Научная статья на тему 'Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности'

Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / STUDENTS / PHYSICAL READINESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONALITY / PHYSICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алтынова Надежда Витальевна, Таланцева Валентина Кузьминична, Пьянзина Надежда Николаевна

В статье анализируется состояние физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Авторами экспериментально доказывается эффективность использования физиологического портрета в процессе физического воспитания для формирования у студентов необходимого уровня физической готовности к последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алтынова Надежда Витальевна, Таланцева Валентина Кузьминична, Пьянзина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF PERFECTION OF PROCESS OF FORMATION OF PHYSICAL READINESS OF STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article analyzes the state of physical readiness of students for the upcoming professional activity. The authors experimentally prove the effectiveness of using a physiological portrait in the process of physical education to form the necessary level of physical readiness of students for their subsequent professional activity.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности»

Педагогика

УДК 37.042 + 37.048

кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Пьянзина Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется состояние физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Авторами экспериментально доказывается эффективность использования физиологического портрета в процессе физического воспитания для формирования у студентов необходимого уровня физической готовности к последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, физическая готовность, физическое развитие, функциональные возможности, физические способности.

Annotation. The article analyzes the state of physical readiness of students for the upcoming professional activity. The authors experimentally prove the effectiveness of using a physiological portrait in the process of physical education to form the necessary level of physical readiness of students for their subsequent professional activity.

Keywords: students, physical readiness, physical development, functionality, physical abilities.

Введение. К современному выпускнику высшей школы предъявляются высокие требования не только к знаниям, умениям, навыкам и компетентности в области профессиональной сферы, но и к его физической готовности к осуществлению данной деятельности.

Как отмечает А.В. Дубровский понятие «физическая готовность» подразумевает конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности [5].

В.А. Сластенин считает, что «физическая готовность» выпускника - это соответствие его состояния здоровья и физического развития требованиям деятельности и профессиональной работоспособности [9].

Б.М. Бим-Бад под «физической готовностью» подразумевает оптимальную физическую подготовленность, которая характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма и развития основных физических качеств человека [2].

На сегодняшний день снижение уровня здоровья студенчества вызывает особую обеспокоенность, так как по данным ежегодных медицинских обследований более чем у 50% студентов (как у юношей, так и девушек), поступивших на первый курс, уже имеются по 2-3 хронических заболевания [7]. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Только 10-15% обучающихся считаются здоровыми [3].

Общеизвестно, что студенческая молодежь относится к числу наименее социально защищенных групп населения, кроме этого, специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма [1]. Кроме того, в этот период уменьшается двигательная активность, что приводит к снижению общей работоспособности [4].

Наиболее распространенными заболеваниями среди молодых людей в процессе обучения являются болезни органов пищеварения, системы кровообращения, нарушения органов зрения (миопия), нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Следовательно, за время обучения в высшей школе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается: заболеваемость студентов в среднем увеличивается по стране в 3,8 раза [8].

К сожалению, многими авторами отмечается, что в рейтинге ценностей обучающиеся ставят здоровье на второе место после образования, всецело осознавая значимость высокого уровня здоровья для конкурентного преимущества специалиста на рынке труда, при этом практически не предпринимают никаких мер по его укреплению [6].

Исходя из современных представлений о здоровье человека, возрастает значение рационального физического воспитания в вузе, которое становится главным фактором обеспечения высокого функционального состояния организма.

В связи с этим ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов и их низким уровнем здоровья, особенно в период обучения [1], требует пересмотра организационно-содержательного обеспечения процесса формирования физической готовности будущих выпускников к предстоящей профессиональной деятельности [10]. Поскольку, как справедливо заметил Ю. Власов, «мозг, разум, культура современного человека сейчас особенно требует полноценного здорового тела», так как «слабый организм просто не дает развиться сильному интеллекту».

В связи с этим, целью исследования явился поиск путей совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Применительно к нашему исследованию был разработан физиологический портрет (ФП) для определения физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности, состоящий из трех блоков: показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей.

Мы предполагаем, что внедрение в процесс физического воспитания студентов ФП позволит повысить их заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом, улучшить состояние здоровья и уровень

физической подготовленности, тем самым повысить его уровень физической готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА с привлечением 33 студентов 1 курса (21 девушка и 12 юношей), отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Возрастной диапазон обучающихся варьировался от 17 до 19 лет. Добровольность участия в исследовании студенты подтверждали в информированном письменном согласии. Показатели физической готовности снимали согласно выделенным блокам ФП.

Для оценки физического развития студентов использовали антропометрические данные: измеряли длину тела с помощью ростомера медицинского РМ-1П, массу тела - на медицинских напольных весах РП-150 МГ, мышечную силу кистей - с помощью динамометра ДРП-90, силу мышц спины - становым динамометром.

Для мониторинга функциональных возможностей основных физиологических систем организма студентов производили замеры окружности грудной клетки на вдохе (ОГКвд, см), выдохе (ОГКвыд, см) и в покое (ОГКп, см) с помощью сантиметровой ленты. Рассчитывали экскурсию грудной клетки - ЭКС= ОГКвд - ОГКвыд, см. Для определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл) использовался спирометр СП-01.

По общепринятым методикам проводили пробы Штанге и Генчи, сек.

Оценку функции сердечно-сосудистой системы определяли по частоте сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), а также по показателям артериального давления: систолического (САД, мм рт. ст), диастолического (ДАД, мм рт. ст.) и пульсового (ПД мм рт. ст.), которое определяли как разность САД-ДАД.

Уровень физической подготовленности студентов определялся следующими тестами: бег 100 м (сек.); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см); челночный бег 3 х 10 м (сек.); силовые: сгибание, разгибание рук в упоре лежа (девушки) и подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши); количество раз; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, см.

Математическая обработка материалов проводилась по методу Л. С. Каминского.

В начале учебного года (сентябрь-октябрь 2017 г.) у студентов был проведен сбор данных для формирования ФПС по следующим блокам:

- показатели физического развития (рост: стоя и сидя, см; масса тела, кг; окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза, экскурсия, см); сила, кг);

- функциональные показатели кардиореспираторной системы ЧСС, САД, ДАД, ПД; ЖЕЛ, пробы Штаге и Генчи;

- уровень физической подготовленности (тестирование физических способностей с использованием контрольных нормативов).

Аналогичные исследования были проведены в конце учебного года (май-июнь 2018 г.).

В ходе проведенного исследования по выделенным блокам были получены результаты, которые представлены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Показатели физического развития обследованных студентов на начало учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

Рост, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см Сила, кг

стоя сидя вдох выдох пауза экскур -сия становая правой кисти левой кисти

Девушки 162,6± 0,95 84,6± 0,59 54,1± 2,07 85,9± 1,01 81,1± 0,71 82,7± 1,01 4,9± 0,36 54,0± 2,04 21,1± 0,65 18,6± 0,53

Юноши 177,3± 1,76 91,2± 1,02 71,6± 2,13 95,2± 2,22 82,4± 1,76 84,8± 1,39 11,6± 2,50 103,7 ±2,78 41,3± 1,85 38,9± 1,39

Сопоставление полученных антропометрических данных со стандартами физического развития студентов привело нас к заключению о том, что у девушек рост, масса и экскурсия грудной клетки были средними, а все остальные показатели расценивались как ниже среднего. Рост юношей был выше среднего, экскурсия грудной клетки, а также становая сила - средние, остальные показатели - ниже стандартных величин.

Следовательно, при росте среднем и выше среднего у обследованного контингента отмечались сниженные показатели окружности грудной клетки и мышечной силы. При этом следует отметить, что экскурсия грудной клетки была достаточной.

Полученные результаты по оценке функциональных показателей кардиореспираторной системы студентов свидетельствовали о том, что:

- у девушек ЧСС и ЖЕЛ находились в пределах нормальных возрастных величин; САД и ДАД были снижены. Проба Штанге оценивалась на «хорошо», Генчи - на «удовлетворительно»;

- у юношей ЧСС, САД и ДАД находились выше возрастных показателей. ЖЕЛ - соответствовала возрастным нормам. Пробы Штанге и Генчи оценивались на «хорошо».

Функциональные показатели кардиореспираторной системы студентов на начало учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

ЧСС, уд/мин АД, мм рт. ст. ЖЕЛ, мл Пробы, сек.

САД ДАД ПД

Штанге Генчи

Девушки 77,4± 3,85 114,2± 2,37 86,6± 2,37 45,7± 2,43 3,5± 0,43 46,0± 2,25 29,6± 1,78

Юноши 83, 7± 3,52 125,6± 3,70 74,2± 2,78 51,3± 1,85 4,8± 0,18 87,7± 5,46 47,9± 2,31

Таблица 3

Показатели физических способностей студентов на начало учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

Бег 100 м (сек.) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (дев.) / Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн.), (кол-во раз) Челночный бег 3 х 10 м (сек.) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, см

Девушки 17,4±0,13 163,5±2,22 6,6±0,59 9,1±0,08 10,1±1,41

Юноши 14,1±0,09 221,3±4,77 6,6±1,19 7,8±0,12 8,1±1,17

Показатели физической подготовленности, представленные в таблице, свидетельствовали о том, что:

- у девушек: скоростные способности соответствовали средним, при этом низкий уровень определялся у 4,76%, средний - у 90,48%, высокий - у 4,76% студенток; скоростно-силовые способности были на низком уровне, при этом средний показатель был у 38,09% студенток, низкий - у 52,38%, высокий - 9,53%; координационные способности расценивались как средние, при этом низкий уровень был у 9,53%, средний -у 90,47% студенток; силовые способности расценивались как низкие, при этом низкий уровень был выявлен у 61,90%, средний - у 23,80%, высокий - у 14,30% обследуемых; показатель гибкости соответствовал среднему уровню, причем у 33,34% был низким, у 47,61% был средним, у 19,05% - высоким.

- у юношей: скоростные способности расценивались как средние, при этом низкие показатели были выявлены у 25,00% студентов и средние - у 75,00% студентов; скоростно-силовые способности определялись как средние, причем у 50,00% расценивались как средние, у 41,17% - как низкие и у 8,83% - как высокие; координационные способности расценивались как средние, при этом высокий уровень был выявлен у 33,30% и средний - у 66,70%; силовые способности определялись как низкие, при этом у 16,60% испытуемых был выявлен высокий уровень, у 16,60% - средний и низкий - у 66,80%; показатель гибкости соответствовал как средний, при этом высокий уровень был у 16,60%, средний - у 75,00% и низкий - у 8,40%.

Таким образом, установлено, что физические способности девушек были низкими по скоростно-силовым и силовым показателям, в то время как у юношей - только по силовым качествам.

Обобщение полученных показателей ФП первого курса Чувашской ГСХА и сопоставление их со стандартами позволило заключить о недостаточном уровне физического развития, функциональных показателей основных физиологических систем и физической подготовленности обучающихся, что в целом указывает на их низкий уровень физической готовности.

После проведенного исследования персонально проводилось обсуждение данных физиологического портрета, что позволило вовлечь каждого из них в процесс совершенствования тех показателей выделенных блоков ФП, которые у него были развиты в меньшей степени.

В течение года преподавателями кафедры физического воспитания велось методическое сопровождение обследованных студентов: индивидуализировалась нагрузка, проводились обсуждения со студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и т.д.; велись консультации обучающихся по проведению самостоятельных занятий и составлению индивидуальных комплексов упражнений, по вопросам питания, гигиены и мн. др.

Практическая значимость исследования заключалась в сопоставлении параметров ФП на начало и конец учебного года.

Данные ФП по вышеуказанным блокам на конец учебного года представлены в табл. 4, 5, 6.

Показатели физического развития обследованных студентов на конец учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

Рост, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см Сила, кг

стоя сидя вдох выдох пауза экскурсия становая правой кисти левой кисти

Девушки 163,2± 0,89 85,1± 0,59 54,2± 2,01 86,1± 0,95 80,48± 0,71 81,9± 1,07 5,8± 0,47 56,6± 5,58 22,2± 0,59 19,6± 0,30

Юноши 178,7± 1,67 91,6± 1,20 72,6± 1,57 97,6± 2,59 81,1± 1,85 86,6± 1,30 15,7± 1,39 108,0± 3,61 43,9± 1,76 39,7± 1,39

Сравнивая показатели физического развития на начало и конец учебного года, можем отметить, что существенных изменений в антропометрических параметрах не произошло. Низкие параметры окружности грудной клетки при достаточных показателях экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких объясняются слабым развитием грудных мышц.

Из таблицы следует, что показатели ЧСС, САД, ДАД и ПД студентов по сравнению с началом учебного года снижались и находились в пределах норм возрастных величин, что объясняется экономизацией деятельности сердечно-сосудистой системы. Показатели ЖЕЛ в целом соответствовали возрастным нормам студентов. Пробы дыхательной системы оценивались на «отлично».

Таблица 5

Функциональные показатели кардиореспираторной системы студентов на конец учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

ЧСС, уд/мин АД, мм рт. ст. ЖЕЛ, мл Пробы, сек.

САД ДАД ПД

Штанге Генчи

Девушки 76,1± 1,54 111, 7± 2,01 66,2± 1,95 45,4± 1,48 3,7± 0,43 87,7± 5,46 31,1± 1,72

Юноши 82,2± 3,52 123,0± 2,78 70,7± 2,31 52,3± 1,85 5,4± 0,16* 100,6± 2,29 56,9± 2,31*

Примечание к таблице: * - критерий достоверности по сравнению с началом учебного года.

Таблица 6

Показатели физических способностей студентов на конец учебного года

Студенты Показатели (М ± т)

Бег 100 м (сек.) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (дев.)/ подтягивание из виса на высокой перекладине (юн.), (кол-во раз) Челночный бег 3 х 10 м (сек.) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, см

Девушки 17,2±0,13 168,1±2,00 9,3±0,48* 8,8±0,06* 11,7± 1,31

Юноши 13,9±0,05 226,3±3,96 8,2±1,05 7,6±0,10 9,3±1,15

Примечание к таблице: * - критерий достоверности по сравнению с началом учебного года.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня физической подготовленности практически по всем показателям. Достоверные различия были определены только у девушек по скоростно-силовым и силовым показателям по сравнению с началом учебного года.

Выводы. Проведенное исследование позволило придти к заключению об эффективности использования ФП уже в течение 1 года обучения. Применение его в учебном процессе физического воспитания позволило увеличить функциональные возможности организма студентов, их физическое развитие и физическую подготовленность. Кроме этого, повысилась заинтересованность студентов в укреплении состояния здоровья и совершенствовании физической кондиции. Таким образом, мы имеем основание считать, что

использование ФП в учебном процессе по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», эффективно формирует физическую готовность студентов к последующей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Барыбина Л.Н., Коломец Н.А., Комоцкая В.А. Применение алгоритма индивидуализации процесса физического воспитания студентов // Физическое воспитание студента. - 2014. №6. - С. 3-7.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 305-306.

3. Гибадуллин И.Г., Нюняев И.В. Показатели физических и психологических резервов организма студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1 (34). - С. 37-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-fizicheskih-i-psihologicheskih-rezervov-organizma-studentov (дата обращения: 17.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Романова Ю.В., Машошина И.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №1 (83). - С. 40-45.

5. Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=112744

6. Кобыляцкая И.А., Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю. Состояние здоровья студенческой молодежи // Успехи современного естествознания. - 2015. - №5. - С. 74-75. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35103 (дата обращения: 17.02.2019).

7. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 2-2. - С. 193-197. URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244 (дата обращения: 17.02.2019).

8. Перова Е.И., Куренцов К.В., Голубев В.П., Егорычева Э.В. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-sostoyanie-i-gotovnost-studencheskoy-molodezhi-k-vypolneniyu-normativov-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa (дата обращения: 17.02.2019).

9. Сластенин В.А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 6. - С. 43-45.

10. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Анализ психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 269-273.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Арябкина Ирина Валентиновна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» (г. Ульяновск);

профессор кафедры вокального искусства Геворкян Валентина Владимировна

БОУ ВО ЧР "Чувашский государственный институт культуры и искусств" (г. Чебоксары)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена историческим предпосылкам изучения православной культуры в российских образовательных организациях. На основе анализа законодательных документов в сфере образования охарактеризованы актуальность и основные задачи деятельности в данном направлении, роль учителя в рассматриваемом процессе. Кратко охарактеризован накопленный в нашей стране опыт формирования личностных качеств подрастающего поколения на основе обращения к христианским традициям.

Ключевые слова: исторические предпосылки, православная культура, современная школа. Annotation. The article is devoted to the historical prerequisites for the study of Russian Orthodox culture in educational organizations. Based on the analysis of legislative instruments in the field of education, described the urgency and the main tasks of the activity in this direction, the teacher's role in the process. Briefly described accumulated in our country experience in the formation of the personality of the younger generation on the basis of an appeal to the Christian traditions.

Keywords: the historical background, the Orthodox culture, modern school.

Введение. Настоящее время характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, человечество в своем развитии достигло значимых результатов. С другой стороны, некоторые достижения приводят подчас ко многим бедам [6], среди которых: изменение мышления, замена ценностей, не всегда правильное отношение к труду, который является главным способом существования и выживания людей; потеря веры в светлое, доброе и справедливое, и т.п. Одним словом, происходит глобальное разрушение духовности, которая является основным «стержнем» человеческого бытия.

Важным действенным средством решения столь серьезных, порой глобальных проблем, является обращение к традициям христианства, суть которых заключается в развитии положительных качеств личности, в воспитании подрастающего поколения в вере и любви к окружающим людям и самому себе. Около двух тысячелетий в нашей стране Православной церковью хранилось, изучалось, передавалось из поколения в поколение апостольское учение, накапливался огромный опыт, и в том числе педагогический. В современных условиях разрушения нравственных ценностей этот опыт особенно значим, поскольку является достоянием культуры и наследием человечества. Православная культура имеет в своем «арсенале» морально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.