Научная статья на тему 'Анализ физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности студентов-заочников'

Анализ физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности студентов-заочников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
380
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / CORRESPONDENCE FORM OF STUDIES / HEALTH LEVEL / PHYSICAL DEVELOPMENT / CARDIORESPIRATORY SYSTEM FUNCTIONAL CAPABILITIES / PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна

В статье приводятся данные исследований физического развития, функциональных возможностей, уровней физического здоровья и физической подготовленности студентов заочной формы обучения (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT, FUNCTIONAL OPPORTUNITIES AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS-CERTIFICATES

In the article data of researches of physical development, functional possibilities, levels of physical health and physical readiness of students of the correspondence form are given (on the example of the Chuvash State Agricultural Academy).

Текст научной работы на тему «Анализ физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности студентов-заочников»

5. Ладошкин, М. В. Опыт апробации новых модулей основных образовательных программ по УГС Образование и педагогические науки (направление физико-математические науки, математика) / Ладошкин М. В., Васекин С. В. // Учебный эксперимент в образовании: научно-методический журнал. - Саранск, 2015. -№ 4.- С. 22-28.

Педагогика

УДК 796: 61: 378

кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

Аннотация. В статье приводятся данные исследований физического развития, функциональных возможностей, уровней физического здоровья и физической подготовленности студентов заочной формы обучения (на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА).

Ключевые слова: студенты, заочная форма обучения, уровень здоровья, физическое развитие, функциональные возможности кардиореспираторной системы, физическая подготовленность.

Annotation. In the article data of researches of physical development, functional possibilities, levels of physical health and physical readiness of students of the correspondence form are given (on the example of the Chuvash State Agricultural Academy).

Keywords: students, correspondence form of studies, health level, physical development, cardiorespiratory system functional capabilities, physical readiness.

Введение. В рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отмечается необходимость создания условий, ориентирующих людей на ведение здорового образа жизни, на занятия физической культурой и спортом с целью оздоровления нации.

В процессе реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» исследования многих авторов свидетельствуют об ухудшении здоровья, физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи [7].

На сегодняшний день большинство молодых людей, несмотря на то, что они осознают значимость и необходимость занятий физической культурой для укрепления здоровья, повышения двигательной активности и функциональных показателей остаются физкультурно-пассивными [2].

Значительная часть студенчества не ассоциируют физическую культуру с общей и профессиональной культурой будущего специалиста. Физкультурно-спортивная деятельность не является для них потребностью. К сожалению, в системе ценностей физическая культура в отношении конкретной личности остается на индифферентном уровне [9].

Заочное обучение в высшей школе является одной из наиболее востребованных форм непрерывного образования [6]. Данная форма обучения характеризуется интенсивной умственной нагрузкой студентов, связанной с освоением учебного материала, большая часть которого отводится на самостоятельное изучение. Кроме этого, у них резко возрастает психологическая нагрузка на организм, т.к. в своем большинстве это «возрастная группа людей», которая работает, имеет семью, детей.

Тем не менее, многолетний опыт работы в высшей школе свидетельствует о том, что студенты заочной формы обучения более позитивно относятся к занятиям физической культурой и спортом, чем обучающиеся очной формы.

Дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» являются единственными предметами в вузе направленными на сохранение, укрепление здоровья, формирование личностных качеств и психофизической готовности к предстоящей профессиональной деятельности [10]. Если в соответствии с требованиями ФГОС ВО студенты очной формы обучения осваивают дисциплины «Физическая культура и спорт» в объеме 72 часов на 1-2 курсах, «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» - 328 часов - на 1, 2, 3 курсах, то студенты-заочники проходят весь объем этих дисциплин на 1 курсе: малое количество часов отводится на практические занятия, а основная часть - на самостоятельную работу, поэтому занятия с данной категорией по вышеуказанным дисциплинам должны быть ориентированы на овладение ими знаниями, умениями и навыками самостоятельного использования средств физической культуры в целях собственного личностного оздоровления и физического совершенствования.

От правильного построения этих занятий во многом будет зависеть работоспособность и здоровье студента не только в период обучения в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим для совершенствования процесса физического воспитания студентов заочной формы обучения необходим учет показателей физического развития, функциональных возможностей и их физической подготовленности.

Цель нашего исследования: провести анализ физического развития, функциональных возможностей, уровней физического здоровья и физической подготовленности студентов заочной формы обучения (на примере Чувашской ГСХА).

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Обзор литературных источников по изучаемой теме.

2. Исследование физического развития, функциональных возможностей, физического здоровья и физической подготовленности студентов заочной формы обучения.

3. Анализ полученных результатов и составление рекомендаций по совершенствованию процесса физического воспитания для студентов заочной формы обучения.

Методы и материал исследований.

Объектом исследования выступали 65 студенток в возрасте 19-24 лет, обучающихся на факультетах экономическом и биотехнологий и агрономии Чувашской ГСХА.

Наше обследование включало соматоскопические (на основе анализа данных визуального осмотра человека оценивали состояние кожных покровов, тип телосложения, нарушение осанки), соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила кистевая и становая) исследования. Так же пальпаторно определялось увеличение щитовидной железы. Нам был интересен этот параметр, так как Чувашская Республика является местностью, эндемичной по зобу. Регион характеризуется сниженным содержанием йода в почве, воде, воздухе, продуктах питания, поэтому население имеет йодный дефицит легкой и средней тяжести [3], [8].

Физическое развитие определялось методом стандартов и методом индексов (ВРИ - весо-ростовой показатель, КП - коэффициент пропорциональности, ЖИ - жизненный индекс, Инд. проп. - индекс пропорциональности, КрТ - индекс крепости телосложения, СИ - силовой индекс) [1]. Сбор антропометрических данных осуществлялся по унифицированной методике.

Деятельность сердечно-сосудистой системы определялась по частоте сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическому, диастолическому (САД, ДАД, мм рт. ст. соответственно) и пульсовому давлению (ПД, мм рт. ст.), которые многие авторы приравнивают к систолическому выбросу.

Функция дыхательной системы устанавливалась по частоте дыхательных движений (ЧД, раз/мин), окружностям грудной клетки, экскурсии, жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл), пробам Штанге (сек.) и Генчи (сек.), жизненному индексу (ЖИ, мл).

Уровень физического здоровья выявляли по методике Г.Л. Апанасенко, уровень физического состояния (УФС) - по Е.А. Пироговой.

Уровень физической подготовленности студентов осуществлялся с помощью контрольных тестов, предусмотренных рабочими программами по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» для студентов заочной формы обучения.

Мы использовали следующие тесты для определения физических способностей:

- гибкость (см);

- скоростные - бег 100 м (сек.);

- скоростно-силовые - прыжок в длину с места (см);

- координационные - челночный бег 3х10 м (сек.);

- силовые - поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине (количество повторений).

Статистическая обработка материала осуществлялась по методу Л.С. Каминского.

Изложение основного материала статьи. При внешнем осмотре студенток нарушения осанки (правосторонний сколиоз, плоская спина, круглая спина, S-образный сколиоз) выявлены у 70,76%. Причины нарушений осанки многочисленны и разнообразны. Чаще всего причиной является продолжительное пребывание в неправильном положении из-за плохого освещения, неудобной мебели, постоянного ношения тяжестей в одной руке, каких-то профессиональных особенностей работы и т.д. Кроме того, дефекты осанки могут быть связаны с эндемическим зобом, так как гормон щитовидной железы - тиреокальцитонин совместно с паратгормоном участвует в обмене кальция. В Чувашии эндемический зоб протекает с субклиническим дефицитом тиреоидных гормонов. Это подтверждается и значительным увеличением щитовидной железы у 80% обследованных.

О том, что профилактика эндемического зоба микродозами йода в семьях не проводится, указали практически все студентки. Лишь в шести семьях проводили профилактику йододефицита препаратом йодомарин.

Полученные при исследовании данные по физическому развитию студентов заочной формы обучения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели физического развития студенток заочной формы обучения Чувашской ГСХА

Показатели

Рост, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см ЖЕЛ, мл Сила, кг

стоя сидя вдох выдох пауза экскурсия правая кисть левая кисть становая

М±т

159± 0,92 100± 2,56 -н 51 95± 2,00 86± 1,96 20± 2,09 8,5± 0,46 3390± 70 23± 1,13 21± 1,13 56,8± 3,55

При сопоставлении наших данных с показателями физического развития студентов г.г. Казани, Череповца, Волгограда [4] следует отметить более низкий рост, больший вес, достаточные величины окружности и экскурсии грудной клетки и ЖЕЛ, силовые показатели были низкими (это характерно для школьников и студентов Чувашской Республики) [5].

Оценка физического развития методом индексов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Показатели физического развития студенток заочной формы обучения Чувашской ЧСХА методом

индексов

Показатели

ВРИ КП ЖИ Инд. проп. КрТ СИ

370±28,16 82,5±4,62 53±2,29 3,8±0,79 17±0,33 41,5±1,47

Анализ таблицы свидетельствует о том, что:

- весо-ростовой индекс девушек Чувашской ГСХА расценивался, как показатель средней упитанности;

- коэффициент пропорциональности свидетельствовал об относительной коротконогости;

- жизненный индекс указывал на недостаточность ЖЕЛ, или избыточную массу тела, наиболее характерную для студенток;

- индекс пропорциональности свидетельствовал о хорошем развитии грудной клетки;

- индекс крепости телосложения указывал на хорошее телосложение;

- силовой индекс был ниже нормативных величин.

Функциональные возможности кардиореспираторной системы обследуемых студенток представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели функций кардиореспираторной системы студенток заочной формы обучения

Чувашской ГСХА

ЧСС, уд/мин Артериальное давление, мм рт. ст. ПД, мм рт. ст. ЧД, раз/мин Пробы дыхательной системы, сек.

САД ДАД Штанге Генчи

77+1,97 110+3,22 71+1,41 49+3,13 20+0,61 38+3,45 25+2,93

Анализируя данные таблицы, мы видим, что показатели гемодинамики находились на уровне средних возрастных величин, а пробы дыхательной системы были снижены.

Уровень физического здоровья студенток составил 10,00±1,20 и оценивался как средний. Полученное цифровое значение уровня физического состояния оценивалось как высокое - 0,702±0,047. Физические способности студентов заочной формы обучения представлены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели физических способностей студенток заочной формы обучения Чувашской ГСХА

Физические способности

Гибкость (см) Скоростные (сек.) Скоростно-силовые (см) Координационные (сек.) Силовые (кол-во повторений)

М ± т

11,02±3,89 17,0±1,8 160,64±8,109 8,9±0,107 32±8,23

Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что девушкам были свойственны следующие характеристики:

- показатель гибкости соответствовал среднему уровню, при этом у 41,5% был низким, у 41,5% -средним, у 17% - высоким;

- скоростные способности соответствовали средним, при этом низкий уровень определялся у 24,6%, средний - у 50,8 %, высокий - у 24,6%;

- скоростно-силовые способности были на низком уровне, при этом средний показатель был у 33,8% студенток, низкий - у 66,2%;

- координационные способности расценивались как высокие, при этом средний уровень был у 4,6%, высокий - у 95,4% студенток;

- силовые способности расценивались как высокие, при этом они были средними у 4,6%, высокими у 95,4% обследуемых.

Полученные данные свидетельствуют о том, что физические способности студенток заочной формы обучения оказались низкими только по скоростно-силовым качествам.

Выводы. Итак, наше исследование показало, что физическое развитие девушек заочной формы обучения расценивалось как среднее в параллели с избыточным весом и низкими показателями силового индекса.

Функция сердечно-сосудистой системы обследованных студенток оценивалась на «хорошо», а пробы дыхательной системы указывали на незначительную ее тренированность.

Уровень физического здоровья соответствовал средним значениям.

Физическое состояние студенток оценивалось как высокое.

Физическая подготовленность студенток соответствовала среднему и высокому уровням, кроме показателей скоростно-силовых качеств.

Мы считаем, что для повышения эффективности занятий по физическому воспитанию со студентами заочной формы обучения кафедре физического воспитания необходимо проведение обязательного мониторинга показателей физического развития, функциональных возможностей, уровней физического здоровья и физической подготовленности обучающихся. Это поможет преподавателям кафедры пересмотреть используемые методы и средства, применяемые в учебном процессе по физическому воспитанию и своевременно внести соответствующие коррективы.

Кроме этого, проведение мониторинга и сопоставление полученных результатов с общероссийскими стандартами позволит студентам владеть информацией об уровнях своего физического развития, функциональных возможностей, физического здоровья и физической подготовленности. Это в свою очередь, побудит обучающихся осознанно относится к занятиям физической культурой как необходимому компоненту сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физической подготовленности не только в период обучения в вузе, но и в дальнейшей жизни.

Литература:

1. Алтынова Н. В. Анализ особенностей респираторной системы студенток младших курсов в условиях селенодефицита // Результаты научных исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: Изд-во ООО «Аэтерна», 2015. - С. 29-32.

2. Алтынова Н. В. Влияние вегетативного гомеостаза на деятельность сердечно-сосудистой системы // Сборник материалов VI Всероссийского симпозиума «Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов», 2016. С. 41-45.

3. Алтынова, Н. В., Таланцева В. К. Об адаптационных возможностях студентов к учебной деятельности с учетом региональных особенностей // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. - 59. - Ч. 3. - С. 16-20.

4. Артеменков А. А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города // Экология человека, 2012. №4. URL: https://cyberieшnka.ш/artide/n/fizicheskoe-razvitie-i-fizicheskaya-podgotovlennost-studentov-ekologicheski-neЫagopoluchnogo-goroda (дата обращения: 07.05.2018).

5. Валиева В. К., Волкова Т. И. Некоторые показатели физического развития и физических способностей студентов ЧИЭМ (филиал) СПБГПУ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. - СПб., 2010. - Т. 5. - №1. - С. 207-208.

6. Востокова Ю. И. Исследование особенностей профессионального самосознания студентов заочной формы обучения // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 74-79.

7. Доклад о результатах работы в 2016 году и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2017-2019 годы. - 86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зиатдинов А. И., Мингазова Э. Н. Разработка стандартов физического развития студентов-медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11326 (дата обращения: 07.05.2018).

9. Прокопьева А. В., Алтынова Н. В. Гармоничность физического развития учащихся Чувашской ГСХА // Сборник материалов II Международ. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы физического воспитания студентов». - Чебоксары, 2018. - С. 215-217.

10. Таланцева В. К., Волкова Т. И., Суриков А. А. О путях совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. Ялта : РИО ГПА, 2017. Вып. 57. - Ч. 8. - С. 247-257.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск);

директор Вильк Наталья Владимировна

Автономная некоммерческая организация общество помощи ручному труду «Заонежская изба» (г. Петрозаводск)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются некоторые положения концепции непрерывного этнотехнологического образования и тенденции её развития в образовательном процессе. Представлены результаты проекта «Прибатурки и поигрунюшки» (№ КНД/2018-19с от 24 мая 2018 года) в рамках программы «Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии» на 2014-2020 годы государственной программы Республики Карелия.

Ключевые слова: непрерывность, этнотехнологическое образование, проект, этнокультура. Annotation. The article reveals some of the provisions of the concept of continuous ethno-technological education and the trends of its development in the educational process. The results of the project "Premature and pogremushki" (No. KND/2018-19s of 24 may 2018), the programme "Preservation of the unity of peoples and ethnic communities of Karelia" for the period 2014-2020 the state program of the Republic of Karelia. Keywords: continuity, ethnotechnological education, project, ethnic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.