видео материалы играют важную роль в образовании. Не даром люди, когда только еще начинали учить другие языки понимали друг друга по средствам жестов и изображений. Включая учебное видео для иностранцев, преподаватель может проводить лекцию или другую форму организации учебного процесса, одновременно с видео материалом. В таком случае иностранные обучающиеся смогут слушать теоретическую часть и подкреплять ее примерами, визуальной составляющей с интерактивной доски. Успеваемость обучающихся при таком методе преподавания будет гораздо выше, а также, скорость усвоения материала будет так же на порядок выше.
Еще одной важной особенностью учебных занятий с применением видео является возможность электронного обучения, которое подойдет для многих обучающихся. Так иностранные обучающиеся, не имеющие возможности присутствовать непосредственно на лекции могут просмотреть учебное видео, которое использовалось на занятии непосредственно у себя дома. Это так же облегчает и улучшает качество образования, так как каждый обучающийся по каким-либо причинам пропустивший учебное занятие, сможет просмотреть его по средствам учебного видео [2]. Тем более электронное обучение в нашей стране набирает популярность и нашло свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», что существенно упростило урегулирование вопросов, связанных с электронным образованием. В статье № 16 закона об образовании «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» закреплены следующие понятия.
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [5].
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].
Данный подход к определению понятий позволяет разделить процесс дистанционного обучения, определяемый в законе как электронное обучение от методических основ применения технологий дистанционного обучения [1].
Выводы. Преподавание с использованием видео для бакалавров педагогического направления, позволит будущим учителям узнать эффективность данного метода, и дальше в своей преподавательской деятельности применять лучшие средства общения преподавателя с обучающимися, позволит точно узнать, по какому принципу лучше всего выстраивать видео материал на учебных занятиях для лучшего усвоения обучающимися пройденного материала.
Литература:
1. Суханова Н.Т., Болдин С.В., Тарасов В.А. Формирование информационных компетенций студентов педагогических вузов в условиях цифрового образования. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА. - Вып. 57. - Ч. 12, с. 301-309
2. Суханова Н.Т., Домрачева Т.С., Орловская Л.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании на примере видео-лекций. // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, №10(2) 2017 Alley-science.ru, с. 777-780
3. Суханова Н.Т., Романова Н.А., Домрачева Т.С. Средства информационных технологий применяемые в дистанционном образовании. // Сборник статей студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. По результатам XI Международной научной конференции «Техноконгресс», 26 июня 2017 г. [URL:] www.t-nauka.ru
4. Суханова Н.Т., Домрачева Т.С., Романова Н.А. Место видеолекции в современном образовании. // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: Сборник статей по материалам Международной конференции (декабрь 2016). - Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 55 - 59
5. Суханова Н.Т., Шалашов Н.П. Особенности разработки видеоконтента в системе дополнительного образования. // Проблемы современного педагогического образования. № 53(11) - Ялта: ГПА ФГОУВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016, с. 106-113
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна
Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук Тарасов Виктор Александрович
Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ IT-
СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В данной статье рассматриваются цифровые технологии для обработки информации и их применение в процессе подготовке IT-специалиста по направлениям 09.03.02. Информационные системы и технологии и 09.03.03. Прикладная информатика (профиль подготовки: прикладная информатика в менеджменте).
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое обучение, IT-специалист, подготовка IT-специалиста. Annotation. This article deals with digital technologies for information processing and their application in the training of IT specialists in the areas of 09.03.02. Information systems and technologies and 09.03.03. Applied informatics (training profile: applied informatics in management).
Keywords: digital technologies, digital training, IT specialist, IT specialist training.
Введение. На сегодняшний день в обществе стремительно растёт развитие и внедрение компьютерных, телекоммуникационных и цифровых технологий. Это влечет за собой востребованность на рынке труда квалифицированных специалистов, которые могут работать с цифровыми технологиями и поддерживать их обслуживание на рабочем месте.
Сегодня многие ВУЗы страны предлагают обучение по данному направлению. Так в Нижегородском государственном педагогическом университете (НГПУ) имени Козьмы Минина осуществляется подготовка конкурентоспособных 1Т-специалистов, способных анализировать, моделировать и решать прикладные задачи, связанные с проектированием, разработкой, эксплуатацией информационных систем, информационных технологий в соответствие с потребностями государства и общества, а именно по следующим направлениям:
- 09.03.02. Информационные системы и технологии (ИСТ);
- 09.03.03. Прикладная информатика (профиль подготовки: прикладная информатика в менеджменте) (ПИМ).
Студенты данных направлений обучаются в рамках универсального бакалавриата при котором информационные компетенции реализуются в модулях. При этом модульная структура влечет за собой трансформацию и контента изучаемых дисциплин.
Изложение основного материала статьи. Цифровые технологии - это технологии, которые основываются на представлении сигналов в дискретном виде, позволяют сжимать огромные объемы информации на небольших запоминающих устройствах, которые можно легко сохранить и транспортировать. Оцифровка также ускоряет скорость передачи данных. Цифровая технология изменила то, как люди общаются, учатся и работают [1].
1Т-специалисты - это достаточно большой перечень профессий, требующих глубокие знания в области информационных технологий: системный администратор; программист; специалист по информационным системам; системный аналитик; менеджер информационных технологий; специалист по робототехнике; менеджер по продажам сложных технических систем; администратор баз данных; модераторы по информационной безопасности; web-дизайнеры, 3D-аниматоры.
В рамках направлений подготовки Информационные системы и технологии и Прикладная информатика (профиль подготовки: прикладная информатика в менеджменте) по которым обучаются студенты НГПУ реализуются информационные компетенции согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (таблица 1).
Таблица 1
Информационные компетенции формируемые в процессе подготовки ^-специалиста
\ Название направления № N. 09.03.02. Информационные системы и технологии 09.03.03. Прикладная информатика (профиль подготовки: прикладная информатика в менеджменте)
1. ПК-2. Способностью проводить техническое проектирование ПК-10. Способность принимать участие во внедрении,адаптации и настройке информационных систем
2. ПК-11. Способностью к проектированию базовых и прикладных информационных технологий ПК-11. Способность эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
3. ПК-12. Способностью разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) ПК-12. Способность проводить тестирование компонентов программного обеспечения
4. ПК-13. Способностью разрабатывать средства автоматизированного проектирования информационных технологий ПК-14. Способность осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач
5. ПК-18. Способностью осуществлять организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного оборудования ПК-16. Способность осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
Бакалавры, обучающиеся по направлению «Информационные системы и технологии» в процессе изучения дисциплин формируют компетенции, касающиеся технического проектирования ИС и технологий, разработки средств реализации ИТ.
А бакалавры направления подготовки «Прикладная информатика» занимаются главным образом вопросами эксплуатации, сопровождения, тестирования, как информационных систем, так и программного обеспечения.
В рамках учебного плана универсального бакалавриата информационные компетенции реализуются в следующих модулях:
1. Модуль №1 «Основы теории систем» - включает изучение объектов, представляющих собой системы, системного подхода;
2. Модуль №2 «Проектирование информационных систем» - в основе которого являются методологии системного анализа и моделирования, позволяющие на этапе создания информационной системы (ИС) решить следующие основные задачи: обеспечение требуемых функциональных возможностей системы, адаптации к изменяющимся условиям функционирования; проектирование реализуемых в системе объектов;
3. Модуль №3 «Инженерия программирования» - включает в себя изучение и разработку разноплановых приложений, изучение вопросов функционирования и сопровождения программного обеспечения, а также исследованию этих подходов;
4. Модуль №4 «Внедрение и эксплуатация информационных систем» - представляет изучение принципов создания информационных систем, отображение и моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обеспечение процесса анализа и проектирования ИС возможностями CASE-технологий, внедрение информационных систем;
5. Модуль №5 «Управление качеством систем» - изучение организации структуры, включающей различные методы для реализации функций управления качеством;
6. Модуль №6 «Управление проектами» - основывается на деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ и ресурсами.
Каждый модуль содержит ряд дисциплин, которые осуществляют развитие студента в профессиональной сфере. На наш взгляд такими профильными дисциплинами в соответствии с учебным планом являются следующие:
1. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации - развивает навыки организации вычислительных устройств и разработки их функций. Тем самым раскрывает профессиональную компетенцию ПК-2 у студентов направления ИСТ и ПК-12 у студентов направления ПИМ;
2. Информационные системы и технологии - знакомит с ИС и ее работой, развивает навыки использования различных информационных технологий. Данная дисциплина раскрывает ПК-2 по направлению ИСТ и ПК-16 по направлению ПИМ;
3. Проектирование информационных систем - подразумевает под собой обучение по разработке и проектированию ИС, эксплуатации и поддержки системы. Раскрывает следующие компетенции направления ИСТ: ПК-13 ПК-2 ПК-11. А у направления ПИМ - ПК-11;
4. Информационная безопасность - изучение и применения методов защиты конфиденциальности, целостности и доступности информации и ИС. Тем самым раскрывает ПК-18 у студентов направления ИСТ и ПК-12 и ПК-14 у студентов направления ПИМ.
На основе рассмотренных профильных модулей и дисциплин видно, что большое внимание уделяется вопросам, связанным с разработкой ИС, программированию, проектированию и их реализации. Особое значение при подготовке IT-специалиста необходимо уделять цифровым технологиям. При этом существуют различные цифровые ресурсы - это коллекции медиа, видео лекций, наглядных пособий, тренажеров, электронных учебников, энциклопедий, справочников, которые позволяют дополнять или даже замещать лекции. В рамках применения цифровых технологий в Мининском университете в среде Moodle размещены электронные учебно-методические комплексы, которые охватывают большую часть изучаемых дисциплин [4, 5]. Каждая дисциплина имеет методические рекомендации по изучению различных видов работ (лабораторная, практическая и самостоятельная работа). Теоретический материал представлен главным образом ресурсом Лекция, а так же текстовыми, видео документами и мультимедиа файлами. Сопровождается дополнительными материалами, такими как презентации, электронные учебники, видео и аудио документы.
Лабораторные и практические задания могут быть представлены как различными электронными документами, так и использовать сетевые тренажеры. Контроль знаний организован тестовыми заданиями для проведения (текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации). Информационно-справочные материалы это: глоссарий, гиперссылки на открытые полнотекстовые издания учебной и научной литературы, периодические издания и другие электронно-образовательные ресурсы. Электронные курсы используют, как правило, телекоммуникационные технологии: проведение вебинаров, on-line конференций, чатов и форумов.
При этом студенты используют для реализации практических заданий или ознакомления с методическими и теоретическими материалами различные цифровые устройства: планшеты, смартфоны, аудиоустройства, ридеры и т.д. Так как они всегда под рукой: в университете, дома, в метро, автобусе и т.д.
В университетах и во многих общественных местах все чаще предоставляют бесплатный открытый Wi-fi, что позволяет всегда оставаться не только на связи с одногруппниками и даже с преподавателями, но и всегда иметь доступ к лекционным и практическим материалам. Благодаря этому обучение доступно везде.
Так как студенты IT-специальностей многогранны в своей сфере, они должны практиковаться на различных цифровых устройствах. Для обучения сегодня существуют различные комплексы и оснащенные аудитории большим количеством цифровых технологий. Но для развития информационных компетенций студентов направлений 09.03.02. и 09.03.03. достаточно иметь базовую комплектацию компьютерного класса, которая содержит следующие цифровые технологии:
1. Ноутбук - обеспечивает быструю обработку данных, выполнение практических заданий каждым студентом индивидуально. Сетевые компьютеры помогают организовать быструю связь и веб-доступ, мгновенный сбор работ преподавателем, обмен справочным материалом. Хранение электронных документов на компьютерах помогает экономить бумагу. Данных вид персонального компьютера удобен тем, что имеет всторенную гарнитуру и аудиосистему.
2. Интерактивная доска - большой сенсорный экран, к которому подключается компьютер и проектор. Позволяет работать, вносить изменения и пометки с проецируемым на доску изображением, не только демонстрировать материал, но и вызывать «к доске» студентов для выполнения задания.
3. Проектор - позволяет спроецировать изображение с компьютера преподавателя на большой экран.
4. Веб-камера - позволяет работать на удалённом доступе преподавателю со студентами.
Стоит отметить, что сегодня разработчики цифровых образовательных ресурсов адаптируют свои продукты к мобильным устройствам. Это помогает значительно удешевить затраты на приобретение дорогостоящего оборудования.
Немало важен тот факт, что благодаря программному обеспечению ноутбука студент осуществляет все профильные практические задания: проектирует, программирует, реализует различные проекты, внедряет, настраивает, проводит тестирование и осуществляет поддержание ИС. Что в свою очередь раскрывает все профессиональные компетенции двух направлений IT-специалистов.
Нами был проведено исследование, заключающееся в оценке использования цифровых технологий в процессе изучения дисциплины Информационные системы и технологии (n=60) бакалаврами направления подготовки ИСТ. Студенты были разделены на две группы. Одна из которых (контрольная группа) изучала дисциплину, используя традиционные технологии, а в другой группе (экспериментальная) в процессе обучения данной дисциплине использовались выше перечисленные цифровые технологии. При этом студенты по разному оценили необходимость использования цифровых технологий в учебном процессе (Мэ = 3,18; Мк = 2,11 балла по пятибалльной шкале).
Выводы. На наш взгляд, работая с цифровыми технологиями, в процессе обучения студент учиться корректно их использовать и налаживать их отклонения. Что в свою очередь раскрывает ПК-18 направления «Информационных систем и технологий» и ПК-10 направления «Прикладная информатика». В настоящее время цифровые технологии позволяют приблизиться к предмету через собственный опыт их использования. Так как это способствует лучшему усвоению теоретических знаний и быстрому овладевают практическими умениями. Кроме того от применения цифровых технологий в подготовке IT-специалиста зависит его владение информационными компетенциями, а значит его успешное профессиональное будущее.
Литература:
1. Ключевые тенденции цифрового обучения в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/klyuchevye-tendencii-cifrovogo-obucheniya-v-2016-godu/ (дата обращения 15.12.17)
2. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 №219 (ред от 09.09.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02. Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в минюсте России 30.03.2015 36623). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mininuniver.ru/sveden/edustandarts (дата обращения 16.12.17)
3. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 №207 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03. Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в минюсте России 27.03.2015 36589). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mininuniver.ru/sveden/edustandarts (дата обращения 16.12.17)
4. Суханова Н.Т. Электронное обучение в вузе: оценка качества электронных курсов. // Проблемы современного педагогического образования. № 52-6- Ялта: ГПА ФГОУВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016, с. 302-309
5. Суханова Н.Т., Шалашов Н.П. Особенности разработки видеоконтента в системе дополнительного образования. // Проблемы современного педагогического образования. № 53(11) - Ялта: ГПА ФГОУВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016, с. 106-113
6. Болдин С.В. Виртуальные лабораторные работы как инновационный образовательный продукт / В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: Мининский университет, 2015. с. 258-259.
7. Болдин С.В. Особенности внедрения систем дистанционного обучения по инженерным направлениям / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов, кафедра Прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Н.Новгород: Мининский университет, 2015. с. 62-65.
Педагогика
УДК 796 : 61 : 378
кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Волкова Татьяна Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОК АГРАРНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования показателей физического развития и физической подготовленности студенток аграрного вуза (на примере Чувашской ГСХА), проведен корреляционный анализ полученных данных.
Ключевые слова: студентки, физическое развитие, физическая подготовленность, корреляционный анализ, процесс физического воспитания.
Annotation. The article presents the results of the study of indicators of physical development and physical preparedness of female students in agricultural University (on the example of Chuvash State Agricultural Academy), the correlative analysis of the obtained data was carried out.
Keywords: students, physical development, physical preparedness, correlative analysis, process of physical education.