Научная статья на тему 'О совершенствовании физической готовности будущих управленцев к профессиональной деятельности'

О совершенствовании физической готовности будущих управленцев к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтынова Надежда Витальевна, Таланцева Валентина Кузьминична

В статье рассматривается необходимость использования физиологического портрета для эффективной подготовки управленческих кадров в высшей школе. По его данным можно судить об уровне физической готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности в целом, своевременно вносить коррективы в подготовку будущих управленцев и выстраивать с каждым из них индивидуальную траекторию профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтынова Надежда Витальевна, Таланцева Валентина Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPROVEMENT OF PHYSICAL READINESS OF FUTURE MANAGERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article discusses the need to use a physiological portrait for the effective training of managerial personnel in higher education. According to him, one can judge the student’s physical readiness for upcoming professional activities in general, make timely adjustments to the training of future managers and build an individual trajectory of professional development with each of them.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании физической готовности будущих управленцев к профессиональной деятельности»

информации, составляют основу самой современной формы человеческих коммуникаций. В науке, коммуникации играют особую роль, являясь не только необходимым условием индивидуальной научной деятельности, но и ее системообразующим механизмом. Через них труды отдельных ученых соединяются в научные области, направления и дисциплины, а разрозненные элементы научного знания выстраиваются в систему. От эффективности и быстродействия научных коммуникаций существенным образом зависит вся профессиональная деятельность научного сообщества.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что возможности,открывающиеся при наличии ИКК способны повысить уровень продуктивности, как преподавателя, так и ученика. Мы с уверенностью можем констатировать, что без внедрения современных технологий и методов их правильного использования невозможен переход на качественно новый уровень развития. Так, в сфере образования, наличие информационно-коммуникационной компетенции качественно повышает уровень профессионализма преподавателя. ИКК создаёт своеобразный мост между современными информационно-коммуникационными технологиями и их целенаправленным качественным применением, направленным на развитие и улучшение личностных качеств будущего учителя.

Развитие ИКК будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы высшего образования. ИКК будущих учителей нами понимается не просто как совокупность знаний, умений, навыков студентов, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к выполнению будущей педагогической деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий. Об эффективности применения информационных и коммуникационных технологий в преподавании учебных предметов в школе можно говорить лишь при условии, когда учитель, в достаточной мере, мотивирован на их использование в учебном процессе, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационных технологий в методической системе преподавания предмета.

Выводы. Опираясь на вышеизложенное, мы делаем вывод, что внедрение и практическое применение современных информационных и коммуникационных технологий во всей широте их возможностей, с использованием дидактически обоснованного метода внедрения этих технологий, не нарушающего норм государственного образовательного стандарта, а лишь дополняющего его своим применением в образовательных целях, способствует развитию информационно-коммуникационной компетенции.

Литература:

1. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р., Эсмурзаева М.Х. Роль информационно-цифрового пространства в современном образовании. / Известия Чеченского государственного университета. - Грозный, 2019. Т. 15. № 3. С. 26-30.

2. Алиева Р.Р., Кациев М.А. Возможности применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя. / Приднепровский научный вестник. - Днепропетровск, 2019. Т. 5. № 3. С. 47-50.

3. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Применение компьютерных игр в образовании. / Современные педагогические технологии профессионального образования. Сборник статей. - Москва-Берлин, 2018. С. 361-366.

4. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Формирование проектной культуры у будущих бакалавров. / В сборнике: Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, посвященной 100-летию создания первого в Дагестане педагогического института. - Махачкала, 2018. С. 124-127.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 2-3

6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2001.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской // Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 536 с.

Педагогика

УДК 372.8 + 378.172

кандидат биологических наук, доцент Алтынова Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары)

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования физиологического портрета для эффективной подготовки управленческих кадров в высшей школе. По его данным можно судить об уровне физической готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности в целом, своевременно вносить коррективы в подготовку будущих управленцев и выстраивать с каждым из них индивидуальную траекторию профессионального развития.

Ключевые слова: студенты, физическая готовность, профессиональная деятельность. Annotation. The article discusses the need to use a physiological portrait for the effective training of managerial personnel in higher education. According to him, one can judge the student's physical readiness for upcoming professional activities in general, make timely adjustments to the training of future managers and build an individual trajectory of professional development with each of them.

Keyword: students, physical fitness, professional activities.

Введение. Очевидным является факт, что без профессионализации управленческой деятельности, без подготовки менеджеров-профессионалов невозможно решить сложнейшие задачи в современных условиях рыночной экономики.

На сегодняшний день существующая система профессиональной подготовки в высшей школе, не обеспечивает должной готовности выпускников к будущей деятельности [3]. Следовательно, в вузе необходимо акцентировать внимание на повышении качества подготовки кадров.

Бесспорным является тот факт, что полноценное использование сформированных за годы обучения профессиональных знаний, умений и навыков возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой степени работоспособности выпускников, их физической готовности к профессиональной деятельности [4]. Следовательно, на сегодняшний день, здоровье молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Несмотря на многочисленные исследования в области теории профессионального образования можно констатировать о недостаточной освещенности проблемы формирования должного уровня физической готовности будущих управленцев в вузе.

По мнению ученых, исходя из структуры системы индивидуальной трудовой готовности человека к профессиональной деятельности, под понятием «физическая готовность» подразумевается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности [3, 7]. Следовательно, под определением физической готовности, подразумеваются все три ее составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную [7].

Многочисленные исследования ученых и данные Совета безопасности России указывают на то, что нынешнее состояние здоровья и уровень физической подготовленности студенчества имеют устойчивую тенденцию к ухудшению [5], что подтверждается и ранее проведенным нами исследованием по выявлению у старшекурсников экономического факультета уровня физической готовности. Мы констатировали тот факт, что на сегодняшний день будущие выпускники имеют недостаточную степень ее сформированности [2]. Это связано с их слабым состоянием здоровья, традиционным подходом к занятиям физической культурой и существующей постановкой учебного процесса. В связи с этим, нами была предпринята попытка поиска путей, по формированию у студентов должного уровня физической готовности к предстоящей профессиональной деятельности. В ходе формирующего эксперимента, проведенного на базе ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА с участием студентов направления подготовки 38.03.0l Экономика в 2015 году нами доказана эффективность использования в учебном процессе физического воспитания студентов спецкурса «Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста» и создания определенных педагогических условий для формирования физической готовности будущих выпускников к выбранной профессии [8].

В воспитании, как в одном из важнейших компонентов целостного педагогического процесса требуется систематический пересмотр педагогических воздействий на сознание, чувства и волю обучающихся с целью формирования у них необходимого комплекса качеств человека. Это непосредственно касается и процесса физического воспитания студентов в вузе, направленного на постоянный поиск наиболее эффективных форм, средств и методов для формирования у будущих выпускников необходимого уровня физической готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

В связи с этим целью нашей работы явилось обоснование необходимости использования физиологического портрета в процессе физического воспитания в подготовке управленческих кадров.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА (г. Чебоксары) в период с сентября 2016 года по декабрь 2018 года с привлечением 100 студенток экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, и отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Добровольность участия в исследовании студенты подтверждали в информированном письменном согласии.

Для эффективного контроля и формирования физической готовности будущих выпускников к предстоящей профессиональной деятельности, нами предложено, наряду с использованием в учебном процессе физического воспитания студентов спецкурса «Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста», дополнительно ввести «Физиологический портрет» (ФП) на весь период физического воспитания студентов в ВУЗе.

Физиологический портрет (ФП) состоял из трех блоков, позволяющих оценить показатели физического развития, функциональные показатели кардиореспираторной системы и уровень физической подготовленности.

Оценка физического развития студенток осуществлялась по антропометрическим показателям: длину тела измеряли с помощью ростомера медицинского РМ-1П, массу тела - на медицинских напольных весах РП-150 МГ, мышечную силу кистей - с помощью динамометра ДРП-90, силу мышц спины - становым динамометром.

В процессе мониторинга функциональных возможностей основных физиологических систем организма студенток производили замеры окружности грудной клетки на вдохе (ОГКвд), выдохе (ОГКвыд) и в покое (ОГКп) с помощью сантиметровой ленты. Экскурсию грудной клетки рассчитывали по формуле ЭКС=ОГКвд-ОГКвыд, см. Для оценивания жизненной ёмкости легких использовался спирометр СП-01. По общепринятым методикам проводили пробы Штанге и Генчи. Оценка функции сердечно-сосудистой системы устанавливалась по частоте сердечных сокращений, а также по показателям артериального давления: систолического, диастолического и пульсового, которое определяли как разность САД-ДАД.

Уровень физической подготовленности студентов выявляли следующими тестами: бег 100 м, с; прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см; силовые: сгибание, разгибание рук в упоре лежа, количество раз; бег на 2000 м, мин., с; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, см.

Проведение эксперимента предусматривал мониторинг показателей ФП на протяжении всего периода изучения студентами дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».

Для оценки параметров физического развития, функциональных показателей кардиореспираторной системы и уровня физической подготовленности использовали общепринятые методы врачебно-

педагогического контроля. По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «Excel v8.00». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, критерий х2) с доверительным интервалом P<0,05.

На первом этапе эксперимента (сентябрь-октябрь 2016 года) нами в учебный процесс физического воспитания студенток, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, был введен ФП. У исследуемых снимались показатели по выделенным в ФП блокам. Полученные результаты указывали на невысокий уровень физического и функционального развития студенток, показатели их физической подготовленности расценивались как средние по гибкости, скоростным, выносливости, и как низкие - по силовым и скоростно-силовым показателям.

Данные ФП обсуждались с каждым обучающимся, проводилось сопоставление их со стандартными показателями студенток того же возраста, приведенных в литературных источниках [61 соответствующие их возрасту. Как правило, с этим сталкиваются все кафедры физического воспитания, и мы не стали исключением, что в первом семестре акцент в учебном процессе физического воспитания уделялся доведению у первокурсников показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности до кондиционных показателей соответствующих их возрастным величинам.

В конце первого года обучения вновь был произведен сбор данных по ФП. Полученные результаты свидетельствовали о наметившихся положительных сдвигах в физическом развитии, функциональных показателях и физической подготовленности студенток.

На втором этапе эксперимента (сентябрь 2017 года - июнь 2018 года) нами в учебном процессе физического воспитания студенток особое внимание уделялось теоретическим основам физического воспитания и аспектам профессионально-прикладной физической подготовки с учетом получаемой ими профессии. Также был введен спецкурс «Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста». Его содержание было составлено с учетом сочетания теоретического, методического и практического материалов, позволяющих определить круг и характер знаний, умений и навыков обучающихся в области физической культуры и спорта; овладение студентами теоретическими знаниями в данной сфере и умениями компетентно использовать их на практике; привитие им профессиональных умений и навыков применения средств физической культуры в дальнейшей профессиональной деятельности; формирование у будущих выпускников личностных и физических качеств.

В течение учебного года мы продолжили сбор данных по блокам ФП (сентябрь 2017 года, май 2018 года), с последующим информированием и обсуждением их результатов со студентами. С каждым студентом выстраивалась индивидуальная траектория профессионального развития.

Анализ второго года обучения свидетельствовал о том, что у студентов продолжилось увеличение показателей по всем выделенным блокам ФП.

На завершающем этапе эксперимента (сентябрь-октябрь 2018 года) нами проведен сбор данных показателей ФП и оценивание уровня физической готовности будущих менеджеров к последующей профессиональной деятельности.

Результаты. Мониторинг показателей по блокам ФП за время проведения эксперимента представлены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Показатели физического развития обследованных студенток за период эксперимента

Показатели (М ± m)

Длина тела, см Масса, кг Окружность грудной клетки, см Сила, кг

стоя сидя вдох выдох пауза экскур сия стано вая правой кисти левой кисти

начало 2016/2017 учебного года

163,73± 2,25 85,72± 4,30 57,43± 3,14 89,40± 2,62 82,86± 2,62 85,32± 2,62 6,56± 0,94 58,56± 6,18 13,34± 1,89 13,19± 1,47

конец 2016/2017 учебного года

163,75± 2,25 85,74± 4,30 57,33± 3,14 89,70± 2,62 82,94± 2,62 85,46± 2,52 6,54± 0,94 59,22± 4,72 14,56± 1,26 14,02± 0,94

начало 2017/2018 учебного года

163,77± 2,25 85,74± 4,30 57,16± 3,14 89,80± 2,62 83,04± 2,62 85,58± 2,52 6,50± 0,94 59,40± 4,72 14,66± 1,26 14,10± 0,94

конец 2017/2018 учебного года

163,79± 2,25 85,75± 4,30 56,95± 3,14 89,82± 2,62 83,16± 2,62 85,70± 2,52 6,52± 0,94 59,82± 4,30 15,60± 1,26 14,98± 0,52

начало 2018/2019 учебного года

163,78± 2,25 85,74± 4,30 57,16± 3,14 90,02± 2,62 83,14± 2,62 85,92± 2,52 6,80± 0,94 60,00± 3,88 16,92± 0,21 15,94± 0,31

По блоку «физическое развитие»: полученные значения длины и массы тела, экскурсии грудной клетки, у обследованных девушек, были средними по стандартам Приволжского Федерального округа Российской Федерации [6]. При среднем росте 163,75±2,25 см у студенток отмечались следующие данные: ОГКвд=89,78±2,62 см, ОГКвыд=83,02±2,62 см, ОГКп=85,59±2,52 см, а ОГКэкс=6,58±0,94 см. Низкие показатели окружности грудной клетки объясняются слабым развитием дыхательной мускулатуры.

Кистевая динамометрия для правой руки составила 15,01±1,17 кг, для левой - 14,44±0,83 кг. Сравнивая показатели физического развития на начало и конец учебных лет, можно отметить, что существенных изменений в антропометрических параметрах не наблюдалось (Р>0,05).

Таблица 2

Функциональные показатели кардиореспираторной системы студенток за период эксперимента

Показатели (М ± т)

АД, мм рт. ст.

ЧСС, уд/мин САД ДАД ПД ЖЕЛ, л Пробы, с

Штанге | Генчи

начало 2016-2017 учебного года

77,4±3,85 114,2± 2,37 86,6± 2,37 45,7± 2,43 3,5±0,43 46,0±2,25 | 29,6±1,78

конец 2016-2017 учебного года

76,1±1,54 111,7± 2,01 66,2± 1,95 45,4± 1,48 3,7±0,43 87,7±5,46 | 31,1±1,72

начало 2017-2018 учебного года

79,0±1,99 107,1± 2,10 69,1± 3,20 37,5± 1,81 3,5±0,72 46,0±2,25 | 29,6±1,78

конец 2017-2018 учебного года

76,0±0,90 103,7± 1,70 62,9± 1,80 33,4± 1,92 3,8±0,35 46,0±2,25 | 29,6±1,78

начало 2018-2019 учебного года

71,0±1,90 106,1± 1,50 68,7± 2,00* 37,9± 1,31 3,9±1,21 46,0±2,25 | 29,6±1,78

Примечание к таблице: * - критерий достоверности по сравнению с началом первого семестра

По блоку функциональных показателей кардиореспираторной системы: установлено, что ЧСС изменялась незначительно и имела тенденцию к снижению, от начала к концу каждого семестра, разница между данными показателями была несущественной (Р>0,05) и находилась в диапазоне от 71,0±1,91-79,0±1,99 уд/мин. Показатели САД и ДАД также снижались в течение всего периода исследований соответственно от 114,2± 2,37 до 106,1±1,50 мм рт. ст. и от 86,6±2,37 до 68,7±2,00 мм рт. ст., причём, в начале пятого семестра, ДАД было достоверно выше такового значения в первом семестре. Данные САД и ДАД были не существенно снижены и находились в пределах нормальных возрастных величин. ПД имело аналогичную тенденцию к снижению (45,7±2,43 в начале 1 курса и 37,9± 1,31 мм рт. ст. в начале 3 курса) (Р>0,05). ЖЕЛ у студентов были определены на уровне 3,68±0,62 мл. Низкие показатели окружности грудной клетки и жизненной ёмкости легких объясняются слабым развитием дыхательной мускулатуры. Однако, ЖЕЛ увеличивалась из года в год без достоверной разницы в семестрах (3,5±0,43 мл в начале 1 курса против 3,9±1,21 мл в начале 3 курса обучения). Это по результатам наших исследований свидетельствует о повышении физического развития организма обследованных [1], за счет внесения изменений в учебно-тренировочные занятия по физическому воспитанию. Пробы Штанге и Генчи оценивались на «хорошо»: 54,34±2,89 и 29,9±1,76 с соответственно.

Снижение изученных нами показателей сердечно-сосудистой системы, на протяжении всего эксперимента, объясняется экономизацией её деятельности в ходе адаптации к физическим нагрузкам.

Таблица 3

Показатели физических способностей студенток за период эксперимента

Показатели (М ± т)

Прыжок в длину Сгибание, Наклон вперед из

Бег 100 м с места толчком разгибание рук в Бег 2000 м положения стоя с прямыми

(с) двумя ногами упоре лежа (мин, с) ногами на гимнастической

(см) (кол-во раз) скамье (см)

начало 2016/2017 учебного года

17,49±0,62 170,04±7,55 9,98±1,26 12,49±1,14 10,1±1,41

конец 2016/2017 учебного года

17,44±0,60 170,62±6,92 11,00±1,26 12,43±0,99 12,63±2,04

начало 2017/2018 учебного года

17,47±0,60 170,68±6,92 10,96±1,26 12,39±0,84 12,62±1,97

конец 2017/2018 учебного года

17,16±0,32 170,88±6,71 12,12±0,84 12,10±0,42 13,15±1,55

начало 2018/2019 учебного года

17,19±0,28 171,55±6,50 13,00±0,63 12,03±0,41 13,59±1,34

Рассмотрение блока физической подготовленности позволило установить то, что на начало эксперимента, физические способности девушек были средними по скоростным, выносливости и показателям гибкости; низкими - по силовым и скоростно-силовым. В течение всего периода проведения эксперимента наблюдалось увеличение количественных показателей всех физических способностей студенток, но разница между данными показателями была несущественной (Р>0,05) и лежала в диапазонах по скоростным -17,49±0,62-17,19±0,28 с; скоростно-силовых - 170,04±7,55-171,55±6,50 см, силовым - 9,98±1,26-13,00±0,63 количество раз; выносливости - 12,49±1,14-12,03±0,41 мин., с и гибкости - 10,1±1,41-13,59± 1,34 см.

Увеличение показателей по всем блокам ФП объясняется тем, что каждый раз, когда производился сбор и обработка данных, велось информирование и обсуждение их результатов с обследованными, после чего, с каждым из них, выстраивалась индивидуальная траектория профессионального развития. Анализ полученных результатов указывал на то, что проведенный эксперимент позволил совершенствовать показатели физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности студенток, тем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самым улучшив уровень физической готовности будущих выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность использования ФП в учебном процессе физического воспитания обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, который явился одним из действенных средств в формировании у будущих управленцев должного уровня физической готовности для выполнения ими своих профессиональных обязанностей в будущем. Мы считаем, что мониторинг показателей ФП на протяжении всего периода изучения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» позволяет своевременно вносить коррективы в содержательно-методическое обеспечение учебного процесса, для достижения должного уровня физической готовности и качественной подготовки управленческих кадров к последующей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Алтынова, Н.В. Анализ особенностей респираторной системы студенток младших курсов в условиях селенодефицита [Текст] / Н.В. Алтынова // В сборнике: Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. - 2015. - С. 29-32.

2. Гилев, Г.А. Состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи [Текст] / Г.А. Гилев, К.И. Гвоздева, Е.А. Клусов // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: научные труды ХХ Международной научно-практической конференции (п. Новомихайловский, 2530 сентября 2017 г.). - Ростов н/Д: Издательско- полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. - С. 54-57.

3. Каменская, В.В. Качество подготовки выпускников вуза в оценке работодателей: компетентностный подход [Электронный ресурс] / В.В. Каменская, О.В. Пенькова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 3-2. - С. 350-354. - Электрон. дан. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35749. - Загл. с экрана.

4. Керн, И.С. Требования современных работодателей к выпускникам вуза: компетентностный подход [Электронный ресурс] / И.С. Керн // Наука и образование ONLINE (Наука, практика, современность). - 2017. - Электрон. дан. - URL доступа: https://student.eee-science.ru/listing/trebovaniya-sovremennyh-rabotodatelej-k-vypusknikam-vuza-kompetentnostnyj-podhod/. - Загл. с экрана.

5. Меерманова, И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельдинова, С.А. Ибраев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197.

6. Михайлова, С.В. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области [Электронный ресурс] / С.В. Михайлова, Ю.Г. Кузмичев, В.Н. Крылов и др. // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9. - Электрон. дан. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72003. -Загл. с экрана.

7. Резник, В.В. Готовность студентов экономических специальностей в профессиональной деятельности: сущность и структура [Электронный ресурс] / В.В. Резник // Науюда публкаци. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/6102-gotovnist-studentiv-ekonomichnih-spetsialnostej-do-profesijnoyi-dijalnosti-sutnist-ta-struktura.html. - Загл. с экрана.

8. Таланцева, В.К. Пути совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики к профессиональной деятельности [Текст] / В.К. Таланцева, Т.И. Волкова, А.А. Суриков // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 247-257.

Педагогика

УДК 796. 332. 065. 2

аспирант 3 года обучения, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Алшувайли Хассун Хашим

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Панов Евгений Валентинович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент Лепилина Татьяна Викторовна

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Горбатенко Татьяна Борисовна

Читинский Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Чита)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ СУДЕЙ В РОССИИ И В ИРАКЕ С УЧЕТОМ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье анализируются вопросы процесса комплексной подготовки футбольных судей в России и в Ираке с учетом мотивации обучающихся. Среди них выделяется основной вопрос, заключающийся в составлении мотивационного профиля и учета формирования мотивов к занятиям судейской деятельностью. Определен мотивационный профиль российских и иракских слушателей курса «Школа молодого арбитра». Установлены ведущие мотивы при подготовке футбольных судей, связанные с удовлетворением их потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой в процессе судейской деятельности. Отмечается, что российские и иракские обучающиеся нуждаются в совершенствовании знаний методики судейства, практики анализа всех ситуаций. Основываясь на эмпирических данных, сделано заключение о том, что психологическая мотивационная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.