Немало важен тот факт, что благодаря программному обеспечению ноутбука студент осуществляет все профильные практические задания: проектирует, программирует, реализует различные проекты, внедряет, настраивает, проводит тестирование и осуществляет поддержание ИС. Что в свою очередь раскрывает все профессиональные компетенции двух направлений IT-специалистов.
Нами был проведено исследование, заключающееся в оценке использования цифровых технологий в процессе изучения дисциплины Информационные системы и технологии (n=60) бакалаврами направления подготовки ИСТ. Студенты были разделены на две группы. Одна из которых (контрольная группа) изучала дисциплину, используя традиционные технологии, а в другой группе (экспериментальная) в процессе обучения данной дисциплине использовались выше перечисленные цифровые технологии. При этом студенты по разному оценили необходимость использования цифровых технологий в учебном процессе (Мэ = 3,18; Мк = 2,11 балла по пятибалльной шкале).
Выводы. На наш взгляд, работая с цифровыми технологиями, в процессе обучения студент учиться корректно их использовать и налаживать их отклонения. Что в свою очередь раскрывает ПК-18 направления «Информационных систем и технологий» и ПК-10 направления «Прикладная информатика». В настоящее время цифровые технологии позволяют приблизиться к предмету через собственный опыт их использования. Так как это способствует лучшему усвоению теоретических знаний и быстрому овладевают практическими умениями. Кроме того от применения цифровых технологий в подготовке IT-специалиста зависит его владение информационными компетенциями, а значит его успешное профессиональное будущее.
Литература:
1. Ключевые тенденции цифрового обучения в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/klyuchevye-tendencii-cifrovogo-obucheniya-v-2016-godu/ (дата обращения 15.12.17)
2. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 №219 (ред от 09.09.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02. Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в минюсте России 30.03.2015 36623). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mininuniver.ru/sveden/edustandarts (дата обращения 16.12.17)
3. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 №207 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03. Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в минюсте России 27.03.2015 36589). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mininuniver.ru/sveden/edustandarts (дата обращения 16.12.17)
4. Суханова Н.Т. Электронное обучение в вузе: оценка качества электронных курсов. // Проблемы современного педагогического образования. № 52-6- Ялта: ГПА ФГОУВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016, с. 302-309
5. Суханова Н.Т., Шалашов Н.П. Особенности разработки видеоконтента в системе дополнительного образования. // Проблемы современного педагогического образования. № 53(11) - Ялта: ГПА ФГОУВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016, с. 106-113
6. Болдин С.В. Виртуальные лабораторные работы как инновационный образовательный продукт / В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: Мининский университет, 2015. с. 258-259.
7. Болдин С.В. Особенности внедрения систем дистанционного обучения по инженерным направлениям / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов, кафедра Прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Н.Новгород: Мининский университет, 2015. с. 62-65.
Педагогика
УДК 796 : 61 : 378
кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Волкова Татьяна Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОК АГРАРНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования показателей физического развития и физической подготовленности студенток аграрного вуза (на примере Чувашской ГСХА), проведен корреляционный анализ полученных данных.
Ключевые слова: студентки, физическое развитие, физическая подготовленность, корреляционный анализ, процесс физического воспитания.
Annotation. The article presents the results of the study of indicators of physical development and physical preparedness of female students in agricultural University (on the example of Chuvash State Agricultural Academy), the correlative analysis of the obtained data was carried out.
Keywords: students, physical development, physical preparedness, correlative analysis, process of physical education.
Введение. В экономике любого государства аграрный сектор занимает стратегическое положение, так как именно сельское хозяйство является основной производительной системой, которая обеспечивает население необходимыми продуктами питания и товарами первой необходимости.
Для сельскохозяйственного сектора важны не только показатели удельного веса в структуре внутреннего валового продукта, но и процент активного населения занятого в сельском хозяйстве.
На сегодняшний день можно констатировать, что на протяжении последних десятилетий прослеживалось снижение численности сельского населения, этому способствовало множество факторов, немаловажными из которых явились неразвитость социальной инфраструктуры в населенных пунктах и низкий уровень заработной платы работников.
Отрасль сельского хозяйства все еще испытывает дефицит в молодых квалифицированных кадрах. Согласно Росстата средний возраст людей, работающих в сельском хозяйстве - 43,9 лет [7]. Выпускники аграрных вузов после окончания предпочитали оставаться в городе [4].
Предпринимаемые государством мероприятия (выделение денежных средств на социальное развитие села, грантовая поддержка начинающих фермеров и малого бизнеса) по привлечению молодежи для работы на селе возымели свое действие.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция популярности аграрных вузов среди молодежи. На отдельные направления подготовки конкурс среди абитуриентов достигает 4-5 человек на место. Это дает уверенное основание считать, что в ближайшей перспективе приток молодых людей в сельскую местность значительно увеличится.
Как и в любой отрасли, выпускник аграрного вуза для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей должен обладать не только теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, владеть определенными компетенциями, но и - крепким здоровьем, которое во многом зависит от его физического развития и физической подготовленности [1, 8, 9].
Цель нашего исследования заключалась в анализе показателей физического развития и физической подготовленности студенток аграрного вуза (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА).
Исследование проводилось в сентябре-октябре 2018 года на кафедре физического воспитания ФГБОУ ВО Чувашской ГСХА. В исследовании приняли участие 50 студенток в возрасте 18-24 лет.
Соматоскопически устанавливался тип конституции и осанки. Так как Чувашская Республика является эндемической по зобу местностью, у девушек пальпаторно определяли увеличение щитовидной железы.
Физическое развитие определялось общепринятыми методиками врачебного контроля, и оценивалось методами стандартов и индексов:
- весоростовой показатель (ВРП), г/см;
- жизненный показатель (ЖИ), мл/кг;
- силовой показатель (СП), %;
Показатели физической подготовленности студенток оценивались при помощи следующих контрольных тестов:
- бег 100 м (сек);
- бег 2000 м (мин., сек);
- прыжок в длину с места (см);
- поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (количество повторений).
- гибкость (см).
Статистическая обработка полученного материала проводилась по методу Л.С. Каминского.
Изложение основного материала статьи. Соматоскопически у девушек определены следующие типы конституции: нормостенический тип имеют 20 студенток (40%), астенический - 23 (46%) и гиперстенический - у 7 (14%).
При исследовании осанки девушек выявлено следующее: нормальную осанку имеют 13 студенток (26%); правосторонний сколиоз - у 24 (48%); левосторонний - у 4 (8%); S-образный сколиоз - у 6 (12%); плоская спина - у 2 (4%); круглая спина - у 1 (2%). Следовательно, имеют нарушенную осанку 37 обследованных студенток, что составляет 74%.
Высокий процент нарушения осанки может быть связан с эндемическим зобом. Это подтверждается и тем, что им поражено 29 девушек (58%), из которых I степень имеют 25 студенток (50%), II - 2 (4%) и III - 2 (4%).
Результаты исследования показателей физического развития студенток представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели физического развития студенток Чувашской ГСХА
Рост, см Окружность грудной клетки, см Сила, кг
Показатели я о н с 5 с Масса, кг х о « в х о 3 ы в а з а п экскурсия ЖЕЛ, мл правая кисть левая кисть яа в о я а т с
М± т 164,47 ±2,25 86,43 ±4,30 57,45± 3,14 89,40± 2,62 82,86 ±2,62 ±8 6,56± 0,94 13,19 ±1,47 13,19 ±1,47 13,26 ±1,89 58,38± 6,18
Анализ таблицы свидетельствует о том, что масса тела и окружность грудной клетки расцениваются как средние. Рост соответствует средним значениям по Приволжскому федеральному округу [3]. Силовые показатели студенток были низкими. Следует отметить, что снижение силовых показателей характерно как для школьников, так и студентов Чувашской Республики [6].
При оценке физического развития методом индексов выявлено следующее:
- весоростовой показатель равен 349±20 г/см, что расценивается как «плохая упитанность»;
- жизненный индекс соответствует нормативным требованиям и составляет 53,75±6,70 мл/кг;
- силовой индекс составил 24,8±3,16%, что значительно ниже нормы.
Поскольку на сегодняшний день в отечественной практике оценки уровня физической подготовленности студентов нет единых унифицированных методик и количественных критериев [5, 101, нами использованы нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Полученные показатели физической подготовленности студентов сравнивались с общероссийскими нормативами VI ступени комплекса (возраст 18-24) «ГТО 2018» [2].
Показатели физической подготовленности студенток представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности студенток Чувашской ГСХА
Показатели Скоростные (сек.) Выносливость (сек., мин) Скоростно-силовые (см) Силовые (кол-во повторений) Гибкость (см)
М ± m 17,52+0,77 12,47+1,14 170,26+7,76 31,34+3,56 12,80+2,31
Анализ таблицы свидетельствует о том, что у девушек показатели расцениваются как средние по скоростным, скоростно-силовым способностям и гибкости, низкие - отмечены по выносливости и силовым показателям.
Из обследованных девушек выполнили нормативы на получение золотого знака отличия комплекса ГТО - 7 студенток (14%), серебряного - 18 (36%), бронзового - 8 (16%). Не смогли уложиться в показатели контрольных нормативов на получение знаков отличия комплекса ГТО - 17 девушек (34%).
При синхронном изучении нескольких признаков какого-либо объекта или учете нескольких показателей в эксперименте возникает вопрос о взаимосвязях между исследуемыми величинами. Можно сказать, что корреляция определяет степень, с которой значения двух переменных пропорциональны друг другу. Важно, что значение коэффициента корреляции не зависит от масштаба измерения.
Корреляционный анализ у исследуемых студенток проводился по следующим параметрам: масса тела, рост, ОГК, СИ, ЖЕЛ, вдох, экскурсия грудной клетки, бег 100 м, бег 2000 м, прыжок в длину с места, гибкость и становая сила.
Положительная корреляция наблюдалась между массой тела и ОГК (r=0,79); между ростом и гибкостью (r=0,20), прыжком в длину с места (r=0,19), ОГК (r=0,08); между ЖЕЛ и ОГК (r=0,04).
Отрицательные отношение установлены между вдохом и бегом 100 м (r= -0,001), бег 2000 м и ЖЕЛ (r= -0,02), бегом 100 м и ЖЕЛ (r= -0,16).
Промежуточные значения коэффициента корреляции говорят, что хотя тенденция к росту одной переменной при увеличении другой не очень ярко выражена, но в какой-то мере она все же присутствует. Сильная корреляционная связь наблюдается между массой тела испытуемых и ОГК. Степень выраженности корреляционной связи указывает, на то, что для достижения положительного результата адаптации к физическим нагрузкам в функциональную систему вовлекается большое количество компонентов.
Выводы. Проведенное исследование позволило заключить то, что у значительной части студенток Чувашской ГСХА наблюдается нарушение осанки и поражаемость эндемическим зобом. Антропометрические показатели девушек свидетельствуют, что их рост соответствует нормативным значениям; масса тела и окружность грудной клетки - средним; силовые показатели - низким.
Оценка физического развития методом индексов указывает на то, что только жизненный индекс является средним, другие - значительно меньше нормативных показателей.
Физическая подготовленность студенток расценивается как средняя по скоростным, скоростно-силовым способностям и гибкости. Низкие показатели отмечены по выносливости и силовым показателям.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне физического развития и физической подготовленности студенток Чувашской ГСХА.
В связи с этим, требуется пересмотр используемых методов и средств, применяемых в учебном процессе по физическому воспитанию и внесение в него соответствующих корректив. В последующем кафедрой физического воспитания планируется выстроить каждой студентке индивидуальную образовательную траекторию, учитывающую не только региональные особенности Чувашской Республики, но и исходное состояние здоровья, с целью достижения ими необходимого уровня физического развития и физической подготовленности для успешного выполнения профессиональных обязанностей в будущей деятельности.
Литература:
1. Алтынова Н. В., Таланцева В. К. Об адаптационных возможностях студентов к учебной деятельности с учетом региональных особенностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 16-21.
2. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Утверждены приказом Минспорта России от «08» июля 2014 г. No 575.
3. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
4. Матвеев Д. М., Таланова А. О., Меняйкин Д. В. Анализ состояния трудовых ресурсов в сельских территориях // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 580-581. - URL https://moluch.ru/archive/63/10060/ (дата обращения: 06.10.2018).
5. Нестеров Д. О. Повышение уровня физической подготовленности студентов технического вуза в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 11.08.2018).
6. Петрова Т. Н., Пьянзина Н. Н. Физическая подготовленность студенток педагогических вузов // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях», посвященной 100-летию Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. - Ташкент-Чебоксары, 2018. - С. 151-156.
7. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных исследований рабочей силы) 2016. Сост. сб. Росстат. - М.: 2016. -146 с.
8. Сизова Н. Н., Исмагилова Ю. Д., Тиосова Т. Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11 (30). - Часть 4. - С. 39-42.
9. Таланцева В. К., Алтынова Н. В., Волкова Т. И. Анализ психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 269-273.
10. Таланцева В. К., Алтынова Н. В. Анализ физической подготовленности первокурсников с использованием норм комплекса ГТО // Материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России с 1909 до 1917 г.», посвященной 150-летию со дня рождения В.Н. Воейкова. - 2018. - С. 288-292.
Педагогика
УДК 658:378.147
ассистент кафедры менеджмента Тарасюк Вера Дмитриевна
Институт экономики и управления Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
МЕНЕДЖМЕНТ
Аннотация. В статье рассмотрены инновационные формы обучения студентов менеджерских специальностей. На основании компаративного анализа были определены следующие, актуальные для преподавания менеджерских дисциплин, методы обучения: моделирующие кейсы, деловые и ролевые игры. Было определено, что данные методы обучения способствуют формированию у студентов широкого спектра профессиональных и общекультурных компетенций.
Ключевые слова: работа в командах, моделирующие кейсы, дидактические игры, инновационные формы обучения, менеджерские дисциплины.
Annotation. The article considers innovative forms of training students in managerial specialties. Based on the comparative analysis, the following teaching methods were relevant for teaching management disciplines: modeling cases, business and role-playing games. It was determined that these teaching methods contribute to the formation of a wide range of professional and general cultural competencies among students.
Keywords: work in teams, modeling cases, didactic games, innovative forms of training, managerial disciplines.
Введение. Современное образование предполагает формирование у обучающихся профессионального мышления, которое основано не только на теоретической базе знаний, но и профессиональных компетенциях, соответствующих их профессиональной деятельности и общечеловеческим ценностям. Поскольку современная экономика характеризуется стремительным развитием технологий, повышенной инновационной активностью и насыщенными информационными потоками, всего лишь формирования навыков поиска и анализа информации, способности находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, осуществлять деловое общение, составления финансовой отчетности и пр. является недостаточным. На первый план выходят компетенции, связанные с организацией групповой работы, освоения навыков стратегического мышления, межличностного общения и пр. Подобные умения у обучающихся формируются при помощи современных форм обучения.
Вопросам модернизации учебного процесса в профессиональной подготовке уделяется достаточно много внимания. Так, в частности, А.В. Глузман отмечает, что «Изменение целей, задач, условий современного высшего образования требует научно-детерминированного совершенствования педагогической технологии» [3, с. 1]. В современной отечественной и зарубежной литературе встречается значительное количество публикаций, где первое место в профессиональной подготовке отдают инновационным технологиям, о чем свидетельствуют работы А.В. Глузмана, Г.В. Лаврентьева, К.В. Татмышевского [3, 6, 7]. Проблемам теории и практики подготовки студентов менеджерских специальностей к управленческой деятельности посвящены работы А.И. Кочетковой, Л.Ф. Морозовой, С.Ф. Поважного С.Ф., О.К. Любчука [5, 8, 9]. Тем не менее, данная тематика требует дополнительного изучения, поскольку разработка инновационных технологий обучения позволяет университету готовить конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов.
Таким образом, целью статьи является изучение инновационных форм обучения актуальных для преподавания менеджерских дисциплин.
Изложение основного материала статьи. Сложившееся десятилетиями традиционное университетское образование, направленное преимущественно на передачу знаний и формирование теоретического базиса не отвечает современным реалиям. Динамично меняющая внешняя среда, рост общемирового объема данных и увеличение объема знаний определяют необходимость в применении инновационных подходов к обучению. Применение новых технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в коллективной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Подобные компетенции формируются у студентов посредством реализации имитационных и социальных обучающих моделей. И если имитационные обучающие модели направлены на решение профессиональных задач, то в социальных обучающих моделях отрабатываются