http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-166-170
УДК 37.01
К ВОПРОСУ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Богатырева Ю.И., Привалов А.Н.
ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Российская Федерация
Аннотация. При формулировании базовых аспектов построения информационного общества в нашей стране одним из приоритетных направлений стало внедрение информационных технологий в такую область как здравоохранение. Информационные технологии, кибернетика, математические методы обработки информации и принятия решения прочно укореняются в деятельности учреждений здравоохранения. Показана актуальность проблематики подготовки кадров для информатизации здравоохранения на примере Тульской области. Одним из решений по кадровому обеспечению информатизации здравоохранения является подготовка такого рода специалистов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». Приведены характеристика и основные черты основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика направленность «Прикладная информатика в здравоохранении». Указаны основные компетенции, которыми должен обладать выпускник - специалист в области информатизации здравоохранения. Предложено, что одним из решений, повышающим качество специалистов, может быть организация сетевого взаимодействия с предприятиями отрасли. Сформулированы требования к организации сетевого взаимодействия. Приведён пример подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого с использованием сетевого взаимодействия с предприятиями отрасли Тульского региона.
Ключевые слова: информатизация здравоохранения, образовательная программа, прикладная информатика.
Переживаемый в настоящее время бум широкого внедрения информационных технологий напрямую затронул и здравоохранение [1]. И это не случайно, поскольку эффективное функционирование системы здравоохранения определяется системообразующими факторами, к числу которых относится и развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации [2]. В обществе утвердилось понятие «информатизация здравоохранения» (ИЗ), под которым понимается процесс внедрения компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых свойств, системы здравоохранения, позволяющих более эффективно организовать сохранение и укрепление здоровья населения на основе качества медицинской помощи.
Информатизация здравоохранения в России является сложным многоаспектным процессом, который требует научного обоснования принятия решений. Можно обоснованно утверждать, что информатизация здравоохранения,- как конвергенция ^-технологий и
собственно медицины находится в начале своего развития и представляется тем более актуальным выработка общих принципов, правил, методик применения и использования информационных систем, а также правовых механизмов, легитимизующих применение их во врачебной практике.
В Тульской области информационные технологии и информационные услуги становятся важнейшим элементом социально-экономического развития, специалисты этой сферы необходимы для эффективного функционирования предприятий всех отраслей народного хозяйства региона. В настоящее время в экономике региона происходит увеличение доли предприятий ГГ-сферы, такие предприятия играют всё более заметную роль в формировании валового регионального продукта. На территории Тульской области проводятся мероприятия государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", формируются элементы электронного правительства, расширяется спектр электронных услуг населению. Информационные технологии активно внедряются в такие сферы как образование, медицина, культура.
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Отвечая запросам времени, в ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» организована профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в здравоохранении») в тесном взаимодействии с предприятиями 1Т-сферы региона [3]. При этом мы исходили из того, что, с одной стороны, именно эти предприятия, в первую очередь, заинтересованы в получении квалифицированных кадров, и они же, с другой стороны, лучше всего могут сформулировать специальные прикладные компетенции будущих выпускников.
Цель реализации основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП, образовательная программа, программа бакалавриата) по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика направленность (профиль) «Прикладная информатика в здравоохранении» - создание обучающимся условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности.
Объем основной профессиональной программы составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения.
Срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. В очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года 6 месяцев. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
При разработке ОПОП учтены требования профессиональных стандартов: ПС «Специалист по информационным системам», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2014 г. № 896н, ПС «Специалист по информационным ресурсам», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2014 г. №629н, ПС «Руководитель разработки программного обеспечения», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «17» сентября 2014 г. № 645н, ПС «Администратор баз данных»,
утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «17» сентября 2014 г. № 647н, ПС «Архитектор программного обеспечения», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «7» апреля 2014 г. № 228н, ПС «Системный аналитик», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «28» октября 2014 г. № 809н.
Разработка и реализация образовательной программы осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях, о защите информации и о персональных данных.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
• системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов информационных систем;
• разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание информационных систем в прикладных областях;
• выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются прикладные и информационные процессы, информационные технологии, информационные системы.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)" выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с основным видом профессиональной деятельности, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи [5]: проектная деятельность:
проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки: сбор детальной информации для формализации требований пользователей заказчика, интервьюирование ключевых сотрудников заказчика;
формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта;
моделирование прикладных и информационных процессов, описание реализации информационного обеспечения прикладных задач;
составление технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы;
проектирование информационных систем в соответствии со спецификой профиля подготовки по
видам обеспечения (программное, информационное, организационное, техническое);
программирование приложений, создание прототипа информационной системы,
документирование проектов информационной системы на стадиях жизненного цикла, использование функциональных и технологических стандартов;
участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей;
сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
проведение работ по описанию информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия заказчика;
участие в техническом и рабочем проектировании компонентов информационных систем в соответствии со спецификой профиля подготовки;
программирование в ходе разработки информационной системы;
документирование компонентов информационной системы на стадиях жизненного цикла;
производственно-технологическая деятельность: проведение работ по инсталляции программного обеспечения информационных систем (далее - ИС) и загрузке баз данных;
настройка параметров ИС и тестирование результатов настройки;
ведение технической документации; тестирование компонентов ИС по заданным сценариям;
участие в экспертном тестировании ИС на этапе опытной эксплуатации;
начальное обучение и консультирование пользователей по вопросам эксплуатации информационных систем;
осуществление технического сопровождения информационных систем в процессе ее эксплуатации; информационное обеспечение прикладных процессов; организационно-управленческая деятельность: участие в проведении переговоров с заказчиком и презентация проектов;
координация работ по созданию, адаптации и сопровождению информационной системы;
участие в организации работ по управлению проектом информационных систем;
взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта;
участие в управлении техническим сопровождением информационной системы в процессе ее эксплуатации;
участие в организации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и управлении информационной безопасностью информационных систем;
участие в организации и управлении информационными ресурсами и сервисами; аналитическая деятельность:
анализ и выбор проектных решений по созданию и модификации информационных систем;
анализ и выбор программно-технологических платформ и сервисов информационной системы;
анализ результатов тестирования информационной системы;
оценка затрат и рисков проектных решений, эффективности информационной системы; научно-исследовательская деятельность: применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий и математических методов;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.
В качестве допонительных компетенций сформулированы: знания основных задач и классификационных признаков МИС; программных продуктов, используемых для автоматизации процесса проектирования медицинских информационных систем; методов и средств обеспечения информационной и программной совместимости медицинских программных продуктов, и их интеграции в единое информационное пространство; основные направления стандартизации в области МИС в России и мире; методологии проектирования информационных систем; назначений и содержаний стандартов обмена данными между лечебными учреждениями (HL7); жизненного цикла МИС;
умения проводить анализ предметной области; выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС в области здравоохранения; разрабатывать техническое задание на создание медицинских информационных систем; использовать CASE средства для создания моделей МИС; использовать объектно-ориентированный анализ при проектировании медицинских информационных систем;
навыки администрирования клинической информационной системы, первичного заполнения справочников, назначения ролей пользователям системы; автоматизированного создания первичной медицинской документации, конструирование пользовательских документов; проектирования модулей медицинской информационной системы.
Программа бакалавриата состоит из следующих блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к
базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Образовательная программа по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика направленность (профиль) «Прикладная информатика в здравоохранении» в соответствии с требованиями ФГОС ВО предусматривает следующие типы учебной и производственной практик: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, преддипломная практика. Учебные и производственные практики проводятся стационарно на базе кафедры информатики и информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого и на профильных предприятиях г. Тулы, поскольку зачастую предприятия IT-сферы заметно лучше оснащены программным и техническим обеспечением, которое можно использовать при подготовке бакалавров.
Особенностью подготовки специалистов в области информатизации здравоохранения стало использование сетевого взаимодействия. Нормативным основанием сетевого взаимодействия в условиях ФГОС ВО при подготовке бакалавров направления «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого являются: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации [4], федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению [5], в которых декларируется, что «реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ... ресурсов иных организаций...».
Обязательным требованием к сетевой организации образовательной программы в консорциуме с предприятиями IT-сферы региона является открытость процедур, безусловный характер их выполнения всеми субъектами сетевых взаимодействий. Необходимыми условиями организации сетевой образовательной программы образовательных организаций совместно с предприятиями являются наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети и договорные формы правоотношений между участниками. В ТГПУ им. Л.Н. Толстого заключены договоры о сотрудничестве со следующими организациями: ООО «РусскоеПромо», ООО «СофтЭксперт», ООО «Де-велопер софт», ИВЦ ЖКХ, «Codemasters International» и др.
Все основные образовательные программы и учебно-методические материалы проходят обязательное рецензирование независимыми экспертами из числа потенциальных работодателей. Такое взаимодействие позволяет ре-
шать одну из основных проблем практического отсутствия у выпускников специальных знаний, умений и компетенций, необходимых и достаточных на современном ГГ-рынке труда.
При организации сетевой организации образовательной программы в консорциуме с предприятиями ГТ-сферы региона применяются следующие варианты реализации образовательных программ с использованием ресурсов предприятий:
проведение занятий сотрудниками предприятий непосредственно в ТГПУ им. Л.Н. Толстого;
проведение занятий преподавательским составом на предприятии (при технической поддержке сотрудников предприятия);
дистанционная форма обучения с применением информационных и компьютерных технологий: электронные обучающие системы, электронные учебники, компьютерные тренажёры и т.д.
Взаимодействие специалистов предприятия, студентов и преподавателей вуза может строиться в различных форматах: проблемные лекции, практические занятия, научные семинары, конференции, электронная переписка и т.д.
При организации указанного направления подготовки бакалавров был взят курс на широкое сотрудничество с предприятиями ГТ-отрасли региона, и в первую очередь, с государственным автономным учреждением «Центр информационных технологий» (ГАУ ТО «ЦИТ»), участвующем в разработке, внедрении, развитии и поддержке медицинской информационной системы Тульской области.
Совместно со специалистами ГАУ ЦИТ была разработана основная образовательная программа, учебный план и программы отдельных дисциплин, специалисты Центра участвуют в проведении занятий и практик при подготовке бакалавров. Такая форма взаимодействия способствует формированию индивидуальных траекторий образования для бакалавра, определяемых заказчиком кадров с учётом будущей профессии.
Поскольку система комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения включает, в том числе, и подготовку выпускных квалификационных работ, часть тем выпускных квалификационных работ формулируется специалистами непосредственно на предприятиях, являющихся местом будущей работы выпускников.
Таким образом, сетевое взаимодействие при подготовке бакалавров по направлению в условиях ФГОС ВО «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется в форме сотрудничества с предприятиями сферы информационных технологий Тульского региона и ориентировано на подготовку специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности в системе ГТ-отрасли, в частности, информатизации здравоохранения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 //[Электрон. ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 15.07.2017)
[2] Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года //[Электрон. ресурс] URL: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf (дата обращения 15.07.2017)
[3] Привалов, А.Н. Особенности подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика» ТГПУ им. Л.Н. Толстого в условиях сетевого взаимодействия / Ю.И. Богатырева, А.Н. Привалов //От информатики в
школе к техносфере образования: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Российская академия образования, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. - Воронеж, 2016. С. 87-91.
[4] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". [Электрон. ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.9.2015)
[5] Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)» от 12.03.2015 N 207 [электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/news/2/1074 (дата обращения 15.03.2016)
TO THE QUESTION OF HUMAN RESOURCES FOR REGIONAL INFORMATION OF HEALTH CARE
Bogatyreva Yu.I., Privalov A.N.
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation
Annotation. When formulating the basic aspects of building an information society in our country, one of the priority areas was the introduction of information technologies in the field of health care. Information technology, cybernetics, mathematical methods of information processing and decision making are firmly rooted in the activities of healthcare institutions. The urgency of the problem of training personnel for the informatization of public health in the example of the Tula region is shown. One of the decisions on staffing the informatization of health care is the training of such specialists in the federal state budget educational institution of higher professional education "Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy. " The characteristics and main features of the basic professional educational program in the direction of preparation are given. 09.03.03 Applied informatics orientation "Applied informatics in public health services". The main competencies that a graduate-specialist in the field of health informatization should possess are indicated.
It is suggested that one of the solutions that improve the quality of specialists can be the organization of network interaction with industry enterprises. The requirements for networking have been formulated. An example of training bachelors in the direction of "Applied Informatics" at TSPU them. L.N. Tolstoy with the use of network interaction with enterprises of the Tula region. Key words: informatization of public health services, educational program, applied informatics.
REFERENCES
[1] On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 // [Electronic. Resource] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (reference date is July 15, 2017)
[2] The concept of development of the health care system in the Russian Federation until 2020 // [Electronic. Resource] URL:
http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf (circulation date Jul 15, 2017)
[3] Privalov, A.N. Features of training bachelors in the direction of "Applied Informatics" TSPU them. L.N. Tolstoy under the conditions of network interaction / Yu.I. Bogatyreva, A.N. Privalov // From informatics in school to the technosphere of education: a collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Russian Academy of Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow Pedagogical State University. - Voronezh, 2016. P. 87-91.
[4] Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the
Russian Federation." [Electron. Resource] URL: http://www.consultant.ru (reference date: 09/09/2015) [5] Order "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 09.03.03 Applied Informatics (Baccalaureate)" dated 12.03.2015 N 207 [electronic resource] URL: http://fgosvo.ru/news/2A 074 (Circulation date 15.07.2017