождений, являются [1—3]:
1) мульдообразная форма залежей, за исключением Ерко-вецкого месторождения, когда углы падения пластов угля изменяются от 0о в центральной части мульд до 20-3 0о на выходах