Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09. 03. 03 – «Прикладная информатика»'

Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09. 03. 03 – «Прикладная информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий бакалавр / исследовательская компетенция / цифровая образовательная среда вуза / направление подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика» / электронно-библиотечная система / образовательный веб-сайт вуза / цифровые образовательные ресурсы / веб-портфолио. / future bachelor / research competence / digital educational environment of the university / training direction 09.03.03 “Applied Informatics” / electronic library system / educational website of university / digital educational resources / web portfolio

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Д. Гочияева, Т Г. Везиров

На основе проведённого авторами теоретического исследования раскрывается педагогическая сущность феномена «цифровая образовательная среда» и ее роль в формировании исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика». Рассматриваются такие составляющие цифровой образовательной среды ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», как электронно-библиотечная система IPRbooks; образовательный веб-сайт вуза; платформа kchgta. studentsonline.ru для создания веб-портфолио студента; цифровые образовательные ресурсы. На их основе осуществляется процесс формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Д. Гочияева, Т Г. Везиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION TO DEVELOP RESEARCH COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF TRAINING 09.03.03 APPLIED INFORMATICS

Using the theoretical research conducted by the authors, the pedagogical basics of a phenomenon “digital educational environment” and its role in the formation of the research competencies of future bachelors in the direction of preparation 09.03.03 “Applied Informatics” are revealed. The following components of the digital educational environment of the North Caucasus State Academy are considered: electronic library system IPRbooks; university educational website; kchgta platform. studentsonline.ru to create a student web portfolio; digital educational resources. The process of forming the research competencies of future bachelors in the direction of preparation 09.03.03 Applied Informatics is being carried out. In the digital educational environment of the university, there is a certain research activity, which allowsе students to apply a systematic approach and mathematical methods in the formalization of the solution of applied problems, as well as to prepare reviews of scientific literature and digital educational resources for professional activities

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09. 03. 03 – «Прикладная информатика»»

УДК 378.2

Gochiyaeva M.D., Senior Lecturer, North Caucasus State Academy (Cherkessk, Russia), E-mail: [email protected]

Vezirov T.G., Professor, Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION TO DEVELOP RESEARCH COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF TRAINING 09.03.03 APPLIED INFORMATICS. Using the theoretical research conducted by the authors, the pedagogical basics of a phenomenon "digital educational environment" and its role in the formation of the research competencies of future bachelors in the direction of preparation 09.03.03 "Applied Informatics" are revealed. The following components of the digital educational environment of the North Caucasus State Academy are considered: electronic library system IPRbooks; university educational website; kchgta platform. studentsonline.ru to create a student web portfolio; digital educational resources. The process of forming the research competencies of future bachelors in the direction of preparation 09.03.03 Applied Informatics is being carried out. In the digital educational environment of the university, there is a certain research activity, which allowse students to apply a systematic approach and mathematical methods in the formalization of the solution of applied problems, as well as to prepare reviews of scientific literature and digital educational resources for professional activities.

Key words: future bachelor, research competence, digital educational environment of the university, training direction 09.03.03 "Applied Informatics", electronic library system, educational website of university, digital educational resources, web portfolio.

МД. Гочияееа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, Е-mail: [email protected]

Т.Г. Везирое, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 09.03.03 -«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

На основе проведённого авторами теоретического исследования раскрывается педагогическая сущность феномена «цифровая образовательная среда» и ее роль в формировании исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика». Рассматриваются такие составляющие цифровой образовательной среды ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», как электронно-библиотечная система IPRbooks; образовательный веб-сайт вуза; платформа kchgta. studentsonline.ru для создания веб-портфолио студента; цифровые образовательные ресурсы. На их основе осуществляется процесс формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика».

Ключевые слова: будущий бакалавр, исследовательская компетенция, цифровая образовательная среда вуза, направление подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика», электронно-библиотечная система, образовательный веб-сайт вуза, цифровые образовательные ресурсы, веб-портфолио.

В настоящее время мы приобрели значительный опыт в сфере образовательных инноваций, одним из которых является цифровое обучение. Современный мир постепенно становится «цифровым», то есть мы движемся к цифровому обществу, где изменения в образовательной парадигме связаны с открытостью и непрерывностью образования, индивидуальным подходом и самообучением.

Требования к современным выпускникам и уровень их компетенции в цифровом обществе диктуют необходимость поиска инновационных и эффективных методов, инструментов, форм обучения.

В этой связи задачи, направленные на подготовку студентов к жизни в цифровом обществе, и развитие их способности устанавливать контакты в этом обществе особенно актуальны.

М.Е. Вейндорф-Сысоева в своем диссертационной исследовании [1] рассматривает теоретические основы и процедуры проведения процесса многоуровневой подготовки педагогических кадров для профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) (уровень бакалавриата) закрепляют требования по созданию на базе каждой образовательной организации цифровой образовательной среды, определяют ее состав и функционирование:

• набор образовательных ресурсов, в том числе цифровых ресурсов;

• информационно-методическое обеспечение учебного процесса, его планирование и содержание ресурсов;

• дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» переводит образовательную среду в цифровой формат, т.е. современный мир всё больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира [2].

Единого определения «цифровая образовательная среда» не существует, в научно-педагогической литературе данное понятие определяется по-разному. Например, нам импонирует определение, предложенное А.В. Морозовым, который понимает под цифровой образовательной средой «совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации» [3].

Представляет интерес и определение И.Ю. Травкина, который рассматривает цифровую среду обучения как совокупность образовательных интерфейсов цифрового мира [4].

Особенностью современной системы образования является повышение качества подготовки бакалавров. Потребность общества и государства в компетентных кадрах определяет эволюцию общей культуры будущего бакалавра. Развитие навыков соотносится с личностным ростом, самоопределением и самореализацией будущего выпускника.

Компетенции, разработанные в процессе обучения, составляют «основу» исследовательской компетенции. Реализация компетентностного подхода осуществляется через цифровую образовательную среду вуза, которую мы рассматриваем с точки зрения ее уникальности, и является одной из основ образовательного процесса, направленного на формирование личности будущего бакалавра, его исследовательских компетенций.

По нашему мнению, исследовательскую компетентность можно определить как целостную, неотделимую характеристику личности будущего специалиста, проявляющуюся в его готовности активно занимать исследовательскую позицию в отношении к своей деятельности и себя как её субъекту, с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему [2].

Сегодня государству нужны квалифицированные «цифровые кадры» с хорошо сформированными исследовательскими компетенциями в условиях цифровой образовательной среды. При реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза успешно решается вопрос выбора различных форм обучения (активного и интерактивного) и учебных пособий. Особое внимание уделено вопросу методического обеспечения, в том числе самостоятельной работы студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов. Решение этой проблемы стало возможным благодаря разработке и внедрению цифровых онлайн-платформ, модульных курсов и цифровых ресурсов в учебный процесс вуза.

Основной целью компьютеризации образовательной деятельности является подготовка студентов к жизни в информационном обществе и компьютерной среде, выход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерных технологий и информационных технологий в цифровой образовательной среде.

Для современных студентов использование средств ИКТ является нормой, и электронное обучение в вузе выступает в качестве объективной модели. Его актуальность обусловлена парадигмой информационного общества, которое нуждается в формировании личности 21-го века, свободно владеющей цифровой информацией.

К цифровой образовательной среде быстро адаптируются студенты бакалавриата, формируя первоначальные навыки, умения для последующего их

развития. Формирование конкретных компетенций происходит на различных уровнях образования, однако исследовательские компетенции развиваются в течение всей жизни.

Следовательно, цифровизация образования напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности специалистов в области цифровых технологий для их продуктивного использования в профессиональной деятельности. Система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, систему телекоммуникаций и управления.

Эффективность использования цифровой образовательной среды вуза зависит от многих факторов, одним из которых является согласованное взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузах. Использование цифровой среды обучения особенно важно для студентов, которые находятся на длительной временной и территориальной дистанции от преподавателя и учебного заведения по различным причинам, например, из-за болезни, наличия ограниченных возможностей здоровья. Возможности цифровой образовательной среды позволяют будущим бакалаврам получать доступ к высококачественному образованию в любое время и в любом месте нахождения.

Цифровая образовательная среда, которая является частью комплекса ИТ-инструментов поддержки образовательной деятельности вуза, будет способствовать повышению качества образовательного процесса при условии скоординированного взаимодействия всех структурных подразделений, субъектов образовательного процесса, участвующих в нем.

Согласно ФГОС ВО (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 09.09.03 - «Прикладная информатика» «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации, которые должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее» [5]. Принцип неограниченного доступа к электронным образовательным ресурсам допускает разнообразное обучение, основанное на субъективных потребностях участников образовательного процесса, что, по сути, гарантирует, что студенты осуществляют свои индивидуальные образовательные пути в любой форме обучения (очная, заочная, рабочий день) в соответствии с индивидуальным планом.

Каждый студент имеет свободный доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин и практик, публикациям электронных библиотечных систем, электронным образовательным ресурсам.

Принцип целостности выражается во внутреннем единстве компонентов среды и в гармоничном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Используя компоненты цифровой образовательной среды, студенты могут осуществлять образовательный процесс, контролировать итоги промежуточной аттестации и результат освоения образовательной программы; заносить свои успехи в электронное портфолио достижений.

В ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская гуманитарная академия (СКГА)» создана высоко насыщенная цифровая образовательная среда, включающая электронно-библиотечную систему IPRbooks; образовательный веб-сайт вуза; платформу kchgta.studentsonline.ru для создания веб-портфолио студента; цифровые образовательные ресурсы.

Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, сформированных по перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечены доступом к сети Интернет. Студенты бакалавриата по направлению подготовки 09.09.03 - «Прикладная информатика» имеют возможность бесплатно работать с лицензионными полнотекстовыми базами электронных изданий (Электронно-библиотечная система IPRbooks URL: http:// www.iprbooks.ru/ ООО «Ай Пи Эр Медиа» Государственный контракт № 4213/18 от 01.07.2018 г.), которая содержит полнотекстовые учебники и учебные пособия, подключенные тематические пакеты.

К электронным информационным ресурсам вуза относится официальный образовательный веб-сайт ФГБОУ ВО «СКГА» (http://www.ncsha.ru), корпоративная сеть и корпоративная электронная почта. Цифровая образовательная среда вуза обеспечивает:

Библиографический список

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик;

- доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.

Одной из составляющей цифровой образовательной среды вуза является платформа kchgta.studentsonline.ru для создания веб-портфолио студента, где осуществляется сохранение работ студента, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

В процессе формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров большую роль играет самостоятельная работа с образовательными Интернет-порталами, где размещены цифровые образовательные ресурсы. К таким порталам мы относим следующие: http://fcior.edu.ru/, http://acm.timus.ru, http:// www.ict.edu.ru, http://www.school.edu.ru и другие.

В дополнение к этим ресурсам будущие бакалавры в образовательном процессе используют цифровые ресурсы преподавателей вуза - учебники, учебные и методические пособия. Студенты полностью оснащены дополнительной литературой, которая включает в себя публикацию официальных изданий, научных, научно-популярных и периодических изданий по образовательной программе по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика»; справочно-библиографические издания, научную литературу, информационные базы данных.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе в вузе способствует не только расширению видов деятельности, но и формированию исследовательских компетенций, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика». Внедрение новых цифровых ресурсов в образовательный процесс позволяет нам создавать новую образовательную среду в вузе, направленную на формирование исследовательских компетенций, которые закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Качество образовательного процесса, направленного на формирование исследовательских компетенций, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, достижение высших результатов обучения станет возможным, если дидактический потенциал цифровой образовательной среды будет реализован в образовательном процессе вуза. Работа с цифровыми ресурсами цифрового контента способствует не только формированию исследовательских компетенций, но и развитию творческого и интеллектуального потенциала студентов, а также правильному использованию цифровых ресурсов в различных областях человеческой деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза является одним из важнейших условий создания межличностной парадигмы. Цифровая образовательная среда вуза в подготовке бакалавров детерминирована тем, что она является инструментарием для умственных и творческих способностей, которая дает преподавателю возможность мотивировать студентов к изучению дисциплины; создавать модульные курсы; принимать участие в научно-исследовательской деятельности; проводить научные студенческие конференции в режиме онлайн; анализировать цифровой контент; решать учебно-методические задачи в процессе организации учебной деятельности. В цифровой образовательной среде вуза нами проводится определенная научно-исследовательская деятельность, которая позволяет будущим бакалаврам применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач, а также для подготовки обзоров научной литературы и цифровых образовательных ресурсов для профессиональной деятельности.

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: Автореферат ... доктора педагогических наук. Москва, 2019.

2. Гочияева М.Д. Инновация в сущности и структуре педагогического понятия «Исследовательская компетентность. Модернизация системы непрерывного образования: материалы IX Международной научно-практической конференции. Дербент, 2018: 134 - 137.

3. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий. Человек и образование. 2018; № 4 (57): 105 - 110.

4. Травкин И.Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. Fun of Teaching. Available at: http://funoft eaching. tumblr.com/post/160011857841/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата). Available at: http://fgosvo.ru

References

1. Vajndorf-Sysoeva M.E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskih kadrov k professionale) deyatel'nosti v usloviyah cifrovogo obucheniya: Avtoreferat ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

2. Gochiyaeva M.D. Innovaciya v suschnosti i strukture pedagogicheskogo ponyatiya «Issledovatel'skaya kompetentnost'. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Derbent, 2018: 134 - 137.

3. Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tehnologij. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (57): 105 - 110.

4. Travkin I.Yu. O cifrovoj obrazovatel'noj srede i drugie soputstvuyuschie mysli. Fun of Teaching. Available at: http://funoft eaching. tumblr.com/post/160011857841/

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika (uroven' bakalavriata). Available at: http://fgosvo.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 378.0

Guseva Ye.A., senior teacher, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia) E-mail: [email protected]

THEORY AND PRACTICE OF LEISURE ACTIVITIES FOR FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK TO ACTIVATE THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The article discusses a concept of "professional development", shows the place and functions of leisure activities in the process of professional development of students. One of the necessary pedagogical components of the educational process of the university is the leisure activities of students, as their purposeful activity, meeting the needs, motives, abilities of each young person. The article reflects the experience of the Department of Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences at North Caucasus Federal University in organizing leisure activities of students for professional development of future bachelors of social work. The materials of an empirical study are presented. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process.

Key words: leisure, leisure activities, functions and means of leisure activities, educational environment of university, professional development of students, social work, future bachelors of social work.

Е.А. Гусева, ст. преп., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональное становление», показаны место и функции досуговой деятельности в процессе профессионального становления студентов. Одной из необходимых педагогических составляющих образовательного процесса вуза выступает досуговая деятельность студентов как их целенаправленная активность, отвечающая потребностям, мотивам, способностям каждого молодого человека. Отражен опыт кафедры социальных технологий института образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в организации досуговой деятельности студентов для профессионального становления будущих бакалавров социальной работы. Приведены материалы эмпирического исследования. Автор делает вывод о том, что специальным образом организованная профессионально направленная досуговая деятельность будущих бакалавров социальной работы способствует их профессиональному становлению и активизирует данный процесс.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, функции и средства досуговой деятельности, образовательная среда вуза, профессиональное становление студентов, социальная работа, будущие бакалавры социальной работы.

В XXI веке динамичные, глобализационные, трансформационные, информационные и пр. условия жизнедеятельности человека ставят перед отечественной системой профессионального образования задачу подготовки конкурентоспособности выпускаемых специалистов (бакалавров, магистров) всех профилей на отечественном и мировом рынке труда, создания педагогических условий для их профессионального становления. Особое внимание при этом уделяется подготовке профессионалов, деятельность и профессионально-личностные ресурсы которых обеспечивают поступательное развитие социальной сферы, влияют на социальную стабильность в обществе, психологическое благополучие граждан, формирование доступной и оптимальной среды жизнедеятельности. В первую очередь к таким специалистам относятся профессионалы в области социальной работы, выполняющие многофункциональную, разноплановую и многоролевую профессиональную деятельность по поддержке и социальному обслуживанию слабо защищенных категорий населения, активизацию их жизненного потенциала, помощь в трудной жизненной ситуации, в целом гуманизацию социальной среды. Поэтому различные аспекты проблемы профессионального становления социальных работников актуальны для изучения в теории и практике современной педагогической науки.

Проблема профессионального становления личности активно дискутируется в научных исследованиях (РА. Войко, Е.А. Гусева, А.А. Деркач, В.Г Иванов, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, М.В. Мороз, Л.А. Новоселова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Ярцев и др.). Понятие «профессиональное становление» широко изучается с позиций философии, педагогики, психологии, акмеологии, валеологии, социологии. Отмечается, что становление профессионала - длительный, динамичный, разноплановый и системный процесс, имеющий определенную этапность. На каждом этапе формируются основы последующего этапа, получают разрешение противоречия, возникающие в сфере «человек - профессия» [1].

Исследователями (РА. Войко, Э.Ф. Зеер, М.В. Мороз, Л.А. Новоселова, А.А. Ярцев и др.) выделены этапы профессионального становления личности [2, 7]. Обобщив имеющийся научный задел, можно указать следующие этапы:

- социально и психологически мотивированный выбор профессии;

- овладение профессиональными компетенциями в процессе профессионального обучения;

- вхождение в профессию и активное овладение ее азами;

- достижение высокой степени владения профессиональными, знаниями умениями, навыками;

- полная реализация в профессиональной деятельности, позволяющая достигать «акме».

Таким образом, профессиональное становление личности охватывает длительный период жизнедеятельности человека, начиная с профессиональной ориентации и до полного овладения профессией (М.В. Мороз, Т.В. Кудрявцев, Л.А. Новоселова). В высшей школе реализуются его важнейшие промежуточные этапы: овладение необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, выраженными компетенциями, и активное овладение основами профессии. Данные этапы реализуются посредством учебно-профессиональной деятельности студента [3].

Одной из необходимых педагогических составляющих образовательного процесса вуза выступает досуговая деятельность студентов как их целенаправленная активность, отвечающая потребностям, мотивам, способностям каждого молодого человека, а также специально организованный процесс просвещения, образования, воспитания и социализации молодежи, активизирующий потенциал и жизненную позицию, творчество, самореализацию каждого молодого человека как субъекта досуга [4].

Различные формы (индивидуальная, групповая, массовая), а также виды и средства досуговой деятельности (игры, конкурсы и викторины, кружковая работа, участие в клубной деятельности, профессиональные праздники, участие в волонтерских отрядах, чтение научно-профессиональной литературы и просмотр профессионально ориентированных передач, творчество и др.), содержание которых направлено на профессию, активно используются в профессиональном становлении студентов.

Специальным образом организованный досуг студентов как вид воспитательной работы позволяет решать задачи формирования профессионально важных качеств, развития необходимых компетенций, лидерских качеств, творческого подхода к жизнедеятельности и пр. Это определяет актуальность разработки новых видов и методов досуговой деятельности в образовательной среде вуза. При этом, несмотря на наличие в научной литературе значительного числа исследований по вопросам профессионального становления студентов (Э.Ф. Зеер [2], В.Г Иванов [6], И.Р. Искакова [6], М.В. Мороз [13], Л.А. Новоселова [3], А.А. Ярцев [4] и др.), недостаточно исследований, рассматривающих значение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.